Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Русская Голгофа

Николай  Головкин,

28.01.2019


Премьера документального фильма «Новомученики» никого не оставила равнодушным …

Русская Голгофа

Премьера фильма «Новомученики» состоялась на телеканале «Спас» в декабре 2018 года, в завершении года 100-летия гибели Царской семьи. Фильм, снятый по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, посвящён всем новомученикам и исповедникам Русской православной церкви XX века. Поддержку в создании фильма оказали Министерство культуры РФ, Патриарший совет по культуре, Российский фонд культуры.

Это поистине фильм-эпопея, повествующий о трагических судьбах людей, осознанно, по велению сердца пострадавших за веру. Автор сценария Елена Чавчавадзе и режиссёр Галина Огурная - создатели цикла о революциях 1905 и 1917 гг., о истории русской эмиграции. Очередной, можно без преувеличения сказать, титанический труд этих известных кинодокументалистов сравним, пожалуй, разве что с деятельностью целого научного института.

Всего час и 20 минут экранного времени... Однако это сравнительно непродолжительное повествование держит зрителя в неотступном, надрывном напряжении. И хотя многое из исторического контекста произведения давно уже не является тайной для массового российского зрителя, впервые «этапы» нашего «судьбоносного» и противоречивого «большого пути» представлены с такой суровой и пронзительной откровенностью...

«С самого начала своего существования Советская власть заняла непримиримую позицию в отношении Церкви, - рассказывают создатели фильма «Новомученики». - Все религиозные конфессии страны, и Русская православная церковь, в первую очередь, воспринимались новыми вождями не просто как пережиток "старого режима", но и как важнейшее препятствие на пути строительства "светлого будущего"».

 

«Не ограничившись пропагандистской войной против Церкви, - подчёркивает Елена Чавчавадзе, - большевики сразу же перешли к карательным мерам: многочисленные аресты и расстрелы духовенства и активных мирян массово совершались несколькими волнами от Октябрьской революции до самого начала Великой Отечественной войны».

 

Для участия в фильме его авторы, как всегда, пригласили мощный, авторитетный состав экспертов. Это - архипастыри и пастыри Русской православной церкви, в том числе епископ Можайский Леонид (Толмачёв) -наместник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь; протоиерей Кирилл Каледа - настоятель Храма новомучеников и исповедников Российских в Бутово, внук священномученика Владимира Амбарцумова; Владимир Лавров - доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института российской истории РАН; Анна Громова - председатель Наблюдательного совета Фонда содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество», историк Константин Капков, писатель Ирина Ордынская, музейные работники и другие эксперты. Очень ценны свидетельства очевидцев, доживших до наших дней.

***

Наверное, ещё никогда границы кинематографического формата, пространство привычного экранного образа не вмещали в себя такое количество документальных портретов самых значительных представителей духовной элиты общества, цвета отечественного церковного служения, деятелей образования, науки, культуры... От неприметных «рядовых» праведников до будущих святых в Земле Российской просиявших. Они составляют в фильме единый великий сонм, а их многоликие свидетельства рождают образ эпохального историко-культурного полотна, облечённого статусом строгой научной достоверности.

«Не в силе Бог, а в правде!» - эти знаменитые слова святого благоверного князя Александра Невского можно было бы отнести к каждому из упомянутых в фильме героев - от простой бабушки до святителя Луки Крымского (Войно-Ясенецкого), чьё житие в фильме составляет один из заключительных аккордов.

Фильм состоит из восьми новелл, которые сняты на местах драматических событий. В первую очередь фильм повествует о трагедии на Урале летом 1918 года, когда были расстреляны Царская семья с верными слугами, а затем великая княгиня Елизавета Федоровна с близкими. Съёмки проходили в Тобольске, Екатеринбурге, Алапаевске.

 

И это деление фильма на восемь сюжетов, на мой взгляд, глубоко символично: каждая из новелл как луч звезды Богородицы, каждый освящает одну из трагических страниц отечественной истории в ХХ веке.

 

***

Кадры фильма потрясают беспощадной обличительной силой. Вот фотографии только что извлечённых из шахты останков алапаевских мучеников. Вот ров, в который за один день можно было сбросить до 500 расстрелянных на Бутовском полигоне узников. Вот рассказы о леденящих душу «конвейерных» допросах...

