Музыка в осаждённом городе

Руководитель Донецкой филармонии отвечает на вопросы

0
204
Время на чтение 7 минут

Особенностью Донбасса текущих пяти лет является насыщенная культурная жизнь. Несмотря на военное положение, в концертных залах не прекращаются выступления артистов, в театрах открываются новые сезоны. Одним из центров притяжения любителей искусства в ДНР является Донецкая филармония. Среди мероприятий текущего месяца – «Золотые хиты оркестра Поля Мориа», «Музыка из фильмов Леонида Гайдая», выступление легенды российского джаза Игоря Бриля, «Мировые хиты на органе», «Венский вечер с оркестром»... Наш корреспондент встретился с генеральным директором и художественным руководителем Донецкой филармонии, первым министром культуры ДНР Александром Парецким, и узнал, каково это – поддерживать культуру в осаждённом городе.

«ЗАВТРА». Александр Александрович, что представляет собой сегодня Донецкая филармония? Как, чем она живёт?

Александр ПАРЕЦКИЙ. В первую очередь скажу, что филармония, несмотря на непростые условия, в которых мы находимся, продолжает свою работу. Более того, общаясь с коллегами из России, имея возможность сравнить нашу деятельность с другими организациями культуры, могу сказать, что работаем мы довольно активно. Мы чувствуем большую поддержку со стороны руководства республики, а также со стороны зрителей, которые своими посещениями нас вдохновляют. Начиная с 2014 года, число посетителей филармонии растёт, и цифры эти сейчас значительно выше довоенных. Ограничены мы только тем, что у нас всего одна большая площадка – и для выступлений, и для репетиций. Иначе концертов было бы больше! Но мы активно работаем на выездах. К примеру, в августе - сентябре в рамках фестиваля «Донецкие самоцветы» филармония провела мероприятия более чем в 30 населённых пунктах ДНР.

«ЗАВТРА». Что вы скажете о коллективах филармонии?

Александр ПАРЕЦКИЙ. Самый крупный, отметивший в прошлом году своё 85-летие, - академический симфонический оркестр имени Сергея Прокофьева. Это наш базовый коллектив, предмет особой гордости. Второй по величине - камерный оркестр «Виола», созданный в 1986 году по аналогии с появившимся тогда коллективом «Солисты Москвы» под руководством Владимира Спивакова. Концертный оркестр духовых инструментов (в него входит почти 40 музыкантов) был создан по решению нашего министерства культуры уже в военное время, в 2016 году, на базе муниципального оркестра, который находился на грани распада. Выделю ансамбль песни и танца «Околица». Немало у нас и коллективов малых форм.

«ЗАВТРА». В августе республику в четвёртый раз посетила пианистка номер один в мире Валентина Лисица, поддержавшая Донбасс, осудившая политику нынешних киевских властей, продолжающая по сей день твёрдо заявлять о своей позиции. Она выступила с концертами в Донецке, Енакиево, Горловке, на железнодорожной платформе в Дебальцево. Знаю, что это вы в своё время впервые пригласили её с концертом в Донецк. Как это произошло?

Александр ПАРЕЦКИЙ. Я стараюсь выходить на контакт с теми представителями искусства, кто проявляет интерес к Донбассу. В начале войны в одном из интервью Валентина Лисица сказала, что хотела бы приехать и поддержать нас. Примерно тогда же произошёл скандал, когда из-за её гражданской позиции был отменён концерт в Торонто. После этого я нашёл в соцсетях сообщество, посвящённое её творчеству. Написал им. Правда, ответа не дождался. В тот период я возглавлял министерство культуры ДНР, и чтобы обратить дополнительное внимание, взял официальный бланк, поставил печати и подписи и отправил снова. И она ответила! А спустя несколько месяцев приехала к нам, отменив концерты в Германии. Хочу отметить, что она сама оплатила свою дорогу туда и обратно, а вопрос гонораров ею и сейчас не поднимается. Единственное, что мы смогли тогда обеспечить - гостиницу и питание. Первый её концерт состоялся 22 июня 2015 года возле мемориала «Твоим освободителям, Донбасс», под открытым небом. Она исполнила произведения Чайковского, Прокофьева, Рахманинова. Собралось около 20 тысяч зрителей. Примечательно, что 31 августа нынешнего года Денис Владимирович Пушилин наградил её «Орденом Дружбы».

Валентина Лисица в Дебалцево, концерт на железнодорожной платформе, фото предоставлено Донецкой филармонией.

«ЗАВТРА». Кто ещё из артистов, в том числе иностранных, приезжает в Донецк?

Александр ПАРЕЦКИЙ. Их немало. На сайте филармонии мы даже создали раздел – «Почётные гости». Так, в рамках Дней кино и музыки в ДНР в мае к нам приехал композитор Эдуард Артемьев, и это стало настоящим событием для нас, мы до последнего не верили, что он решится, согласится. После концерта, на котором наш оркестр исполнил его музыку к фильму «Сибирский цирюльник», Эдуард Николаевич был очень растроган, выйдя на сцену, не смог сдержать слёз. Трижды в Донецк приезжала греческая оперная певица Медея Ясониди. Был дирижёр Андрей Рейн. Дирижёр Андрей Огиевский – сейчас он работает над новой постановкой в Большом театре. Органистка Екатерина Огаркова из Владивостока. Шотландский пианист Питер Сейврайт. В начале сентября выступил немецкий дирижёр Фред Бутткевиц, сыгравший с Донецким оркестром симфонию № 9 Шуберта и Концерт для скрипки и виолончели с оркестром Брамса. В декабре ждём аргентинского пианиста Мегеля Анхеля Шеббу…

«ЗАВТРА». И всё-таки список этот мал. Казалось бы - война, и Донбасс - первое место, куда надо ехать с концертом, поддержать страдающих людей. Но артистов, тем более известных – единицы!

