Афонский монах, принявший мусульманство и раскаявшийся - мч. Прокопий

0
563
Время на чтение 4 минуты

Как он ушел из мона­стыря подобно татю, ни с кем не посоветовавшись и ни у ко­го не взяв благословения, не находя этого нужным, так точно и здесь он не хотел или, быть может, враг не допускал его от­крыть свои помыслы духовнику и таким образом поступить по совету последнего. Считая себя уже потерянным, несчастный Прокопий решился на ужасный шаг: оставить христи­анство и принять мусульманскую веру.

Святой Прокопий жил на рубеже ХVIII-ХIХ вв. По происхож­дению он был грек, родом из болгарского города Варны. В два­дцать лет Прокопий оставил семью и начал вести монаше­скую жизнь на Афоне. Переменив несколько мест, он стал учеником старца по имени Дионисий в скиту Святого Иоан­на Предтечи, который относился к Иверскому монастырю. Святой Прокопий вызывал восхищение других братий просто­той, послушанием и любовью к подвижническим трудам.

Но враг нашего спасения, видя Прокопия преуспевающим в добродетелях, начал лукавый приступ с того, что каждоднев­но всевал в его душу помыслы уйти в мир. Против вражеской бури Прокопий не устоял, а потому решился оставить Свя­тую Гору и, никому ничего не сказав, отправился в Смирну.

Как только Прокопий высадился на берег, не дремлющий диавол, уже овладевший его сердцем и умом, начал смущать и приводить Прокопия в отчаяние. Лукавый подсказывал, что поскольку монах оставил подвиги, не терпя иноческих тру­дов, и возвратился в мир, постольку он непременно должен подвергнуться мучениям. Душевное смущение Прокопия сде­лалось еще сильнее, когда он вспомнил, что своим бегством с Афонской горы причинил скорбь добродетельным мужам и что все отцы Предтеченского скита считают его как бы уже умершим для добродетельной жизни. Как он ушел из мона­стыря подобно татю, ни с кем не посоветовавшись и ни у ко­го не взяв благословения, не находя этого нужным, так точно и здесь он не хотел или, быть может, враг не допускал его от­крыть свои помыслы духовнику и таким образом поступить по совету последнего. Считая себя уже потерянным, несчастный Прокопий решился на ужасный шаг: оставить христи­анство и принять мусульманскую веру.

Он явился к городскому судье, дабы заявить о своем отре­чении от Христа. Судья ласково обратился к отверженному, действительно ли тот желает уверовать в Магомета. Получив утвердительный ответ, судья приказал Прокопию произне­сти некоторые хульные слова, а через пятнадцать дней над ним было совершено обрезание.

По неисповедимому Промыслу Божию как только от­ступника обрезали, мысли его вдруг переменились, совесть заговорила, обличая в вероломном отречении от Иисуса Христа. Прокопий, как бы от бывшего опьянения, пришел в полное сознание и тотчас решил искать помощи в своем заблуждении.

Выбрав удобное время, он тайно пришел к духовнику, с ко­торым был знаком еще на Афоне. Тот, видя его в турецкой одежде, изумился столь странному превращению. Прокопий рассказал ему историю своего греха, закончив речь просьбой: «Я к тебе пришел, чтобы ты смыл с меня пятно, которым я, не­счастный, прельщенный диаволом, сам себя осквернил, и что­бы ты облек меня в мою первую одежду». И добавил, что для восстановления себя от падения желает принять мучениче­скую кончину за исповедание имени Иисуса Христа.

Духовник, видя благую мысль Прокопия, порадовал­ся его обращению, но вместе с тем стал отговаривать от по­двига мученичества. Кающийся отвечал: «Я верю, что Бог, укреплявший всех святых мучеников в страданиях, всесилен и меня укрепить при исповедании Его имени».

Духовник, видя твердость его мысли, не стал более отклонять его от желания претерпеть муки ради Спасителя. С этого времени Прокопий начал готовиться к подвигу, притом и чаще приходил к духовнику для подкрепления своих мыслей. Через пятнадцать дней он объявил священнику, что в этот день они видятся последний раз, так как он решился сегодня же предстать перед турецким судом. Тогда оба они пропели молебен Божией Матери и, поцеловав друг друга последним целованием, вышли вместе из дома. Духовник издали следовал за мучеником, напутствовал его тайными мо­литвами до самого судилища.

Прокопий, представ перед судьей, сбросил с головы зе­леную повязку и дерзновенно исповедал христианскую ве­ру, а ислам и его ложного пророка проклял. Судья, слыша посрамление своей веры, сначала приказал его бить, потом заключить в темницу, думая этим заставить переменить об­раз мыслей. Не видя успеха, он обратился к христиани­ну с ласками и обещаниями высоких должностей и чинов. На льстивые посулы святой благодушно отвечал: «Если бы вы дали мне весь мир, то и тогда бы не смогли изменить мо­его намерения».

Твердость мученика ускорила приговор судей, которые сочли излишним терять время и заниматься пытками и при­казали немедленно отрубить Прокопию голову.

Блаженный с готовностью поспешил к месту казни, при­ветствуя по дороге всех встречных христиан. Такая сверхъ­естественная радость настолько изумила всех мусульман, что ни один из них не осмелился поднять меч на мученика. То­гда нашли христианина-отступника, жестокого бесчувствен­ного человека, и он обезглавил св. Прокопия. Это случилось 25 июня/8 июля 1810 г. в Смирне.

Макарий Симонопетрский, иеромон. Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т./ Адаптир. Пер. с франц. Т.5. М.: Сретенский монастырь, 2011.

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «AFONIT.INFO» (www.afonit.info)

Источник: http://afonit.info/biblioteka/podvizhniki-afona/afonskij-monakh-prinyavshij-musulmanstvo-i-raskayavshijsya-much-prokopij-den-pamyati-8-iyulya

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
К столетию Ю. Друниной
Новый комментарий от Владимир Николаев
08.05.2024 19:38
«Почему-то существовали иллюзии»
Новый комментарий от Владим
08.05.2024 18:59
«Народ взирает на власть и ждёт очищения»
Новый комментарий от Владимир Николаев
08.05.2024 17:48
«Инкубаторные дети» цивилизацию не спасут
Новый комментарий от Русский человек
08.05.2024 17:33
Я лично испытал на себе нетварную суть Благодатного Огня
Новый комментарий от Владимир С.М.
08.05.2024 17:28