13% ждут помощи от НАТО, а 26% говорят о самодостаточности
В армянском информационном пространстве традиционно тесный военно-политический союз Армении с Россией и размещённая в Гюмри 102-я российская военная база нет-нет, да и становятся объектами критики со стороны отдельных общественных деятелей, политиков и журналистов. Об этом шёл откровенный разговор с прессой в клубе «Глас народа». По словам эксперта Армана Гукасяна, каждое бытовое происшествие с участием российских военных в Армении активно политизировалось и превращалось в повод для медийных атак на базу в Гюмри. Несчастный случай с семьей Аветисян четыре года назад использовался для организации пикетов в Гюмри рядом активистов - противников российской военной базы. «А в связи с недавним трагическим инцидентом с Джульетой Гукасян некоторые деятели стали уже настойчиво говорить о необходимости вывода российской базы. Они провели пикет в Гюмри именно в день смерти семьи Аветисян. Также за несколько лет они организовали целую серию публичных акций перед посольством России в Ереване. Среди требований звучало и то, что 102-я база должна быть взята под постоянный контроль со стороны армянских властей, в частности с помощью установки видеонаблюдения вокруг территории российского военного объекта», - продолжил Гукасян.
Общественная активность не может вызывать порицания, но эксперт убежден, что организаторы протестных мероприятий на самом деле не являются независимыми общественниками, а действуют в интересах внешних сил, заказчики же находятся на Западе и финансово подпитывают тех, кто разворачивает в Армении деятельность против российской военной базы и участия страны в ОДКБ в целом.
«Очевидно, что проводимые против российского военного присутствия акции не имеют широкой общественной поддержки в Армении. Тем не менее возникающий таким образом негативный информационный фон может в итоге подорвать всё ещё прочный фундамент российско-армянских отношений, которые носят исключительно взаимовыгодный характер», - заявил Гукасян.
Эксперты клуба «Глас народа» провели социологический опрос в Ереване и Гюмри среди 1200 респондентов на тему «102-я российская военная база в Армении: за и против».
Арман Гукасян представил результаты исследования. Так, на вопрос об оценке текущей военно-политической ситуации вокруг Армении только 0,5% респондентов считают, что для страны не существует каких-либо серьезных военных угроз, 87% уверены, что Армения находится под постоянной угрозой нападения со стороны Азербайджана и Турции, 12% говорят, что некоторые соседние страны враждебны Армении, но реальной военной опасности они не представляют.
На вопрос, как Армения должна обеспечивать свою безопасность, 61% респондентов ответили, что Россия является ключевым военно-политическим союзником армянского государства и должна продолжать им оставаться, 13% считают, что безопасность Армении должна обеспечиваться НАТО и Европейским союзом, 26% убеждены, что Армения может защищать себя только сама.
Цовинар Костанян, аналитик того же клуба «Глас народа», рассказала журналистам, что у респондентов выясняли также их мнение о том, какую роль играет присутствие 102-й российской военной базы в Гюмри. 65% респондентов ответили, что база обеспечивает безопасность Армении и поддерживает стабильность в регионе, 9% считают, что база негативно отражается на суверенитете и национальных интересах Армении, а 26% не видят никакой роли российских военных в стране.
На вопрос об опасности или неудобствах для себя лично в связи с нахождением российских военных на территории Армении, 58% ответили, что отношение (у самого респондента и его окружения) позитивное и доброжелательное, 9% серьёзно обеспокоены из-за случавшихся ранее инцидентов, 33% не задавались этим вопросом вовсе.
Вопрос об отношении к акциям противников военной базы в Гюмри предполагал, что отвечающие на него могли выбрать два варианта. Результаты следующие: 58% считают, что подобные мероприятия провокационны и выгодны в первую очередь враждебным Армении странам, 54% ответили, что эти акции не отражают реальных настроений в обществе. 12% респондентов заявили, что протесты свидетельствуют о наличии реального запроса в армянском обществе на пересмотр статуса российского военного присутствия в стране.
Соб. корр. ФСК