Александр ПАРЕЦКИЙ. Возможно, кто-то боится санкций, а соответственно, и проблем с визами, выездами на гастроли в Америку, Европу. Кто-то может не ехать из соображений безопасности…

«ЗАВТРА». Первым, кто в своё время поддержал Донбасс, стал Иосиф Кобзон?

Александр ПАРЕЦКИЙ. Да, и сделал это тогда, когда эта поддержка нам больше всего требовалась! В первый раз он приехал в Донецк 26 октября 2014 года, и это было, как глоток воздуха. Представляете: обстрелы, гибель людей, нам кажется, мы брошены, никому не нужны. И вдруг - Кобзон. Сразу стало понятно: мы не одни, и всё будет хорошо. В последующие годы, вплоть до своей смерти, он посетил наш край не менее десяти раз. Давал концерты, причём всегда бесплатные, каждый из них длился не менее двух часов. Между выступлениями посещал больницы, школы, детсады, детские дома. Привозил медицинское оборудование, компьютеры, бытовую технику, музыкальные инструменты, мебель. Из Донецка сразу ехал в Луганск. При этом, надо понимать, что человек он был крайне занятой, почтенного возраста, имел страшный диагноз. Тем не менее неустанно совершал эти тяжёлые перелёты и переезды, и помогал, помогал, помогал! Сегодня никого невозможно представить на его месте. А ведь в той же Москве немало наших земляков, обладающих определёнными ресурсами, которые могли бы принять какое-то участие в жизни Донбасса. Но – нет…

Александр Парецкий и Иосиф Кобзон, фото из архива А. Парецкого.

«ЗАВТРА». Александр Александрович, в 2014-м вы стали первым министром культуры ДНР. До этого никаких административных постов не занимали, работали ведущим солистом в филармонии. А почему выбрали вас?

Александр ПАРЕЦКИЙ. Ситуация тогда у нас была очень непонятная и неоднозначная. Многие из тех, кто занимал какие-то посты в сфере культуры и не только, бросали свои места, открещивались от ДНР, уезжали. Большинство из тех, кто обладал какими-то регалиями и статусами, также не стремились принимать участие в создании официальных структур республики. Но люди-то были нужны. Я всегда чётко заявлял о своей гражданской позиции. Поэтому, когда меня спросили, причём, совершенно неожиданно для меня: «Готов ли занять должность?», - я согласился.

«ЗАВТРА». Министром культуры вы проработали почти год - с декабря 2014-го по ноябрь 2015-го. Что самое важное удалось сделать за этот период?

Александр ПАРЕЦКИЙ. Первое – мы удержали сеть. То есть все учреждения культуры: музеи, библиотеки, музыкальные школы, театры, – продолжили работать, несмотря на отсутствие зарплат, нестабильность, постоянные обстрелы (от обстрелов в ДНР в начале войны пострадало около 50 учреждений культуры, - С.П.). Мы старались вселить в людей надежду - потерпите, не уходите, всё наладится, продолжайте работать, сохраняйте фонды! И это удалось сделать. Второе – именно тогда мы начали налаживать активную связь с учреждениями культуры России. Сегодня эта связь уже выведена на официальный уровень и развивается в рамках интеграционной программы.

«ЗАВТРА». С какими трудностями приходится сегодня сталкиваться Донецкой филармонии?

Александр ПАРЕЦКИЙ. Устарелость материально-технической базы или же вовсе её отсутствие. Это главное. При этом мы понимаем, что поднимать вопросы, например, по модернизации того же концертного зала – не очень корректно. У жителей ДНР на повестке самые насущные вопросы - низкий уровень заработной платы, отсутствие жилья. А мы тут о концертах, которые хочется проводить ещё лучше, ещё красивее…

«ЗАВТРА». На посту директора филармонии вы - четвёртый год. Чего самого значимого удалось добиться за это время?

Александр ПАРЕЦКИЙ. Филармония стала престижным местом работы. Дело в том, что до войны лучшие кадры стремились устроиться либо в муздраму, либо в театр оперы и балета. Зарплата по сравнению с ними у нас была значительно ниже. Но сейчас эта разница постепенно выравнивается, в том числе благодаря присвоению нам в 2015 году Александром Владимировичем Захарченко академического статуса. Второе, как я уже говорил - у нас увеличивается число коллективов и участников. Вместе с этим растёт количество программ. И, наконец, главное – значительно расширилась наша аудитория! У меня, как у бывшего рядового артиста, всегда была мечта – чтобы в филармонии появились аншлаговые концертные программы. До войны ведь рядовой была ситуация, когда играет симфонический оркестр, а в зале сидят всего 20 человек. И моя мечта сбылась – сегодня билеты перед концертом на многие программы купить невозможно. Это большое достижение.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Прудников
Все статьи Сергей Прудников
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Александр Волков
26.04.2024 06:25
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 02:37
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:55
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44