Вифлеемский вертеп - начало пути на Голгофу

0
686
Время на чтение 7 минут

Вот мы и подошли к Рождеству Христову. А что это за событие для нас? Не останется ли его восприятие чисто внешним: долгая ночная служба, предрассветное разговение после поста, елка, вертеп, колядки, концерты, детские праздники... Всё это хорошо и правильно, только при одном условии: если мы ясно видим смысл великого торжества Церкви. Этот смысл вложен в его песнопения, в его тропарь, кондак, в канон на утрене - не всегда эти тексты для нас просты, но если мы потрудимся над ними, вслушаемся в них - праздник Рождества станет подлинным переживанием евангельского события и откровением о его смысле.

О помощи в этом деле мы попросим иеромонаха Серафима (Баранова), насельника Никольского монастыря в Саратове, преподавателя Саратовской православной духовной семинарии.

- Отец Серафим, тропарь любого праздника - это его основная молитва, она раскрывает сущность празднуемого события. Что дает нам понять тропарь Рождества? «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе».

- Событие Рождества Христова в тропаре, составление которого относят к IV веку, раскрывается через понятие света. Света прежде всего не физического, не естественного - света знания, ума, разумения. Ведь Сам Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы (1 Ин. 1, 5). Не случайно евангелист Матфей (4, 16) цитирует пророка Исаию: Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет (Ис. 9, 2). Явление истинного Света, Который просвещает всякого человека (Ин. 1, 9), есть откровение Бога о Себе - людям, дарование необходимого для их спасения познания. «Возсия мирови свет разума» - засияло для мира солнце знания (понимания). С момента Рождества Христова разум человека получает возможность богопознания, его озаряет теперь Солнце правды (праведности и справедливости).

- А как понимать - «в нем бо звездам служащии звездою учахуся»?

- Перевод: «Ведь при нем (то есть при этом свете) те, кто почитал звезды, от звезды научились». Волхвы с востока, а именно о них идет речь, - это не просто мудрецы и астрономы в остроконечных колпаках, это представители религиозного течения - зороастризма; и они служили, то есть поклонялись (в греческом тексте тропаря причастие «служащие» стоит именно в этом значении - поклоняющиеся божеству) звездам как богам. Через явление новой необычной звезды, приведшей их в Вифлеем, к Богомладенцу Христу эти мудрецы были научены истинной мудрости, истинному вЕдению - поклонению Солнцу правды.

- Что означает «Тебе ведети с высоты Востока»?

- На современном русском это будет звучать так: «И познать, что Ты - Восход свыше». Восход свыше, или по другому переводу «Восходящее Светило», - это ветхозаветный образ грядущего Мессии-Спасителя. Язычникам-волхвам во Младенце Иисусе открывается не новое божество-светило, но единственное Солнце. Озарение истинным светом познания приводит этих людей, а вместе с ними и всех нас, к вере в ожидаемого Спасителя мира, истинного Бога - искупителя человечества.

- «Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют, нас бо ради родися Отроча младо, превечный Бог». Это кондак праздника, он раскрывает смысл тропаря. Что означают трудные слова «пресущественный» и «превечный»?

- Слово «пресущественный» означает «превысший всякой сущности, всякого бытия». «Превечный» - «существовавший прежде начала времен, находящийся вне времени». В конкретный момент человеческой истории пресущественный Сын Божий, превечный Бог рождается от Пресвятой Девы. Обратите внимание: кондак весь как бы соткан из противопоставлений. «Пресущественнаго - раждает». Родиться - значит получить какую-то сущность, начать существовать - ведь нас с вами до нашего рождения не существовало. Как же может родиться Пресущественный? Родиться - значит получить начало своего бытия во времени. Но Дева во времени рождает Того, Кто вне времени - Превечного. Наречие «днесь» означает, что мы - не просто вспоминаем это событие, но переживаем и совершаем его как вневременное. Человек, участвующий в богослужении, поднимается от земного уровня туда, где Сам Бог, туда, где нет ни прошлого, ни будущего, или - где прошлое, настоящее и будущее соединяются в одной точке - днесь.

- В ирмосе 3‑й песни канона поется «Прежде век от Отца рожденному нетленно Сыну и в последняя от Девы воплощенному безсеменно...». Что значит «нетленно»?

