Источник: Украина.ру
Ростислав Ищенко14.08.2019, 18:17Мнения© пресс-служба президента Украины | Перейти в фотобанкВ последние недели киевские сторонники УПЦ МП воспряли духом и не могут нахвалиться душкой Зеленским, при котором почти прекратились насильственные захваты храмов, а полиция в отдельных случаях начала пресекать хулиганские действия радикально-националистических боевиковСреди украинских православных (не путать с называющими себя православными раскольниками) бытует мнение, что церковь благополучно пережила порошенковские гонения, а теперь всё будет иначе, ибо новая власть в вопросах веры индифферентна.
Это большая ошибка. Напомню, что новая власть выступает во внутренней политике со столь же русофобских позиций, что и старая. Во внешней же антироссийский курс, поначалу размытый «миролюбивыми» заявлениями, становится всё более явным, а масштаб провокаций скоро может превысить всё придуманное Порошенко после дебальцевской катастрофы ВСУ февраля 2015 года. Между тем, разрушение и ликвидация УПЦ МП являются одной из главных задач украинских националистов, и этот курс ими всегда выдерживался, независимо от того, кто именно из националистов находился у власти. Более того, у националистов хватало сил и возможностей сохранять занятые позиции даже в периоды, когда у власти находились Кучма и Янукович (позиционировавшие себя в качестве сторонников дружеских отношений с Россией и симпатизировавших УПЦ МП).
Смешно предполагать, что если власть оказалась в руках у атеистической команды Зеленского, представляющего интересы украинского олигархата, всегда делавшего ставку на радикальный русофобский национализм, для УПЦ МП что-то изменится в лучшую сторону. Скорее наоборот, раньше её атаковали национал-романтики (Ющенко), либо национал-радикалы (Порошенко). В обоих случаях прагматика оказывалась на втором месте. Ющенко желал добиться быстрого результата, поскольку считал, что это правильно, а Порошенко исходил из внушённого ему окружением убеждения, что это (полное подавление УПЦ МП в кратчайшие сроки) возможно и принесёт ему победу на выборах.
Сейчас мы имеем дело с циничными прагматиками, которые и национализм, и антифашизм; и войну, и мир; и религию, и атеизм готовы использовать для укрепления своей власти, притом что их власть, власть беспринципных олигархов, несёт смерть любой идеологии (даже той, на которую они формально опираются) и любой государственности (даже той, которую они используют для решения своих проблем). Для того чтобы понять, что ждёт УПЦ МП в перспективе, надо посмотреть на действия украинской власти на религиозном фронте в целом.
Первое. Украинских православных вдохновил факт отсутствия результатов встречи Зеленского с Варфоломеем. Это, конечно, хорошо, что два бандита не смогли договориться сразу. Но я напомню, что с того момента, как Ющенко впервые обратился к Варфоломею с просьбой об автокефалии, до того момента, как Фанар внезапно решил удовлетворить такую же просьбу Порошенко, прошло пятнадцать лет. И всё это время многочисленные украинские делегации, посещавшие Фанар, не встречали понимания у Варфоломея. А потом вдруг раз и встретили. То есть провал одного раунда переговоров на фоне признания необходимости в самих переговорах ничего не говорит: «пауки» договорятся позже.
Второе. Главный камень преткновения, не позволивший прийти к взаимопониманию с Варфоломеем уже в ходе этого визита, заключается в изменении политической обстановки внутри Украины. Когда Порошенко подписывал с «константинопольским папой» свой «конкордат», он действовал в условиях острой необходимости. Томос нужен был ему любой ценой, и ему нужен был любой томос до начала активной фазы избирательной кампании. Да, его политтехнологи были глупы и неэффективны. Да, ставка на томос и на «объединение украинского православия» ничего ему не дала и не могла дать, как мы и многие другие предупреждали, своими действиями он только внёс дополнительный раскол в православие (причём в среду раскольников). Но Порошенко сделал именно такую ставку на выборах, отступить он не мог, время поджимало, и он шёл на любые уступки.
