Образование – национальный капитал или Золушка сферы услуг?

0
609
Время на чтение 8 минут

Источник: Россия - Ноев Ковчег

В этом году заканчивается реализация государственной программы информатизации российского образования на 2010-2020 годы, на которую были выделены сотни миллиардов рублей. Что дала и чего не дала информатизация российскому образованию? Как изменилось качество образования? Можно ли учесть ошибки и не наступить на одни и те же грабли в будущем?

На эти и другие вопросы отвечает директор Института опережающих исследований имени Шифферса, доктор психологических наук, эксперт РНК Юрий Громыко.

Что дала информатизация школы?

Внятный и конкретный ответ на эти вопросы получить в официальных источниках очень трудно. Внешне – да, имела место массовая закупка компьютеров и интерактивных досок для школ. Церемонии открытия компьютерных классов очень любили показывать телевизионщики в своих репортажах, особенно – с участием первых лиц. Но в целом, информатизация образования стала ну очень своеобразной доктриной и способом действия. Ее основной минус в том, что она не имела никакого отношения к современным воспитательным и педагогическим технологиям.

Изменились ли технологии работы учителей? Ведется ли диагностика усвоения учебного материала? Улучшили компьютерные новшества качество образования? На все эти принципиальные вопросы ответ отрицательный. Как это ни парадоксально, качество образования за последние десять лет существенно упало, и продолжает падать. В этом со мной согласятся подавляющее большинство как педагогов, так и родителей.

Эффект отрицательный. Почему?

В отрасль вбухиваются миллиарды, а эффект – прямо противоположный. Почему так происходит? Потому что и цели повышения качества образования изначально не ставилось! Использование мультимедиа в ходе учебного процесса не повлияло на способность учиться и осваивать новые знания. Показ видеоматериалов вырабатывает у школьников привычку наблюдать, а не думать, не ставить перед собой познавательные задачи.

Последние десять лет российскую систему образования буквально изуродовали два негативных фактора. Первый – внедрение системы ЕГЭ (единого государственного экзамена), полностью построенной на тестировании, то есть угадывании правильных ответов. Известно, что американскую среднюю школу разрушила именно эта тестовая система и это признают сами американцы. Эта же система разрушила старшую ступень и российской средней школы, несмотря на отчаянное сопротивление педагогической и родительской общественности. Российские старшеклассники последние два года обучения занимаются не столько в школе, сколько с репетиторами. Те их усиленно натаскивают на сдачу тестов ЕГЭ, чтобы набрать высокий балл и, наверняка, поступить в вуз. Настоящих знаний от зубрежки не прибавляется, сдал экзамен – и забыл.

Второй губительный фактор – вся система образования в России сегодня нацелена на отбор талантов. Детей, школьников, изначально рассматривают как некую биомассу, которую надо сепарировать, разделить на “сливки и отстой”, чтобы затем работать именно со сливками. Используется технология маркировки юных талантов, как лучших и особо одаренных, продвижение их на различных конкурсах, от вокально-танцевальных до математических, где их способности капитализируют, делают на них деньги. Так называемый “отстой” – никому не интересен, обречен на прозябание, они маркированы клеймом неуспешных. Англосаксонская технология, ориентированная на то, чтобы как можно быстрее “срубить прибыль”.

Это в корне неверный подход, не имеющий отношения к развитию человеческой личности. Бесталанных нет, творческие способности, или, как сейчас говорят, креативность, можно и надо формировать у всех школьников. И для этого существует масса методик и педагогических технологий развития. Они практически каждого ребенка могут научить ставить и решать творческие задачи. Было бы желание! Такими методиками всегда была сильна советская школа, ее выпускники совершали великие открытия и решали грандиозные задачи во всех сферах народного хозяйства, от освоения целины до выхода человечества в космос. Сегодняшняя российская школа выпускает, в основном, безынициативных потребителей.

Школа должна учить мыслить!

В психологии и образовании я являюсь учеником и последователем таких авторитетов как Василий Давыдов и Виталий Рубцов. Они предложили обучать творческому мышлению каждого школьника ещё с начальной школы. Цель – сформировать мыслящую нацию.

Самая страшная угроза для наших геополитических противников – российская нация, которая живет своим умом, самостоятельно рассуждает, имеет в арсенале логические средства, позволяющие не утонуть в информационном потоке. И делается всё, чтобы эту угрозу максимально ослабить или устранить полностью.

Когда американцы в середине 1970-х приезжали в Советский Союз, их поражала практика обычных московских школ. В них лучшие советские психологи и философы изучали, как мыслят ученики начальной школы, готовили методики развивающего обучения. И до сих пор Россия – практически единственная страна, которая имеет образовательные технологии обучения мышлению каждого школьника. Школа должна учить мыслить! Это соответствует тезису выдающегося российского философа Эвальда Ильенкова, именно так называется одна из его книг. Основным принципом российской школы должно быть развитие и воспитание у каждого школьника креативных способностей.

Образование – сфера услуг?

Третий негативный фактор, пагубно влияющий на российское образование – законодательное отнесение образования к сфере услуг. (Именно так записано в федеральном законе об образовании.) Этот подход разрушает конструктивное взаимодействие учителей, детей и их родителей. О воспитании детей речи не идет, только об обучении. Педагоги за свою невеликую зарплату выдают минимум “образовательных услуг”, и говорят родителям: “Хотите больше и лучше? Платите денежки!”. Родители при таком рыночном подходе относятся к школе откровенно потребительски, как к камере хранения. Сдают туда своих детей со всем ворохом нерешенных проблем семейного воспитания. В результате между семьей и школой возникает огромная щель отчуждения, в которую проваливаются привитие традиционных семейных ценностей, непрерывность воспитательного процесса и многое другое.

