Преподобный Амвросий Оптинский: что нужно знать об этом святом

0
1220
Время на чтение 8 минут

Источник: Прихожанин

Годы жизни и дни памяти

Преподобный Амвросий Оптинский родился 6 декабря 1812 года в селе Большая Липовица Тамбовской губернии, пострижен в мантию в ноябре 1842 года, а умер 10 октября 1891 года (все даты – по новому стилю) в возрасте 78 лет.

Церковью установлены три даты памяти святого: день его преставления 23 октября; 24 октября – день празднования Собора Оптинских старцев, а также 10 июля – дата обретения мощей преподобного.

При жизни преподобного Россия была исполнена духовных, интеллектуальных и политических исканий. Постоянно возникали разнообразные течения: западники, славянофилы, народники, марксисты, народовольцы и т.д. Никогда прежде российское общество не было настолько переполнено разномыслием и в какой-то степени разобщено.

На годы жизни преподобного Амвросия пришлось важное историческое событие во внутрицерковной жизни: под руководством митрополита Московского Филарета (Дроздова) был осуществлен долгожданный перевод Библии на русский язык. Находились критики этой масштабной работы, но ее плюсы бесспорны: Священное Писание в определенном смысле стало ближе и понятнее народу.

Именно близость к народу и простота – это то, что олицетворял собой преподобный Амвросий.

Говорил с людьми на понятном для них языке

«Я эту простоту у Господа двадцать лет вымаливал», – ответил как-то преподобный на вопрос, как ему удается так просто рассуждать о самых глубоких и сокровенных вещах в духовной жизни…

Люди на Руси всегда искали монахов и старцев для наставничества, но особо они привязывались к тем, от кого можно было услышать понятное даже крестьянину слово. Преподобный Амвросий Оптинский был именно таким, за что его глубоко почитали еще при жизни. К святому (а не только в саму Оптину) стекались тысячи паломников со всей страны от интеллектуалов до крестьян.

Старец обладал дарами умной молитвы, прозорливости и чудотворения. При этом его «методы» исцеления, порой, бывали странными. Например, он мог легонько стукнуть человека по голове, и у того сразу проходила головная или зубная боль.

А кого-то старец утешал или наставлял просто словом при личной встрече или в письмах, которых осталось множество. Вот лишь несколько его изречений, которые хорошо дают представление об удивительной светлой простоте старца:

«Грехи как грецкие орехи: скорлупу расколешь, а зерно выковырять трудно».

«Мы должны жить так, как колесо вертится: чуть одной точкой касаться земли, а остальным стремиться вверх».

«Жить не тужить. Никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение».

«Где просто, там ангелов по сто, а где мудрено, там ни одного».

«Где нет простоты, там одна пустота».

Почти всю жизнь серьезно болел

Каждый святой в Церкви олицетворяет собой путь, которым можно прийти к святости и в целом, и в частности. Чей-то путь – это мученичество (и этим примером вдохновляются и укрепляются другие, оказавшиеся в схожей ситуации), у иных – миссионерство, кто-то – пример жертвенного служения людям. Преподобный Амвросий Оптинский – это пример, как к святости приходят через болезни…

По сути, он болел практически всю жизнь, начиная с 23 лет, когда впервые заболел серьезно. Это случилось незадолго до окончания им семинарии. В житии не уточняется, что именно это была за болезнь, только говорится, что она была опасной и сподвигла Александра (так его звали до пострига) дать обет о монашестве. Правда, исполнил он его только через четыре года: за это время он словно забыл о данном обещании и, наоборот, только углубился в мир, в частности, начал заниматься преподаванием. Лишь после того, как он снова заболел и в Свято-Троицкой лавре встретил затворника Илариона, который наставил его бросить все и «пойти в Оптину», Александр так и сделал: бросил все и буквально бежал в монастырь.

Став монахом, он через несколько лет снова начал болеть настолько сильно, что в 1846 году был выведен за штат монастыря, а первые месяцы состояние было настолько тяжелым, что его даже постригли в схиму – «на случай смерти».

С тех пор преподобный уже никогда не был по-настоящему здоровым. Всю оставшуюся жизнь он с трудом еле передвигался, страдал от испарины, не выносил сквозняков и не мог нормально питаться.

Сам старец не только не скорбел о своих болезнях, но и считал их необходимыми для своего духовного преуспеяния. Да и вообще уже тогда, в XIX веке, укоренилась мысль, что наступило время, когда только болезнями и спасаешься.

Один из Оптинских старцев

Синодальный период в истории русской Церкви 1720–1917 гг. часто подвергается критике за то, что Церковь как бы находилась в плену государства, вместе с тем пример Оптиной пустыни свидетельствует о полноте духовной жизни в это время.

Эта обитель никогда не претендовала на то, чтобы быть главным оплотом православия на Руси (так вообще не ставится вопрос в монастырской жизни, тем более что главным монастырем России и был и является Свято-Троицкая Сергиева лавра), однако во времена преподобного Амвросия Оптина на самом деле была одним из духовных оплотов.

Преподобный Амвросий был один из плеяды так называемых Оптинских старцев, то есть духовных наставников, которые просияли в XIX-XX веках в Оптинском монастыре. Он был третьим по счету Оптинским старцем, учеником преподобных Льва и Макария, и в результате стал самым известным и прославленным из всех.

