На святорусской тропе

Радость открытий в урочище «Гора святой Марии» в Ростовском районе Ярославской области

0
400
Время на чтение 8 минут
Впервые я прочитал об урочище в 1994 г., когда начал служить в Ростове Великом. Тогда я с большим жаром поглощал краеведческую литературу, среди многих книг были те, что помогали мне закрашивать мои белые пятна на карте истории и культуры. Особенно запомнилась мне статья «Гора святой Марии» археолога Андрея Евгеньевича Леонтьева. Он рассказывал, что на карте Ростовского района сохранилось удивительное место, связанное, что редко совпадает, как с народными преданиями, так и с летописными сведениями. Впоследствии я узнал, что там находилась одна из ранних сельских церквей, памятник христианизации Руси. По словам ученого-археолога, вокруг храма на горе находились места обитания древних русичей. Недалеко от места бывшего храма существует большой курганный могильник, несмотря на свою языческую форму оказавшийся христианским. Под горой бьет древний, почитаемый жителями святой источник. Все места в урочище соединяют следы древних дорог. Можно с уверенностью сказать, что в статье мне раскрылся таинственный, прикровенный уголок Древней Руси, который мне надо обязательно увидеть.

Паломники на пути святой Марии

Паломники на пути святой Марии

Увидеть Древнюю Русь своими глазами. Однажды такое со мной случалось. Давным-давно в молодости я посещал субботники Московского общества охраны памятников истории и культуры. Одним из первых моих походов был древний город Радонеж, святое место, связанное с именем Преподобного Сергия. На субботнике мы выдирали кусты, расчищали памятники археологии. После того как мы закончили нашу нелегкую работу, но до того, как уселись пить чай, уставшим добровольцам прочитал лекцию археолог Сергей Заремович Чернов. Тогда ученый смог, словно рентгеном, просветить нам прошлое того места, где мы работали. Он внимательно изучал Радонеж и его окрестности, расспрашивал старожилов, исследовал писцовый материал XVI века и, конечно, внимательно перечитывал житие Преподобного Сергия, также используя археологические разведки на особо примечательных местах. Вы, возможно, не поверите, но Сергей Заремович показал нам место колодца, откуда брали воду родители Преподобного Сергия, он показал нам место дома, где отрок Варфоломей жил со своими родственниками, показал нам следы, по которым шла Переславская дорога - древний путь в Троице-Сергиеву Лавру, по которой не раз ходили Преподобный Сергий и князь Дмитрий Донской или, например, святитель Стефан, просветитель Перми. Это было удивительное чувство - озираться вокруг и ощущать близость наших предков, осознавать, что именно здесь в этом ландшафте действовали наши святые герои, основатели и вдохновители нашего государства.

Святой колодезь у подножия холма, почитаемый местными жителями и православными верующими

Святой колодезь у подножия холма, почитаемый местными жителями и православными верующими

Прочитав о Горе святой Марии, я не решился поехать туда без проводника. Это все-таки лес, и впервые мне довелось очутиться там только в 2010 г. благодаря ростовским археологам Ивану Купцову и Алексею Каретникову. Была осень, когда мы занимались обмерами курганов, все было усеяно золотыми листьями кленов. Невероятная красота! Надо отметить, что, по признанию биолога Дмитрия Власова, здесь находится единственный во всей Ярославской области лиственный лес. Дубы и черная ольха, встречаются ясени. Археологи познакомили меня с известными тогда памятниками Горы святой Марии: древним погостом, курганным могильником, а также со следами дорог, великолепной смотровой площадкой с видом на синеющие дали. В тот день я понял, насколько необходимо устроить часовню, может быть, открыть здесь скит. Однако для меня это были все мечты, я, увы, не монах.

