Стоим на дальнем берегу России, на твердыне Владивостока в Пасхальной радости и ликовании. Стоим, восклицая в благодатном порыве о величайшем событии во Вселенной и в истории человечества: «Христос Воскресе!» Вся Русь наполняется этой радостью и Ангели поют на небеси. И слышат эту счастливую победоносную весть вся Азия и вся Европа, весь мир и все живое на земле. «Христос Воскресе!» - свидетельствовать об этом миру - вот для чего Господь создал Россию и дал ей великие просторы от Океана до Океана. «Христос Воскресе!» - вот главная государственная идея и смысл жизни нашего Отечества. «Христос Воскресе! И пали демоны!» - вот начало всех истинных побед Святой Руси. «Христос Воскресе!» - вот счастье и радость русского народа, идущего на Восток. К Океану Вечности. К Солнцу Правды - Христу.
В сияющих волнах Океана новый
апрель. Вербы в пушистой зелени и багульниковое цветение. Склоны
приморских сопок в ярких, восторженных красках. В розовых цветах. Время
багульника. Приморье по-особому встречает Пасху. Небо, Океан и
уссурийская тайга в Пасхальной радости. И эта радость разливается по
океанским берегам ликующей акварелью багульника. Радость наполняет
благоуханием цветущую тайгу.
Радость отражается в небе и океанских
волнах великолепием приморской весны. И как явственно чувствуется, что
всякое дыхание здесь хвалит Господа. Последние апрельские дни
разливаются Пасхальным ликованием над океанскими волнами. Христос
Воскресе! И весь май, благоухающий в лепестках цветущих абрикосов и
яблонь, будет питать наши сердца Пасхальной благодатью.
...Наш
молодой край далеко от российских столиц - Москвы и Санкт-Петербурга.
Русское Приморье - далекая крепость. У южных и восточных стен этой
крепости - могучие океанские волны. На западе - древнее царство дракона -
седой Китай. На севере - великая река Амур.
«Плавно Амур свои
волны несет. Ветер сибирский им песню поет...» - слова этой песни написаны
в 1944 году на мелодию знаменитого вальса «Амурские волны». Но сам этот
чудный вальс родился не на речном берегу, а рядом с океанским прибоем в
1900-х годах. В морском городе Владивостоке. Взирая на волны Амурского
залива, безнадежно влюбленный капельмейстер 11-го Восточно-Сибирского
стрелкового полка Макс Кюсс, создал свое прекрасное творение...
Амурский и Уссурийский заливы, названные в честь рек Амура и Уссури,
омывают своими солеными водами полуостров Муравьева-Амурского. На
скалистых склонах полуострова стоит богоспасаемый град Владивосток.
Сколько замечательных имен связано с Владивостоком и всей нашей Дальней
Россией! Какая славная история у этих мест, к которым веками
приближалась Россия, окончательно утвердившись здесь лишь 160 лет назад!
Приморье и Приамурье - самые молодые, самые юные и новые земли Святой
Руси. Всего-то прошло чуть более полутора столетий, как была отслужена
первая Литургия в этих амурско-тихоокеанских краях. Первая Литургия,
ради которой Господь наделил Россию такими величественными просторами -
Приморьем и Приамурьем.
Тысячелетиями стояли эти места в
духовном запустении. Когда-то, много столетий назад, здесь были
государства Бохай и Золотая империя Чжурчженей. История давно сровняла с
землей их останки. Лишь ядра камнеметательных орудий, черепица и
каменные черепахи встречаются на местах средневековых поселений.
Воинственные племена кочевников, ведомые мрачным Чингисханом, стерли с
лица земли Чжурчженьское царство - последнюю страну-цивилизацию, жившую
тогда на берегах Амура, Уссури и Тихого океана. После здесь обитали лишь
небольшие полудикие племена, да заходили сюда редкие китайские скупщики
пушнины, торговцы и добытчики природных богатств. Сам Китай находился
далеко от этих приамурских просторов. Китай отгородился от мира своей
Великой стеной, довольствуясь землями, что лежат вдали, за тысячу верст,
от нынешней границы с Россией.
