Святой Иоанн Кронштадтский – молитвенник и благотворитель Сибири и Дальнего Востока

Иоанн Кронштадтский 
0
801
Время на чтение 8 минут

Источник: Русь Державная

«Держись, Россия, твердо веры своей и Церкви и Царя православного, – взывал Святой Иоанн Кронштадтский, – если хочешь быть непоколебимою. А если отпадешь от веры, как уже отпали от нее многие интеллигенты, то будешь уже не Россией или Русью Святой, а сбором всяких иноверцев, стремящихся истребить друг друга…»

Отец Иоанн сделал огромный вклад в созидание церковной и гражданской жизни русского народа в Сибири и на Дальнем Востоке. Известный своими делами благотворительности и милосердия, Иоанн Кронштадтский, не мог не поддержать великий и важный почин Российских императоров – строительство Великого рельсового пути на Восток и переселенческого движения русского народа.


В 2019 году исполнилось 190 лет со Дня рождения святого праведного Иоанна Кронштадтского.

Конец ХIХ – начало ХХ века ознаменовались оскудением веры в русских людях. И в этих обстоятельствах Господь даровал России яркий духовный светильник веры, который светил во все концы земли, когда сгущалась тьма, а повсюду поносились и напрасно ругались Православная Церковь и Христианство. Имя святого пастыря Иоанна Кронштадтского уже при его жизни было известно далеко за пределами России. Батюшка обладал великим даром любви и милосердия – тем, чего не хватает людям во все времена, а особенно сейчас. В России того времени, наверное, не было такого благотворительного общества, почетным членом которого не являлся бы батюшка. Столь притягательно было его имя и его образ любящего и жертвенного пастыря, что многие почитали за честь считать его своим участником.

Действительно, многие светские газеты того времени отражают любовь общества к отцу Иоанну, хотя в конце жизни он столкнулся с клеветой и поношением в свой адрес от «прогрессивных» кругов. Но Россия любила Кронштадтского батюшку. В газетах постоянно печатались заметки о помощи, посылаемой Богом через отца Иоанна ближним. Например, «Котлин», «Кронштадтский вестник» писали: «Уважаемый отец Иоанн передал 100 рублей – Петровскому обществу вспоможения бедным на Петербургской стороне; 300 рублей – на столовую Санкт-Петербургского Университета; 500 рублей – на нужды Линтульской женской обители в Финляндии; 2400 рублей – на церкви Архангельской губернии; 500 рублей – на православный собор в Варшаве; 27000 рублей – Кронштадтскому Дому Трудолюбия; 8400 рублей на школы Сибири...». И многое другое сообщалось о его благотворительной деятельности. Было известно, что в год отец Иоанн Кронштадтский жертвовал огромные по тем временам суммы – до одного миллиона рублей.

Не оставлял своим вниманием святой пастырь новые духовные миссии. Известен рассказ миссионера, будущего митрополита, Нестора (Анисимова) о благословении, полученном им от батюшки в виде священнического облачения и бутылочки вина с запиской, содержащей слова ободрения и укрепления – перед его отправкой на Камчатку.

Святой пастырь много жертвовал и призывал людей жертвовать, в том числе, и на Православные духовные миссии за границей. Благодаря дневниковым записям святителя Николая Японского нам известно, что церковные дары от батюшки получала и только что созданная Корейская духовная миссия и православные Японии. В посылке 1900 года, отправленной в Сеул, было Евангелие, серебряные кресты, литургические сосуды, полные иерейские облачения и другое.

Духовная связь у батюшки была, и с пастырями, и с паствой активно развивавшейся Японской церкви. Святитель Николай Японский поддерживал связь с батюшкой, направлял ему переводы Священного Писания на японский язык и некоторые просьбы от паствы. Отец Иоанн Кронштадтский, благодаря деятельности русских и японских миссионеров, был достаточно известен в христианской среде в Японии. Он лично направлял средства на развитие миссии в Японии и призывал русских людей материально поддерживать ее. В японских православных журналах публиковались рассказы об исцелениях по молитвам Кронштадтского пастыря, информация о его благотворительной деятельности. На японском языке печатались отрывки из его произведений и проповедей. Даже англиканские миссионерки писали и распространяли в Японии брошюры об Иоанне Кронштадтском. Семинаристы и академисты, приезжавшие на учебу из Японии в Санкт-Петербург, стремились встретиться с отцом Иоанном и получить его благословение на служение Пресвятой Троице.

