Стратегия США по устранению Лукашенко от власти - фундаментальные основы (I)

0
373
Время на чтение 7 минут

День воли в БелоруссииИсточник: Фонд Стратегической Культуры

 

Демократизация в духе «цветных революций»

В последнее время в многолетней политике США по бойкотированию президента Белоруссии А. Лукашенко как «последнего диктатора в Европе» произошли некоторые изменения. По понятным причинам они вызвали в Минске определённый прилив оптимизма. Сначала в белорусскую столицу начиная примерно с 2016 г. зачастили известные (в основном одни и те же) эксперты-кремленологи, специалисты преимущественно по военно-стратегической проблематике. Одним из первых был помощник замминистра обороны США Майкл Карпентер, принятый, вопреки всем протоколам, по самому высшему разряду президентом Беларуси.

А. Лукашенко и М. Карпентер

А. Лукашенко и М. Карпентер

Затем в 2018 г. белорусского лидера посетил молодой, но уже известный тем, что он является автором новой доктрины активизации политики США в Восточной Европе, замгоссекретаря Уэсс Митчелл.

А. Лукашенко и У. Митчелл

А. Лукашенко и У. Митчелл

И, наконец, кульминация: в конце августа 2019 г. на переговоры с Лукашенко прибыл один из тяжеловесов американской политики - помощник президента Трампа по национальной безопасности Джон Болтон.

А. Лукашенко и Дж. Болтон

А. Лукашенко и Дж. Болтон

Казалось бы, вот он долгожданный прорыв унизительной блокады и триумф многовекторной политики, которую так старательно разыгрывало окружение Лукашенко в последние годы. Впору радоваться, что в Вашингтоне, наконец, осознали отсутствие альтернативы действующим белорусским властям и поняли необходимость договариваться по всем беспокоящим Соединённые Штаты вопросам именно с ними. Однако что-то подсказывает: и главная цель Белого дома в отношении отрыва Белоруссии от России, и предпочтения американцев касательно персонального состава руководителей в Минске остаются неизменными.

Просто стратегия США по устранению Лукашенко от власти перешла на качественно иной уровень.

Вся та команда с американской стороны, которая сумела за последние годы «оседлать» диалог с Минском, от Митчелла до Болтона, вообще не имела никаких полномочий по нормализации отношений с Белоруссией ни от администрации, ни от Конгресса. И удивляться тому, почему вслед за многообещающими, казалось бы, переговорами все уступки шли лишь с одной стороны - белорусской, и не сопровождались уступками американцев, не приходится. Да уступки со стороны США вообще никто не планировал!

По существу, Минск «осваивали» представители не «нормализационной», а всё той же «расстрельной» команды, заточенной под методику современной гибридной войны в стиле 2.0. То, что главные протагонисты Митчелл и Болтон за свой вызывающе «ястребиный» нрав отправлены в отставку, сути дела не меняет. Остальные члены команды по-прежнему - на удивление - желанные гости в Минске. А главное, разработанные этой командой установки и методики трансформации политики Белоруссии и правящего в ней режима остаются в силе.

Как это делалось у соседей

Как это делалось у соседей

Посмотрим на основные нормативные и доктринальные документы, которыми определяется санкционная политика США в отношении Беларуси. На правовом уровне она регулируется двумя законодательными постановлениями Конгресса: Актом о демократии в Беларуси 2004 г. и Актом о демократии и правах человека 2011 г. В обоих документах отчётливо прослеживается курс на смену власти в Беларуси, в основном посредством организации выступлений протеста в духе популярных тогда «цветных революций». Тогда же была принята «дорожная карта» по воздействию на Белоруссию, которая в силу её особого цинизма формально была прикрыта авторством экспертного сообщества США. Среди большого числа авторов этой стратегии, отобранных, как подчёркивалось, на двухпартийной основе, были как отставные, так и действующие чиновники. При принятии 23 сентября 2011 года этого официозного документа (он называется «Демократические перемены в Беларуси: рамки для действий») присутствовали высокопоставленные представители администрации президента Обамы и даже первый заместитель министра иностранных дел Польши Кшиштоф Становски. Сопредседателями авторского коллектива были директор Центра анализа европейской политики (CEPA), а в последующем замгоссекретаря по Европе и Евразии Уэсс Митчелл и бывший замгоссекретаря по правам человека и демократии, а затем директор Freedom House Дэвид Крамер.

При представлении доклада Митчелл говорил о Лукашенко как о «белорусском диктаторе», в отношении которого должна проводиться «энергичная трансатлантическая политика, которая могла бы помочь осуществить реальные демократические изменения в Беларуси». Крамер высказался ещё более определённо: «Жестокая диктатура на пороге ЕС неприемлема... Куда уйдет Лукашенко? Это его проблема».