И гранитные плиты с выбитыми на них именами более 20 тысяч убиенных (а сколько ещё не выявленных!). От подмосковного полигона до берегов Белого моря, от Урала и Сибири до Караганды эти судьбы обнажают гигантские очертания пресловутого «архипелага» со зловещим названием ГУЛАГ.  

И сама «ткань» фильма - это призыв посмотреть на нашу историю непредвзятым, незашоренным взглядом. Выразительные, создающие особый эффект присутствия кадры или чей-то яркий, вдохновенный рассказ - все это делает зрителя как бы непосредственным очевидцем происходящего, вовлекая его в серьёзный интерактивный диалог, состояние глубокой сопричастности и сопереживания.

Вот протоиерей Кирилл Каледа, настоятель Храма новомучеников и исповедников Российских в Бутово, делится с нами своими мыслями: «Очень ярко отличаются дела церковные, новомучеников, от дел тех, кто проходил по внутрипартийной борьбе, участвовал в так называемых зиновьевских, троцкистских блоках и в чём-то подобном. Даже простая верующая бабушка понимала, за что её арестовали и почему это происходит. Это простая верующая бабушка могла совершенно спокойно ответить следователю: Советская власть - это явление временное, да, посланная Богом нашему народу за его грехи, в первую очередь за грех богоотступничества.

 

И она мужественно держалась на следствии и никого не выдавала. А вот эти "борцы за светлое будущее" подписывали и на себя, и на своих товарищей совершенно фантастические обвинения. Так эта бабушка сохранила в себе образ и подобие Божие, она сохранила в себе человека, а этим якобы "борцам за светлое будущее человечества" этого не удавалось сделать.

Платформа была другая...».

 

Документальные кадры перемежаются с архивными фотографиями и многочисленными музейными экспонатами, реликвиями, живо доносящими до нас образы минувшей эпохи.

Взятые крупным планом, эти детали складываются в огромную панораму масштабного кровавого геноцида - тотальной машины для убийств.

 

***

Фильм открывает новелла, посвящённая образу последнего царя-страстотерпца, где он и Царская семья высвечиваются перед зрителем в совершенно неожиданном ракурсе. Являя, вопреки прочно устоявшимся представлениям, пример не только стоического смирения, но и редкого гражданского мужества и твёрдой политической воли. Например, в категорическом неприятии пораженческого Брестского мира (одной из возможных причин расправы над царем и его семьёй). Или поступок Елизаветы Федоровны, незадолго до подписания позорного документа отказавшейся от встречи с германским послом Мирбахом для обсуждения её возможной эвакуации из России.

Над ними издеваются, Николаю II солдаты в лицо выдыхают табачный дым, царя и царевича заставляют снять запрещенные революцией погоны, пьяные красноармейцы галдят на палубе парохода, везущего царскую семью из Тобольска к месту казни. «Да, я знаю, они нас убьют», - говорит царевич Алексей.

А они призывают в своих письмах никому не мстить. «Слава Богу, что мы в России» ­- пишет Александра Федоровна. И это лейтмотив всей жизненной позиции царственных мучеников, верных России до самых последних дней. Подчёркнутый выразительными, берущими за душу практически неизвестными фактами и деталями, он позволяет взглянуть на крестный путь страстотерпцев с новой, непривычной для нас стороны.

Кинолента включает съёмки многотысячной ночной литургии в Екатеринбурге и Крестного хода к Ганиной яме, которые возглавил Патриарх Кирилл в день 100-летия убиения Царской семьи.

«Съёмочная группа, - рассказывают создатели фильма «Новомученики», - побывала в Екатеринбурге на Царские дни, где запечатлела Патриаршее богослужение у Храма-на-Крови, Царский крестный ход, обитель свв. Царственных страстотерпцев на Ганиной Яме, а также в Алапаевске, где снимала Напольную школу и монастырь новомучеников и исповедников Церкви Русской».

Однако главное внимание авторов фильма приковано, по вполне понятным причинам, прежде всего, к самим служителям Русской православной церкви, трагической судьбе духовных центров России.

Три сюжета посвящены судьбам священнослужителей - Иоанна Кочурова, первого новомученика, убитого в Царском Селе в октябре 1917 года, святителя Луки Крымского (Войно-Ясенецкого), выдающегося хирурга, лауреата Сталинской премии, и митрополита Серафима (Чичагова) - дворянина, офицера, композитора, иконописца.

