Алекс. Шурик. Святой мученик Александр

Источник: Православие и современность

Человек с русским сердцем. Патриот Германии. Герой немецкого Сопротивления. Святой Русской Православной Церкви. Александр Шморель — человек, не доживший до своего 26-летия, казненный нацистами в тюрьме Штадельхайм в июле 1943-го и прославленный в феврале 2012-го. Символично, что это была первая совместная канонизация Русской Православной Церкви Московского Патриархата и Русской Православной Церкви Заграницей после восстановления канонического общения.

О коротком земном пути Александра Шмореля рассказывает книга Елены Перекрестовой «Святой против Рейха». Автор — супруга протоиерея Петра Перекрестова, ключаря кафедрального собора Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско (РПЦЗ).

В книге приводятся письма Александра Шмореля из камеры смертников, и вот одно из них — сестре Наталье:

«Милая, милая Наташа! <…> Вероятно, ты удивишься, что я изо дня в день становлюсь все спокойнее, даже радостнее, что мое настроение здесь зачастую бывает намного лучше, чем раньше, когда я был на свободе. Откуда это? Я сейчас объясню. Все это ужасное "несчастье" (да, в кавычках! — М.Б.) было необходимо, чтобы направить меня на истинный путь, и потому это, собственно, совсем не несчастье. Прежде всего, я счастлив и благодарю Господа за то, что Он дал мне понять это знамение Божие и последовать в верном направлении. Что я знал прежде о вере, о настоящей искренней вере, об истине, единственной и предельной Божественной Истине? Так мало! Сейчас, однако, я дозрел до того, что даже в моем теперешнем положении весел, спокоен и уверен — будь что будет. Я надеюсь, что вы тоже прошли сходный путь развития (все родные Александра какое-то время провели в тюрьме, подвергались допросам.— М.Б.) и вместе со мной после глубокой боли разлуки пришли к состоянию, когда за все возблагодарили Господа».

Александр Шморель родился в 1917 году в Оренбурге. Его отец происходил из укоренившихся в России немцев, а вот мама была русская, и фамилию в девичестве носила Введенская: есть основания полагать, что она происходила из духовного сословия. К сожалению, Наталья Введенская умерла от сыпного тифа, когда ее сыну был всего год. Вторая жена Гуго Шмореля, мачеха Александра, Елизавета Егоровна, принадлежала к обрусевшему немецкому роду. А всем тем русским, что в нем жило, и православной своей верой, пронесенной через все испытания, Александр обязан няне — уральской крестьянке Феодосии Лапшиной: она покинула революционную Россию вместе с семьей Шморелей и прожила в их доме 45 лет, так и не научившись немецкому языку.

Выбравшись из России, Шморели поселились в Мюнхене. Здесь Александр — Шурик, как звали его в семье — окончил школу, здесь он, жизнерадостный и открытый, обрел замечательных друзей… и здесь же столкнулся с новой реальностью, с пришедшим к власти национал-социализмом. Русский святой, носивший военную форму вермахта… да, нам трудно это принять. Но никакого выбора молодому человеку гитлеровская власть не оставляла. Мясорубка начиналась с изнурительной шестимесячной трудовой повинности, обязательной для каждого выпускника средней школы — и продолжалась неизбежным призывом в армию. «Ничего не может быть лучше свободы мысли и воли,— писал Александр в неподцензурном (переданном с оказией) письме родным из трудового лагеря,— если, конечно, человек не боится этого. Здесь нас пытаются лишить независимости, заставить забыть о ней, но у них ничего не выйдет».

Юноша, буквально дышавший культурой, поэзией, музыкой, прекрасно игравший на фортепиано и органе, подававший надежды в рисунке и скульптуре — никогда не мечтал стать врачом, но поступил на медицинский факультет с единственной мотивировкой: если отправят на фронт — то хотя бы не стрелять, а лечить. Впоследствии, перед нацистским судом он скажет, что ни за что не стал бы стрелять в русских — даже под угрозой собственной смерти…

В 1942 году Александра со студенческой медицинской ротой откомандировали в Россию. Вот такой оказалась его первая встреча с Родиной, которую он покинул младенцем,— Родиной не только географической, но и духовной.

Здесь, под Гжатском, Александр учится у крестьян русским песням, общается с сельским священником, молится во вновь открытых в оккупации православных храмах, видит, как изголодались русские люди по Православию за двадцать «красных» лет. И делает ошибку, предрекая, что большевизм уже не вернется в Россию, даже если русские победят в войне...

