Концепция развития образования в Российской Федерации

Концепция развития образования в Российской Федерации | Всемирный Русский Народный Собор

Дети — наше будущее; сегодня — дети, завтра — страна. Как ни банальны эти слова, но они несут глубочайшую истину. И пытаясь заглянуть в будущее нашей страны, мы должны не только анализировать развитие общества: экономики и культуры, инфраструктуры и информационных технологий, — мы должны думать о том, кто будет все это осуществлять завтра. А осуществлять все это придется нашим детям: сегодняшним дошкольникам, школьникам, студентам.

Смогут ли они выполнить все то, что сегодня только предполагают политики, ученые, эксперты? Ответ очень прост: они смогут это сделать настолько, насколько позволит им сегодняшнее образование. Поэтому состояние современного образования, его потенциал — это реальное состояние нашего завтрашнего общества.

К сожалению, современное состояние российского образования вызывает множество вопросов. Построенное на основе господствующего либерального проекта, современное образование прививает подрастающему поколению чуждые традиционной России ценности и смыслы, нацеливает молодых людей исключительно на личный жизненный успех, ориентирует лучших из них применять свои знания и силы вне пределов России, и тем самым фактически способствует превращению России в сырьевой придаток Западной Европы или США.

Всемирный Русский Народный Собор с первых дней своего существования обратил внимание на проблемы национального образования. Уже в заявлении I ВРНС в 1993 г. говорилось: «Наша культура и цивилизация нуждаются в первоклассной школе, чтобы возродить Великую Россию. Нужна Русская национальная школа, от яслей до университета. Формирование русской национальной школы — первоочередная задача русского общества… Нужно восстановить подлинную иерархию ценностей для наших детей и юношества. Нужен учительский и родительский подвиг для спасения России» (http://www.vrns.ru/documents/54/859/). Еще более конкретные цели ставились в резолюции «О русской национальной школе», в которой утверждался тезис об «объективной необходимости обновления школы — обращения к духовности, возрождения ее в школе, возможности целостного духовного роста» (http://www.vrns.ru/documents/54/1281/).

В 1995 г. на II Всемирном Русском Народном Соборе были сформулированы основные принципы «Русской школы»: «Русская школа в широком понимании является системой национального воспитания и образования, опирающейся на все достижения отечественной истории, культуры, духа нашего народа. Образование — национально по содержанию и характеру. Поэтому, поддерживая развитие национального образования всех Народов, имеющих свои национально-государственные структуры на территории РФ, мы особое внимание уделяем становлению русского образования и воспитания от детского сада до высшей школы. Русская школа включает в себя все типы учебных и неучебных учреждений, научные, церковные, государственные и негосударственные структуры… Концепция русской школы должна быть направлена на создание условий для национального воспитания и образования, устранения национального обезличивания русских детей». Тогда же впервые в полный голос было заявлено о том, что духовно-нравственной основой русского национального образования является православная вера: «Душа русского образования — православное воспитание — постоянно питается живительными соками истории и культуры народа своего. Создать национальное образование для русского народа — это значит поддерживать и развивать в отечественном образовании все то прекрасное и уникальное, что заложено в русской идее. Смысл и результат русского образования — Человек, его гармония отношений с миром, Богом, собою, другими людьми; духовное становление личности, формирование православного русского компетентного гражданина; национальное самосознание русского народа, его национальные чувства» (http://www.vrns.ru/documents/55/1268/).

В дальнейшем Всемирный Русский Народный Собор всеми мерами способствовал рождению и развитию в нашей стране православного образования, разработке и утверждению в школьных программах сначала факультативных, а затем и обязательных курсов «Основ православной культуры», поддерживал ученых и учителей, разрабатывавших курсы по другим учебным предметам, которые содержали компоненты православного образования. Несколько Соборов были специально посвящены проблемам воспитания и образования молодого поколения: в 2008 г. состоялся XII ВСНР «Будущие поколения — национальное достояние России», в 2009 г. прошел XIII ВСНР «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления», в 2010 г. — XIV ВСНР «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества».