Лука Крымский, когда его заставляли снять церковное облачение во время чтения лекций в Симферопольском университете, ответил: «Рясу с меня снимут только с кожей». Многих он обратил в то время к вере, что есть вечность...

Три новеллы рассказывают о трагической судьбе в 1920-30-е годы духовных центров России. Это Спасо-Преображенский Соловецкий мужской монастырь (в годы репрессий одно из самых ужасных мест заключения - лагерь СЛОН), Александро-Невская лавра, Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь. Восстановленные в последние годы, эти обители показаны в фильме «Новомученики» с высоты птичьего полета. Они поражают своим величием и дивной красотой...

Через весь фильм выстроилась нескончаемая вереница имён известных и ранее неизвестных святых, являвших чудеса христианского подвижничества и смирения.

 

Одна из центральных фигур в эпопее - узник СЛОНа, священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский, правая рука святителя Тихона. Властитель дум и всенародный любимец, чья несгибаемая жизненная позиция помогала ему одерживать верх в самых острых мировоззренческих поединках.

«Живыми нас отсюда не выпустят», - говорит владыка Иларион, входя в ворота лагеря. Но его духовная мощь, внутренняя сила побеждают. Вот лишь один эпизод: владыка, рискуя, спасает из ледового крошева тонущего самого жестокого надзирателя Сухова. И тот, потрясенный, в Великую Субботу крестится на распятие, у которого раньше упражнялся в стрельбе...

Рассказано в фильме и о прошедшем тяжкие испытания в нескольких лагерях преподобноисповеднике Рафаиле Оптинском (Шейченко) (1891-1957), удивительном подвижнике, о котором знали, наверное, лишь немногие... Из ссылки он пишет: «Я не держу ни на кого зла. Я понимаю, что это Промысел Божий... Это последний аккорд моей жизни, без этой скорби моя жизнь была бы не полна...».

Некоторые из этих исповедников, как уже упомянутые святитель Лука Крымский и преподобноисповедник Рафаил Оптинский, дожили до наших дней и ушли из жизни, будучи нашими современниками. Но так или иначе все они учат нас одному: Царство Божие - внутри нас. От нас зависит и его приближение. И авторы фильма доносят до нас завещание мучеников Русской Голгофы: в самые тяжёлые времена быть со своим народом.

* * *

Слова христианского философа II века Тертуллиана «Кровь мучеников - это семя христианства» уже давно стали крылатыми. Мученики своей смертью утверждают, свидетельствуют самую главную истину: Христос победил смерть, и, умирая с Ним, мы не умираем, а наследуем жизнь вечную.

В XX веке Русская православная церковь дала миру десятки тысяч мучеников и исповедников. Их жизнь и подвиг - самый высокий образец человеческого достоинства, веры и верности Богу, пример для нас...

Фильм оставляет, как это ни парадоксально, ощущение редкостной возвышенной просветлённости. И причина тому - величие, огромное обаяние воспетых в нём героев.

Завершают фильм слова Патриарха Кирилла, дед которого иерей Василий Степанович Гундяев, узник Соловков, за церковную деятельность и борьбу с обновленчеством в 20-х, 30-х и 40-х годах ХХ века подвергался тюремному заключению и ссылкам. В день гибели Царской семьи в Екатеринбурге Патриарх Кирилл сказал: «Внушали людям, что нет другой возможности - только кровью, только через смерть, только через разрушение сложившегося уклада жизни, другой нет возможности, чтобы люди жили лучше. И возникает вопрос: можно ли через преступления, через кровь, через насилие, через разрушение святынь построить эту самую "счастливую жизнь"? Мы должны помнить трагедию прошлого. У нас должен развиться иммунитет к любым призывам добиться человеческого счастья через разрушение того, что есть. Да хранит Господь всех нас молитвами святых царственных страстотерпцев и всех новомучеников. Аминь».

Сердечно поблагодарим создателей картины за эту прекрасную работу. Многие новомученики и исповедники российские, скажем, с Урала и Сибири или из других регионов страны остались, как говорится, за кадром. О них, по словам авторов, нужно снимать новые фильмы. Поэтому ждём продолжения цикла: ведь много ещё страниц истории Отечества и Матери-Церкви, судеб наших соотечественников, «за веру и правду пострадавших» в XX веке, ждут своего освещения.

Фотографии



Столетие.Ru



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме