Одигитрия Русского Зарубежья

0
499
Время на чтение 13 минут

21 марта - день празднование иконе Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная в память ее спасения от революционеров-безбожников, пытавшихся взорвать икону в Курском соборе в 1898 году.

В 2009 году, 10 лет назад, этот чудотворный образ впервые после долгой разлуки с Родиной был привезен для поклонения в Россию...

Во второй половине XIX - начале ХХ веков одним из крупнейших центров православия в России был монастырь Коренная Рождества Пресвятой Богородицы мужская пустынь, созданный нашими благочестивыми предками на месте обретения Курской-Коренной иконы Божией Матери «Знамение».

Покровительница и Заступница Земли Курской, Одигитрия Русского Зарубежья, «Знамение» Русского мира...

Так мы с любовью и сердечной благодарностью называем один из самых почитаемых Образов Пресвятой Богородицы чудотворную Курско-Коренную икону Божией Матери «Знамение».

* * *

История «соловьиного края», гордящегося именами таких своих сынов, как великие пастыри земли Русской преподобные Феодосий Печерский и Серафим Саровский, уходит корнями во времена и события тысячелетней давности и неразрывно связана с прошлым, настоящим и будущим России.

На протяжении многих столетий куряне защищали границы государства, находились на передовых рубежах в борьбе против иноземцев, посягавших на свободу и независимость Отчизны, создавали сильную и могучую державу. А в XX веке Курская земля дала имя одной из величайших битв Великой Отечественной войны.

Обратимся к истории обретения чудотворной Курско-Коренной иконы Божией Матери «Знамение», которая на протяжении нескольких веков является покровительницей и заступницей земли Курской.

Курская Коренная икона
Божией Матери «Зна́мение»

Курская Коренная икона
Божией Матери «Зна́мение» в окладе

В XIII столетии Курская земля, как и почти вся тогдашняя Россия, подверглась страшному опустошению от нашествия татар. Курск был совершенно разрушен и превратился в пустыню. Жители Рыльска, находившегося в 90 верстах и случайно уцелевшего от погрома, ездили туда на охоту. И вот, по преданию, 21 (8) сентября 1295, в день Рождества Пресвятой Богородицы, в корнях дерева Пресвятая Богородица явила свой лик одному благочестивому мужу, охотившемуся в окрестных лесах под Курском с небольшой дружиной охотников из Рыльска.

«...И увидел он близ реки Тускари в полугоре у корня большого дерева лежащую ниц икону, которую лишь только поднял от земли, как тотчас же из того места проистек источник воды. Увидев это, муж поставил честно обретенную икону в дупло дерева, а сам тогда же объявил о сем православном чуде своим товарищам, которые, согласясь между собою, построили на несколько саженей выше упомянутого места часовню и, поставив в нее чудотворную икону, возвратились в мир восвояси...»

Узнав о новоявленной иконе Божией Матери, рыльчане стали посещать ее для поклонения, и от нее стали источаться многочисленные чудотворения.

Тогда рыльский князь Василий Шемяка приказал перенести ее в Рыльск. Трижды икона чудесно исчезала и ее находили в том месте, где она явилась впервые охотнику. После этого рыльчане поняли, что Божия Матерь благоволит, чтобы Ее икона оставалась на месте обретения.

* * *

В 1383 году Курская земля подверглась разграблению со стороны крымских татар. Они взяли в плен священника отца Боголюба, а часовню, где находилась икона, решили сжечь. Но та, несмотря на все усилия, не загоралась. Озлобленные враги схватили святую икону, рассекли ее на две части и бросили их в разные стороны, а часовню сожгли.

В плену в Крыму старец, несмотря на оказываемое давление, не принял чужую веру. Однажды он пас овец и услаждал себя пением церковных молитв. Проезжавшие к хану послы московского князя, услышав это пение, узнали в пастухе-старце русского священника и выкупили его из плена.

Отец Боголюб вернулся в свое Отечество и поселился опять на прежнем месте, где стояла часовня. После долгих поисков он нашел обе половинки иконы, сложил их вместе, и они срослись.

* * *

В 1597 году по повелению царя Феодора Иоанновича икона была перенесена в Москву. Курская-Коренная икона находилась на Земском Соборе, избравшем на царство Михаила Феодоровича Романова.

В 1615 году по особому прошению курских жителей царь Михаил Феодорович повелел возвратить чудотворный образ из Москвы в Курск и поставить его в курском соборном храме. В том же году по велению царя на месте часовни был воздвигнут храм Рождества Богородицы и основан монастырь, названный Коренной пустынью в память обретения чудотворного образа у корня дерева. А над источником, забившем на этом месте, построили церковь во имя Живоносного Источника.

* * *

Чудеса и знамения, связанные с Курской-Коренной иконой, настолько поражали, что слава о них шла по всей Руси, и постепенно этот образ стал общенациональной святыней. Списки с нее богато украшались и распространялись в храмах, монастырях, войсках.

Когда в 1689 году, во времена русско-турецких войн, русские ратники отправлялись в Крымский поход, изображение этой иконы украсило полковые знамена с надписью: «Все упование наше на Тебе возлагаем, Мати Божия. Ты нас благоволи от всех наших врагов своим непобедимым дивным воеводством, хранити присно в своем крове».

Список с чудотворной иконы Курской-Коренной в 1812 году был отправлен курянами в действующую армию князя Михаила Кутузова, и на протяжении всей войны с французами он охранял русских воинов.

* * *

Преподобный Серафим

В 1769 году под сенью этого образа окреп будущий великий русский святой преподобный Серафим Саровский.

Еще в детстве над отроком Прохором (родился 19 июля 1759 года в Курске в купеческой семье Мошниных, построивших на свои средства Сергиево-Казанский собор в центре города), как знаем из его жития, не раз проявлялся дивный Покров Божий, явно показывавший в нем богоизбранность.

Когда Прохору исполнилось семь лет, мать, осматривавшая не завершенную еще Сергиеву церковь, взяла его с собой на самый верх строившейся колокольни. По неосторожности мальчик упал с колокольни на землю. Агафия в ужасе сбежала вниз, думая, что ее сын разбился насмерть, но к неописуемой радости нашла его целым и невредимым.

Три года спустя мальчик тяжело заболел да так, что домашние уже не верили в счастливый исход. В это время отец Серафима увидел Пресвятую Богородицу, обещавшую ему скорое исцеление от болезни сына. И это пророчество сбылось.

В Курске случился ежегодный крестный ход с чудотворной иконой Знамения Пресвятой Богородицы. На этот раз из-за дождя и грязи он прошел прямо через двор Мошниных. Агафия поспешила вынести больного сына и приложила его к чудотворной иконе, после чего отрок стал поправляться и вскоре совершенно выздоровел.

* * *

Самый первый в истории крестный ход с Курской-Коренной иконой состоялся в 1618 году по Высочайшему указу царя Михаила Феодоровича. В этот летний день чудотворная икона была торжественно перенесена из Знаменского монастыря (основан в 1612 году) в «пустыньку, что на корню».

Постепенно сложилась традиция, что чудотворная икона должна пребывать в «пустыньке» до 25 (12) сентября. Ежегодно икона переносилась из Курска в Коренную пустынь и обратно торжественным крестным ходом, который растягивался на 27 верст - весь путь от Знаменского монастыря в Курске до Коренной пустыни.

В мае 1852 года Государственный Совет принял решение о том, чтобы сделать дни крестного хода нерабочими. Возведенный в ранг губернского праздника, он объединял курян, сближая светских чиновников, духовенство и простой люд.

Звон колоколов Знаменского монастыря подхватывали звонари всех курских церквей. И благодать опускалась на каждого, кто собрался на крестный ход из ближних и дальних губерний России и иных стран...

Именно это состояние духа и передал великий Илья Ефимович Репин в своей картине «Крестный ход в Курской губернии» (1881-1883, Третьяковская галерея), на которой запечатлен один из таких ежегодных крестных ходов со святыней. Знаменитая картина была куплена Павлом Михайловичем Третьяковым и стала украшением его галереи.