Святитель Николай Японский писал в своем дневнике о полученной от батюшки посылке в 1900 году: «Получен ящик с церковными вещами от отца Иоанна Кронштадтского: святое Евангелие, три напрестольных креста, дароносица, лампадка, два священнических полных облачения, шесть приборов воздухов, два прибора литургийных сосудов и прочее. Все вещи серебряные, шелковые, новые, изящные. Да благословит Бог отца Иоанна еще большею благодатию за его широкую любовь! Пожертвование выставлено в крещальной, чтобы показать христианам, которые все знают имя раба Божия отца Иоанна Кронштадтского».

И, конечно, Кронштадтский пастырь радел не только о православной миссии среди иноверцев, но, в первую очередь, о сохранении веры в русском народе, о церковном строительстве в Русском царстве.

«Держись, Россия, твердо веры своей и Церкви и Царя православного, – взывал он – если хочешь быть непоколебимою. А если отпадешь от веры, как уже отпали от нее многие интеллигенты, то будешь уже не Россией или Русью Святой, а сбором всяких иноверцев, стремящихся истребить друг друга…»

Лично отец Иоанн сделал огромный вклад в созидание церковной и гражданской жизни русского народа в Сибири и на Дальнем Востоке. Известный своими делами благотворительности и милосердия, Иоанн Кронштадтский, не мог не поддержать великий и важный почин Российских императоров – строительство Великого рельсового пути на Восток и переселенческого движения русского народа.

Переселенцы при поддержке государства и церкви по Великой железной дороге стали активно селиться в Сибири и на Дальнем Востоке, в связи с чем возникала большая и первостепенная потребность в строительстве православных храмов, церковных школ для детей и домов причта, для духовенства. Без церкви русский крестьянин, воин и казак своей жизни не мыслил. Нагрузка по созиданию недорогих деревянных или кирпичных церквей (в зависимости от условий местности) по всей Сибири возлегла не только на государство и Синод, но в первую очередь на русское общество, которое охотно включилось в процесс духовного и материального строительства Святой Руси в Сибири и на русских прибрежных просторах Океана Великого. Причем, многие церкви строились на границе с азиатскими странами.

Этой работой занялся благотворительный фонд в честь Всероссийского императора Александра III. Святой Праведный Иоанн Кронштадтский особенно ревностно поддержал начинание фонда. По итогам шести лет деятельности благотворительной организации (с 1894 по 1900 год) в селах и городах Сибири, Дальнего Востока, а также на железнодорожных станциях появилось 162 новых храма. И этим созидательная работа не завершилась.

Книжка-отчет фонда «Положение церковного и школьного строительства в районе Сибирской железной дороги на средства фонда имени Императора Александра III к 1 января 1900 года», изданная в 1900 году, открывалась словом-благословением отца Иоанна Кронштадтского: «Сердечно сочувствуя великому делу распространения церквей и школ по великому Сибирскому, вновь проложенному пути, выражаю сим желание, чтобы дорогие мои соотечественники отнеслись с горячим участием к делу постройки церквей и школ и не жалели своих свободных капиталов, в соответствие мудрой воле Нашего Великого Государя. Протоиерей Кронштадтский Иоанн Сергиев. 10 января 1897 года».

Одним из крупных дел фонда была постройка величественного собора в византийском стиле в честь святого благоверного князя Александра Невского в Ново-Николаевске (ныне Новосибирск), в честь небесного покровителя императора Александра III.

В брошюре изданной в 1900 году приводятся сведения о всех пожертвованных суммах, о всех жертвователях и о всех построенных и строящихся на тот момент храмах и школах. В числе первых жертвователей упоминается Царская семья, которая помимо денежных средств и материальных ценностей в виде металлов для отливки колоколов, икон, особо ценных и уникальных тканей и покровов, разнообразных предметов утвари, подарила храмам и школам Сибири 475 экземпляров дорогой для памяти Императора Николая II трехтомной книги князя Э.Э. Ухтомского о его путешествии на Восток в 1890-1891 годах. Среди жертвователей были крупные монастыри: Свято-Троицкая Сергиева лавра, Киево-Печерская лавра и Соловецкий монастырь; русское купечество и дворянство.

И чем более продвигалось дело церковного строительства в Сибири, чем больше храмов и школ было заложено и строилось, тем больше жертвовало русское общество и сам батюшка Иоанн Кронштадтский, подававший обществу пример. Согласно отчетной книжке фонда Императора Александра III, с 1894 по конец 1899 года он привлек и потратил на строительство храмов и обеспечение разнообразных церковных нужд (колокола, облачения, иконы, утварь, книги, церковные предметы) более одного миллиона рублей.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский, согласно отчету, жертвовал в фонд большие суммы. В 1894 году, в самом начале строительства, – 1700 рублей, в 1895 году – 3350 рублей, в 1896 году – 3750 рублей, в 1897 году – 7310 рублей, в 1898 году – 9024 рубля, в 1899 году – 10975 рублей. Всего за шесть лет он пожертвовал на строительство храмов и школ в Сибири и на Дальнем Востоке 36109 рублей. Кроме того, для школ и храмов он направил более 700 книг своих произведений.

