Источник: РТ на русском
Дмитрий Лекух писатель
То, что это идея не Эммануэля Макрона, а «кого-то повыше и посерьёзнее» нынешнего президента Пятой республики, в общем, сторонним наблюдателям было понятно с самого начала этой весьма занимательной «комбинации». При всём уважении к нынешнему главе «незалежной Франции», что называется. Ну а дальше стало всё уж совсем прозрачно: главу Французской Республики чисто случайно «поддержал» не кто иной, как Дональд Ф. Трамп.
Также по теме Макрон назвал уместной перспективу возвращения России в G8 Президент Франции Эммануэль Макрон заявил, что перспектива присоединения России к формату G8 была бы уместной. Об этом информирует...И, судя по сообщениям достаточно неплохо информированного в данном случае CNN (с официальной отсылкой на источник в администрации американского президента), как довольно скоро выяснилось, всё было с точностью до наоборот: это не Трамп поддержал Макрона с этой идеей, а Макрон поддержал Трампа. По словам источника американского телеканала, вопрос о приглашении России именно господин Трамп намерен обсудить с членами G7 на саммите во французском Биаррице 24-25 августа. Ну а перед таким разговором, дело вполне понятное: «Владимир Владимирович, вам там Макрон на словах кое-что интересное передаст».
Собственно, чего и следовало ожидать.
Тем не менее не далее как во вторник, 20 августа, президент США Дональд Трамп совершенно официально сообщил журналистам, что поддерживает возвращение Российской Федерации в G8. А ещё чуть раньше, в понедельник, 19 августа, глава Французской Республики Эммануэль Макрон на встрече с президентом России Владимиром Путиным заявил, что выступает за нормализацию отношений Москвы и Евросоюза и готов стать посредником при налаживании диалога.
Что касается собственно России, то у неё в этом плане довольно замысловатые, с точки зрения западной части мирового сообщества, пути и планы: она и на войну с Украиной-то, куда её так заманивали, не пришла, вместо этого внезапно оказавшись в Сирии. И может статься, и на вышеуказанное G8 не явится. И про Совет Европы Владимир Владимирович чуть позже в Хельсинки сказал: «Мы не навязываемся никому».
Хотя и ни от каких контактов и «форматов» не отказываемся, что тоже вполне разумно.
И вот именно эта наша гипертрофированная разумность начинает уже понемногу так называемое западное сообщество и пугать.
Тут ведь, понимаете, в чём дело и что тут самое интересное: нас, в общем-то, никто и не «пытается вернуть» в несуществующий на сегодняшний момент времени формат «закрытого клуба» G8.
Нам снова пытаются наше участие в этом «закрытом клубе» элементарно продать.
Это же очевидно: да, мы с вами можем только гадать, о чём тут может идти речь в качестве предмета торгов. Такие вещи в Twitter (даже у американских президентов) не пишутся. Здесь всё наверняка слишком серьёзно для того, чтобы «демократически» выносить даже сам предмет торгов на публичное обсуждение.
Не в этом, простите, вопрос.
Вопрос в том, что нам тут, простите, публично впаривают взамен? Нет, конечно, эти ребята (тут кто бы спорил) имеют многовековой опыт продажи стеклянных бус туземному населению. Причём (что самое смешное) даже искомые «стеклянные бусы» имеют хотя бы какую-то абсолютную ценность по сравнению с весьма относительной и сомнительной выгодой от участия в G8.
Да и вообще, если даже просто рассуждать философски, имеет ли смысл стремиться в место, которого больше нет?
Чтобы было просто понятно: ещё не так по историческим меркам давно «Большая семёрка», она же G7, действительно являлась доминирующим центром принятия решений в мировой экономике. Просто с тех пор в этом и без того далеко не самом лучшем из миров произошли некоторые изменения. Даже в той же самой «семёрке» всё время происходили какие-то серьёзные структурные перемены, просто невозможные без стратегических по своему характеру последствий. Как итог: они то пускали Россию (объективно страну, живущую по классическим западным стандартам) посидеть в формате «+1» на приставном стульчике, то преобразовывали формат в G8, то снова возвращали в G7.
В принципе, теперь всё это не так уж важно.
Важно там даже не то, что наша страна была исключена из G8 под довольно надуманным предлогом.
Также по теме Трамп снова поддержал возвращение России в G8 Президент США Дональд Трамп заявил, что было бы гораздо проще обсуждать ряд вопросов, если бы Россия вернулась в формат G8.Важно то, что там просто реально некуда возвращаться.
И принятие/исключение Российской Федерации в клуб/из клуба тут совершенно ни при чём, хотя кому-то, может, было бы и приятно думать, что мы и это развалили: «Большая семёрка» (или «восьмёрка»), перестав быть клубом ведущих промышленно развитых стран, банально исчерпала свою повестку.
Те вопросы, которые действительно интересны в глобальной повестке, этим «междусобойчиком» теперь всё равно не решить. Оттого и придумывали, допустим, ту же G20. А проблемы, которые может решить данным составом участников G7/G8, не представляют интереса не только для глобальной повестки, но и скучны даже для самих членов «элитного клуба». В котором, кстати, все участники имеют только совещательное право голоса и лишь один - решающее. То есть, по сути, нам во всех смыслах этого слова «продают» сейчас даже не пресловутую «морковку для ослика», а продукт глубокой переработки оной морковки, прошедшей через человеческий организм.
Но по-прежнему в красивой обёртке, и это как-то надо хотя бы по-честному понимать.
Собственно, именно об этом нам и говорят и МИД России, и Кремль. Отнёсшиеся к гениальной идее с вполне понятной прохладцей: как-то наивно думать, что один и тот же медведь сумеет влезть в одну и ту же ловчую яму дважды. Поэтому Мария Захарова, например, предложила «формализовать отношения», по сути, передав предложения в письменном виде, ибо пока вообще непонятно, о чём там, с точки зрения здравого смысла, в данном формате с коллегами из G7 говорить.
Ну а типа чужой PR, направленный на внутреннюю (скорее всего) аудиторию, мы не обсуждаем.
Но адекватнее всего, надо признать, всё равно выступил в Хельсинки Владимир Путин. Это надо цитировать, простите, дословно: «G8 не существует, как я могу возвратиться в организацию, которой не существует? Сегодня это «семёрка». Что касается возможного формата работы восьми государств, то мы никогда ни от чего не отказываемся. Была очередь России провести «восьмёрку» в своё время, но наши партнёры не приехали. Пожалуйста, мы в любое время ждём в гости наших партнёров уже в рамках «семёрки».
В переводе на русский это звучит примерно следующим образом: «Ребят, в принципе, мы ни от какого формата не отказываемся. Просто хотя бы потому, что этот мир буквально нашпигован всякими опасными бяками и всегда лучше говорить даже с самыми неприятными для тебя людьми, чем потом вместе с этими неприятными людьми друг друга убивать».
Поэтому, наверное, мы готовы встречаться и в формате G8, хоть и не сильно рассчитываем при этом на какой-то особый успех. Ну почему бы, в конце концов, не попробовать хотя бы как-то формализовать отношения.
Но вот покупать место в G8 путём каких-то пока неясных уступок мы совершенно точно не будем. И вовсе не потому, что не готовы к каким-либо уступкам: политика, особенно грамотная и долгосрочная, - это всегда в той или иной степени компромисс.
Просто в данном конкретном случае ну не стоит оно, простите, того.
Несерьёзное, в общем-то, предложение.
Лежалый, извините, товар.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.