«Кре́стный ход в Ку́рской губе́рнии» - картина русского художника Ильи Репина, (1881-1883, Третьяковская галерея)

«Кре́стный ход в Ку́рской губе́рнии» - картина русского художника Ильи Репина, (1881-1883, Третьяковская галерея)

Сохраняя индивидуальность каждого персонажа, великий художник как бы воссоздает образ всей России. Каждый из персонажей, следующих за святыней, личность, яркий рельефный характер, и все вместе образуют главного героя картины - многоголосый и многоликий образ деревни той поры, всего русского общества.

Да, эти молитвенно-покаянные шествия были многолюдными. Казалось, что в них шла вся Россия. Но...

Уже тогда это, увы, было не так. В ночь с 7 на 8 марта 1898 года злоумышленники при помощи адской машины хотели уничтожить Курскую-Коренную икону. Бомба с часовым механизмом должна была взорваться во время воскресного богослужения.

К счастью, взрыв произошел ночью. Однако по Промыслу Божиему, несмотря на сильные разрушения в храме (многопудовый подсвечник, стоявший перед иконой, был отброшен на несколько метров), сама икона не пострадала.

А спустя годы кто-то из этих же людей - прототипов героев Репина - шел уже за идолами, возвращенными на русскую землю большевиками, участвовал в братоубийственной гражданской войне, разрушал храмы и осквернял иконы, расстреливал священников...

После революции, когда начались гонения на веру, в России запретили и все крестные ходы, в том числе с Курской-Коренной иконой.

* * *

12 апреля 1918 года Курскую-Коренную икону украли из собора Знаменского монастыря. Она была найдена без драгоценной ризы одним бездомным курянином у Феодосиевского колодца, выкопанного, по преданию, самим игуменом Киево-Печерским преподобным Феодосием, найдена здесь в день его памяти. Поэтому нельзя не заметить участия в обретении иконы и предстательства за своих земляков чудотворца лавры Киевской.

Узнав об обретении иконы, епископ Курский и Обоянский Феофан (Гаврилов) велел звонить во все колокола и направился крестным ходом с братией монастыря к месту обретения чудотворного образа.

Возрадовавшимися и благодарными монахами Знаменского монастыря и мирянами совершались непрерывные моления перед иконой. Они предчувствовали, что в скором времени она оставит свой град.

В октябре 1919 года владыка Феофан, опасаясь осквернения святыни наступавшими безбожными силами, покинул с Добровольческой армией пределы Курска, неся на руках своих чудотворный образ. Святыня была переправлена сначала в Белгород, а затем в Таганрог, где ее торжественно встречал генерал Деникин со своим штабом, архиереи, народ.

Но Добровольческой армия терпела поражение за поражением. Чудотворную увозили через Ростов-на-Дону, Екатеринодар, Новороссийск...

1 марта 1920 года икона из Новороссийска на пароходе «Святой Николай» покинула Россию. Святыня побывала в Греции, Сербии...

В сентябре 1920 года по просьбе генерала Врангеля икона вернулась в Отечество, в Крым. Это произошло в день праздника Воздвижения Креста Господня. Святой образ оставался там до общей эвакуации Белой Добровольческой Армии.

29 октября, почти через год после того, как чудотворная икона покинула родной Курск, она на многие годы оставила русскую землю. После этого в России осталась только ее списки.

Чудотворная икона «вернулась» в Югославию. В 1925 году по постановлению Синода заграничных епископов и с согласия хранителя иконы владыки Феофана Зарубежная Одигитрия была перенесена в русскую Троицкую церковь в Белграде.

После захвата Югославии фашистами владыка Феофан перевез икону в Хоповский монастырь. Высланный вскоре после этого из Хорватии, он прибыл в Белград, где жил в нужде до конца своих дней в 1943 году.

В 1957 году митрополит Анастасий (Грибановский) доставил святыню в США. С этого времени Курская-Коренная икона пребывает в посвященном ей соборном храме при Архиерейском Синоде Русской Зарубежной Церкви в Нью-Йорке.

Одигитрия (Путеводительница) Русского Зарубежья освящает и благословляет Своим присутствием торжества, заседания Архиерейского Синода, работу Архиерейских Соборов и другие события в жизни Русской Зарубежной Церкви. Она регулярно совершает паломничества по всем епархиям русского рассеяния, принося всем утешение и укрепление.

