Ветераны СВО – школе: военные сборы и страйкбол, ГТО и портфолио

Включение начальной военной подготовки в программы школ должно сопровождаться действенными мерами по повышению ее популярности среди школьников и абитуриентов.

0
374
Время на чтение 8 минут

Источник: газета ЗАТРА

Больше баллов в портфолио за успехи в НВП

Оценки школьного аттестата не играют никакой роли при зачислении в вузы, а медаль дает смешные несколько баллов в портфолио, в дополнение к сотням баллов за предметы ЕГЭ. Поступление в вузы полностью определяется результатами ЕГЭ по трем и редко четырем предметам, а дополнительное вступительное испытание или творческий конкурс есть в небольшом количестве вузов. Поэтому школьники 10-11 классов учат только несколько предметов ЕГЭ, а изучение остальных лишь имитируется («на отвяжись» на подростковом сленге). Часть школьников «на отвяжись» учит и предметы ЕГЭ, поскольку на бюджетные места в ведущие вузы им все равно не добрать баллов, а в заурядные региональные вузы на бюджетные места или на платные места в ведущие вузы можно попасть даже с 50-60 баллами из 100.

Вроде чиновники от образования об этом догадываются и что-то пытаются делать. Многие школьные предметы теперь делятся на базовый и профильный уровни, ежегодные проверочные работы по каждому предмету требуют лишь базовых знаний, периодически идут дискуссии о расширении портфолио школьников.

Появление модуля НВП в составе ОБЖ прошло без публичной профессиональной дискуссии, и в текущей образовательной парадигме начальная военная подготовка может обернуться профанацией, если не принять необходимые меры.

Гипотетически можно сделать ОБЖ (НВП) обязательным предметом ЕГЭ либо условно обязательным, как сочинение по литературе, но при обсуждении этого предложения придётся столкнуться с мнениями тех, кто хочет сделать обязательным ЕГЭ по истории или другим предметам.

В советской школе, особенно в 1960-1970-х годах, не было пренебрежения к второстепенным предметам, а НВП давала вполне конкретные навыки и пользовалась у юношей популярностью, особенно если учителями были отставные военные с реальным боевым опытом, и школа имела необходимый инвентарь.

Служба в советской армии позволяла поступать в институты с меньшими оценками на вступительных экзаменах, а во многих странах такие преференции действуют и в настоящее время. Попыткой вернуть такую практику стали льготы при поступлении в вузы для детей участников СВО, но только почему-то не для самих участников.

Некоторым современным прообразом возможного решения являются небольшие баллы за золотой знак ГТО в портфолио при поступлении. В программе ГТО есть отдельные упражнения военного характера, например, стрельба или метание гранаты, да и в целом хорошая физическая форма крайне важна, даже для мирного труда.

Поэтому для повышения интереса юношей к НВП можно добавлять существенные баллы в портфолио при поступлении в вузы за конкретные результаты по этому предмету. Например, за сдачу нормативов НВП на отлично и ГТО на золотой знак следует давать по 20 или даже по 30 баллов в портфолио, с меньшими баллами за результаты на хорошо и удовлетворительно, на серебро и бронзу ГТО. Набор нормативов НВП следует сделать достаточно обширным и хотя бы отчасти отражающим реалии потенциального солдата современной армии, а также конкретным, как в ГТО.

Примером высокого статуса военного обучения в гражданской системе образования являются в последние годы военные кафедры вузов. Точнее, сейчас это военно-учебные центры, располагающиеся в помещениях вузов и методически подчиненные Министерству обороны РФ. В отличие от трудностей военкоматов с обеспечением призыва, на военные кафедры серьёзный конкурс и отбор. Военные учебные центры действуют в 120 из примерно 500 государственных вузов, и даже в этих 120 вузах обеспечивают местами далеко не всех юношей этих вузов. Чтобы попасть на военную кафедру, необходимо иметь успехи в учебе, хорошую физическую форму и крепкое здоровье.

Военные с опытом СВО как учителя ОБЖ (НВП) и оснащение школ

Сегодня уроки ОБЖ в школе зачастую ведут женщины в возрасте, как наиболее типичные представители профессии школьного учителя, либо учителя физкультуры мужского пола со спортивным прошлым. В хороших школах с толковыми директорами ОБЖ ведут отставные пожарные, спасатели или военные, но и среди таких отставников нечасто встречаются люди с богатым опытом работы в чрезвычайных ситуациях или службы в горячих точках.