Образование – безусловное общественное благо, а отнюдь не сфера услуг! Это национальный капитал и гарантия национальной безопасности, средство воспроизводства национальной гениальности. Принципиально некомпетентная формулировка федерального закона вызвала отчуждение и разъединила усилия педагогов и родительской общественности.

На этом фоне десять лет шла информатизация образования, главной функцией которого стало повышение наглядности учебного материала. В результате бесконечный просмотр видеоматериалов, “веселых картинок”, постепенно отучает мозг ребенка работать.

Как клиповое сознание отучает мыслить

Еще одна проблема. Огромная масса компьютеризированных детей, начиная с младших классов, сидит в социальных сетях своих смартфонов, и «вытащить» их оттуда у педагогов нет никакой возможности. Если вы придете на урок даже в лучшей московской школе, то обнаружите удивительную вещь: больше двух минут класс сосредоточиться ни на чем не может, начинает “гудеть”, перешептываться, переговариваться. Смартфоны сформировали “клиповое” сознание почти поголовно у всех школьников. Один рекламный видеоклип длится не более двух минут, и школьнику через это время нужны новые впечатления. Как доза наркоману. Это абсолютно разрушительно для формирования личностей будущих ученых, инженеров, управленцев. Любому специалисту высокой квалификации прежде всего требуется способность длительного сосредоточения мыслительного процесса на решении определенной задачи.

Если вы приедете на урок в китайской школе (а я много раз бывал в китайских школах), то обнаружите прямо противоположную картину. На протяжении 45 минут весь класс внимательно и неустанно следит за размышлением учителя. В полном соответствии с традициями советской школы, из которых в Поднебесной взяли всё самое лучшее. Китаец с младых ногтей воспитан в канонах жесткой конфицианской этики: если он не сможет сконцентрироваться на том, что говорит учитель – он ничего не добьется ни в школе, ни в жизни, не сможет выйти на следующий уровень развития для своей семьи по завоеванию положения в обществе. А человеческая конкуренция в Китае огромная, есть много желающих занять твое место.

Студенты с интеллектом дошкольников?

Ряд интересных исследований опубликовали ленинградские психологи. Они, в частности, показывают, что даже у студентов вторых-третьих курсов отсутствует культура мышления. И это в лучших питерских вузах! А именно она позволяет ответить на вопрос, что достоверно, а что ложно в информационном потоке.

В сознании студентов отсутствуют классификационные навыки, структуры их сознания (в психологии – псевдопонятия и комплексы) группируют предметы на основе поверхностных внешних характеристик. Это прямое следствие бесконечного наблюдения картинок в соцсетях. Это такие же структуры, которые фиксировали советские исследователи в сознании кочевников Средней Азии, казахов и киргизов, в 1930-е годы, которые вообще никогда не ходили в школу. То есть интеллектуальный уровень у современных студентов и необразованных кочевников – примерно на одном уровне. Примерно, как у дошкольного ребенка, который не знаком с классификацией и логическими построениями.

Одно из свойств интеллекта – умение ставить проблему, фиксировать, какого именно знания не хватает для решения проблемы. Собственно образование – это умение пользоваться технологией получения знаний, и не только из учебников, а из самых разных источников. Но вместо введения школьников в новые способы освоения знаний, внедрение информационных технологий, в российской школе закапсулировали в области их собственных мнений.

Какая цифровизация нам нужна?

Нам нужны информатизация и цифровизация школы – но совершенно другого типа. На платформах, которые включают ребенка в решение сложных проектных задач, стоящих перед страной, и варианты решения обсуждаются затем с педагогами и экспертами. И когда это удается – у детей горят глаза, они говорят – “мы поняли, для чего надо учиться!”. Подросток видит, что его энергия и интеллект необходимы для блага страны! И это важнейший смысл, стимулирующий старшеклассников. К сожалению, происходит это чаще всего на проектных школах уже после основных уроков, в системе так называемого дополнительного образования, Очень важно научить его пользоваться тем же интернетом продуктивно, вступая в коммуникации и создавая продукты экономики знаний.

Что необходимо сделать для коренного улучшения качества образования и воспитания в российской школе? Как использовать не во вред, а во благо средства технического прогресса? На эти и другие вопросы я постараюсь ответить в следующем материале на сайте “Россия – Ноев ковчег”.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Юрий Громыко
Денонсация Беловежских соглашений
И возвращение домой – к исторической России, России вечной
03.03.2022
«Но нам нужен с вами рывок…»
Кто не даёт состояться рывку?
01.06.2021
Когда ждать восстановления российской экономики?
Россия переживает в этом году экономический спад
04.12.2020
В настоящем – России гордиться нечем. Вся надежда – на будущее?
Какую идеологию сможет предъявить Россия миру?
25.11.2020
Все статьи Юрий Громыко
Последние комментарии
Помазание на Царство Владимира Путина?
Новый комментарий от Zakatov
09.05.2024 08:29
«Дружба народов»: Россия и Средняя Азия
Новый комментарий от учитель
09.05.2024 05:40
День Победы на Светлой Седмице – добрый знак
Новый комментарий от Русский Сталинист
09.05.2024 05:11
«Инкубаторные дети» цивилизацию не спасут
Новый комментарий от Русский Сталинист
09.05.2024 05:02
Обыкновенный эстонский фашизм
Новый комментарий от Русский Сталинист
09.05.2024 05:00