Согласно отчетной книжке фонда, на Дальнем Востоке к 1900 году батюшка Иоанн поддержал строительство храма во имя святого Андрея Первозванного в деревне Хвалынке Спасского благочиния Южно-Уссурийского края (освящена в 1899 году) и в селе Большая Сазанка Приморской области (ныне Амурская область). Оба эти храма на сегодня, к сожалению, разрушены. В Хвалынке на месте бывшего храма установлен поклонный крест, проходят молебны в день памяти святого апостола Андрея Первозванного.

На средства Иоанна Кронштадтского к 1900-му году были построены церкви в сибирских поселках: Ново-Рождественском Тарского уезда Тобольской губернии, Астраханском Акмолинской области, Александровском Томской губернии, при станции Петропавловск Западно-Сибирской железной дороги.

Школы на пожертвования отца Иоанна были возведены в поселках: Михайловском Еланской волости, Матвеевском, Ново-Архангельском, Шаблыкинском, Унары, Салтаим, Нагорном (Тобольской губернии), Ильинском Енисейской губернии, при станциях Западно-Сибирской железной дороги: Челябинск, Исыль-Куль, Татарская, Макушино, Каинск.

К 1900-му году при содействии Фонда Императора Александра III и жертвователей в Приморской области было освящено 7 храмов и строилось 9 новых. По Уссурийской железной дороге была освящена одна церковь в Никольск-Уссурийском и строилось три.

Архиепископ Владивостокский и Камчатский Евсевий (Никольский), управлявший обширной епархией, всегда лично освящал храмы, построенные на средства фонда и средства жертвователей. Он сообщал сотрудникам фонда о потребностях храмового строительства в дальневосточных поселках Новицкое, Новонежино, Новороссийское. В книжице о деятельности фонда сообщалось: «Преосвященный Евсевий, свидетельствуя о крайней желательности сооружения небольших деревянных церквей в этих трех недавно населенных и бедных деревнях, сообщает, что даже пособия по 1000 рублей на каждую церковь дали бы возможность местным крестьянам мечтающим о храмах Божиих соорудить таковые».

Это лишь небольшой фрагмент русской истории, свидетельствующий о величайшем Божием даре людям – даре Любви, которым обладала Россия в лице лучших своих представителей. Великими трудами Русских царей, святого мученика Царя Николая и Его Августейшей семьи, трудами великих и славных пастырей церковных, трудами всех слоев русского общества: военных, казачества, крестьянства, чиновничества, духовенства утверждалась и укоренялась Святая Русь на границе с языческой Азией, на обширных просторах Сибири и на берегах Океана Великого. Что ими двигало? Любовь к Богу, к земному Отечеству и к своему ближнему.

Земли наши благословлены и освящены жертвенной любовью, молитвами и слезами многих великих людей и угодников Божиих. В их числе Новомученики и Исповедники Российские и такие великие святые, как всенародный батюшка святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Их молитвами да помилует и спасет Господь Россию!

Романова Владислава Николаевна,
Центр церковно-государственных

отношений «Берег Рус»

Источник: Русь Державная

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владислава Романова
Божественный свет с таежных дальневосточных сопок
К 30-летию восстановления Рождество-Богородицкого женского монастыря близ села Линевичи в южном Приморье и 25-летию игуменства настоятельницы обители матушки Варвары (Волгиной)
13.01.2024
Кому нужен «левый поворот» в советское прошлое?
Здравомыслящей части русского народа он не нужен
03.01.2024
Жизнь и подвиг архиепископа Вениамина (Новицкого)
Глава VI. Служение архиепископа Вениамина в Чувашии (1973 – 1976 годы)
16.11.2023
Жива Русь Православная! И будет жить во веки веков!
Поздравление с 85-летием митрополита Вениамина (Пушкаря)
07.11.2023
Все статьи Владислава Романова
Иоанн Кронштадтский
Слово плоть бысть
Поучение на день Благовещения Пресвятой Богородицы
06.04.2024
«Он был Божий человек, преданный Богу праведник»
На 85 году жизни преставился народный артист России Валерий Михайлович Ивченко
04.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28