Источник: ИАЦ «Время и мир»
Орфография и форматирование подлинника сохранены
Cклонность турецкого президента к эмоциональным, харизматичным и даже эпатажным выступлениям хорошо известна. Однако до последнего времени, они предназначались преимущественно внутритурецкой аудитории на предвыборных кампаниях, выступлениях перед парламентариями и т.п. Но сейчас турецкий президент получил трибуну Генеральной Ассамблеи ООН, то есть всемирную аудиторию. И слово произнесенное с этой предполагает не только , что слово оратора отзовется в целом мире, но также и ответственность за это слово, причем более, чем серьезную.
Итак, что же сказал Эрдоган? Во избежание косвенных интерпретаций, приводим изложение его выступления в официальной версии турецкого информагентства Anadolu.
«Мусульмане больше всего затронуты языком вражды и ненависти», - , заявил в среду президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, выступая на мероприятии, организованном Турцией и Пакистаном, на тему по разжигания ненависти в штаб-квартире ООН, в рамках сессии Генеральной Ассамблеи этой организации..
«Сегодня мусульмане наиболее подвержены ненавистническим высказываниям, культурному расизму, дискриминации и оскорблениям. Рабочие места, дома, места поклонения мусульман подвергаются нападкам расистских и фашистских групп почти каждый день», - сказал президент.
По его словам, мусульманских женщин преследуют за то, что они носят платки на улицах и на рабочих местах.
«Как страна, 6,5 млн граждан которой проживают 6,5 миллиона граждан за , на которых непосредственно воздействуют ненавистнические высказывания и прямые нападения , мы не можем игнорировать эту проблему», - добавил он.
Эрдоган отметил, что ненавистнические высказывания характерны для популистских политиков и СМИ и не могут рассматриваться в рамках свободы мнений.
Он также осудил насилие в отношении мусульман в Индии, за употребление говядины, и призвал уважать свободу вероисповедания.
«В Индии, как мы будем защищать мусульманскую молодежь, которую избивают, избивают мачете и даже приговаривают к смертной казни только за то, что они едят говядину», - сказал Эрдоган.
Коровы считаются священными в индуистской религии, и индуистские националисты стали свидетелями нападений на владельцев мусульманского скота, появилось так несколько самозваных групп защиты коров.
Обращаясь к ситуации в Кашмире, он сказал, что она превратилась в тюрьму под открытым небом, а ее жители стали заключенными.
«Важные обязанности ложатся на все [иностранные] государственные учреждения», - сказал Эрдоган и призвал к более активным шагам на региональном и международном уровнях.
Он призвал международные институты, технологические компании, образовательные учреждения, средства массовой информации и неправительственные организации принять меры для разрешения спора.
«Турция полна решимости защищать права мусульман, проживающих в Джамму и Кашмире, и сделать их въезд и выезд свободными», - сказал Эрдоган.
Президент также раскритиковал министра иностранных дел Индии и посла этой страны в Турции за то, что выразил дискомфорт по поводу подхода Анкары к проблеме Кашмира.
«Я имею в виду, будем ли мы определять нашу политику по отношению к какой-либо стране, спрашивая или принимая разрешение от лидеров в этих странах?» - отметил Эрдоган.
С 1954 года Джамму и Кашмир обладал особым статусом в соответствии с конституцией Индии ( это был статус известный в международно-правовой практике как «ассоциированное государство», фактически независимое, но делегировавшее метрополии определенную часть прав в обороне и безопасности, можно сравнить с иракским Курдистаном - RiaTaza) которая позволяла ему принимать собственные законы до тех пор, пока правительство Индии не приняло 5 августа. Закона об особом статусе спорного региона. Эти положения также защищали закон о гражданстве региона, который запрещал посторонним оседать и владеть землей на территории.
Индия и Пакистан разделили Кашмир по частям, и каждая из этих стран требуетт его в полном объеме. Китай также контролирует часть оспариваемого региона, но именно Индия и Пакистан вели две войны за Кашмир,
Реагируя на нападения на ислам, президент заявил, что связывать ислам, религию мира, с террором - это аморальная клевета. Это недопустимо, сказал он.
«Мы будем продолжать начинать все усилия по активной борьбе с исламофобией, расизмом и ненавистническими высказываниями», - добавил он.
