Избранник

Памяти схимонаха Митрофана (Чернова)

0
998
Время на чтение 6 минут

Схимонах Митрофан (Чернов) Схимонах Митрофан (Чернов) ​15 октября 2018 года до меня дошла горькая весть о кончине схимонаха Митрофана (Чернова). В конце мая 2012 года мне предложили сопровождать его в паломничестве на Афон. О нем я уже многое знал, видел его, общался с ним. Этот схимонах мог передвигаться только на инвалидной коляске, так как из-за полученной травмы был не только недвижим, но и руки мог использовать весьма ограниченно. Я был занят работой и как-то не подумал о сложностях этой поездки. Накануне дня вылета меня предупредили, что о. Митрофан, кроме всего прочего, не может переносить жару и лежать может только на специальном матраце, который требует подключения к электрической сети. При лежании на простой постели у него тут же образуются пролежни. Эти известия едва не повергли меня в отчаяние. Как же возможно поехать в такой ситуации на Афон? Хотя с ним ехал человек, давно уже ухаживающий за ним, само такое паломничество казалось трудноосуществимым. Во-первых, там в эту пору довольно жарко, а во-вторых, даже не во всех монастырях есть электричество. Есфигмен, например, обходится без электричества, да и в Пантелеймоновом монастыре его включают только на короткое время. Я представил, какие на меня свалились трудности, и невольно приуныл. Только данное прежде обещание не позволило мне убежать с трапа.

Я представил, какие на меня свалились трудности, и невольно приуныл

Благодаря хорошей организации поездки турфирмой «Афос» мы легко добрались до Святой Горы. Отметить стоит и слаженную работу работников аэропортов «Домодедово» и «Македония»: люди с нарушениями опорно-двигательной системы сегодня могут путешествовать по миру без проблем.

Приехали мы на Афон, и, о чудо, нет обычной жары. Хотя не все складывалось удачно. Келлиот, обещавший возить о. Митрофана, не только неожиданно отказался, но прочитал ему нотацию о том, что таким инвалидам надо сидеть дома. Я считаю, что только благодаря молитвам о. Митрофана все сложилось так удачно, что я и спустя почти 7 лет с радостью вспоминаю это паломничество.

С трудом удалось нам добраться до Андреевского скита. Там нам приходилось подниматься в 4 часа по греческому времени. О. Митрофан во время утрени молился по четкам, а позже мы поднимали его на литургию.

 Схимонах Митрофан (Чернов) Схимонах Митрофан (Чернов) Во время прогулки по Карее мы встретили Ватопедского игумена Ефрема в окружении множества монахов. Его только что освободили из следственной тюрьмы. О. Ефрем пригласил нас посетить Ватопед. И мы не преминули воспользоваться его приглашением. С о. Митрофаном игумен приветливо поздоровался, как со старым знакомым, и громко сказал ему: «Welcome!» До этого мы объехали монастыри Ставроникита и Пантократор, также Ильинский скит. После Ватопеда останавливались в Ивероне и Дохиаре.

В одном из монастырей о. Митрофан мне рассказал о своей удивительной жизни. Родился он в районном центре Колывань Новосибирской области. Службу в армии Сергей (таково было его мирское имя) проходил в составе ограниченного контингента Вооруженных Сил в Нагорном Карабахе. После службы в армии вернулся к себе в Колывань. Он был обычным молодым парнем, ничем не отличавшимся от других. Начал работать на бензовозе, женился, родился сын Саша. Жизнь не предвещала ничего неожиданного. О Церкви Сергей почти ничего не знал, как все, пил и курил. В праздник 9 мая он работал сверхурочно на посевной, подвозил в поле горючее. Ну, а в обед он с друзьями-водителями устроился в укромном месте, где они, конечно же, отметили праздник. И по молодости начали баловаться. Один из друзей вскочил в кабину бензовоза Сергея, завел машину. Сергей вскочил на подножку своей машины, но расшалившийся товарищ отпихнул его дверцей, и он упал прямо под колеса бензовоза. Друг его сдвинул бензовоз буквально на десять сантиметров и, конечно, тут же остановился. По воспоминаниям о. Митрофана, удар был не столь сильный, но голова его повернулась от удара. А после выяснилось, что он уже не может подняться. Когда его подняли и понесли, он потерял сознание. Позже выяснилось, что у него сломан шейный позвонок... С тех пор он умудрялся жить с разрывом спинного мозга около 32 мм. Поэтому он не владел всей нижней частью тела.

