Не изменившийся сам не изменит ничего вокруг

Александр Сергеевич Пушкин  Новости Москвы 
0
887
Время на чтение 10 минут
Источник: газета "Слово"
Василий Владимирович Дворцов – художник и реставратор, прозаик и поэт, драматург и публицист, автор многих эссе на тему осмысления духовных и культурологических вопросов. С 2018 г. заместитель председателя правления, генеральный директор Союза писателей России. Действительный член Академии российской словесности, председатель жюри всероссийских литературных конкурсов и фестивалей. В 2000 году В.В. Дворцовым была создана пьеса «Адмирал. Русская драма», основанная на документах и воспоминаниях участников Гражданской войны в Сибири, и вот теперь закончена ещё одна работа на ту же тему перелома русской истории – трагедия «С нами Бог!».
– Василий Владимирович, Ваша новая драма, точнее, трагедия «С нами Бог!» написана во время, когда Россия отмечает столетие трагедии 1917—1922 годов. Вы – прозаик, поэт, публицист, отзывающийся на острые проблемы современной культуры. Почему Вы обратились к этой теме? Насколько связано то, что произошло сто лет назад, и происходящее сегодня? И почему через драматургию?

– На первые два вопроса Вы сами себе и ответили: календари с их юбилейными датами есть некие экзамены и лично для каждого человека и для общества, нации, человечества юбилей – экзамен на усвоение исторического урока. Или неусвоение. Просто отметить «дату», без осмысления и переосмысления её, без нового переживания даже давно прошедшего, будет уклонением от ответа, от ответственности, по лени ли, скудоумию или бессовестности, что чревато повторением урока. И, увы, совершенно не обязательно в виде фарса.

Понятно, что обезглавливание Русской империи, осиротение русского народа с последовавшей дичайшей кровавой междоусобицей не могли быть чем-то «вдруг», некой несчастливой случайностью, доставленной к нам в запломбированном вагоне. Ведь даже неожиданная смерть государя не рушит систему государственного управления, и никакой заговор царедворцев не погружает народное сознание в страсть безумного самоистребления. Нужен энергетически неизмеримый инфернальный удар, чтобы покачнуть и обвалить вековые традиции в православной стране, а точнее, требуется очень долго, упорно, злонамеренно эти традиции расшатывать, подтачивать, подгрызать. Нет надобности объяснять, что к физическим следствиям всегда ведут мистические причины, и мой ответ «на экзамене» столетнего юбилея нашей русской трагедии: зло атаковало не государство, не его население, а веру, с ослаблением которой оказались беспомощны, беззащитны от адских сил и первое и второе. Отсюда вывод: бесполезно восстанавливать, возрождать, укреплять русских и российское без утверждения православного.

Почему пьеса, а не роман, не статья? Максимальное сгущение нравственного конфликта, прямой, тактильный контакт добра и зла в двух часах на крохотном пятачке сцены – такую концентрированность даёт только драматургия. Хотя эта драма мною сознательно писалась с нарушениями постановочных законов, и вряд ли «С нами Бог!» кто-то сможет поставить в театре. Скорее состоится видео- или радиоспектакль.

– Как мне видится по прочтении Вашего произведения, глубинная причина трагедии братоубийственной войны и последующих десятилетий классовой вражды – это гордыня. После уже были трусость, измена, обман, открывшие путь чужеродному засилью. Верно я понимаю?

– Гордыня… Понимаете верно. Однако самое важное, единственно важное – понимать это о себе, в себе. Каждому о себе: это я, это мы – и есть «трусость, измена, обман, открывшие путь чужеродному засилью». Всё, что не так воспринимаемо – уже гордыня. Иоанн Златоуст: «Если бы мы постоянно вспоминали о грехах своих, то ничто из предметов внешних не могло бы возбудить в нас гордость, ни богатство, ни могущество, ни власть, ни слава…». А кто вспоминает? Разве что на вечернем правиле пресловутые «девять процентов россиян» по ВЦИОМу исполняющие церковные обряды. Гордыня – самоубийство, гордость – глупость.

– В чём была вина последнего русского государя перед своим народом?