Господь хранил и берег эту землю для тех, кто прославит здесь Имя
Божие. Для тех, кто в Литургическом служении вознесет сердечную молитву
ко Творцу мира и человека. И Бог привел сюда, к соленым водам Великого
Океана людей, которые уже познали и полюбили Христа. Господь привел сюда
наш русский народ. Народ, который в сердце своем принес любовь ко
Святой Троице на далекий Восток, к тихоокеанским берегам. Не в
поэтическом порыве именовался тогда Тихий океан «новым Средиземным
морем», а град Владивосток - «новым Константинополем». То была ясная
мысль, родившаяся в русских умах и ставшая плодом осознания того, зачем
Русь идет на восток. В этом героическом пути на восток, в этом великом
подвиге русского народа Москва во всей полноте являет себя Третьим
Римом. Русь выполняет свою Божественную миссию - она просвещает Светом
Христовым народы. И Господь открывает Руси новые земли на тихоокеанском
побережье, где живут новые народы, еще не познавшие истинного Бога. Еще
не слышавшие радостную Весть, которая разнеслась во Вселенной в первом
столетии в 33-м году от Рождества Христова. Радостную, счастливую и
победоносную Весть: «Христос Воскресе!».
Велико спасительное
дело русского народа, утвердившего Православие и Россию на берегах
Тихого океана. И еще больше величия в подвиге святых людей, прославивших
Христа здесь, «на грани Востока с его загадочной судьбой».
Апостол Сибири и Америки святитель Иннокентий, митрополит Московский
заложил духовный фундамент церковного строительства не только в Америке,
Якутии и на Камчатке, но и на берегах Амура и Уссури. Его дело
продолжили новые архиереи и священники, трудившиеся в Приморье и
Приамурье. Однако молодые и дикие дальнероссийские края, которых
только-только коснулась евангельская проповедь, нуждались в больших
миссионерских силах. Нужны были новые проповедники, церкви и монастыри.
Нужны были люди, которые смогли бы донести Слово о Христе до сердец
азиатских соседей. В русском народе думали об этом, осознавали, какое
сокровище в виде восточно-сибирских просторов дал Господь России. Лучшие
умы России видели Промысл Божий в том, что Отечество наше утверждается
на тихоокеанских берегах и скалистых сопках Владивостока. Русь с
восторгом и восхищением смотрела на восток, где строился Новый
Константинополь, свидетельствующий миру о Христе.
Известный
всероссийский пастырь святой батюшка Иоанн Кронштадтский духовным
зрением проглядывал глубину великого замысла в призвании Руси на восток.
И потому так много усилий положил он ради укрепления Церкви и нашей
Державы в Приморье и Приамурье. Он много молился о духовном процветании
наших дальневосточных краев. Сам направлял священников и мирян на
миссионерские труды в Дальнюю Россию. По его благословению прибыл на
Дальний Восток, во Владивосток, а затем на Камчатку, известный
просветитель митрополит Нестор (Анисимов).
Вот как вспоминает в
своей книге «Моя Камчатка» сам митрополит Нестор, бывший до пострига
Николаем, о благословении великого всероссийского батюшки: «Я обратился
за благословением к отцу Иоанну Кронштадтскому, еще в детстве
поразившему меня своей отзывчивостью и участливым отношением к больной
маме. Вскоре прибыл ответ. На своей фотографической карточке отец Иоанн
написал: «Раба Божия Николая Анисимова благословляю на великий подвиг
миссионерства, если он находит себя способным и чувствует в себе
призвание к нему. Да явится в нем благодать Божия, немощныя врачующая.
Целую его братски. Протоиерей Иоанн Сергиев. 18 марта 1907 года».
