Так называемая «автокефалия», ​или Лукавство Константинопольского Патриарха

Обращение к епископам Кипрской и Элладской Церквей

0
720
Время на чтение 9 минут
Константинопольский Патриарх Варфоломей предоставил «автокефалию» тем, кого до недавнего времени все Поместные Православные Церкви считали украинскими раскольниками. Сделал он это через ряд действий. Во-первых, он назначил на Украину двух экзархов. Во-вторых, он самочинно восстановил в сане раскольников. В-третьих, он аннулировал - по прошествии трехсот лет! - решение Вселенского Патриархата о передаче Киевской Митрополии Московскому Патриархату, чтобы восстановить себе титул Матери-Церкви для Украины. В-четвертых, он организовал так называемый Объединительный Собор в Киеве для избрания нового митрополита Киевского, как будто бы владыка Онуфрий перестал являться каноническим Митрополитом Киевским. Естественно, Патриарх Варфоломей пригласил на Объединительный Собор и каноническую автономную Украинскую Церковь, которая связана духовно с Московским Патриархатом и включает в себя большинство православных верующих Украины. Вероятно, Патриарх был введен в заблуждение относительно численного участия украинских епископов канонической Церкви в Объединительном Соборе. Только два епископа канонической Церкви явились на этот Собор, который тем самым оказался лишь пародией на Собор. Возглавил Собор Митрополит Галльский Эммануил, находящийся в юрисдикции Вселенского Патриархата. Парадоксальным образом, в президиуме очутился и президент Украины Петр Порошенко, роль которого была определяющей в деле предоставления «автокефалии» новой Церкви. Вслед за этим последовал заключительный акт драмы, то есть предоставление Томоса об автокефалии Патриархом Варфоломеем.

Трагикомическая ситуация. Многие, кажется, не поняли, что «автокефальная» Церковь Украины, которая, согласно Томосу, получила наименование Православная церковь Украины (ПЦУ), менее независима, чем каноническая автономная Украинская Православная Церковь (УПЦ). Последняя зависима от Московского Патриархата только духовно, она автономна в своих внутренних делах, тогда как первая, милостью определенных предписаний фанарского Томоса, зависима от «Матери-Церкви», Константинопольского Патриархата, в серьезных вопросах[1].

ПЦУ менее независима, чем каноническая Украинская Православная Церковь

В хорошо спланированных Фанаром этапах предоставления «автокефалии» ПЦУ проявляется типично эллинское лукавство. Определение «лукавые греки» использовал еще русский митрополит Западной Европы Евлогий (1868-1948 гг.) во времена подобного вмешательства Вселенского Патриархата в дела Русской Церкви в первые годы советского режима. Речь идет о наиболее темной странице в современной истории Вселенского Патриархата, которая имеет много схожего с его недавним вторжением на Украину. 8 июня 1924 года Евлогий писал архиепископу Рижскому Иоанну, отмечая свой страх относительно эксплуатации Фанаром ради собственной выгоды трагического положения преследуемой Советами и раздираемой изнутри просоветскими раскольниками - обновленческими священниками - Русской Церкви. Среди прочего, Евлогий написал следующее: «На языке лукавых греков это называется ‟помочь" бедствующей Русской Церкви, а на нашем - это та же своего рода погоня за русскими концессиями, какими охвачены теперь все желающие делить шкуру русского медведя». Опасения Евлогия в самом деле находят подтверждение в письме Константинопольского Патриарха Григория VII к мученику - Патриарху Московскому Тихону от 6 июня 1924 года. В этом письме Григорий недвусмысленно потребовал от святого Тихона уйти в отставку ради примирения с раскольниками. Святитель Тихон ответил Григорию, что Соборы признают за Константинополем первенство чести, а не власти, и напомнил ему правило, которое воспрещает вмешательство епископов в дела «за пределами своей области»[2]. Более того, он предупредил Патриарха Григория, что поддержка, которую он оказывает раскольникам, «внесет не успокоение, а еще большую смуту и раскол в жизнь и без того многострадальной Русской Православной Церкви». Константинопольский Патриарх Фотий в 1930-м году оправдывал действия Фанара и его поддержку раскольников, отмечая, что на Григория оказывало давление советское правительство[3].