– А это кто говорит о его вине?! Только тот, кто не может сознать, увидеть себя православно, кому вышеупомянутая гордыня не позволяет даже заподозрить в себе этакие широкие врата страсти, через которые в мир шествуют, маршируют трусость, измена, обман, чужеродное засилье. Это же самый подлый вопрос нашей интеллигенции: «кто виноват»? То есть, изначально не я, непреложно, обязательно кто-то другой, ведь я-то априори хороший. Да разве православный царь был в чём-то неправеден, грешен, лукав перед своим православным народом? Ведь надо понимать, что у нас в начале двадцатого века от трети до половины русского населения были в сектах. От староверов до Нового Израиля – миллионы и миллионы. Купцы, банкиры, чиновники, учителя… Они же еретически над собой царя не признавали, мистически Российское государство не принимали, и это они, сектанты, в Гражданскую монахов и священников пытали и убивали столь сатанински. И храмы рушили, иконы жгли не только китайцы и латыши, а этнические великороссы – духоборы, молокане, хлысты и субботники. В Евангелии от Матфея: «Поражу пастыря, и рассеются овцы стада». Тоже урок русской истории, который надо бы хоть через это столетие усвоить: не случайно у нас династии заканчиваются святыми. В противовес окружающей кромешности подлости и глупости. Измены и обмана.

– Почему, на Ваш взгляд, главный герой вашей драмы патриарх Тихон (Беллавин) пошёл на компромиссы с новой властью, не осудил большевиков? Всё равно они его уничтожили. Желание сохранить народ?..

– Спасибо за «главного героя», которого нет на сцене. Действительно, личность патриарха Тихона – ось, вокруг которой закручены все события трагедии, но ось невидимая. Так правильно: невозможно актёру изобразить святого. Не «вживётся». Даже не стоит пытаться ни на кого из грешных людей навешивать ответственность за всё равно поверхностное лицедейство, спрос будет страшен. И с исполнителя, и с автора пьесы. Только, простите, опять не пойму: от имени кого Вы предъявляете претензии Святителю? От экс-власовцев? Или от неофарисеев? Какой-такой «компромисс» патриарха? Ведь так же ещё Христа пытались уловить: отдавать ли дань кесарю? Так что же, Бог зря пошёл на неосуждение римской власти, ведь Пилат «всё равно» распял Его? «Всё равно» убиты святые князья Борис и Глеб, Михаил Черниговский и Михаил Тверской, царь Николай, патриарх Тихон… Да святой, когда он в Духе, не имеет, не творит иной воли, кроме Божией. А если кого-то эта воля не устраивает, то это не вина святого. Так патриарх, жертвуя собой, сохранял Православную церковь, которая и есть истинный русский народ – народ-богоносец. Остальное население России было – и есть! – вне ответственности патриарха.

– Сегодня мы наблюдаем, как разгораются очаги новой революции. Подвержена брожению и часть духовенства. Иначе как объяснить письмо, подписанное почти двумя сотнями священников в защиту демонстрантов? (Они Константина Котова защищают или Александра Меня?) Всё повторяется в точности, как с навязшим в зубах «кровавым воскресеньем», когда провокаторы прикрывались русскими людьми со святыми иконами.

– Завет Серафима Саровского «Стяжи дух мирен, и тогда тысяча душ спасётся около тебя» по-своему повторил Достоевский в своей Пушкинской речи: «Победишь себя, усмиришь себя – и станешь свободен, как никогда и не воображал себе, и начнёшь великое дело, и других свободными сделаешь».
Это вечный соблазн: не изменившись самому, изменять мир. Потому всё повторяется. И будет повторяться – по лени, скудоумию или бессовестности. Простите, но я не хотел бы пересказывать то, что попытался собрать, осмыслить, пережить и выписать в пьесе: да, да, да, всё повторяется. Потому как «идёт ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своём, и возвращается ветер на круги свои». Круги за кругами: вот опять так же, как столетие назад, пенится либеральное фрондёрство приходских семейных священников, завидующих богатствам «князей церкви», на которых, и правда, неснятно лежат обеты монашества с принципиальным нищенством. Опять вздувается умозрительное «религиозно-философское» обновленчество с самым экзотическим толкованием писания и предания – среди которых последователи Меня далеко не самые крайние крамольники. Вновь всюду с революционным упоением нахрапистые мухи-однодневки клубятся над идеологической гнилью лебезящего перед Западом режима. Да всем понятно, всем очевидно: мир критично несправедлив. И эта несправедливость обязательно мир разрушит. Но кто радуется грядущей катастрофе? Кто её изо всех сил приближает? Эти-то гордецы да борются за справедливость? Или же за власть? Действительно, состоявшаяся сегодня поляризация идеалов и реалий буквально рвёт сознание, но что решит революция? Что она может изменить в принципе? Не изменившийся сам не изменит ничего вокруг.

