Источник: ЦЭРС ИНЭС
С 24 по 26 октября в Москве обсуждали ход реализации проекта по повышению конкурентоспособности российских университетов (проект 5-100). Итоги рассмотрения отчётов университетов таковы: в 2020 году поддержка участников проекта будет продолжена, а с 2021 года проект ждёт «перезагрузка». Число вузов-участников будет увеличено, но отбираться они будут по новым критериям.
Подробности – в материале profiok.com.
Проект 5-100: краткая предыстория

Получив средства на развитие, отобранные по результатам конкурсного отбора вузы начали работать над показателями, которые учитываются в международных рейтингах: наращивать количество научных публикаций, добирать в штат необходимое количество профессоров, корректировать учебные программы и так далее. Разумеется, обнаружилась положительная динамика, однако как следует нарастить позиции в ключевых рейтингах оказались способны далеко не все.
В 2017 году разгорелся серьёзный конфликт между Ольгой Голодец, которая на тот момент занимала пост курирующего вице-премьера, и Ольгой Васильевой, возглавлявшей единое министерство образования и науки, занимавшееся и школами, и вузами. Пока Ольга Голодец радовалась результатам, которые демонстрировали участники проекта, и уверяла, что до заветной цели осталась пара шагов, министр Васильева призывала не лукавить и прекратить финансировать вузы, которым пока не суждено войти в сотню мировых лидеров. По мнению Васильевой, проект 5-100 стал самым дорогостоящим проектом в сфере образования, и при затраченных десятках миллиардов рублей логично было бы рассчитывать на ощутимые результаты. А раз их нет, министр предложила оставить финансирование только для шести вузов: МФТИ, ВШЭ, ИТМО, МИСиС, НГУ и МИФИ. Это дало бы возможность выполнить майский указ без колоссальных затрат. Ольга Голодец в ответ призвала не делать резких движений, которые «сведут на нет накопленные результаты».
После выборов 2018 года всё изменилось. Науку и образование в правительстве теперь курирует Татьяна Голикова, а Ольге Голодец достались спорт и культура. Министерство, которое возглавляла Ольга Васильева, разделили на два ведомства, отдав науку и высшее образование Михаилу Котюкову. Что же касается проекта 5-100, то его, конечно, не свернули: кто же признается, что десятки миллиардов рублей были потрачены неэффективно? Однако он был немного переформатирован: в зависимости от успехов вузы были разделены на группы, и «передовики» (вузы, перечисленные Васильевой, плюс Томский государственный университет – прим. profiok.com) получили существенно больше средств на дальнейшее развитие.
Проект 5-100: ближайшее будущее

Накануне, 24 октября, с членами Совета встретился глава кабмина Дмитрий Медведев, чтобы «поговорить о том, как нам улучшить университетскую жизнь». По словам Медведева, на поддержку участников проекта за семь лет было выделено около 70 млрд рублей.
«Средства для нашего бюджета весьма немаленькие, – признал Медведев. – Но благодаря этому университеты многое смогли сделать».

Что ж, тут, пожалуй, не поспоришь. Если в развитие вузов вливать деньги, то эти вузы будут развиваться. Вопрос эффективности, видимо, остаётся за скобками, а о майском указе 2012 года вообще никто не вспоминает. Зачем? На смену амбициозным задачам пришли, как выразился Медведев, «сверхамбициозные».
Теперь к 2024 году Россия должна войти в десятку по присутствию в топ-500 глобальных рейтингов университетов. Сейчас мы занимаем 17-е место, то есть до цели, как и пару лет назад, осталось несколько шагов.
По правде говоря, проект 5-100 следовало бы переименовать в 10-500. Впрочем, раз цель подкорректировали под возможности (в этом, кстати, нет ничего плохого, может быть, в 2012 году была поставлена заведомо нерешаемая задача – прим. profiok.com), значит, и с проектом всё теперь будет в порядке.
Итак, на протяжении двух дней члены Совета – глава Минобрнауки Михаил Котюков, научный руководитель МШУ «Сколково» Андрей Волков, глава Сбербанка Герман Греф, президент РАН Александр Сергеев и ректоры ряда зарубежных университетов – слушали доклады ректоров вузов – участников проекта о том, как они реализуют программы повышения своей конкурентоспособности. В 2020 году участникам проекта предстоит завершающий этап реализации этих стратегий.
По итогам заседания Совет рекомендовал Минобрнауки продолжить в 2020 году поддержку всех участников проекта. Как и в 2019 году, вузы будут разделены на три группы по семь университетов в каждой. При разделении учитывались позиции вузов в рейтингах, финансовые показатели и показатели, связанные с научной и международной деятельностью, а также оценка членов Совета по результатам презентации.

