Русская школа - это доброе, святое дело

Об особенностях русской школы и истории ее воссоздания на постсоветском пространстве

0
562
Время на чтение 6 минут

В 1993 г. в рамках Всемирного Русского Народного Собора с благословения Святейшего Патриарха Алексия II были заложены принципы воссоздания русской школы. Образец такой национальной школы педагоги-подвижники создали на базе московской школы №141. С 1990 по 2005 г. ее возглавляла Лилия Николаевна Погодина, почетный работник образования Российской Федерации, действительный член Международной педагогической академии. Во многих школах Москвы и других городов сегодня трудятся последователи Лилии Николаевны.

Те, кто стоял у истоков возрождения русской школы, руководствовались принципами: «Россия - многонациональное государство, и почти все большие и малые нации и народности имеют свои национальные школы. Все народы, населяющие Россию, - свободное единение людей с русским народом в корне. Русская школа призвана сближать народы всей страны».

В начале 1990-х гг. под руководством председателя Союза писателей России В.Н. Ганичева в издательстве «Роман-газеты» собралась группа энтузиастов: доктор педагогических наук С.В. Перевезенцев, заслуженный деятель искусств В.А. Десятников, доктор педагогических наук, профессор Е.П. Белозерцев, доктор филологических наук В.Ю. Троицкий, кандидат педагогических наук И.Г. Чистякова, настоятель храма Богоявления Господня протоиерей Геннадий Нефедов, экономист О.А. Платонов, редактор серии книг «Русская школа» Е.В. Русакова, писатели И.И. Стрелкова, А.Н. Стрижев, Ю.И. Федоров и многие другие.

Лилия Погодина со своими воспитанниками

Лилия Погодина со своими воспитанниками

Тогда был поднят драгоценный пласт дореволюционной школы, стал изучаться опыт педагога-просветителя, учителя-практика С.А. Рачинского и его сподвижников. В серии сборников «Русская школа», в «Роман-газете», а позже в «Роман-журнале» прошло множество публикаций на тему русской школы.

Содержание образования современной русской школы строилось на традиционной национальной культуре. В 1991/1992 учебном году коллектив школы №141, ставшей экспериментальной площадкой «Национальная культурологическая русская школа», приступил к разработке модели школы.

Были проведены анализы деятельности каждого учителя и педагогического коллектива по творческой активности, сформированы творческие группы. Родители и ученики были ознакомлены с новыми направлениями педагогического поиска.

Прогнозируя развитие школы, ее создатели учитывали и тенденции развития России, Москвы, развитие населения, экологию, социальные отношения, политику, образование.
Коллектив учителей школы №141 выдвинул в качестве ведущей цели подготовку ученика к осмысленной деятельной нравственной жизни в условиях цивилизации XXI века. Учителя единогласно взяли за основу: «Чем полнее мы сохраним свою самобытность, творческий патриотизм, деятельную любовь к отечеству, тем гармоничнее и достойнее будет наше место в мировом сообществе - вот наша помощь миру и себе».

Лилия Погодина с учениками

Лилия Погодина с учениками

На первом этапе экспериментальной работы (1991-1996) разработаны программы и введены курсы: история русской книги; история русской философии; русские православные подвижники X-XX веков; звучащее слово Древней Руси; народная вышивка; резьба по дереву, керамика.

Второй этап экспериментальной работы (1997-2000) был связан с обращением к наследию К.Д. Ушинского для развития в учебно-воспитательном процессе глубинных черт русского национального самосознания:

- идея единения и согласия, гармония народного бытия (лад, мир);
- идея Святой Руси;
- осознание исторического долга и преемственности поколений (служение отеческой вере, государству, народу);
- семья как частицы рода, в которой сливаются мысли и чувства о народе, долге, верности, духовной крепости и чистоте человеческих помыслов;
- православие как суть, энергия духовного единения, соборности;
- идея святости и почитания святостроителей Русской земли и жизнетворчества ее народов.