* * *

В 1923 году в ходе одной из первых антирелигиозных кампаний Коренная пустынь была закрыта, а затем до основания разрушена, разграблена, осквернена.

В последующие годы Живоносный источник, освященный самой Богоматерью, пытались стереть с лица земли, залив его бетоном. Но источник пробивался в новых местах.

Пострадал не только монастырь, но и все те, кто не хотел забыть существовавшую веками традицию. Территория монастыря была обнесена четырехметровой высоты забором, на всех подходах к монастырю выставили дружинников. Была устроена охота буквально на каждого паломника. У верующих попытались вытравить саму память о Коренной пустыни.

Но искоренить силовыми методами веру оказалось невозможным. Всеми способами верующие искали общения со своей святыней.

* * *

Перемены произошли только в 1988 году, в 1000-летнюю годовщину Крещения Руси. Тогда, в юбилейном году, последовало обращение правящего архиерея Курской епархии архиепископа Ювеналия к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Пимену и главе государства М.С. Горбачеву с просьбой вернуть Коренную обитель верующим.

После этого обращения 7 августа 1989 года исполком областного Совета народных депутатов издал решение о поэтапной передаче епархиальному управлению части историко-архитектурного комплекса Коренной Рождества Богородичной мужской пустыни.

15 августа состоялось первое богослужение на месте, где возвышался храм Рождества Пресвятой Богородицы.

Первый после долгого перерыва крестный ход - символ возрождения нашей исторической памяти и наше покаяние - состоялся 15 июня 1990 года, в девятую пятницу по Пасхе.

По своим масштабам он отличался от своих исторических предшественников - его протяженность была всего лишь 900 метров. Крестный ход проходил внутри монастырской ограды. Последующие ходы обрели свой прежний исторический масштаб. Вновь став всенародным праздником, крестный ход в Коренную пустынь привлекает тысячи паломников из ближнего и дальнего зарубежья.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, посетивший обитель в сентябре 1991 года, назвал ее третьим духовным центром России наряду с Троице-Сергиевой лаврой и Дивеевской обителью преподобного Серафима Саровского в Нижегородской области.

* * *

Акт о каноническом общении - важнейший исторический документ, положивший начало долгожданному воссоединению Русской Православной Церкви в Отечестве и рассеянии, - подписали 17 мая 2007 года в Храме Христа Спасителя приснопоминаемые Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Первоиерарх РПЦЗ митрополит Нью-Йоркский и Восточно-Американский Лавр.

Символично, что тогда же, после подписания акта о каноническом общении, владыка Лавр посетил Коренную пустынь. В память об этом он посадил у святого источника вяз, так как именно на корне этого дерева семь с лишним столетий назад был обретен святой образ.

Две половинки русского мира срослись, как некогда разрубленная чудотворная икона Божией Матери «Знамение». Восстановление церковного единства означает преодоление вражды и разобщенности русских людей, живущих в России, и потомков белоэмигрантов, вынужденно покинувших Родину около 100 лет назад.

Теперь духовенство и миряне Русской Зарубежной Церкви и Московского Патриархата вместе совершают Евхаристию и другие церковные Таинства. Находясь вдали от дома, верующие посещают храмы друг друга. Совместно реализуются масштабные социальные и культурные проекты.

* * *

Восстановление Курской Коренной пустыни и ее главного собора было осуществлено практически за пять лет. В соответствии с пожеланиями священноначалия Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) это стало главным условием совершения первого после долгого отсутствия на Родине паломничества Одигитрии Русского Зарубежья на место своего исторического обретения.



Восстановленая Курская Коренная пустынь

Паломничество на Родину чудотворной Курской-Коренной иконы Божией Матери «Знамение» было приурочено к осеннему крестному ходу из Коренной пустыни в Курский кафедральный Знаменский собор, который прошел 10 лет назад, 25-26 сентября 2009 года.

С тех пор чудотворная икона вновь и вновь посещает родную обитель.

Прихожанин

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Головкин
Все статьи Николай Головкин
Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06