Именно преподаватели с профессиональным опытом пробуждают у подростков реальный интерес к ОБЖ. В таких случаях магнетически действуют личная харизма и реальные рассказы за пределами формализма программы или учебника. Особенно интересны практические занятия, когда подростки видят уникальные навыки такого учителя в обращении с оружием, снаряжением, аптечками.

Через СВО проходит не одна сотня тысяч военнослужащих, и среди них наверняка найдется несколько десятков тысяч, которые могли бы преподавать ОБЖ (НВП) в школе после соответствующей переподготовки. После Великой Отечественной многие фронтовики работали в школах, вели не только уроки НВП, но и математику, физику, историю. Именно с фронтовиками был связан порядок и дисциплина в советских школах в 1950-60-е годы, а уход фронтовиков на пенсию совпал с началом деградации нашей школы в 1980-е годы.

В советские времена было хорошее оснащение уроков НВП, особенно в школах послевоенной постройки и формирования коллективов. В подвалах школ были действующие бомбоубежища с наглядной агитацией, подземные ходы сообщения с другими строениями гражданской обороны. В школах были тиры с мелкокалиберными пневматическими винтовками (в просторечии – мелкашками) в подвалах, по несколько охолощённых пистолетов и автоматов, гранаты и мины без взрывателей, десяток списанных противогазов и костюмов химзащиты. Во дворах школ были оборудованы полосы препятствий, или школьники ходили на такие полосы в ближайшие воинские части или подразделения милиции.

С опытными учителями и хорошим оснащением уроки НВП были самыми интересными для подростков. Отлучение от школьного тира или недопуск на полосу препятствий на базе ОМОНа за плохое поведение были действенным наказанием для трудных подростков. За мелкие шалости на других уроках такие шалуны стояли в сторонке, пока другие разбирали и собирали автоматы или одевали костюмы химзащиты. Немыслимо было тогда зависать на уроках НВП в каких-нибудь играх и игнорировать учителя.

Поэтому недостаточно просто принять обновленную программу ОБЖ (НВП), необходимо также хорошо оснастить школы. Перечисленный выше типичный советский набор для практических занятий необходимо расширить с учетом опыта СВО. В каждой школе должно быть хотя бы по несколько бронежилетов и касок разных моделей, комплектов военной формы разных сезонов, раций, хотя бы по одному простому тепловизору и прибору ночного видения, десятки муляжей разных типов мин и гранат. За время СВО отсняты тысячи официальных и неофициальных роликов о реальных боевых действиях и жизни в районах рядом с линией соприкосновения, правильная подборка которых может стать более чем наглядными пособиями.

Военные сборы и страйкбол как вершина школьной НВП

В советское время военные сборы не были такой редкостью, как в современной России. Многие юноши выезжали на двухмесячные сборы летом после 9 класса. Такие сборы были неотъемлемой частью советской культуры, многие мужчины в возрасте позитивно вспоминают сборы своей юности, а некоторые отмечают высочайшую интенсивность тех сборов.

В современной российской практике военные учебные сборы в основном проводятся для выпускников военно-учебных центров (военных кафедр) вузов, когда двухмесячные сборы становятся финалом и проверкой результатов двухлетнего обучения одновременно с освоением программы бакалавриата или магистратуры. В последнее десятилетие российские школьники выпускных классов крайне редко выезжают на учебные сборы, только с наиболее ответственными директорами, с кадетскими классами, с нацеленностью на победы на олимпиадах по ОБЖ. Хотя в 2022 году российские СМИ стали часто сообщать о проведении военных сборов юношей 10 классов, обычно в течение пяти дней, а иногда до трёх недель.

Среди нормативных документов федерального и регионального уровней можно найти учебные планы сборов для старшеклассников. Такие программы обычно повторяют по своим темам модули программы ОБЖ с большим упором на практические аспекты военных модулей. Типичный учебный план сборов включает вопросы размещения и безопасности военнослужащих, нарядов и караулов, строевой подготовки и стрельб, защиты от оружия массового поражения и медицинской помощи, сдачу нормативов по физической подготовке. Зачастую полноценно отработать указанные вопросы за одну неделю не представляется возможным, да и перечень вопросов требует расширения и актуализации, но все же сборы должны стать важнейшим элементом подготовки школьников.