Действия Константинопольского Патриархата на Украине сегодня и неблагоразумны, и антиканоничны. Кратко объясню, что я имею в виду.

Неблагоразумие действий Патриарха Варфоломея заключается в том, что он «подливает масла в огонь» в стране, и без того глубоко расколотой политически и религиозно. Предоставление «автокефалии» меньшинству раскольников, которых, однако, поддерживает прозападно настроенное украинское правительство, уже привело к тому, что тлеющие угли вспыхнули насилием и захватами храмов канонической Украинской Церкви (УПЦ) - при том, что власти Украины законодательными мерами поддерживают раскольников.

Тлеющие угли вспыхнули насилием и захватами храмов канонической Украинской Церкви

Антиканоничность «автокефалии» очевидна. Впервые Патриарх Варфоломей начал совершать самопроизвольные действия в сфере компетенции всей Церкви. Тут нужно добавить, что ни автономная Украинская Церковь (УПЦ), ни Московский Патриархат (который предоставил ей автономию) не просили об автокефалии. Ее требовали президент Украины Порошенко и раскольники. Как точно замечает русский богослов отец Георгий Максимов, «наверное, впервые в истории мы видим насильственное предоставление автокефалии»[4]. Такое вмешательство Константинополя в дела другой Церкви является очевидным нарушением второго правила Второго Вселенского Собора и канонов древней Церкви, которые неприкосновенны и для Папы, и для Патриарха. Оно могло бы стать причиной соборного прещения.

Я не стану касаться слухов о вознаграждении, полученном Фанаром от украинского правительства. Совершенно очевидно, что действиям Патриарха Варфоломея на Украине поспособствовала и его горечь от неучастия Русской Церкви в Критском Соборе. Я слышал по телевидению, как Патриарх выражал свою обиду на то, что Московский Патриархат, хотя и принял тексты, которые должны были обсуждаться на Критском Соборе, - это действительно имело место быть на Собрании Предстоятелей в Шамбези 22-28 января 2016 года, - впоследствии отказался от участия в Критском Соборе. Стоит упомянуть, что Патриарх Кирилл на вышеназванном Собрании Предстоятелей добился согласия всех иерархов, что они продолжат признавать как единую каноническую Церковь на Украине автономную Церковь, управляемую Митрополитом Киевским Онуфрием. Существует объяснение такому изменению позиции Москвы. Епископы России, Украины и Белоруссии на Архиерейском Соборе в январе 2016 года согласились с утвержденными в Шамбези текстами. В постановлениях Собора упоминается, что тексты «не нарушают чистоту православной веры и не отступают от канонического предания Церкви»[5]. Когда же утвержденные тексты были опубликованы, поднялась волна противодействия и критики со стороны известных клириков и мирян, что оказало влияние и на паству. В конце концов, руководство Русской Церкви пошло на попятную[6]. И правильно сделало.

До сих пор Элладская и Кипрская Церкви не приняли постановления относительно вопроса об украинской «автокефалии». Вероятно, Священный Синод Кипрской Церкви предпочтет избежать его принятия и выразит желание содействовать примирительному разрешению вопроса. Однако рано или поздно, я думаю, Кипрская Церковь будет вынуждена четко сформулировать свою позицию. В Синоде Элладской Церкви, вероятно, сохранится поляризация взглядов при обсуждении украинского вопроса. Надеюсь, что большинство греческих епископов вынесут суждение по этому вопросу на основании церковных, а не этнофилетических критериев, памятуя о том, что они принадлежат к Церкви, пережившей на своем опыте неоднократные вмешательства Фанара.

