Посох игумении Таисии

Александр Сергеевич Пушкин 
0
422
Время на чтение 5 минут

В конце января 1881 года 38-летней казначее Званского Знаменского монастыря под Великим Новгородом монахине Таисии (в миру — Марии Солоповой) привиделся удивительный сон. Она шла через поле ржи, раздвигая перед собой колосья; какой-то голос говорил ей, что все это поле ей надлежит выжать серпом; она удивлялась, потому что жать не умела; а потом перед нею открылось бескрайнее пространство воды. «Но я почему-то знала,— пишет матушка Таисия в своих воспоминаниях,— что вода наливная, а не самобытная; что тут луг, сенокос, затопленный временно…».

В том же сновидении в ее руку с неба упал игуменский посох; опираясь на него, она смогла идти «водою» — пока не приблизилась к белокаменному монастырю, из ворот которого с пением выходил крестный ход…

На этом она проснулась; а вечером того же дня в Знаменский монастырь пришла телеграмма от правящего архиерея — он срочно вызывал монахиню Таисию к себе, дабы назначить ее начальницей Леушинской женской общины при церкви Иоанна Предтечи на берегу реки Шексны близ Рыбинска. Владыка Исидор, митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский, был готов уже закрыть эту общину из-за постоянных конфликтов и прочих нестроений — но все же понадеялся на четвертую из назначенных им в общину начальниц.

Однако и у нее дело шло слишком тяжело; в какой-то момент она пришла к выводу, что крест ей достался не по силам, и хотела уж было доложить владыке, что не справилась… Но тут Сама Матерь Божия в чудесном видении остановила монахиню Таисию, сказав: «Не бойся, больше веруй!». Через четыре года Леушинская община получила статус монастыря; а еще через некоторое время ее, совершенно уже неузнаваемую, стали называть женской Лаврой.

При советской власти монастырь был, естественно, закрыт, а в сороковые годы оказался на дне Рыбинского водохранилища — вместе с двумя другими монастырями и полусотней храмов. Вот она, «наливная, а не самобытная» вода из сновидения матушки Таисии.

Автобиографические записки этой поразительной русской женщины были впервые изданы через год после ее смерти — в 1916-м — силами ее любимого детища, Леушинского Иоанно-Предтеченского женского монастыря. В предисловии сестры-издательницы сообщали, что при жизни матушка «по глубокому смирению своему» не решалась публиковать свои воспоминания, хотя ее духовный отец, частый гость и постоянный молитвенник Леушинской обители отец Иоанн Кронштадтский очень хотел видеть их напечатанными «в общее назидание» (автограф на рукописи).

Эпиграфом к своим запискам матушка избрала слова из чинопоследования панихиды — «В путь узкий хождшии прискорбный, вси в житии крест яко ярем вземшии и Мне последовавший верою, приидите насладитеся, ихже уготовах вам почестей и венцев небесных». В самом деле, ведь монах — это тот, кто умирает для мира. Не уходит из мира, как подчас говорят, а именно умирает, чтобы уже никак — ни внешне, ни внутренне — не участвовать в его страстных греховных делах. Уйти же в большинстве случаев не удается: мир с его страстями вездесущ, и монастырские стены для него не преграда. Вот почему в записках матушки Таисии столько скорбных страниц: «Вообще, горькую чашу пила я в этой должности — казначеи; нередко боялась я вовсе лишиться рассудка, когда, углубившись в суть всего настоящего, не понимала причины или цели всех неправд человеческих и ужасавших меня поступков».

Мария Солопова родилась в 1842 году; и отец, и мать ее происходили из древних дворянских фамилий. Мать, Виктория Дмитриевна, урожденная Пушкина, воспитывала дочь в христианском благочестии, а главное — с младенчества приучала ее думать о тех, кому сейчас трудно, голодно: всяким гостинцем, всяким лакомством девочка должна была поделиться с нищими. Десяти лет Машу отдали в закрытое учебное заведение — Павловский институт благородных девиц в Санкт-Петербурге. Разлука с родными оказалась для девочки чрезвычайно тяжелой и надломила ее здоровье. Особенно пострадало зрение, однако училась Мария Солопова при этом лучше всех. И уже в те времена ее стали посещать необычные переживания и видения. Например, в пасхальную ночь, оказавшись в институтском лазарете из-за кори, Маша увидела над койкой лучезарного ангела, восклицавшего: «Христос воскресе!». Через много лет, будучи уже игуменией, она расскажет о своих видениях прозорливому старцу Агапиту (Милованову; +1887), и тот избавит ее от сомнений, заверив, что все пережитое ею — от Бога. А пока, будучи в институте, Маша учит наизусть церковнославянский текст Евангелия и думает, как подготовить маму к трудному известию: дочка, к выходу которой из института приготовлено уже столько нарядов, решила уйти в монастырь.