Одновременно с этим на протяжении ряда лет коллектив авторов, состоящий из авторитетных специалистов в области педагогики, психологии, различных предметных областей, организационных основ системы образования, работающих в ведущих высших учебных заведениях и научно-педагогических учреждениях Москвы, Санкт-Петербурга, Курска, Воронежа, Екатеринбурга, Краснодара, Самары и других российских городов, проводил кропотливую работу по подготовке нового проекта «Концепции развития образования в Российской Федерации». Впервые проект этой концепции был представлен в 2016 году и обсуждался на секции «Образование в России. Ответы на глобальные вызовы и угрозы», которая проходила в рамках XX Всемирного Русского Народного Собора «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы».

Разговор о необходимости разработки и утверждении новых духовно-политических основ современного российского образования продолжился на конференции «История и перспективы развития национальной системы образования в России», которая была проведена силами ВРНС 27 января 2017 г. в рамках XXV Международных Рождественских образовательных чтений «1917–2017: уроки столетия». На конференции был рассмотрен расширенный проект «Концепции развития образования в Российской Федерации», разработанной экспертами ВРНС.

Участники конференции единогласно приняли резолюцию, утверждающую: «Мы, участники конференции «История и перспективы развития национальной системы образования в России», состоявшейся в рамках XXV Международных Рождественских образовательных чтений считаем, что Россия не только имеет все необходимые предпосылки для собственного самостоятельного исторического развития, занимая свое особое достойное место в мире, но и способна стать примером построения такого общества для других народов. Поэтому Россия обязана осуществить свой собственный образовательный проект, заняв при этом лидирующее место в мировом образовании…

В ходе обсуждения отмечено, что прежде всего, необходимо отказаться от понимания образования как сферы образовательных услуг, и возродить понимание системы образования как института воспитания и обучения подрастающего поколения…

Секция ВРНС и Конференция XXV Международных Рождественских образовательных чтений рекомендовали разработать в едином методологическом ключе следующие основополагающие документы: Концепцию развития российского образования, концепции развития отдельных сфер воспитания и образования; единые федеральные образовательные стандарты, учебные программы и учебники и начать широкое обсуждение этих документов в общественных организациях и государственных органах (см.: http://www.vrns.ru/society/4340/)».

В 2019 году доработанный текст проекта «Концепции развития образования в Российской Федерации» обсуждался на заседании Комитета по культуре ВРНС, а затем был представлен членам Бюро Президиума ВРНС. Проект получил принципиальное одобрение и стал составной частью концепции стратегического развития России до 2050 года — «Русская мечта — 2050», которая будет представлена в 2021 году на XXIV Всемирном Русском Народном Соборе.

Как можно видеть, за двадцать шесть лет, прошедших со времени I Всемирного Русского Народного Собора, сделано было много. Но еще больше предстоит сделать в будущем. Самое главное — найти ту стратегию развития, которая поможет решить задачи, стоящие перед нашим народом в XXI веке. И прежде всего необходимо осмыслить современное состояние образования, понять, какой потенциал оно несет и что оно может дать современным детям. Подчеркнем — необходимо проанализировать состояние именно образования, а не деятельность Министерства образования и науки Российской Федерации.

Следующий шаг — определение путей дальнейшего развития системы образования. При этом мы должны не «подгонять» истину воспитания и образования под существующее законодательство, а напротив, само законодательство, всю законодательную базу, включая и федеральные государственные образовательные стандарты переосмыслить с точки зрения оптимального развития образования. И, наконец, самое главное и, наверное, самое сложное — разработка содержания воспитания и образования. Надеемся, что наш анализ и наши предложения, представленные в проекте «Концепции развития образования в Российской Федерации», станут одними из отправных точек для выработки независимой национальной стратегии развития систем воспитания и образования в XXI веке.

Научные руководители проекта:

доктор педагогических наук, профессор В. М. Меньшиков,

член Бюро Президиума ВРНС, доктор исторических наук С. В. Перевезенцев

Замечания и предложения просьба присылать Владимиру Михайловичу Меньшикову,

e-mail: ss-private@yandex.ru

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
"Обсуждаем закон об образовании"
Закрепить в отечественном праве нравственные императивы!
Предложения ко второму чтению законопроекта о поправках в Конституцию РФ
16.02.2020
Нынешнее без-образование
В учебных материалах для третьеклассников содержится идеология квалифицированных потребителей
11.02.2020
«Нужно добиться связки между наукой, образованием и реальной жизнью»
Владимир Путин предложил меры по улучшению образования
07.02.2020
Все статьи темы