Также, выступая на этом мероприятии, премьер-министр Пакистана Имран Хан призвал принять эффективные меры по борьбе с исламоненавистническими высказываниями и исламофобией.
Согласно заявлению его офиса в Исламабаде, Хан подчеркнул рост числа случаев дискриминации и насилия на основе религии и убеждений.
Он сказал, что и мотивы таких действий, и их последствия должны быть проанализированы.
«Всем мусульманским лидерам необходимо приложить больше усилий, чтобы объяснить, почему попытки очернить уважаемых мусульманских личностей, особенно пророка Мухаммеда, причиняют боль и оскорбление миллиардам мусульман», - сказал Хан.
Хан также отверг попытки приравнять ислам к терроризму, подчеркнув, что такие корыстные подходы опасны и поэтому их следует избегать.
Он также призвал содействовать большему пониманию и терпимости среди сообществ по всему миру.
Но это еще не все, что наговорил брутальный турецкий лидер с главной международной трибуны. Эрдоган громогласно обвинил Израиль в «холокосте» палестинцев в секторе Газа, а нынешние власти Египта ( читай - президента ас-Сиси) в убийстве свергнутого в 2013 году первого гражданского президента этой страны, выходца из «братьев-мусульман» Мухаммада Мурси. Кстати, нота протеста египетского МИД по этому вопросу уже последовала. Также Эрдоган высказал тезис о том, что «право на ядерную энергетику [в мирных целях] должны иметь либо все страны, либо не иметь никто. Но, пожалуй самое для нас актуальное то, что турецкий президент открыто пригрозил, что если не будет выполнено требование Анкары о «зоне безопасности» в Рожаве, то он откроет шлюзы для потока беженцев через границу Турции. Только не юго-восточную, а западную, в Европу...
Конечно, все это возможно лишь перепалка «поваров» с международной дипломатической «кухни», тем более, когда Эрдоган говорил эти зажигательные речи, его жена вполне себе без проблем присутствовала на завтраке, организованном президентом Трампом, одетая в хиджаб и абаю (мусульманское платье). Но все эти слова сказаны на самом высоком уровне, и очень легко и быстро превратиться в дела, не самые для рядовых граждан приятные и безопасные.
В силу известных обстоятельств, для курдов и курдского вопроса, декларации такого деятеля, как Эрдоган имеют жизненную актуальность. Поэтому попробуем прочесть сказанное им в Нью-Йорке «между строк» и понять мотивацию турецкого президента.
Нью-йоркское выступление подтвердило намерение Эрдогана вырасти из «султана» (султан - правитель одного мусульманского государства) в «халифа» («халиф» - повелитель правоверных международного или даже всемирного уровня). В общем-то и раньше это было плохо скрываемой тенденцией, но о ней судили по косвенным моментам. Теперь же Эрдоган сам в этом признался.
ООН-вская декларация, как не странно, одновременно продемонстрировала и определенную ограниченность Эрдогана в реализации этих своих амбиций. Обращем внимание, что панельная дискуссия на нью-йоркской Ист-Ривер, была организована совместно с Пакистаном - страной, являющейся суннитской мусульманской республикой, но практически дистанцировавшаяся от нынешних проблем мировой уммы и находящаяся в сфере влияния атеистического и национал-коммунистического Китая, к тому же, дискриминирующего своих собственных мусульман. Заметно, что так же не было никаких, хороших или плохих, жестов в сторону Ирана и арабского мира, что понятно - эти страны ограничивают амбиции Эрдогана на всемирное лидерство среди мусульман. Последнее обстоятельство, а также обвинения в адрес Израиля и Египта говорят о том, что Эрдоган имеет авторитет и опору только лишь у части мировой уммы, опирающейся на идеи «ихванов» (братьев-мусульман).
Наконец, обоснован и вывод о том, что весь этот эмоционально-ультимативный «спич» ни что иное, как продолжение «высокотехнологичного» процесса надувания щек в условиях опасно вялотекущего и патового развития ситуации в Северной Сирии и по другим военно-политическим проблемам Анкары, а также попытка отвлечь общественное мнение собственной страны от ее плачевного внутриэкономического положения.
Автор этих строк почему-то больше склоняется к этой последней версии.
Валерий Емельянов, ИАЦ «Время и мир»