Принять это известие маме было ох как непросто. Обеим, и матери, и дочери, помог архимандрит Валдайского Иверского монастыря Лаврентий (Макаров). Полушутливое прозвище, данное им Маше — Овца, Овечка, заставляет нас вспомнить слова Христа об овцах, которые знают голос Доброго Пастыря (см.: Ин. 10, 4).

И все же, какие бы мы ни говорили слова, какие бы ни приводили цитаты, это нельзя объяснить до конца. Что происходило с девушками хороших фамилий, если они, не достигнув и двадцати лет, предпочитали бальному платью грубый подрясник, вальсу с красавцем-офицером – монастырскую полунощницу?.. Что совершалось в их сердцах, когда они отвергали положение госпожи ради положения послушницы? Это тайна. Монашество — таинство, совершаемое Богом и человеком в течение всей его земной жизни.

Монашеский путь будущей игумении начался с Тихвинского Введенского женского монастыря. Там оробевшую Марию встретила игумения Серафима (Тимковская) — «в миру Ольга; очень образованная великосветская девица, дочь генерала И.Тимковского, воспитанница Смольного института». И это была встреча с подлинной, нелицемерной любовью. Поступавшие в монастыри дворянки, как правило, вносили в их кассы денежные вклады, а Мария, в силу семейных обстоятельств, сделать это не могла. «Зачем же вам вклад, такие личности, как вы — сами клад для монастырей», — ответила матушка Серафима. И как же она была права!

Введенский монастырь был бедным, жизнь сестер — суровой, но в день облачения в послушническую рясу и вручения четок — символа непрестанной молитвы — Маша чувствовала себя «счастливей всех на свете». Как-то раз, будучи посланной за каким-то делом в келью к старице Феоктисте, Мария застает ее молящейся… и эта молитва подвижницы становится для нее и потрясением, и примером на всю ее непростую монашескую жизнь. Ведь там, в Тихвине, эта жизнь только началась, все было впереди — и другие обители, и радости, и горести, и чудеса.

По собственному своему признанию, монахиня — а затем игумения — Таисия много раз падала духом, много раз задавала себе вопрос, «для чего жизнь монастырская непременно связана со скорбями». Но каждый раз Господь тем или иным способом вразумлял и укреплял ее. Добрый Пастырь не оставляет своих овец, тех, кто отдал Ему свое сердце — вот главный вывод из автобиографических записок леушинской игумении Таисии.

Игумению Таисию похоронили в Похвальском (Похвалы Божией Матери) соборе Леушинского монастыря; этот собор она построила на «лепты вдовиц». Как говорится в замечательном документальном фильме Ивана Дяченко «Леушинский монастырь — небо на земле», до 1954-1955 годов колокольня и купола этого собора возвышались над волнами водохранилища; позже вода и перемены температуры просто разрушили кирпич.

Но матушка Таисия — как в том своем провидческом сне — опираясь на игуменский посох, по водам пришла к нам. На берегу «несамобытного» Рыбинского моря действует ныне Новолеушинский Иоанно-Предтеченский женский монастырь. А при храме Иоанна Богослова в северной столице — до революции это было подворье Леушинского монастыря — создано Иоанно-Таисиинское сестричество. Иоанно-Богословский храм, кстати, и переиздал книгу, которая дает нам сегодня возможность приобщиться к духовному опыту монахини Таисии.

Газета «Православная вера» № 20 (640)

[Марина Бирюкова]

Источник: Православие и современность

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Марина Бирюкова
Все статьи Марина Бирюкова
Александр Сергеевич Пушкин
Пушкинская философия жизни и Христианское откровение
В центре духовного мира Пушкина незыблемо сияет мысль
17.09.2025
А.С. Пушкин о творческих силах истории
Сам автор оценивал «Бориса Годунова» едва ли не выше всего им созданного
26.08.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Почему Пётр Первый отменил Патриаршество?
Новый комментарий от Бузина Олесь
18.09.2025 14:33
Общемосковский крестный ход
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
18.09.2025 14:26
«Освежить голову вежеталем… и умереть»
Новый комментарий от Русский Иван
18.09.2025 13:34
Фантазия или реальность?
Новый комментарий от Александр Уфаев
18.09.2025 13:22
«Без импорта и экспорта Израиль не продержится и года»
Новый комментарий от Русский Иван
18.09.2025 13:02
«Будущее Отечества в руках Учителя»
Новый комментарий от Апографъ
18.09.2025 12:55
Двойные стандарты Бориса Корчевникова
Новый комментарий от Русский Иван
18.09.2025 12:30