Источник: Русский Вестник
Уже в шестой раз проводится международная конференция «Чоровичи встречи», которая проходила с 19 по 22 сентября 2019 года в небольших сербских городках Герцеговины – Гацко и Билеча. В Гацко была организована встреча историков, в Билеча – писателей. Традиционные мероприятия, которые проводятся уже более двух десятилетий, связаны с празднованием Рождества Богородицы, а также с днем почитания Йоакима и Анны – на следующий день после Рождества Пресвятой Богородицы.
«Чоровичи встречи», проходящие в маленьких городках, традиционно собирают известных в Сербии, Республике Сербской и Черногории историков, литераторов и деятелей культуры. Кроме того, в мероприятиях активное участие принимают ученые из соседних государств – Греции, Болгарии и Румынии. Особенно хочется отметить, что последние шесть лет на «встречи» приезжают ученые и писатели из России и Белоруссии, в частности в этом году участниками мероприятий стали историк Анна Игоревна Филимонова (уже в третий раз) и писатель и сербский доброволец Борис Юрьевич Земцов.
«Чоровичи встречи» – заметное событие в научной и культурной жизни не только Республики Сербской, но и всего сербского народа. В этот раз «встречи» были посвящены двум выдающимся деятелям сербской культуры – историку Владимиру и писателю Светозару Чоровичам.
Братья Чоровичи родились в старинном сербском городе Мостаре, который в конце XIX – начале XX века был культурной столицей сербов. (Увы, теперь это мусульманско-хорватский город. – Р.Г.) Участники «встреч» с грустью отметили следующий негативный момент: муниципальные мусульманские власти в Мостаре построили большой отель, отделив православный храм, который восстанавливается (хорватские усташи в 1992 году взорвали здание православного храма. – Р.Г.), от православного кладбища.
«Добровольцы в сербской истории» – тема встречи в Гацко. Б. Ю. Земцов рассказал о событиях 1993 года в Вышеграде, участником которых он был. Анна Филимонова выступила с докладом «Сербские добровольцы из России и США в ходе и после Первой мировой войны». Автор статьи выступил с докладом «Феномен русских добровольцев». Следует отметить, что лауреатом «Чоровичи премии» в этом году стала историк, профессор Белградского университета Мира Радоевич, чья книга про Первую мировую войну переведена на русский язык профессором Минского университета И.А. Чаротой, большим другом сербского народа.
Гацко – это высокогорная историческая область Герцеговины, одна из колыбелей сербской борьбы за свободу на протяжении веков. Здесь жили и живут высокорослые люди, с какой-то особенной статью. Гацко – родина Савви Владиславича, получившего в России титул графа Рагузинского. Савва Владиславич был одним из ближайших помощников Петра Великого, основателем военной разведки России, и именно он привез в Россию А.П. Ганнибала, прадеда Пушкина. Граф Рагузинский погребен в усыпальнице Благовещенского собора Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. Кстати, из Герцеговины родом также и герой Бородинской битвы граф Михаил Милорадович, погибший от пули поляка-римокатолика Каховского на Сенатской площади в 1825 году во время восстания декабристов.
Примечательно было и посещение участниками «Чоровичи встречи» многострадальной деревни Пребиловцы, которая является символом Сербской Голгофы, именно в день Рождества Пресвятой Богородицы: 6 августа 1941 года в сербское село, насчитывающее тысячу жителей, вошли хорватские палачи и уничтожили 826 женщин, стариков, детей. Выжило лишь 150 жителей деревни. К сожалению, коммунистические власти Тито долго скрывали правду о трагических событиях, произошедших в деревне Пребиловцы и окружающих селах, и вообще о страшной «Голгофе» сербского народа.
Хочется отметить, что существует огромная разница между И.В. Сталиным, который никогда не поддерживал православных русских, но и не устраивал геноцида в отношении них, и Й.Б. Тито, который яро ненавидел православных сербов.
По окончании войны 90-х годов на территории бывшей Югославии останки погибших в этой страшной трагедии были перезахоронены в храме Сербских Святителей. Литургию отслужил Сербский Патриарх Павел. Однако наследники хорватских усташей в 1992 году взорвали и церковь, и крипту с останками сербских мучеников.
Шесть лет назад был возведен храм, и собранные частицы останков сербских мучеников снова перезахоронены в крипте нового храма Воскресения Господня. Сразу при входе в храм, вопреки прекрасной внешней архитектуре знаменитого сербского архитектора Предрага Ристича, видны модернистские тенденции владыки Григория, который был тогда правящим архиереем Сербской Православной Церкви, придерживающимся прежде всего модернистских тенденций в богослужебной практике. В результате в храме отсутствует иконостас, да и к тому же полностью открытый алтарь, а творение греческого «фрескописца» больше напоминает «радужные» цвета любителей «голубых», чем православное фрескописание. А изображение Господа нашего Христа на его фреске – Господи прости! – больше похоже на содомитку «Кончиту» из Евровидения, чем на Спасителя... Жаль, что такое святое для сербов место, испорчено деянием папофильского и модернистского владыки...
Источник: Русский Вестник