Нелегкая дорога к храму

Новые вызовы и угрозы возникают перед государством, обществом и Церковью

Генассамблея ООН по Украине  Новости Москвы 
0
279
Время на чтение 9 минут
Нелегкая дорога к храму

Наш народ может по праву гордиться своей великой многовековой историей, которая неотъемлемо связана с Православием и Церковью. Невзирая на все испытания, выпавшие на её долю, Церкви удалось выстоять. Сохранив свое историческое предназначение, она продолжает оберегать морально-нравственные устои, духовные и культурные ценности христиан в современном мире, когда цифровые и сетевые технологии открывают небывалые возможности...

Как сказано в докладе «Цели развития тысячелетия», подготовленном для Генеральной Ассамблеи ООН, «информационно-коммуникационные технологии полностью изменили образ жизни, работы и общения людей. Их роль и значение продолжают повышаться благодаря техническому прогрессу, расширению сетей, снижающимся ценам и увеличению количества приложений и контента... Смартфоны продолжают дешеветь и получать все более широкое распространение. Продолжающийся рост их вычислительных мощностей способствует обеспечению бесперебойного предоставления услуг все большему числу людей во всех секторах, которые только можно вообразить».

Однако современный мир с его технологиями создает не только блага. Перед государством, гражданским обществом и Церковью возникают новые вызовы и угрозы, принять и достойно преодолеть которые возможно лишь совместными усилиями.

В своем выступлении в Государственной Думе РФ в январе 2019 года Патриарх Кирилл обратил внимание депутатов на необходимость развития конструктивных отношений между властью и обществом, налаживания диалога с молодежью; особо затронул вопросы, связанные с развитием цифровых технологий.

Патриарх, в частности, отметил:

«Церковь не против прогресса! Но совершенно очевидно, что современный прогресс несет в себе опасности и, в первую очередь, для свободы человека. Потому что подлинная свобода не предполагает глобального контроля над человеческой личностью. Церковь за подлинную, а не за мнимую свободу человека».

И далее подчеркнул: «Поэтому все технические средства, которые могут потенциально ограничивать человеческую свободу или уже реально ее ограничивают, у нас вызывают опасения».

Русская православная церковь «по роду своей деятельности много и доверительно общается с представителями различных социальных групп, не понаслышке знает о проблемах и заботах соотечественников», регулярно высказывает свое мнение, основанное на христианском вероучении, по актуальным для общества вопросам. Еще в феврале 2013 года Архиерейский Собор РПЦ опубликовал «Позицию Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных», в которой подтвердил, что «в обществе распространяется обоснованная тревога по поводу того, что использование пожизненного персонального цифрового идентификатора в виде кода, карты, чипа или тому подобного может стать обязательным условием доступа каждого ко всем, жизненно важным материальным и социальным благам. Использование идентификатора вкупе с современными техническими средствами позволит осуществлять тотальный контроль за человеком без его согласия - отслеживать его перемещения, покупки, расчеты, прохождение им медицинских процедур, получение социальной помощи, другие юридически и общественно значимые действия и даже личную жизнь».

Опасения граждан также подтверждаются данными Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. В его ежегодном докладе (май 2018 г.) приведены конкретные цифры. Так, по вопросам совести и вероисповедания к Уполномоченному в 2017 году поступило 810 обращений. Заявители и общественные объединения писали о нарушении своих прав - от незаконности действий сотрудников правоохранительных органов в отношении верующих (40%) до злоупотреблений свободой творчества в ущерб свободе совести и вероисповедания (9%).

По словам омбудсмена, большое число обращений касается проблемы электронной идентификации личности, учета и обработки персональных данных верующих. Некоторые прихожане уклоняются от применения новых электронных технологий, используемых при взаимодействии с государственными учреждениями и коммерческими организациями, что приводит к негативным последствиям как для них самих, так и для членов их семей. Они лишаются пенсий, пособий, дотаций, материнского капитала, возможности устроиться на работу и пользоваться другими социально-экономическими и культурными правами.

Ранее, в марте 2000 года, Священный Синод Русской православной церкви сформулировал общую позицию: «Никакой внешний знак не нарушает духовного здоровья человека, если не становится следствием сознательной измены Христу и поругания веры».

Однако по отдельным конкретным вопросам применения информационных технологий, учитывая их стремительное развитие и регулярное появление новых способов использования, Церковь ежедневно ведет разъяснительную и просветительскую работу среди своих прихожан, активно участвует в открытом диалоге с властью, российским и мировым сообществом.