– Пришли бы к власти Дзержинский, Лацис и прочие – люди без образования, с принципиально не русским, антиправославным мышлением, если бы не предательство Витте и Милюкова, Родзянко, Алексеева?..

– А почему Вы боитесь к чиновникам светским добавить чиновников-клерикалов? Повторюсь: физические следствия всегда имеют духовные причины. В работе с материалами по ходу написания драмы пришлось погрузиться в атмосферу просто обескураживающего оскудения веры во всех слоях, классах и кастах. Столько же благостных легенд для меня рухнуло под безжалостностью фактов повального православного охлаждения на Руси-матушке. Люди жили рядом с Иоанном Кронштадтским, Алексием Мечевым, Макарием Алтайским, Никоном Оптинским и не видели, не слышали, не понимали их… Но видели растущую детскую проституцию... Потому одних улавливали гапоны, других мережковские. Так что, лацисы пришли бы. И, что больно, – придут, ещё не раз придут. Ведь у всех сменяющих друг друга исторических персонажей, во всех сложностях сюжетных перипетий и парадоксальностях сценических перемен – кукловод один. «Некто в чёрном» от сотворения мира упорно, изощрённо и злоумно тянет свою линию к всеобщему небытию. Но – с нами Бог!
Величие личности в её народности. Истинный лидер нации думает, как думает его народ, чувствует, как чувствует его народ. И если народ возжаждал революций, ломки до основания, то и лидеры ему в этом найдутся. Что ли мы этого не переживали в конце восьмидесятых? Теперь сроки переживать новому поколению. Сердце рвётся за них, неразумных.
Здесь кстати поговорить о роли литературы. Литературный процесс – процесс национального самосознания, акт непрестанного созидания общенародной памяти, на которой возрастает будущее. И потому Господь каждому времени призывает своих свидетелей, наделяет всё новых поэтов и прозаиков талантами, ведь если литературный процесс пресечётся, то народ просто исчезнет. И «некто в чёрном» кладёт неимоверные усилия на пресечение, на разрыв памяти, ибо злодеи были и будут, но именно в беспамятной молодёжи главная энергия всех революций и гражданских войн. Когда писал роман «Аз буки ведал…», думал – вот, подвожу итог, формулирую выводы, и разве мог бы поверить, что пройдёт каких-то десять-пятнадцать лет, и родной наш Киев накроет нацистской, антихристианской, антиправославной тьмою? Ведь точно по тем же нотам, те же музыканты. Москва Киеву – опять невыученный урок…

Научение нации происходит через её литературный процесс. Вот и думайте, почему сегодня национальные писатели – не только в России, во всём мире! – лишены возможности влиять на сознание общества? Неужели случайно падение тиражей настоящих новых художественных произведений, доведенное до полной их несущественности?

– Нынешнее общество может надеяться, что нашими лидерами всё же станут люди, как Вы пишите в пьесе, «воспитанные на Хомякове, Аксакове, Леонтьеве»?

Надежда-вера-любовь. Надеяться надо всегда, надо неколебимо верить, верить в любовь Божью. Тем более, мы уже знаем, что будет, если они не придут.

– Вашу пьесу неплохо было бы ввести в школьную программу, иначе мы так и будем спорить: за белых или за красных, ходить по кругу, в чертог теней возвращаясь… Какой Вам видится дальнейшая судьба этого Вашего произведения?