У Зеленского ситуация иная. Торопиться ему некуда, его позиции пока прочны, а вот позиции варфоломеевской СЦУ ослабели. Она воюет с Филаретом, в засаде сидит, соблюдая «вооружённый нейтралитет», Макарий. Епифан открыто ведёт игры с униатами, обсуждая условия возможного объединения. Варфоломеевские «экзархи» на Украине ничего не значат, слово Варфоломея для лидеров местного раскола ничтожно, а православные УПЦ МП перестали воспринимать его после томоса. Теперь уже Фанару нужна поддержка украинской власти, причём срочно. Так что условия «конкордата» можно переписать в пользу Киева. На чём и настаивал Зеленский и в чём пока не готов уступить Варфоломей.
Самому-то Зеленскому до церковных вопросов дела нет. Зато есть дело стоящим за ним олигархам. Точно так же, как Варфоломей, который в первую очередь обозначил размеры дани, которая должна поступать к нему с Украины, Коломойский не прочь использовать церковь не только в плане обеспечения идеологической поддержки власти (чего хотел Порошенко), но и для личного обогащения. Взять под контроль монастыри (обслуживание паломников), церковные лавки, сесть на финансовые потоки, идущие от приходов в центр, это значит получить доступ к неконтролируемым миллиардам в наличке. Притом что если церковь живёт на добровольные пожертвования, то уже раскольники продемонстрировали умение эти «пожертвования» из паствы выжимать. Коломойский выжмет даже больше, чем Филарет, хоть и дедушка никогда не стеснялся.
Варфоломей пока не готов уступить часть власти и денег, которые он уже считал своими. Но долго сопротивляться он не может. Если украинское государство станет на путь ликвидации СЦУ, то собственные подельники на Фанаре могут отправить неудавшегося «православного папу» на покой в какой-нибудь отдалённый монастырь. Так что «пауки» договорятся.
Третье. Кстати о Филарете. Даже сейчас СЦУ на деле не брошена государством, просто поддержка ей оказывается в иной сфере. Филарет, поссорившийся с Епифанием (в борьбе опять-таки за власть и доходы) и объявивший об отказе ликвидировать УПЦ КП (призвавший не перерегистрировать приходы с «киевского патриархата» на СЦУ), давеча пожаловался, что у него отнимают казну УПЦ КП. Уже до этого от приходов УПЦ КП поступали многочисленные жалобы о захвате их бандами СЦУ. Причём в этих случаях полиция не вмешивается.
То есть на данном этапе украинское государство озабочено ликвидацией
раскола в расколе, вызванного торопливыми, корыстными и непродуманными
действиями Варфоломея и Порошенко. Причём выбор сделан в пользу СЦУ. И
это плохо.
В УПЦ МП никуда не делось автокефалистское крыло. Оно
не приняло варфоломеевскую автокефалию, поскольку их принуждали
объединяться с раскольником Филаретом, да ещё и на условиях полного
господства Константинополя. Однако автокефалия УПЦ остаётся для этого
крыла (30-40% всех иерархов) высшей ценностью.
Сейчас украинское государство старается помножить на ноль Филарета и объединить всех раскольников под властью Епифания. Более того, оно добивается от Варфоломея изменения условий автокефалии и реальной независимости от Фанара новосозданной СЦУ (по мнению Киева, она должна зависеть исключительно от украинской власти). Когда Киев этого добьётся, а он добьётся (Филарета уже в грош не ставят, он старый, а ставка делается на тех, с кем и через двадцать лет можно работать, с Варфоломеем же вопрос только в объёме отступного, всё равно он не может удержать контроль над СЦУ без поддержки официального Киева, а скандал ему не нужен), то УПЦ МП (вернее автокефалистам в её составе) будет предложена «настоящая автокефалия» с «каноничной» СЦУ. В крайнем случае, если Епифаний будет не слишком каноничным, то его можно поменять на более авторитетного митрополита из автокефалистов.
В новых условиях при формальном внешнем соблюдении канонов на новый «объединительный собор» может прийти уже не полтора архиерея (Драбинко и половина Симеона), а пара десятков как минимум. А тех, что не придут, будут додавливать так же тихо и эффективно, как сейчас додавливают Филарета. Никаких протестов в СМИ, дедушки-раскольника, как он ни кричит, практически не слышно. Его полностью изолировали от общественности. Сейчас новая «объединительная» практика нарабатывается украинской властью на базе ликвидации раскола в расколе. Но кто сказал, что затем она не будет применена к УПЦ МП.
Так что не думаю, что уже наступило время благодушествовать и терять бдительность. По ту сторону линии фронта сейчас находится не амбициозный до глупости Порошенко, работавший на эффект, а Коломойский, чьим девизом является эффективность.