Источник: Актуальные Комментарии
Возможно,
вы не знали или пропустили в суете, но воскресенье 29 сентября было
обьявлено «105м Международным днём беженца и мигранта». (Откуда взялся
«сто-пятый» и куда делись предыдущие сто-четыре я пока так и не успела
разобраться, но не суть).
По случаю 105го дня, вчера на площади Святого Петра в Ватикане папа
Франциск торжественно открыл памятник всем гонимым (беженцам
и мигрантам) - «Неосознанные ангелы» («Angels Unaware»). По удивительной
иронии судьбы, название это в наши неисчисляемо бестолковые дни
оказывается отягощённым самыми разными и удивительными смыслами...
Бронзовая скульптура изображает группу из 140 очевидно измождённых
человек, сплочённых толпой на некоем подобии пьедестала в форме лодки.
В группе - мужчины, женщины, беременные женщины и дети, в характерных
одеяниях несколько смешанного стиля - частично библейских, частично явно
относящихся к эпохе Холокоста.
Автор памятника - канадский скульптор Тимоти Шмальц (Timothy Schmalz)
вдохновился в своём творчестве прямой цитатой из 13 главы «Послания
к Евреям» Апостола Павла: «Страннолюбия не забывайте, ибо через него
некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам» (13:2).
Сам художник считает свои произведения «визуальными молитвами». Видимо,
именно поэтому его скульптурную композицию вчера торжественно открыли
с левой стороны площади Святого Петра.
Это очень красивый памятник и отлично сделанная скульптура. Тем
трагичнее и демагогичнее оказывается её использование в откровенно
идеологических и политических целях.
Папа Франциск, хорошо известный как последовательный и страстный
защитник современных нелегальных мигрантов произнёс в некотором роде
знаменательную проповедь на воскресной мессе, в коей смело расширил тему
и ввёл несколько замечательных новых терминов.
«Речь не только о странниках и мигрантах, - сказал папа Франциск, -
но и о всех жителях периферии существования, которые, вместе с беженцами
и мигрантами являются жертвами культуры отбросов».
Красной нитью и белой штопкой в папиной проповеди шёл подтекст: это
мы обрекли несчастных на периферию существования и сделали отбросами
нашей культуры, нам и саночки возить.
Далее в проповеди прозвучали ставшие традиционными призывы следовать
библейским заветам и принимать в дом странников, без различия религий
и культур и прочих любого рода дискриминаций.
А это, как не трудно догадаться, равно означает, что странников
и незнакомцев, назвавшихся беженцами или мигрантами следует принимать,
доверяя им безоговорочно, ничего не проверяя и даже не смея
расспрашивать их ни о причинах странствий и переселения,
ни об их намерениях.
С самого начала своего понтификата, апеллируя к библейским цитатам,
пусть и вырванным из контекста, папа Франциск личным примером неустанно
показывает своей пастве, как безропотно и не придирчиво следует
относится ко всем желающим прийти куда-то и навеки там поселиться.
Если вы помните, он лично побывал на многострадальном острове
Лампедуза, через который сегодня проходит основной нелегальный
миграционный поток, лично пожимал руки и даже мыл ноги тамошним
мигрантам в знак стыда, покаяния и усмирения.
А с острова Лесбос, тоже занимающего не последнее место в списке
наиболее проблемных по части нелегальной миграции, папа Франциск
вернулся аж с тремя семьями сирийских мусульманских беженцев, которых,
по его указанию, разместили в его личном самолёте.
После этих бесспорно замечательных жестов, пристыженный мир понял: если
у вас есть остров и личный самолёт, догадайтесь, как лучше всего ими
распорядиться.
У кого нет ни того ни другого, просто знайте: привечать в собственном
доме нужно всех, без сомнений и расспросов. А вдруг, среди них опять
окажутся Ангелы. Как в той библейской истории, к которой отсылает
послание Апостола и которой вдохновлялся канадский скульптор по фамилии
Шмaльц, ваяя своё произведение.
Нужно отметить, что главный посыл очередного папского воззвания
«оказать особое внимание незнакомнцам, странникам и иностранцам» на этот
раз не нашёл ожидаемого вдохновенного отклика в массах уже
поднаторевших в политкорректной демагогии европейцев, ежедневно
знакомящихся с окружающей действительностью, почти как папа - на личных
примерах, а не только через отфильтрованную официальной прессой
информацию.
Поэтому, когда не трудно заметить, что люди в скульптурной композиции
«Неосознанные ангелы» совсем не похожи на сегодняшних «странников,
беженцев и изгоев» всех «периферий», а совершенно очевидно олицетворяют
совсем других изгоев совсем других времён - времён Холокоста,
то и пафосный призыв принять и приголубить всех подряд звучит
и воспринимается несколько по-другому.
Орды сегодняшних «странников и незнакомцев», наводняющих Европу, среди
которых почти не видно женщин и детей, зато отлично заметно изрядное
количество молодых и здоровых парней в отличной форме, при вовсе
недурной организации слишком мало походят на несчастных и измождённых
с пьедестала. А это сильно осложняет возможность искренне поверить, что
среди них тоже могут оказаться «новые Ангелы». Разве что, из совсем
другой библейской главы...
В прохладных комментариях к папскому воззванию многократно прозвучало
возмущение несколько притянутым за уши сравнением библейских истин
с сегодняшней европейской действительностью.
В очередной раз припомнились повсеместные гонения на христиан, так
упорно игнорируемые Ватиканом, a cамые резкие комментаторы
интересовались, будет ли памятник всем гонимым в коранических странах
христианам считаться халяльным.
Самого папу в очередной раз, но уже погромче сравнили с троянским конём. Догадайтесь, почему...
Официальная пресса отрапортовала о «105-м Международном Дне мигранта
и беженца» репортажем с церемонии торжественного открытия памятника,
не вдаваясь в неудобные дискуссии.
И конечно же далеко не у всех вообще обративших внимание на весь
помпезный балаган возникнет в памяти одна сакраментальная и горькая
киноцитата:
«Они будут уничтожать нас самым действенным из орудий - человеческим состраданием».
Кроме глухой и невнятной полемики в европейской прессе, по поводу «уже
сделанного папой Франциском выбора» между реальностью и фарисейством,
всем заинтересованным стоит задуматься, какими «бессознательными
ангелами» сегодня принимаются жизненно важные для некоей цивилизации
решения. И если все они не бездумные и не безмозглые, то, как говорится,
cui prodest?..
Елена Кондратьева-Сальгеро, журналист, главный редактор литературного альманаха «Глаголъ», Франция.