В первую группу вошли: НИУ ВШЭ, НИУ ИТМО, НИЯУ МИФИ, МФТИ, МИСиС, Томский государственный университет и Новосибирский национальный исследовательский государственный университет.
Вторая группа: Томский политехнический университет, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Сеченовский Университет, СПбПУ Петра Великого, Уральский федеральный университет имени Б.Н. Ельцина, РУДН и Тюменский государственный университет.
Соответственно, участниками третьей группы стали: Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, Дальневосточный федеральный университет, Южно-Уральский государственный университет, ЛЭТИ им. В. И. Ульянова (Ленина), Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королёва и Сибирский федеральный университет.
Проект 5-100: что будет дальше?

И если не измерять достижения вузов исключительно позициями в рейтингах, то проект, судя по всему, действительно пошёл им на пользу. Руководство университетов, наконец, озаботилось стратегией развития своих вузов, обратило внимание на слабые места, получило возможность сфокусироваться на укреплении конкурентных преимуществ. Вузы усилили преподавательский состав, стали выстраивать взаимодействие с отечественными и зарубежными научными организациями, искать партнёров в бизнесе.
Кроме того, как напомнила Татьяна Голикова, статус университетов позволил этим вузам полноправно участвовать в национальном проекте «Наука». На базе некоторых участников проекта 5-100 будут созданы научно-образовательные центры (НОЦ), а также математические и генетические научные центры. Разумеется, это происходит в сотрудничестве с ведущими научными организациями. Например, НИУ имени Лобачевского участвует в создании НОЦ в Нижегородской области, а в совместном НОЦ Тюменской области, Ханты-мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов участвуют Тюменский госуниверситет и СПбПУ Петра Великого.
По словам Дмитрия Медведева, для реализации «сверхамбициозных» задач к проекту 5-100 нужны «новые подходы». Они будут заключаться в том, что, во-первых, участвовать в проекте будут не 21, а 30 университетов, во-вторых, финансовая поддержка проекта будет увеличена, например, в 2021 году плюс к «стандартным» 10 млрд рублей будет выделено дополнительно 5 млрд рублей. И самое главное: критерии отбора вузов будут полностью изменены.

Вице-премьер подчеркнула, что в новом конкурсном отборе примут участие вузы из всех федеральных округов нашей страны, причём это должны быть не только федеральные вузы, но и региональные, а также отраслевые – например, медицинские, транспортные, агропромышленные.
«В создании научных центров мирового уровня мы отошли от традиционной логики, согласно которой они создаются в столичных городах, – отметила Голикова. – Нам бы очень хотелось, чтобы в проекте 5-100 как можно шире была представлена география Российской Федерации, поскольку потенциал отдельных регионов очень высок».

Как заметили коллеги из телеграм-канала «Научно-образовательная политика», из пары десятков регионов, представители которых защищали на Совете свои стратегии развития, поддержать свои вузы решили только три губернатора: глава Томской области Сергей Жвачкин, губернатор Тюменской области Александр Моор и губернатор Челябинской области Алексей Текслер. Жаль, что проектом «прониклись», мягко говоря, не все руководители субъектов РФ, тогда как от их отношения и внимания едва ли не напрямую зависят позиции вузов. Тем более – региональных.
«Логично было бы завоёвывать высокие позиции в рейтингах не потому, что стоит такая задача, а в качестве «побочного эффекта» от реализации собственной стратегии развития и достижения собственных стратегических целей, – считает заместитель директора Центра экономического развития и сертификации (ЦЭРС ИНЭС) Юрий Смыслов. – Недавно на одном из совещаний глава думской комиссии по ОПК Владимир Гутенёв, который входит в Совет НОЦ, рассказывал, чем чревата гонка за статистическими показателями. Университеты, входящие в проект 5-100, приглашали в штат зарубежных профессоров, те щедро расставляли ссылки на своих новых коллег и записывали их в соавторы, и показатели вуза в WoS и Scopus бодро росли ровно до тех пор, пока не заканчивался контракт с очередным профессором. Так что ориентироваться нужно прежде всего на свои собственные стратегические задачи, и если стратегия выбрана верно, то и рейтинги со временем подтянутся. Например, на положение вузов в предметных рейтингах наверняка повлияет их работа в составе научно-образовательных центров. Остаётся вопрос, что такого уж полезного могут посоветовать нам в решении наших задач члены Совета, представляющие зарубежные вузы? Впрочем, не исключаю, что перезагрузка, о которой говорила Голикова, затронет и состав Совета».
Как сообщила Татьяна Голикова, проект 5-100 включён в федеральный проект «Молодые профессионалы» нацпроекта «Образование». Конкурсный отбор на следующий этап проекта будет проводиться в 2020 году, а реализация проекта начнётся с 2021 года.
Фото: пресс-служба правительства РФ, пресс-служба проекта 5-100, пресс-служба Минобрнауки.