Представим идеальную ситуацию: 30-60 баллов в портфолио при поступлении в вузы по результатам сдачи нормативов НВП и ГТО, а также учебные сборы в течение двух летних месяцев с возможностью улучшить подготовку и сдать эти нормативы. Для многих ребят это станет важным мотивом «зацепиться» за бюджетные места в столичных вузах или на наиболее престижных специальностях вузов своих регионов. Необходима только грамотная организация таких сборов, чтобы они не повторили судьбу ЕГЭ первых лет и не превратились в профанацию почти автоматического получения таких баллов. Хотя и треть баллов в портфолио от максимальных вполне можно давать за умеренные усилия по достижению бронзовых результатов НВП и ГТО.

Есть еще способ привлечь молодых людей к военной подготовке – через страйкбол. Сотни тысяч подростков и взрослых по всей стране прошли через увлечение этой игрой. Поясним, что «оружие» страйкбола стреляет маленькими твердыми пластиковыми шариками на расстояние от 20 до 100 метров прицельно и вдвое дальше – «навесом». Экстремалы заменяют пластиковые шарики на дробь, тюнингуют пневматику «оружия», доводят его до уровня мелкашек и так усиливают реалистичность «поражения» участников игр. «Оружие» страйкбола внешне полностью имитирует реальное, используется реальная форма и снаряжение, российское и натовское. Например, тактические очки военнослужащих, разгрузки, бронежилеты, каски, элементы камуфляжа натовского образца массово завозились в нашу страну именно энтузиастами страйкбола.

Страйкбол не следует путать с пейнтболом, где стреляют шариками с красками в разы большего размера, более четко показывающими "поражение", но с дистанциями в разы меньше страйкбола. Также не следует путать страйкбол с лазертагом, где "оружие" "стреляет" инфракрасными импульсами, и датчики на камуфляже фиксируют попадание. К тому же оборудование для лазертага является более дорогим и менее приспособленным для больших полигонов с естественным освещением.

Простые игры страйкболисты устраивают в заброшенных промышленных зонах в городской черте, сложные – на бывших военных полигонах, продолжительность варьируется от половины дня до нескольких суток. Организаторы таких игр и опытный костяк игроков выработали правила поведения для придания этим играм большей реалистичности, правила наказания откровенных «маклаутов» (как бы незамечающих попадания в них шариков). Чтобы быть успешным в таких играх, необходимо развивать навыки скрытного перемещения и маскировки, в составе малых и больших групп, в светлое и темное время суток, с применением имитаторов автоматов и гранат, на больших территориях или с интенсивными моментами, быть в хорошей физической форме.

Отдельные воинские части официально несколько раз в год устраивали страйкбольные «игры» на действующих полигонах, с использованием реальных единиц военной техники, даже с холостыми выстрелами. Например, много лет назад такие игры устраивались на полигоне в подмосковном Алабино, где сейчас работает парк «Патриот», и каждую из команд там «сопровождали» танки Т-80, самоходки «Мста», БТРы, которыми управляли опытные военнослужащие.

Вполне возможно сделать страйкбол одной из школьных олимпиад, частью военных сборов, а его элементы – элементами нормативов НВП (ГТО), давать членам команд победителей или сдавших нормативы весомые баллы в портфолио при поступлении в вузы.

Необходимо искать и другие решения, чтобы введение НВП не стало сугубо бюрократическим действием в подростковом стиле «на отвяжись».

Автор – доктор экономических наук, профессор Департамента общественных финансов Финансового университета

Фото: Наследие

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1.

НВП может стать успешной в школе только в случае, если преподавателями наберут энтузиастов.
Человек / 29.12.2022, 10:46
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Ануреев
Ускоряемся по ж/д на Чёрное море: за 8 часов до Ростова-на-Дону через Луганск
«Ласточки», «пальцы Николая», приоритет половине ВСМ на юг
06.05.2024
О повышении налогов на потребление
богатых и вывоз капитала
14.08.2023
Шольц vs. индийская диаспора, потолок Байдена, Стивен Сигал
vs блоггеры, налоговая упрощенка богатых
12.05.2023
«Призрак Эпштейна» бродит по Нью-Йорку,
рост госдолга США и профицит бюджета РФ
14.04.2023
Все статьи Сергей Ануреев
Последние комментарии
«Я убеждён, что место Стрелкова не в тюрьме, а на фронте»
Новый комментарий от Константин В.
16.05.2024 21:21
Люди, будьте бдительны!
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.05.2024 20:02
Очередная мировая
Новый комментарий от Победа45
16.05.2024 19:15
Рассерженные патриоты
Новый комментарий от Победа45
16.05.2024 19:12
Помазание на Царство Владимира Путина?
Новый комментарий от Советский недобиток
16.05.2024 18:15
Мы русские. Но с нами ли Бог?
Новый комментарий от Егоров
16.05.2024 17:29