Когда его подняли, он потерял сознание. Позже выяснилось, что у него сломан шейный позвонок

В то время духовником женского Колыванского монастыря был игумен Алексий (Просвирин). Он услышал об этой трагедии, пришел к Сергею Чернову, с которым тогда практически не был знаком, надеясь наставить его на путь истинный. Тот лежал недвижимый, а родной брат его «утешал»: вливал водку через воронку, иногда вставлял в рот сигарету. Хотелось «счастливо» прожить то короткое время, которое ему отвели врачи. О. Алексий, молодой и ревностный в ту пору священник, стал рассказывать изувеченному водителю бензовоза о вере, о Боге, о Церкви, а тот смотрел с удивлением на странно одетого бородатого человека и не понимал, чего он хочет. Но семя пало на добрую почву, началось движение к Богу. Монашество о. Митрофан принял по молитвам и с благословения игумена Алексия. Позже был пострижен в монахи нынешним епископом Россошанским и Острогожским Андреем (Тарасовым). Несмотря на свою немощь, о. Митрофан пытался жить полноценной монашеской жизнью. Сначала был в монастыре на Кубани, затем - в монастыре Преподобного Серафима Саровского близ города Борисоглебска, Воронежской области. Не имея возможности ничего делать на послушаниях, ведь он даже руками владел очень ограниченно, он посвящал себя беседам с людьми и, конечно, молитвам. Ведь Бог оставил ему возможность только говорить и перебирать четки.

Похороны о. Митрофана
Похороны о. Митрофана

Не имея возможности ничего делать на послушаниях, он посвящал себя беседам с людьми и молитвам

И вот мы уже прощаемся со Святой Горой и ступаем на борт корабля вместе с несколькими благочестивыми греческими батюшками, приехавшими посетить известного старца - архимандрита Григория (Зумиса). О. Митрофан специально приехал в Дохиар, чтобы побеседовать с ним и получить духовный совет. Незаметно пролетело наше паломничество - нелегкое по форме, но благодатное по содержанию.

Во время всего нашего путешествия я, приглядываясь к отцу Митрофану, думал о том, насколько непостижимы пути Господни. Простой парень, шофер, только вернувшийся из армии, в один миг устремляется по самому неожиданному для него пути. Все мирское утрачивает для него силу, и перед ним ставится одна задача - молиться. С того самого трагического момента ничто более не может его отвлекать от молитвы. Но как труден этот путь и сколько он требует мужества! И даже нельзя сказать, что он по нему идет, - скорее, едет на инвалидной коляске. Но инвалидная коляска иной раз увозит так далеко, куда не всякий и здоровый человек доберется.

На могиле схимонаха Митрофана (Чернова)
На могиле схимонаха Митрофана (Чернова)

Один вид этого монаха, жизнь которого была сама по себе чудом, - это укор нам, унывающим от житейских мелочей. Не просто существовать в таком состоянии, но молиться и возрастать в духовной жизни. Известно много свидетельств о молитвенной помощи о. Митрофана обращающимся к нему за советом и помощью.

Стоило только взглянуть на него, чтобы задуматься о своей жизни и удивиться Промыслу Божию. Почему, по какой причине, по чьим молитвам Бог призрел на обыкновенного молодого парня и в один миг изъял его из обычной жизни, вложил в его ослабевшие руки четки и повел тяжелым путем ко спасению? И этим путем избранник Божий прошел достойно. Лишенный на земле всего и нуждающийся в постоянной помощи, он помогал многим физически здоровым, но нуждающимся в духовной помощи.

Диакон Петр Пахомов

Православие.Ru

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Диакон Петр Пахомов
Перезрела тема?
О Круглом столе в Иркутске, посвящённом схимонаху Иннокентию (Сибирякову)
03.09.2024
Наше дело правое
Надо только «бодрствовать и трезвиться», по-военному облечься в «броню веры и любви» и в шлем «надежды спасения»
16.08.2024
«Крылья вдохновенной исторической идеи» для СВО
С верою, надеждою и любовью надо идти до конца
14.08.2024
Два слова Божественной Литургии – два разных взгляда
В богослужебной практике нельзя следовать каким-то культурным и бытовым предпочтениям, церковная практика освящена молитвой Церкви
04.07.2024
Благоугодить дарами Богу или освободить время для великих дел?
О правильном порядке действий священника на проскомидии и о латинских «новшествах», практикуемых некоторыми православными священниками
20.07.2023
Все статьи Диакон Петр Пахомов
Последние комментарии
Святые или нет?
Новый комментарий от Алекс
16.11.2024 20:48
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Бузина Олесь
16.11.2024 20:37
Сатанизм стучится в церковные двери
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.11.2024 20:21
Мировое зло повержено, да здравствует мировое зло!
Новый комментарий от Калужанин
16.11.2024 19:49
Зачем?
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.11.2024 19:48
«Мигранты в законе»
Новый комментарий от Рабочий
16.11.2024 18:47