Константинополь, по выражению блаженной памяти митрополита Августина (Кантиотиса), - это город нашей мечты. Но когда сегодня Константинопольская Церковь в своих отношениях с иноверными декларирует пустые, по сути, слова о любви, а с единоверными, напротив, ведет себя деспотично и с большой долей папизма, я соглашусь с тем, что написал Патриарху Афинагору видный ученый-канонист отец Епифаний (Феодоропулос): «Ваше Всесвятейшество! В мириады раз предпочтительнее, чтобы исторический Константинопольский престол был бы с корнем вырван и пересажен на какой-нибудь пустынный остров в море, а еще лучше - ушел бы на дно Босфора, чем он предпримет пусть и малейшее уклонение от золотого пути отцов, единогласно призывающих: ‟Не уступай в вопросах веры"»[7].

«Вечное первенство председательства» на Всеправославном Соборе одного епископа? Откуда пошла эта теория?

Я думаю, что идея о гипертрофированном почетном первенстве Константинополя, которую систематически культивируют разные круги Вселенского Патриархата, искаженно толкуя правила, представляет собой, по большому счету, серьезнейшую экклезиологическую ересь. Это должно быть рассмотрено на настоящем Всеправославном Соборе - на Соборе всех православных епископов, которым, прежде всего, необходимо решить насущные для его работы вопросы созыва и председательства. В эпоху, когда Евросоюз, посредством своей практики чередования права председательства между странами-участницами, указывает Церкви верный путь, мы будем продолжать закрывать глаза на «вечное первенство председательства» на Всеправославном Соборе одного епископа? Откуда пошла эта теория? Какое правило и какая древняя практика определяют архиепископа Константинополя как единственного председателя Вселенского Собора? Предание древней Церкви о равенстве епископов четко сформулировал святой Иероним, который говорил, что все епископы, независимо от того, правят они в больших или маленьких городах, имеют равное достоинство и священство, и все они являются наследниками апостолов: «Ubicumque fuerit episcopus sive Romae, sive Eugubii, sive Constantinopoli, sive Rhegii, sive Alexandriae, sive Tanis, eiusdem meriti, eiusdem est et Sarcerdotii... Caeterum omnes Apostolorum successores sunt»[8].

Протоиерей Савва Михаилидис

[1] Александров К. УПЦ и СЦУ: у кого больше независимости?

[2] Областные епископы да не простирают своей власти на Церкви за пределами своей области... (из 2-го правила Второго Вселенского Собора).

[3] Мазырин А., свящ. Фанар и обновленчество против Русской Православной Церкви/ Мазырин А., свящ. - Кострюков А.А. Из историй взаимоотношений Русской и Константинопольской Церквей в ХХ веке. М.: ПСТГУ, 2017. С. 73-74.

[4] Максимов Г., свящ. Ересь константинопольского папизма // https://pravoslavie.ru/118507.html

[5] Tschapnin S. Das Panorthodoxe Konzil ohne Russische Orthodoxe Kirche/ Religion und Gesellschaft in Ost und West. 44 (2009): 11.

[6] Ibidem. S. 11-12.

[7] Αρχιμ. Επιφανίου Θεοδωροπούλου. Τά δύο άκρα, οικουμενισμός και ζηλωτισμός. Ἐν Αθήναις (1986). 15-16.

[8] ΕπιστΙερωνύμου. Ad Evangelum, αρ.146, παρ.1; В русском переводе: «Где бы епископ ни был, в Риме ли, в Евгубии, или в Константинополе, или в Регии, Александрии, или Танисе, всюду имеет одинаковое достоинство, одинаковое и священничество... Все они равно преемники апостолов».

Православаие.Ru

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Савва Михаилидис
Все статьи Протоиерей Савва Михаилидис
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 19:02
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Туляк
23.11.2024 18:56
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Советский недобиток
23.11.2024 18:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06