Любопытен опыт работы творческой группы учителей-словесников С.А. Сергеевой, С.А. Шульман и библиотекаря А.С. Муратовой по теме «Культура Древней Руси, комментарии к древнерусской литературе». Изучались особенности древнерусской культуры, отражение в древнерусской литературе важнейших вопросов бытия; знакомство с «Повестью временны́х лет», ее библейские источники, аналогии со сказочными сюжетами, описание обычаев славянских племен. Рассматривались также такие темы, как общность русской культуры и культуры Средиземноморья, сказание о посещении Руси апостолом Андреем, христианские апостолы Петр и Павел, роль слова и благословения в древней культуре, христианские источники древнерусской литературы, основные черты русского православия, традиции почитания предков.

Сцена из спектакля школьного театра

Сцена из спектакля школьного театра

Все предметы, связанные с устным народным творчеством в школе, преподавал сказитель-гусляр Геннадий Иванович Лавров.

Учителя и дети часто посещали Свято-Данилов монастырь, Оптину пустынь, ездили в Дивеево. Ходили на теплоходе по Волге от Москвы до Казани и Нижнего Новгорода, останавливаясь в монастырях, расположенных по пути. Этот круг паломничеств носил название «С любовью - в Россию».

В середине 1990-х стали широко известны выездные семинары «Русская школа», которые проводила Л.Н. Погодина. Их посещали учителя из многих уголков России, а также некоторые известные сегодня пастыри и общественные деятели.

Пути решения проблем гуманитарного образования в русской школе были условно объединены в четыре блока:

  • филологический блок (русский язык и литература, русская словесность, древние и современные европейские языки);
  • историко-социальные дисциплины (отечественная и всеобщая история, человек и общество);
  • культурологические дисциплины (история мировой и отечественной культуры, религиоведение, православная культура);
  • естественно-математический блок (модель «Экология и диалектика»).
На втором этапе экспериментальной работы были разработаны программы учебных курсов:
  • «Гражданское благочестие и российский закон»;
  • «Культура моего народа»;
  • «Школа русского эпоса»;
  • «Русские народные традиции в играх»;
  • «Русское народное певческое искусство»;
  • «Русская словесность»;
  • «Моя первая русская история»;
  • «Духовное развитие младших школьников»;
  • «Исторические корни русского языка»;
• «История математической мысли в России».

Все эти предметы и еще десяток дисциплин преподавались в русской школе.

Писатель Александр Исаевич Солженицын, посетивший Россию, узнал о существовании русской школы №141 и попросил встретиться с учителями школы, долго разговаривал с детьми. Позже, отвечая на вопросы иностранных корреспондентов, он сказал: «Пока есть такие директора, как Л.Н. Погодина, будет стоять Россия».

Помимо московской школы №141 г., в проекте участвовали экспериментальные классы школы №1323 г. Москвы (организатор: педагог-психолог Л.С. Григорьева), детский сад №2365 (заведующая детсадом В.В. Уткина, методист А.Е. Писарева), храм Богоявления Господня (настоятель протоиерей Геннадий Нефедов).

Русскую школу поддерживали Московский департамент образования, Московская Патриархия, Российская академия образования, Московский государственный университет, Институт мировой литературы, Международная славянская академия, Русское историческое общество, Российская академия музыки, Институт этнографии, Российская государственная библиотека.

Сегодня школа №141 уже не существует в формате «Национальной культурологической русской школы», однако ее уникальный опыт используется во многих школах России.
1990-е гг. были не только бандитскими. Они были и святыми. Особенно для возрождения Русской Православной Церкви и русской школы. Было столько желания творить, созидать! В одной только истории педагогики - это время, когда мы, учителя и родители, шли к Богу. И нам ценно это время богоискательства и богопознания в обучении и воспитании. Это милость Божия, что Господь позволил нам приблизиться к Себе через русскую школу. Русская школа - это доброе, святое дело.

У этого материала несколько авторов. Все они - школьные учителя, и по скромности своей считают, что они не вправе писать историю русской школы.
info@pokrov.pro.

Покров

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:26
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 22:02
Потерянное время
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 21:45