В те годы дурным цветом расцвело черное копательство, люди с металлоискателями грабили Гору святой Марии, жестко вскрывали древние курганы. Эта проблема казалась мне чисто археологической и нерешаемой, пока в 2015 г. для святого урочища не настали еще более трудные времена. В тот год святое место стало месторождением Краснокаменье, местом добычи песка и щебня, из которого и сложена высокая гора. Угрожающие обстоятельства вынудили меня и Алексея Каретникова гораздо плотнее заняться вопросом охраны урочища. Я обнаружил, что археологи, а в их числе автор статьи, которой я ранее так восхищался, совсем не заинтересованы в сохранении древнего ландшафта. Вряд ли читатели знают, что отечественные археологи последних лет привыкли не сохранять памятники на месте, а проводить так называемые «спасательные работы». Это значит, что когда на земельной площадке возникает стройка, то приглашаются археологи для спасательных работ, в ходе которых археологи раскапывают участок, полностью вынимают из культурного слоя археологические артефакты, сдают их, а дальше на площадку приходят строители. Она застраивается, а до этого какой-нибудь единичный памятник, например остатки селища или курган, целиком раскапывается, то есть уничтожается под новое строительство.

Иерей Александр Парфенов

Иерей Александр Парфенов

Похоже, когда карьер появился в святом урочище, археологи обрадовались и запросили 50 млн на спасательные работы. Когда это оказалось слишком даже и для карьера, появилось предложение выделить из горного отвода уже поставленные на охрану объекты археологического наследия путем определения их границ. Так бывает, когда археологам предлагают уточнить, где есть объекты наследия, а где нет. Стройка - это деньги и время, археология - тоже, и так возникает широкий простор для очковтирательства. Этим и занялась команда Андрея Евгеньевича Леонтьева летом 2015 г. на Горе святой Марии. Вероятно, уже умея потрафить заказчикам, а в данном случае заказчиком был карьер, «серые» археологи выделили из горного отвода многоугольник, приняв его за границы объекта культурного наследия. Эту халтуру они выдали за решение проблемы, ведь урочище далеко, 100 км от областного города, в 50 км от райцентра. Почему халтуру? Потому что как сказано: «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги». Как это видно сейчас, глубина карьерной выработки достигает 30 м. Очевидно, что со временем археологическая резервация сама сползет в яму и тогда наступит вожделенное археологами время спасательных работ. Мне не стыдно назвать эту работу халтурой еще и потому, что она не была принята официальными «органами охраны». Не знаю, чья здесь вина, но, увы, со временем «органы охраны» опомнились и приняли убийственную для урочища точку зрения вот таких археологов.

Звонильная неделя на Горе святой Марии

Звонильная неделя на Горе святой Марии

В 2015 г. митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон подал заявление о постановке урочища «Гора святой Марии» в реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Святое место упоминается в летописи с точной датой - 9 апреля 1216 г. Народное предание говорит, что на горе стоял монастырь. Однажды на него напали враги и сожгли его. С колокольни упал колокол и пробил землю. Так открылся целебный источник, на который до сих пор приходят местные жители. Исследователи выяснили, что участок в урочище назывался в средневековье «церковной землей погоста Марии Египетской». Первое печатное упоминание об урочище относится 1789 г., также сохранились картографические материалы о святом месте и воспоминания старожилов, благодаря которым мы как книгу можем прочитать здесь святорусский ландшафт.

Прошло четыре года и доводы епархиального архиерея считают в официальном органе охраны необоснованными. В то же время в урочище тяжелой техникой валится лес, разбиваются тропы паломников. Яма карьера достигла глубины 30 м, создав угрозу святым источниками у подножия горы. К сожалению, государственные органы забывают слово Священного Писания: «Кто роет яму, тот сам упадет в нее» (Притч. 26:27) - или проще говоря: «Пилят сук, на котором сидят».

Поэтому надо торопиться, надо скорее увидеть святое урочище, испить святой воды, молитвой помянуть наших предков на его вершине, успеть насладиться красотой пейзажа. На смотровых площадках видно, как раскинулась синяя даль вокруг, на горизонте маяками выделяются старые сельские храмы. Хорош реликтовый лес урочища, биологи нашли здесь много краснокнижных животных и растений.

В Пасхальные дни в урочище с его хорошей акустикой раздается праздничный перезвон. Прямо напротив горы за рекой Сарой действует Боголюбский храм села Филимонова. Уже несколько лет подряд в Пасхальные дни здесь проходит фестиваль звонарей. Само собой, фестиваль проходит повсюду по Ростовской земле: в Ростовском Кремле и Борисоглебском монастыре, в селе Сулость. В один из дней звонари приезжают и сюда, поскольку на храме большой набор колоколов. Звонарям нравится здесь, с колокольни открывается чудесный вид на реку и на Гору святой Марии.

