Концепция первая: «Сам с усам»

О четырех популярных системах воспитания

Одна из отличительных черт нашего времени – огромная разница мнений по любой теме. Это касается и детско-родительских отношений. Стеллажи книжных магазинов заполнены десятками изданий по педагогике и психологии с броскими заголовками и кричащими рекламными аннотациями, обещающими разрешение любых проблем с ребенком. Соцсети и родительские форумы кипят в столкновении приверженцев различных модных теорий. Мамы и папы подчас теряются в лавине обрушивающейся на них «актуальной информации».

Мы попросили автора книг по семейной педагогике, публициста и отца шестерых детей Андрея Рогозянского дать общий обзор течений в современной педагогике, охарактеризовать их положительные стороны и недостатки и поделиться своими рекомендациями с нашими читателями. Так родился цикл из четырех статей, первую из которых мы рады предложить вашему вниманию. После публикации цикла автор ответит на насущные читательские вопросы.

Популярная идея: позволять детям всё делать, оценивать и решать самим. Неплохое решение, когда речь о самостоятельном завязывании ребенком шнурков или поддержании им порядка у себя в комнате. И исключительно соблазнительная возможность: родителю – меньше вникать в то, чем интересуется и как проводит время его маленькое, но уже такое неповторимо-отдельное чадо.

Чудо-система, эпохальное открытие! Если ребенка оставить на его собственное усмотрение, а лучше соединить его с другими детьми, то в конечном итоге – кто бы мог подумать – он… вырастет сам! Фантастика, насколько педагогика «сам с усам» облегчает жизнь. Никто не обременяет собой другого. Общее правило жизни – это отсутствие правил.

Поначалу родитель еще добросовестно перекладывает кубики, мерзнет на детской площадке и, зевая, прочитывает стишки на ночь. Но уже брезжит, брезжит заря освобождения! Телевизор, планшет и группа детского сада надежно приучат сына и дочь жить своей отдельной жизнью, а папе и маме предоставят возможность переключиться на свои взрослые темы. Засим станется всего-то подобрать пару-тройку кружков и школу получше. Потом выпуск, поступление в университет и вуаля! Повзрослев, дети не выскажут своего недовольства. Ведь так они выросли и к этому привыкли: к жизни по собственным желаниям и удобствам.

Необычайно хорошая система, недаром зовется гуманистической и личностно-ориентированной. Разве не гуманизм и не забота о личности – не тратить лишние силы и нервы? О, эти родительские обязанности! Беспокойства, вникание в обстоятельства, школьная рутина, тревоги, хлопоты… Они одолевают именно тогда, когда у тебя на работе дедлайн, а по телевизору футбол.

Когда-то в моде было авторитарное воспитание. Взрослые предпочитали удобных, послушных детей. Они устанавливали для них строгие правила, следили, как дети их исполняют, а за неисполнение строго взыскивали. Другую крайность являла гиперопека. Старший порой так увлекался заботой о детях, что был готов делать и решать за них буквально всё. Идея растить детей более самостоятельными и относиться к ним более дружественным образом выглядела поэтому вполне здраво. Но Карлу Роджерсу и Абрахаму Маслоу, американским ученым-психологам, авторам концепции воспитания на основе уважения к интересам и индивидуальности ребенка, конечно, не могло присниться, к чему придет дело через несколько десятков лет. Если первоначально полагалось разумным взрослому мягко подсказывать и направлять ребенка, то гуманизм в его нынешнем изводе сводится, главным образом, к невмешательству. Взрослый через силу выкорчевывает первоначальные детские притяжение и доверие, и место детско-родительской общности занимают сторонние влияния и авторитеты. Чтобы хоть как-нибудь оправдать свое равнодушие, он уговаривает себя: «Да какие же это дети?! Они – индивидуальности! Такие же свободные, равноправные, как и мы…»

Чудо-сани, едущие сами, – педагогическая система «сам с усам». Открыто и прямо в стремлении сбежать от детей никакой родитель, разумеется, не признается. Взамен все будут красиво и долго рассуждать о свободе ребенка и решительно отвергать насилие. Отец и мать рады бы уделить внимание, но вот незадача: они боятся навредить – навязать чаду свое родительское мнение. Ведь никому не известно, что для ребенка лучше и хуже. Почем отцу или матери это знать? В «сам с усам» концепции детей не воспитывают из принципа.