Одной из проблем применения информационно-коммуникационных технологий с помощью Интернета и социальных сетей является возможность негативного влияния на массовое сознание и настроения людей. Бесконтрольное распространение призывов к участию в публичных мероприятиях зачастую приводит к подстрекательству людей на совершение противоправных действий. Без какого-либо законодательного регулирования цифрового пространства оно становится благодатной почвой для некоторых профессиональных активистов, паразитирующих на проблемах общества. Подобные активисты часто, подменяя благие цели защиты прав и свобод человека и гражданина своими личными, коммерческими или политическими целями, порождают конфликты, намеренно создают дисбаланс в обществе. Особую опасность представляют собой злоупотребления правами верующих.

В этом отношении показательны акции протеста против строительства православных храмов в Москве, проводимые в защиту скверов, парков и зеленых насаждений. Часто такие акции являются несанкционированными, к их участию привлекаются не столько местные жители, сколько проживающие в других районах столицы.

Социальная активность подобного рода - это не стихийное мероприятие, а заранее подготовленный план действий для достижения конкретных целей со своей системой операционного управления, внутренними и внешними коммуникациями.

Мессенджеры и социальные сети в условиях массовой доступности смартфонов позволяют использовать их в качестве эффективного инструмента и удобного медиа-ресурса для вовлечения в протестные акции.

Как и любая маркетинговая коммуникация, сетевое мероприятие - это та же самая «работа с клиентом».

Социальные медиа и мессенджеры предоставляют возможность оперативно довести нужную информацию до сведения целевой аудитории, получить от нее обратную связь, осуществлять многостороннюю коммуникацию в режиме реального времени. При этом организаторы не несут особых затрат. Им достаточно лишь найти или создать подходящий для протеста информационный повод, разработать и выполнить медиа-план, осуществляя контроль онлайн, «из-за кулис».

Подобные технологии представляют особую опасность ещё и потому, что позволяют «кукловодам» протестных кампаний использовать персональный подход к каждому участнику, с учетом индивидуальных особенностей его личности. Это новый, виртуально-опосредованный формат социального воздействия, для которого не существует пространственных и временных границ. Человек, попавший в фокус такого воздействия, рискует стать жертвой манипуляторов, утратить собственные жизненные приоритеты. Поэтому, чтобы не оказаться слепым орудием в чужих руках, человеку необходим морально-нравственный ориентир, которым являются национальная культура и духовное наследие нашего общества, оберегаемые Церковью.

По результатам исследований, проведенных Фондом «Общественное мнение» среди жителей Москвы в октябре 2014 года, 67% опрошенных москвичей подтвердили, что придерживаются православной веры. В феврале 2019 года этот показатель увеличился до 72%.

В наши дни Русская православная церковь совместно с миллионами верующих из разных уголков России и зарубежных стран продолжает вести работу по духовному возрождению. Разрушительными действиями советской власти были уничтожены десятки тысяч храмов (точное количество неизвестно до сих пор). В апреле 2011 года стартовала Программа строительства православных храмов в Москве, в рамках которой на территории столицы изначально планировалось возвести 200 новых храмовых комплексов («Программа-200»). В 2014 году эта цифра увеличилась в полтора раза за счет территории Новой Москвы. Финансирование «Программы-200» осуществляется за счет сбора благотворительных пожертвований и добровольных взносов. Участие Правительства Москвы выражается в бесплатном выделении земельных участков под строительство и предоставлении помощи в решении вопросов с подключением к техническим коммуникациям города.

Учитывая масштаб строительства, Московским патриархатом была проделана кропотливая подготовительная работа: собраны исторические факты, подтвержденные статистическими данными; проведены социологические наблюдения и опросы общественного мнения; налажен конструктивный диалог с властью и москвичами. Данная инициатива Русской православной церкви получила понимание и поддержку большинства москвичей, освещается в средствах массовой информации. Успешные результаты строительства можно увидеть и оценить не только вживую, но и на официальном сайте «Программы-200». На текущий момент возведено 62 храма, еще 30 находятся в процессе строительства. Достигнутые результаты лучше любых слов доказывают общественное одобрение и значимость этого проекта.

Однако, как и любое благое начинание, реализация «Программы-200» сталкивается с человеческим непониманием, недоверием и даже открытым противостоянием. В средствах массовой информации время от времени появляются сообщения об акциях протеста против строительства новых храмов. В случаях, когда такие акции были обоснованны, места строительства новых храмов неоднократно переносились в интересах местных жителей.

17 февраля на севере столицы прошел митинг-протест против строительства храма в Бескудниково. По данным интернет-телеканала «Царьград ТВ», наиболее громкие «факты», озвученные противниками строительства, оказались заведомо ложными. Например, сообщение о том, что храму передадут территорию площадью в 4 гектара, или о том, что строительство ведется за счет бюджетных средств. Беспочвенными оказались и опасения митингующих, что в ходе строительства могут пострадать зеленые насаждения. Шесть деревьев, которые растут в зоне строительства, будут заботливо пересажены, а на территории храма высадят множество новых.