В Пасхальные дни будет освящаться Мариин источник в честь жены-мироносицы, равноапостольной Марии Магдалины. Прихожане одного из близлежащих храмов села Спас-Смердина не знали, где точно находится древний Святой колодезь. Услышав предание, они приходили к речке, что течет с холма, туда, где река ныряет под мост автомобильной дороги, в наши дни, к сожалению, разбитой карьером. Приезжие дачники назвали речку Серебрянкой, что, несомненно, не умаляет ее святости и почитания.

Существует паломническая дорога на Гору святой Марии. Можно не только приехать и походить по ее тропам, но совершить однодневное (можно и больше) паломничество от недавно восстановленной усадьбы дворян Леонтьевых в селе Воронино. Например, 7-8 июля в поход выступят члены Ярославского клуба исторической реконструкции «Великое прошлое». В четвертый раз они пойдут с котомками и посохами, в исторической одежде X и XV веков, через леса и поля, заброшенные дороги.

Впечатления паломников

Александр Дощатов, Ярославль: «К источнику на горе приходят не те же самые люди, которые 23 км назад впервые вступили на Дорогу Святой Марии. Выпить воды из колодца подходят люди с равновесием в своих мыслях, покоем в душе, помогающие и поддерживающие своих ближних, даже когда путь пройден. Странное дело, но человек в конце паломничества становится свободным, чистым. Таким, какой он есть, без всех тех масок и ролей, которые набрасывает на нас современный мир. Я видел, как многие, сидя у церкви у подножия горы, были словно бы поглощены этим новым, возможно, давно забытым чувством целостности и честности с самим собой. И можно было бы списать все на усталость, но вы не видели глаза этих людей...»

Илья Жириков, Переславль: «Пожалел, что не взял фотоаппарат с собой. Пришлось сохранять образы в голове. А они были великолепны. Поля чередовались засеянными злаками, разнотравьем, сиреневыми мазками кипрея и белыми ситцами ромашек. Пофотоохотился бы на бегающих лосей, на редких бабочек, светляков и прочую флору и фауну. Но такой возможности не было. В следующем году, если пойдем налегке, все же возьму с собой фотоаппарат. Особенно хотелось запечатлеть восхитительный закат с колокольни храма, рядом с которым мы остановились».

28 июля 2016 г. по благословению митрополита Ярославского и Ростовского Пантелеимона на вершине холма в урочище установлен поклонный крест

28 июля 2016 г. по благословению митрополита Ярославского и Ростовского Пантелеимона на вершине холма в урочище установлен поклонный крест

Олег Ребров, Ярославль: «Народ добросердечный, одним словом - российская глубинка! Бабушки нарядные (праздник Петра и Февронии), дети улыбаются, мужчины наблюдают с важным видом, надеюсь, без камня за пазухой. Красота! Гора святой Марии Египетской оставила неизгладимое впечатление. Поросшая густым лесом, со святым источником на подъеме, с интересной историей, все это вдохновляет, внушает и делает происходящее не напрасным. Дай Бог, чтобы и эта святыня в скором времени обрела достойную оправу!»
Арина Сорожкина, Кострома: «Первая часть дороги до дождя была легкой, вот после дождя начались трудности. Под конец сил уже почти не оставалось, казалось, что остановок мало (хотя сейчас уже головой понимаю, что больше и не надо), но поскольку альтернативы все равно не было, шла дальше. Особо хочется сказать о видах, которые открывались нашему взору. Мы не всегда обращали на них внимание, но сейчас, рассматривая фотографии, я понимаю, насколько они были прекрасны!»

Пока еще существует урочище, надо торопиться поклониться святому месту. В наше стремительное время, чтобы лучше узнать актуальную информацию, расписание проходящих в урочище мероприятий, следует обратиться к помощи социальных сетей. Существуют группы с простым названием: «Гора святой Марии».
Давайте вместе сохраним Гору святой Марии, нашу тропу из прошлого в будущее!

Иерей Александр Парфенов, настоятель храма Архангела Михаила села Ново-Троицкое Ярославской епархии

Фото А. Каретникова, О. Зеленцовой

Покров

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Александр Парфенов
Все статьи Священник Александр Парфенов
Последние комментарии
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 01:58
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:55
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44
Потерянное время
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 21:45