Детей не воспитывают из принципа: родителя боятся навредить – навязать чаду свое мнение

«Не воспитывать, а растить. Помогать расти. Но бывает, родители продолжают воспитывать. Такое отношение – это насилие. Мы даем не то, что нужно ребенку», – говорит Юлия Гиппенрейтер.

Не стоит переживать по поводу лени, грубости, плохой успеваемости и дурной компании детей. Со временем всё как-нибудь само устроится! «Подростковая мода подобна ветрянке, – успокаивает автор, – многие ребята ее подхватывают и переносят в более или менее серьезной форме, а через пару лет сами же улыбаются, оглядываясь назад». Родителю рекомендуют перенести внимание на себя и свои интересы. Нет ничего лучше для счастья ребенка, чем счастливая после очередного карьерного повышения, спа-салона, шопинга, парикмахерской и вечернего телефонного общения с подругами мама. У нее даже выкроится минутка погладить по головке свое солнышко и ласковым, в духе безусловного принятия, голосом прошептать: «Спи, моя крошка. Ты у меня – самая лучшая, и всё у тебя получится».

Длительное время малыш нуждается в родителе и тянется к нему. Ему нравится задавать вопросы, предпринимать что-то вместе, подражать. Но мамы и папы отстраняют детей от себя, как бы говоря: «Нет уж, ты будь лучше свободным и равноправным, иначе ты мне жизни не дашь!» Наверняка, многие ловили себя на подобной мысли.

Так может ли концепция личностно-ориентированного воспитания быть чем-то полезна для нас? Да, в некотором смысле, если под таковой подразумевать индивидуальное внимание, интерес к внутреннему миру ребенка и самостоятельность в делах. И теория «сам с усам» наносит вред, когда отвергает детско-взрослую общность, авторитет родителя и провозглашает эгоцентрические личные интересы неприкосновенными и священными.

Из-за недостатка опыта и самоконтроля «принцип удовольствия» в детях преобладает над «принципом реальности». Общая педагогическая цель поэтому состоит в том, чтобы научить ребенка предпочитать легкому, кратковременному удовольствию более сложное, долговременное, возникающее по итогам взросления, образования, получения умений и знаний, духовной практики. Труд и усилие над собой дают нам возможность реализоваться по-настоящему, не увлекаясь ложными целями. Если же поставить во главу угла личные свободу и выбор ребенка, то это гарантирует перевес «принципу удовольствия» в нем.

Да, дети нередко бывают своевольны, но у них нет и не может быть образа полной свободы. Это идея, которой заболевают старшие и переносят ее на детей.

У детей нет образа полной свободы. Этой идеей заболевают взрослые и потом переносят ее на детей

Ребенок, напротив, страдает от отвлеченных, вечно занятых, эмоционально недоступных папы и мамы, от отсутствия границ и недостатка уверенности в своей безопасности, от вседозволенности и ложного убеждения, что все вокруг ему чего-то должны. Он ищет максимально близкого контакта с родителем.

Тем более христианские цели спасения, преемственности и единодушия в вере побуждают нас искать других, более заинтересованных и решительных подходов к воспитанию.

(Продолжение следует.)

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Андрей Рогозянский:
Концепция четвертая: «Альфа-родительство»
О четырех популярных системах воспитания
26.11.2019
Концепция третья: «Маленькие профи»
О четырех популярных системах воспитания
25.11.2019
Концепция вторая: «Развивалки»
О четырех популярных системах воспитания
22.11.2019
Концепция первая: «Сам с усам»
О четырех популярных системах воспитания
19.11.2019
Все статьи автора
"Проблемы семьи и брака"
Ценностная повестка демографической безопасности
Члены Общественного совета при Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка предупреждают о необходимости защиты традиционных ценностей для сохранения нации
13.01.2020
Имитация бурной законотворческой деятельности?
О законопроекте, корректирующем обстоятельства, когда несовершеннолетние могут заключить брак
13.01.2020
Демографическая катастрофа русского народа
Каковы причины и кто виноват?
10.01.2020
Преступление против традиционной семьи – отягчающее вину обстоятельство
Размышления по поводу законопроекта о «семейно-бытовом насилии»
09.01.2020
Патриарх Кирилл: «Мы должны просить Господа помочь тем, кто веры не имеет, обрести эту веру»
По словам Предстоятеля Русской Церкви, внутреннее состояние души человека, состояние его совести является огромной силой, ограждающей не только от преступлений, но и от плохих дел
09.01.2020
Все статьи темы
"Обсуждаем Стратегию развития воспитания в Российской Федерации"
Все статьи темы