 

Дэвид Крамер

Дэвид Крамер

Белорусская оппозиция тогда с уверенностью заключила: «Доклад последовательно проводит мысль, что реформы в Беларуси могут наступить только после того, как президент Александр Лукашенко будет отодвинут от власти, и исключает диалог с действующей властью как путь к изменениям в сторону демократии и рыночной экономики».

На радость местным противникам Лукашенко документ содержал обширную программу мер по их материальной, информационной и иной поддержке в духе демократии улицы. Но, видимо, уже в тот момент авторы «белорусской стратегии» сомневались, что удастся склонить на свою сторону широкие массы, а потому высказывали идеи и об иной работе - более скрытой, направленной на белорусские элиты, включая окружение Лукашенко.

Планом предполагалось по-прежнему ограничивать Минск в финансах, но подготовить существенные резервы, для того чтобы быстро «влить» их в «постлукашенковскую Белоруссию» и сделать ожидание такой трансформации желанной целью для элит. Хотя будущих лидеров намечалось «выращивать» в основном из оппозиционеров, уже тогда высказывалось предположение о вполне возможном «изменении статус-кво в стране в результате импульсов из окружения Лукашенко». Подчёркивалось, что на Западе «должны быть готовы к такому сценарию и определить наилучшие методы воздействия на эти элиты». Указывалось также, что ещё до начала «оранжевой революции» на Украине в 2004 году Западу удалось установить прочные связи с украинскими силовиками из разведки и вооружённых сил. Активизация этих контактов признавалась принципиально важной для последующего развития украинских событий. Доклад констатировал, что таких «агентов перемен» в Белоруссии недостаточно. Соответственно, ставилась задача ликвидировать недостаток. Отметим, что работа с украинскими силовиками велась американцами и посредством особой «игры с Януковичем», когда, надеясь на признательность американской стороны, украинский президент открывал для США прямые каналы связи с СБУ и ВС Украины. То есть прецедент уже существовал.

Авторы документа «Демократические перемены в Беларуси: рамки для действий» советовали обратить внимание как на кадровый резерв на уволенных за последнее время из органов белорусской власти и потому ею недовольных. Главной целью всей этой работы ставились «поиски альтернативы Лукашенко и существующему положению». Запад должен стремиться не к «приручению Лукашенко», а к освобождению от него. «Окружение Лукашенко должно понимать, что лишь после его ухода перед ними откроется светлое будущее».

И вот в 2018 году один из главных авторов этой «революционной платформы» Уэсс Митчелл уже в качестве замгоссекретаря прибывает в тоге «нормализатора» отношений США и Белоруссии в Минск и встречается с белорусским президентом. Он, что, передумал смещать Лукашенко и «переобулся в полёте»? Известный белорусский оппозиционер, подвизающийся на «Радио "Свобода"», Павел Усов в это не верит и считает, что поездка Митчелла - зондаж. А соавтор Митчелла по докладу о «демократических переменах» в Беларуси Дэвид Крамер знает об этом наверняка и потому с уверенностью заявляет, что «Уэсс адресовался к стране Беларуси, а не к Лукашенко».

То есть от прежних разработок никто не отказался. В них просто по-иному расставили акценты - от неэффективной в условиях Белоруссии ориентации на массы к концентрации внимания на работе с элитами и окружением президента. А как можно адресоваться к этим аудиториям, особенно из числа силовиков, если не с помощью самого Лукашенко?

 Источник: Фонд Стратегической Культуры

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Минин
Как сорвался американо-израильский план госпереворота в Иране
Иранцы не восприняли призывы к восстанию со стороны «Моджахедин-э-Хальк» и других радикальных эмигрантских организаций
28.06.2025
Переживёт ли МАГАТЭ ирано-израильскую войну?
Уже в ближайшем будущем в Тегеране намерены пересмотреть параметры своего сотрудничества с МАГАТЭ
21.06.2025
Многоличная роль США в ирано-израильской войне
Велика вероятность прямого военного вмешательства США в текущий ближневосточный кризис с прицелом на смену режима в Иране
18.06.2025
В Румынии облетают последние «фиговые листки» демократии
По утверждениям оппозиции, на президентских выборах в Румынии из 11 млн избирателей 1,7 млн были «мертвые души» - ещё один мировой рекорд
19.05.2025
Все статьи Дмитрий Минин
Последние комментарии
Фарисейство, а не честная дискуссия
Новый комментарий от Шмелев Михаил
11.07.2025 21:14
Так зачем был создан и пущен в прокат фильм «Мумия»?
Новый комментарий от Vladislav
11.07.2025 20:53
Нельзя изменить жизнь, не меняясь самим
Новый комментарий от Константин В.
11.07.2025 20:26
«Не всякому духу верьте»
Новый комментарий от Игорь Бондарев
11.07.2025 20:19
«Тадарга-матадарга» среди храмов на монастырском погосте
Новый комментарий от натправ
11.07.2025 19:20