И вот еще в той же книге замечательные воспоминания Владыки Нестора:
«Накануне моего отъезда из Кронштадта прибыл нарочный. Он привез мне от
протоиерея Иоанна Сергиева его розовое священническое облачение и устное
напутствие: Передай камчатскому миссионеру (я его монашеское имя не
знаю) от меня облачение. Бог ему в помощь. А вот этот сосудик передай
ему и скажи: все выпитое (больше половины) - это мной выпито за мою
жизнь, а оставшееся он будет допивать в его жизни, но пусть переносит
все невзгоды терпеливо, да благословит его и спасет Господь Бог». Также,
по воспоминаниям Владыки Нестора, известно, что святой батюшка Иоанн
передал в том сосудике херес. И потом на Камчатке «в тяжелые минуты
болезни одна капля этого хереса являлась для о. Нестора лучшим
лекарством».
Духовный взор святого праведного Иоанна был
постоянно обращен на восток. Он внимательно следил за событиями на
Русском Востоке. И старался помогать делу церковно-государственного
освоения дальневосточных земель. Сам много жертвовал на строительство
храмов и школ в Уссурийском крае и по всей Дальней России. Интересно и
душеполезно читать об этом. И многие сегодняшние почитатели отца Иоанна
восхищаются его духовной и материальной заботой о дальних краях нашего
Отечества. Но особое восхищение и духовный подъем возникают в минуты,
когда вы входите в какую-нибудь уцелевшую или восстановленную церковь,
построенную в Русском Приморье на пожертвования или по благословению
Кронштадтского пастыря. В селе Владимиро-Александровском Приморского
края стоит отремонтированный храм, свидетельствующий о большой
жертвенной заботе отца Иоанна Кронштадтского о дальних рубежах России.
Есть такое свидетельство в селе Алексеевка - там стоит храм в честь
преподобного Тихона Калужского. Эта церковь построена в начале XX века
на средства одной московской жертвовательницы, которую, по некоторым
сведениям, благословил на строительство приморского храма сам святой
батюшка Иоанн.
Крепкие полковые храмы на пожертвования святого
батюшки Иоанна были выстроены на Русском острове. Известный
владивостокский краевед и почетный житель Владивостока Нелли Мизь пишет о
том, как возник на Русском острове первый воинский храм, фундамент
которого обнаружен двадцать лет назад в поселке Поспелово на острове:
«история этого храма началась в 1896 году, когда солдаты батальона
уезжали с Русского, их служба заканчивалась. Они обратились к
командованию с просьбой построить храм в расположении батальона. Их
поддержали и объявили сбор средств по всей Российской Империи. Из Москвы
прислали напрестольный крест, а с берегов Балтики пришел денежный взнос
от почитаемого всем русским народом пастыря Иоанна Кронштадтского. Уже
летом следующего 1897 года купола храма засияли над проливом Босфор
Восточный. В августе 1922-го храм был разобран по брёвнышку»
(https://www.vladivostok-eparhia.ru/eparhia/dokument/?id=22393).
Особую заботу являл отец Иоанн о нашей Дальней России в годы
Русско-японской войны. По его благословению были изданы
книжицы-наставления русскому воинству, защищавшему Отечество на фронтах
войны с японцами. Современный протоиерей Геннадий Беловолов, директор
музея-квартиры святого праведного Иоанна в Кронштадте получил в дар для
музея такую книжицу. «На обложке начертано «Всероссийскому
христолюбивому победоносному воинству благословение протоиерея Иоанна
Сергиева (Кронштадтского). Санкт-Петербург, 1904. Но особую ценность
книжечке сообщает то, что она адресована русским воинам, предназначалась
для раздачи солдатам на фронтах Японской войны», - так рассказывает
протоиерей Геннадий Беловолов о небольшой брошюрке Кронштадтского
пастыря. Отец Геннадий говорит: «Эта книжечка была духовным оружием.
Через нее сам батюшка Иоанн сражался на Японской войне. <...> Слово
начинается простым и торжественным обращением пастыря к воинам:
«Возлюбленные братья, Христолюбивые воины. Волею Божиею и повелением
Русского Царя, вам, грудью своею вставшим на защиту нашего дорогого
Отечества я, смиренный пастырь Церкви Христовой, издалека шлю свое
пастырское благословение»
(https://otets-gennadiy.livejournal.com/269890.html).