Примечательно, что после того, как митингующие получили ответы на свои вопросы, митинг превратился в акцию поддержки строительства храма. Доводы «против» оказались несостоятельными.

Подобная акция с беспочвенными заявлениями и требованиями является не единственной в своем роде. Создается впечатление, что «Программа-200» стала объектом организованных нападок со стороны определенных групп, чьи цели не имеют отношения ни к интересам местных жителей, ни к самому процессу строительства, ни к заботе об экологии. При этом все мероприятия широко освещаются в Интернете и социальных сетях. Публикуемые сообщения часто сопровождаются рекламой коммерческого содержания, что наводит на мысль о корыстных целях организаторов акций.

Восстановление и строительство храмов ведется не только в Москве, но и по всей России, где, как и в столице, появляются активисты, стремящиеся помешать этому процессу. Например, в Екатеринбурге, названном в честь святой великомученицы Екатерины, на протяжении десяти лет обсуждается вопрос о восстановлении Екатерининского собора. Исторически это был первый храм, построенный в столице Урала. В 1929 году собор был полностью разрушен по распоряжению советской власти, а на его месте построен фонтан.

Изначально предлагалось восстановить собор на его исконной территории. Однако активисты добились того, что место возведения храма переносилось дважды. Сначала они выступили в защиту фонтана, затем в защиту искусственного острова в городском пруду. Сейчас они отстаивают зеленые насаждения в местном сквере.

Уральский политтехнолог А. Пирогов, который, как говорится, «в теме», утверждает, что подобные мероприятия проводятся организованными группами активистов со своим ядром сторонников, которые в состоянии разворачивать быструю агитацию. По его словам, «чем больше акций, подобно этой, они проведут и чем меньше внимания власти и прочих интересантов будет этому уделено, тем больше будут сами активисты мотивированы на дальнейшее требование диалога. Тем более все видят, насколько серьезна эта тема, и как хорошо на ней можно "хайпануть"».

Хайп - это еще одно, новое явление, возникшее в процессе развития цифровых технологий. По мнению филологов В. Крячко и И. Цветкова, опубликованному в научно-методическом журнале «Концепт» (№6, 2018), хайп (от англ. hype - вид рекламы, отличающийся особой агрессивностью и навязчивостью, целью которой является искусственное формирование вкусовых предпочтений потребителя) «правильнее было бы назвать антирекламой, поскольку его задачей является продвижение на рынке потребления продукции далеко не лучшего свойства, что больше похоже на обман и мошенничество, чем на рекламу... Не случайно, видимо, понятие "хайп" легко ассоциируется с лексемой "пиар" ("пиарить", "пропиарить")». Отсюда «хайпануть» часто употребляется в значении «прославиться», получив в Интернете множество откликов других пользователей.

Следует понимать, что доступность цифровых технологий позволяет людям различных возрастов, убеждений и уровня знаний публиковать в сети любой контент в самых разных целях. Социальные сети - один из наиболее эффективных инструментов создания и координации протестных настроений. Поэтому современному человеку необходимо по-новому научиться воспринимать и оценивать информацию, делать выводы, основываясь на достоверных фактах и проверенных сведениях, а главное, здраво оценивать последствия своих действий с позиции закона, морали и нравственности.

Не менее важно выработать систему и механизмы общественного контроля над сомнительными действиями отдельных сетевых ресурсов, которые намеренно атакуют традиционные ценности и духовные устои, пытаясь расшатать наше государство.

В заключение хочется напомнить слова из обращения президента России В.В. Путина к участникам Архиерейского Собора Русской православной церкви: «Убежден, чтобы достойно ответить на вызовы будущего, мы должны отстаивать справедливость, истину, правду, сохранить свою самобытность и идентичность, опираться на нашу культуру, историю, духовную, ценностную основу. Идти вперед, впитывая все новое и передовое и оставаться Россией - навсегда».

Столетие.Ru
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Генассамблея ООН по Украине
Гремучая смесь безволия и апатии
Россия отмахивается от обвинений, вместо того, чтобы предъявлять свои требования
10.01.2023
Победа любой ценой
Поражение обойдётся дороже
17.11.2022
Распад НАТО был бы идеальным вариантом
Есть большая опасность эскалации и расширения конфликта на Украине, но если будет окончательно решен вопрос с Киевом, в структуре блока произойдут изменения
15.11.2022
Дмитрий Медведев: «Это похоже на начало агонии ООН»
Генассамблея всемирной организации приняла проект резолюции о создании механизма, призванного выплатить ущерб Украине
15.11.2022
8 июля скончался Валерий Ганичев
«Наш патриотизм шел от Победы»: беседа с бывшим председателем Союза писателей России
08.07.2022
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 02:37
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:55
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44
Потерянное время
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 21:45