В житии говорится, что преподобный Макарий с самого начала видел, что Амвросий станет великим монахом и видел в нем своего «преемника»: выражалось это, в частности, в том, что он благословил еще при своей жизни принимать ему помыслы братии. А иногда говорил: «Отец Амвросий вас не бросит».

Пытался образумить Л.Н. Толстого

Будучи великим писателем, Лев Николаевич Толстой остался в истории как человек, отлученный от Церкви. Мера, конечно, беспрецедентная по отношению к людям такого национального масштаба (а тогда, как и сейчас, Толстой был одним из культурных символов страны).

Отчасти именно популярность Толстого стала причиной такого конца в его продолжительном споре с Церковью: слишком много людей не только следили, но и были подвержены влиянию Льва Николаевича в отношении духовной жизни. В этой статье нет смысла подробно изучать взгляды писателя – достаточно сказать, что, ознакомившись со Священным Писанием и «попробовав себя» в качестве православного воцерковленного христианина, он пришел в конечном итоге к своего рода протестантизму, отрицая Церковные институты и Таинства и сводя Евангелие, по сути, к учебнику по этике.

Известно, что Толстой трижды посещал Оптину пустынь для встречи со старцем Амвросием. С одной стороны, остались его восторженные впечатления от монастыря и преподобного. С другой, остались строки, в которых он не только о монастыре, но и о самом преподобном отзывался с некоторым высокомерием.

Согласно преданию, во время последнего визита Толстого в 1890 году (еще до отлучения его от Церкви) преподобный в очередной раз призывал писателя образумиться и встать на путь покаяния, но никак не был услышан. Прп. Амвросий был крайне утомлен этой встречей и, как говорят, назвал Толстого «воплощением гордыни».

Известный факт, что перед самой смертью Лев Николаевич приезжал в Оптину, но так и не смог переступить порог монастыря, опасаясь, что не будет там никем принят.

Основал женский монастырь

До Амвросия многие старцы старались даже не пускать на порог женщин. Преподобный же не только «пускал», но и окормлял их. А позже благословил создание женской общины в Шамордине, которая в 1894 году – уже после смерти старца – была окончательно оформлена как монастырь, и число насельниц в ней возросло до 500 человек.

Так сложилось, что и умер преподобный Амвросий тоже в Шамордине. Летом 1890-го он по обыкновению поехал туда на лето, но из-за плохого самочувствия так и не смог вернуться, хотя отъезд планировался несколько раз. Через год болезнь усилилась, и 10 октября 1891 года по старому стилю старец скончался.

Был прославлен в конце XX века

Преподобный Амвросий Оптинский был прославлен в лике святых почти через 100 лет после своей смерти 6 июня 1988 года на Поместном Соборе Русской Православной Церкви. Менее чем за год до этого Оптина была возвращена Церкви.

Кстати, на том же самом Соборе были канонизированы еще восемь святых, без которых невозможно представить современную русскую православную традицию:

прп. Андрей (Рублев),

блгв. кн. Димитрий Донской,

свт. Игнатий (Брянчанинов),

св. блаж. Ксения Петербургская,

свт. Макарий Московский,

прп. Максим Грек,

прп. Паисий (Величковский),

свт. Феофан Затворник.

Святые мощи преподобного хранятся сейчас в Введенском соборе Отинского монастыря.

* * *

Тропарь преподобному Амвросию

глас 5

Яко к целебному источнику,

притекаем к тебе, Амвросие, отче наш,

ты бо на путь спасения нас верно наставляеши,

молитвами от бед и напастей охраняеши,

в телесных и душевных скорбех утешаеши,

паче же смирению, терпению и любви научаеши;

моли человеколюбца Христа

и Заступницу усердную

спастися душам нашим.

Кондак преподобному Амвросию

глас 2

Завет Пастыреначальника исполнив,

старчества благодать наследовал еси,

болезнуя сердцем о всех, с верою притекающих к тебе.

Темже и мы, чада твоя, с любовию вопием ти:

отче святый Амвросие,

моли Христа Бога спастися душам нашим.

Молитва преподобному Амвросию Оптинскому

О великий старче и угодниче Божий, преподобне отче наш Амвросие, Оптинская похвало и всея Руси учителю благочестия! Славим твое во Христе смиренное житие, имже Бог превознесе имя твое еще на земли тебе суща, наипаче же увенча тя небесною честию по отшествии твоем в чертог славы вечныя. Приими ныне моление нас, недостойных чад твоих, чтущих тя и призывающих имя твое святое, избави нас твоим предстательством пред престолом Божиим от всех скорбных обстояний, душевных и телесных недугов, злых напастей, тлетворных и лукавых искушений, низпосли Отечеству нашему от великодаровитаго Бога мир, тишину и благоденствие, буди непреложный покровитель святыя обители сея, в нейже в преуспеянии сам подвизался еси и угодил еси всеми в Троице славимому Богу нашему, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

Аминь.

Источник: Прихожанин

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
«Я убеждён, что место Стрелкова не в тюрьме, а на фронте»
Новый комментарий от Константин В.
16.05.2024 21:21
Люди, будьте бдительны!
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.05.2024 20:02
Очередная мировая
Новый комментарий от Победа45
16.05.2024 19:15
Рассерженные патриоты
Новый комментарий от Победа45
16.05.2024 19:12
Помазание на Царство Владимира Путина?
Новый комментарий от Советский недобиток
16.05.2024 18:15
Мы русские. Но с нами ли Бог?
Новый комментарий от Егоров
16.05.2024 17:29