В традиционном лубочном комплекте зарубежной любви к России,
который я наблюдаю уже более 30 лет, даже у самых экзальтированных
русофилов всегда фигурируют основные составляющие: Толстой, Достоевский,
русская душа, ГУЛАГ, Гагарин, Майя Плисецкая.
То там, то здесь, согласно личным преференциям, к этой несущей
конструкции добавляются, по вкусу: блины, Чайковский, русские балеты.
От перетасовки компонентов сумма любви к России у подлинных ценителей не меняется.
Изучающим русский язык в колледжах и лицеях детям рассказывают о пьесах
Чехова и сталинских репрессиях в одном флаконе, ничуть не умаляя таким
смешением величия и роли уникальной русской культуры, которую во Франции
принято воспринимать в её абсолютной целостности, а не делить
по принципу отношения тех или иных представителей к революции
и её далеко неоднозначным результатам.
В общем и целом, французы, безусловно правы, полностью абстрагируясь
от идеологии и политики, чтобы позволить подлинно великому взять верх
над переходным и трагическим. В конце концов, у нас было и то, и другое,
и одинаково бессмысленно и беспощадно что-либо из всего этого отрицать.
Гораздо честнее любить Россию со всем что было, есть и будет,
с красными и белыми, с балетом и с ГУЛАГом, с Крымом и без Крыма. У кого
получается - тот, безусловно, мудрый человек. Несмотря на возможные
закидоны.
Закидоны бывают лёгкие и умопомрачительные. Я ещё не решила, к которому
из этих двух видов следует отнести только что подоспевший в мою
коллекцию закидон, хоть за тридцать лет и много повидала, а ещё больше
«понаслушала».
Мрачная дочь, явившись из лицея с отстранённой подозрительностью, вдруг стала заходить кругами, издалека:
- Мам, ты ведь при Брежневе жила?
- Жила.
- И правда, что вас прямо с детского сада уже учили бояться американского капитализма и не любить негров?
Здесь мы ставим много знаков препинания, восклицания и обалдения....
- Э-э-э... В каком смысле? Насколько мне ещё не изменяет память, нигде
так негров не любили, как в Советском Союзе и особенно при Брежневе...
- Но Чуковского же вам читали и мультфильмы показывали? Помнишь, там
крокодил папиросы курил, по-турецки говорил и по городу ходил?
- И что?
- Ну...Мадам B. (учительница русского языка) нам сегодня объяснила, что
он в мультфильме одет в «богатое» пальто и курит сигару, как «буржуй»,
чтобы дети понимали, что это плохо и не любили буржуев.
А в другом стихотворении у него крокодил солнце проглотил, а медведь
его выплюнуть заставил, помнишь? Мадам B. нам объяснила, что крокодил
олицетворяет Америку, а медведь-победитель - Россию. Детей Америкой
пугали, чтобы они её не любили и думали, что это враг и всё хочет у них
отобрать. Так странно: когда мы были маленькие и ты нам читала все эти
стихи из большой зелёной книжки с картинками, я бы ни в жизнь
не догадалась, что они про это...
- Ты будешь смеяться, но я вот тоже до сих пор как-то и не подозревала,
что они про это. Но теперь, возможно, что прозрею и учту... Что ещё вам
объяснила Мадам B?
- Хуже всего, оказывается, с доктором, который всех под деревом лечил,
помнишь, когда ты с нами это учила наизусть и Тошка всех насмешил:
«Приходи к нему лечиться / И корова, и...» - он сказал «и кобыла»,
а нужно «волчица»...
- Доктор Айболит?
- Да! Там, оказывается, расизм вообще!
- Где?! Где там расизм? Когда зайцу ноги пришивают?!
- Нет, там про Африку плохо говорят: «не ходите, дети, в Африку
гулять». Потому что в Африке одни Бармалеи, акулы и гориллы. Мадам В.
говорит, что это зарождение расизма: детей неграми пугают. Я возразила,
что у нас в книжке на картинке Бармалей не негр, а совсем белый,
с бородой и с кривым таким кинжалом. Знаешь, что она сказала? Она
сказала: это ещё хуже - с ножом и с бородой вообще провокация...
Здесь, по логике сюжета, мне следовало громко кликнуть: «Зина!»,
потребовать принести из детской книжку, зелёную как купорос и -
в печку её!
Но я никого не кликнула и жечь мосты не поторопилась: пока за нами
не пришли, у меня ещё теплится надежда, что всё, хоть и запущено,
но не всё потеряно.
Эта же самая учительница русского языка, перед самым Рождеством,
невероятным упорством пробила у дирекции «выход в город» и сводила все
свои классы на фильм «Движение вверх».
Ребята пришли потрясённые и растроганные, на классном собрании
единогласно объявив «Движение» лучшим фильмом года. Некоторые, говорят,
плакали. Сама учительница тоже.
Так что опять не всё так однозначно. Может статься, у этой учительницы
и нам ещё стоит поучиться принимать и любить страну и культуру единым
целым, со всеми составляющими, несмотря на гротескные заблуждения.
И ГУЛАГ, и Гагарина, и блины с Чайковским.
Елена Кондратьева-Сальгеро, журналист, главный редактор литературного альманаха «Глаголъ», Франция.