– Не знаю. Искренне. Так изначально и писал – в стол. Но куда печальнее то, что пока национальными лидерами не станут «воспитанные на Хомякове, Аксакове, Леонтьеве», пьеса пребудет актуальной.

– Как Вы относитесь к очередной школьной реформе по окультуриванию детей – совместному проекту Минкульта и Министерства просвещения, согласно которому для школьников станет обязательным посещение выставок, спектаклей, экскурсий, ведение «культурного дневника»? Является ли, на Ваш взгляд, верным такой подход в образовании: массовое приобщение к искусству, к литературе?

– Пора, давно пора разворачивать процесс обучения на путь просвещения и образования. Ведь количество усвоенных фактов и логических закономерностей, если они не поддержаны эмоциональными переживаниями, мышление человека принципиально не меняет. Если научные знания формируют специалиста, то личность созидают искусства. Только, опять же, кто и чем нововводимую программу наполнит? Пока сплошные недоумения. С очень тревожным моментом – параллельно с новыми дисциплинами из школьной программы вытесняют и так до предела выхолощенные «Основы православной культуры». Для успокоения атеистов люблю приводить цитату из явно не клерикала Николая Бердяева: «Культура связана с культом, она из религиозного культа развивается, она есть результат дифференциации культа, разворачивания его содержания в разные стороны. Философская мысль, научное познание, архитектура, живопись, скульптура, музыка, поэзия, мораль — все заключено органически целостно в церковном культе, в форме ещё не развёрнутой и не дифференцированной».

То есть, отсутствие воспитанности в культе разрушает надежды на воспитанность в культуре. Потому я за изучение основ всех традиционных для России религий, с региональной привязкой, с осознанием наглядного урока Западной Европы, где так называемая школьная светская этика через мультикультурализм приводит к интеллектуальной и нравственной деградации общества и личности. Если честно, то, если уж заботиться о воспитании настоящей, полноценной личности, то никак не обойтись без изучения в школе бесед Серафима Саровского с Николаем Мотовиловым о смысле человеческой жизни. За границами веры на этот вопрос ответ не найден.

Беседовала
Ирина УШАКОВА

Источник: газета "Слово"

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Василий Дворцов
Счастье
Повесть. Часть 3
12.04.2024
Счастье
Повесть. Часть 2
09.04.2024
Счастье
Повесть
07.04.2024
Ермак. Народное почитание и политическая эксплуатация образа
О различии героя народного и культурного
11.03.2024
Все статьи Василий Дворцов
Ирина Ушакова
Литература создаёт страну
Выступление на Иринарховских чтениях-2024 в рамках Круглого стола «Личность может воспитать только личность»
21.03.2024
«Православие и есть иммунитет общества»
Беседа с директором белорусского Центра поддержки семьи, материнства и детства «Покров» Андреем Зубенко
05.03.2024
«Долго будет старинный наш дом стоять…»
Беседа с писателем и общественным деятелем о частном, и о нашем общем доме
29.01.2024
Осмыслить, за что сражается Донбасс
Для нашего национального характера жизненно необходимо ощущение нравственной правоты
27.12.2023
Все статьи Ирина Ушакова
Александр Сергеевич Пушкин
День памяти поэта В.А. Жуковского
Также сегодня мы вспоминаем адмирала И.Л.Голенищева-Кутузова, генерала П.Н.Врангеля, основателя МХАТа В.И.Немировича-Данченко
25.04.2024
Легализация мата и чистота языка
Размышления по итогам одной дискуссии
18.04.2024
Пора пресечь деятельность калининградского «ЛГБТ*-лобби»
Русская община Калининградской области требует уволить директора – художественного руководителя Калининградского областного драматического театра А.Н. Федоренко и некоторых его подчинённых
11.04.2024
День «апофеоза русской славы среди иноплеменников»
Сегодня также мы вспоминаем Н.О.Пушкину, С.М.Волнухина, Н.Ф.Романова, А.В.Алешина и Н.И.Кострова
11.04.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06