При этом у Шмореля нет иллюзий относительно немецкой оккупации: он понимает, что открытие церквей лишь временная уступка, что никакой свободы нацизм русским не несет. У молодого «оккупанта» есть уже опыт организации сопротивления Гитлеру. И он не сомневается в своем долге: по возвращении из командировки в Германию эту работу продолжить.

Александр Шморель был постоянным прихожанином православной общины святителя Николая в Мюнхене. Общину окормлял иеромонах Александр (Ловчий), впоследствии архиепископ Берлинский и Германский (РПЦЗ); в одном из своих писем Александр Шморель называет его «настоящим сокровищем». Но о деятельности созданной этим прихожанином и его молодыми друзьями антигитлеровской организации «Белая роза» отец Александр долгое время не знал.

«Белая роза» не прибегала ни к каким насильственным действиям и не содействовала им. Ее единственным оружием было слово, обращенное к соотечественникам-немцам: слово, призывающее очнуться, задуматься, взять, наконец, на себя ответственность за завтрашний день Германии. Члены «Белой розы» распространяли листовки и письма — по почте. В этой работе участвовали молодые христиане, протестанты, католики. Близкий друг Александра Шмореля Вилли Граф, казненный в октябре 1943 года, писал о христианстве так: «Это не простая вещь. Она требует постоянного напряжения и борьбы. Быть истинным христианином — самая трудная задача, потому что мы никогда не сможем стать в полной мере христианами, разве только в смерти». Так и вышло…

18 февраля 1943 года на месте «преступления» при распространении листовок в университете арестованы брат и сестра Ганс и Софи Шоль. Через день арестован еще один близкий друг Александра — Кристофер Пробст. 22 февраля они предстали перед так называемым «народным трибуналом» и в тот же день были казнены на гильотине. Узнав об аресте своих друзей, Шморель бежит из Мюнхена, но вскоре возвращается в него, как вернулся в Рим бежавший было апостол Петр. 24 февраля ранее разыскиваемый Александр Шморель арестован — начинаются долгие, бессонные, изматывающие допросы. Протоколы свидетельствуют о честности и мужестве арестованного: он откровенно объясняет следователям, почему не мог «довольствоваться тем, чтобы оставаться безмолвным противником национал-социализма».

На Страстной седмице тяжелейшего — переломного во Второй мировой войне — 1943 года, в Великий Понедельник тот же «народный трибунал» приговорил Александра Шмореля и помогавшего молодежи 49-летнего профессора-музыковеда Курта Хубера к смерти. По тем или иным причинам — а может быть, по Промыслу Божиему — их не стали убивать сразу, как Ганса и Софи Шолей: так для осужденного Шмореля, для мученика Александра, начался важнейший этап встречи со Христом. В своих письмах к родным он убеждает их в том, что смерти нет; что конец земной жизни есть рождение в жизнь вечную; что разлука тяжела, но переносима, если знаешь о грядущей встрече.

13 июля отец Александр (Ловчий) принимает последнюю исповедь своего соименника и причащает его. Вызвавший священника адвокат Зигфрид Дайзингер изумлен мирным, спокойным и радостным состоянием своего подзащитного — когда до казни остается полтора-два часа.

«…Об одном особенно прошу: не забывайте Бога!!! Ваш Шурик», — это уже самое последнее письмо.

…А для немецких друзей он был Алекс. Они запомнили его как удивительно светлого, доброго юношу, любившего радовать, дарить, спешившего помочь в беде.

Газета «Православная вера» № 19 (639)

Марина Бирюкова

Источник: Православие и современность

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Марина Бирюкова:
Все статьи автора
Последние комментарии
Пушкину лишить депутатского статуса и арестовать
Новый комментарий от Олег В.
28.11.2019
«Святейший достойно совершил свое Патриаршее служение»
Новый комментарий от наталья чистякова
05.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Олег В.
04.12.2019
«Страшный червь ползёт по России»
Новый комментарий от Разработчик РНЛ
02.12.2019
Очень запутанная история
Новый комментарий от Студент
04.12.2019
Кто укажет Родниной её место?
Новый комментарий от АБС
05.12.2019
Потерянный выход
Новый комментарий от sasha
20.11.2019