Отец
Иоанн много молился о том, чтобы чудесно явленный в 1903 году под Киевом
образ Пресвятой Богородицы был доставлен на Дальний Восток. Икону ждали
в Порт-Артуре, но промедление чиновников и знати не позволило добраться
с образом Пречистой до места назначения. Порт-Артурская крепость была
взята японцами. И об этом сокрушался Кронштадтский пастырь. Он укорял
военное и гражданское чиновничество в небрежении к святыням.
Новоявленный Порт-Артурский образ Божией Матери остался на некоторое
время во Владивостоке. И через несколько лет бесследно исчез. Лишь в
1998 году, когда правящим архиереем был митрополит Владивостокский и
Приморский Вениамин, образ вновь чудесно обретен приморскими батюшками в
Иерусалиме. И с великими почестями доставлен в наш богоспасаемый
Владивосток.
Известно, что святой праведный Иоанн Кронштадтский
имел близкую дружбу с великим адмиралом Русского Флота Степаном
Осиповичем Макаровым. Они дружили семьями. Отец Иоанн всегда поздравлял
Степана Осиповича с церковными праздниками. Адмирал Макаров, будучи
главным командиром Кронштадтского порта, принимал самое деятельное
участие в строительстве Морского Никольского собора в Кронштадте. Он
даже стал председателем Комитета по сбору пожертвований на строительство
Собора.
Перед походом в Порт-Артур, только что назначенный
командующим Тихоокеанским флотом адмирал Макаров молился за Литургией в
Морском соборе Кронштадта. Литургию вел отец Иоанн. После торжественного
богослужения святой батюшка Иоанн напутствовал Степана Осиповича:
«Желаю тебе быть мужественным и получить венец!» Святой праведный Иоанн
Кронштадтский имел от Господа великий дар предвидеть грядущие события.
Вероятно, духовным зрением он предвидел геройскую и славную гибель
русского адмирала в том походе, целиком уповая на волю Божию.
Крепкая дружба великого Кронштадтского пастыря и выдающегося флотоводца -
еще одно свидетельство того, как прочно были связаны и переплетены
государственное дело, служение Отечеству со священническими трудами, с
делом служения Церкви в алтаре. И эта связь, эта симфония и
соработничество, основанные на любви ко Христу, в наибольшей полноте
явили себя в Подвиге русского народа и его выдающихся сынов на Дальнем
Востоке. В святом деле утверждения Православия и России на берегах
Тихого океана - «нового Средиземного моря».
Во Владивостоке на
берегу Амурского залива стоит памятник русскому адмиралу Степану
Осиповичу Макарову, его именем названо Тихоокеанское высшее
военно-морское училище, находящееся в сегодняшней столице Дальней
России. Но помнят ли доблестные выпускники и курсанты военно-морского
училища о выдающихся служителях Русской Церкви, чьими молитвами и
трудами возрастало наше Отечество на берегу Океана Великого? Помнят ли
об этом жители Владивостока и Кронштадта, Санкт-Петербурга и Москвы,
Мурманска и Магадана, Архангельска и Петропавловска-Камчатского...? Как
сегодня почитают и благодарят наших великих молитвенников, потрудившихся
на строительстве прекрасного духовного здания Святой Руси у Океана?
Помнят ли, почитают ли на дальнерусских берегах святителя Иннокентия
(Вениаминова), священномученика Иоанна Восторгова, святого праведного
Иоанна Кронштадтского?
Как-то мы обратились к нашему
Владивостокскому архиерею митрополиту Вениамину: «Владыка, а ведь как
много помогал здесь святой Иоанн Кронштадтский!»
На это Владыка Вениамин очень спокойно и уверенно заметил: «Он и сейчас помогает».
Милостью Божией, под Покровом Пресвятой Богородицы и по молитвам наших
святых, мы вновь встречаем Пасху на берегу Тихого океана. Все мы, сыны и
дочери нашего славного Отечества, стоим здесь на берегу Золотого Рога и
Босфора Восточного, хваля и благодаря Бога, Его Пречистую Матерь, всех
Святых. И наших святых миссионеров-молитвенников и покровителей.
Христос Воскресе!
Романов Игорь Анатольевич,
Центр церковно-государственных
отношений «Берег Рус»
Русь державная