- Нетленно - значит не подвержено тлению. Тление - это то, что присуще человеку после грехопадения: он с неизбежностью стареет и умирает. Но если мы обратимся к греческому оригиналу этого текста, мы увидим несколько иной смысл: это греческое слово переводится еще и как «без истечения». То есть - без отделения от Отца. Без разделения сущности - вот почему в Символе веры Сын называется единосущным Отцу. Бог не изменяется с рождением Сына - Бог неизменен. Сын рождается не в какой-то определенный момент, а прежде век - вне времени - чтобы однажды войти в земное время.

- Дальше в кондаке - «...и земля вертеп неприступному приносит».

- Это означает: и земля приносит в дар пещеру Тому, к Кому нельзя подступиться, приблизиться в пространстве, Тому, Кто ни в какое пространство не вместим. «Ангелы с пастырьми славословят» - не великие мира сего, а обычные земные люди в ликовании своем соединяются с ангелами. Нас бо ради - нашего ради спасения - «родися Отроча младо - превечный Бог». Тоже противопоставление: Тот, Кто не имеет возраста, Кто не подвластен времени - становится Младенцем определенного возраста, маленьким беззащитным существом.

- Для чего? С какой целью совершено Боговоплощение? Как понимать слова Рождественского канона - «Истлевша преступлением <...> всего тления суща <...> паки обновляет мудрый Содетель»? Какова связь между грехопадением первого человека и Боговоплощением? Почему Христа называют новым Адамом?

- Главная цель Боговоплощения - это спасение человечества от рабства греху и восстановление его в некогда утраченном высоком достоинстве. Ведь после грехопадения первых людей, потери связи с Богом человеческая природа сделалась духовно мертвенной и телесно тленной. Ради спасения человечества Он, Бог Слово, изволил принять человеческое естество и Свое пречистое Божество с ним соединить. Хрис­тос становится подобным нам во всем - кроме греха, ибо Бог - безгрешен. Именно поэтому Он и может прожить воспринятую им человеческую жизнь так же свято, как жил бы Адам, если бы он не пал. Как через одного Адама грех входит в род человеческий, так через одного Христа спасаются все. Как через первого Адама весь человеческий род становится причастным тлению, так и через второго нового Адама - Хрис­та - этому падшему творению даруется обновление и воссоздание в жизнь вечную. Вот почему православное богословие (вслед за апостолом Павлом) зачастую называет Христа новым Адамом.

- Тоже из канона утрени на Рождество: «В рабех кесаревым повелением написатися покорься, и нас, рабы сущия, врага и греха свободил еси...» В каноне отражено вольное истощание, умаление Божества, Его послушание земным условиям и правилам. А почему это было так, почему Господь не воплотился в великого царя, вождя, чтобы земной властью заставить всех людей жить правильно - для их же блага?

- В Евангелии Господь говорит о Себе, что Он, Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мк. 10, 45). Для этого Сын Божий входит в историю человечества, участвует в переписи, организованной правителем Римской империи. Он - не царь, не властитель в земном смысле, Его Царство не от мира сего (Ин. 18, 36). Пренебрегая земными понятиями славы, богатства, почета, к которым так стремится человеческий род, Христос показывает нам, что искать нужно, прежде всего, Царства небесного, а не славы и не власти над другими людьми.

Читая Евангелие, мы видим, что Богочеловек ни в чем, нигде не нарушает воли человека, не умаляет его свободы. Нет в Евангелии ни одного эпизода, в котором бы Иисус кого-либо к чему-то принуждал. Ведь спасение по принуждению невозможно. Вход в Царство Божие - это добровольный свободный выбор человека.

- Светлые песнопения Рождества контрастируют с великопостным богослужением. Великим постом мы почувствуем себя стоящими у Креста; сейчас мы стоим у яслей с Младенцем. Но возле этих яслей мы осеняем себя крестным знамением, как бы свидетельствуя: казнь «Царя иудейского» не есть случайное событие. Младенец родился для того, чтобы пострадать...

- Конечно, Рождество Христово - это, прежде всего, светлый праздник. Неслучайно в некоторых богослужебных книгах он именуется зимней Пасхой. Но, вместе с тем, в строении и содержании песнопений рождественского периода ясно прослеживается параллель с песнопениями Страстной Седмицы. Вот один из многочисленных примеров: «К Тебе утренюю, милосердия ради Себе истощившему непреложно, и до страстей безстрастно приклоншемуся...» - это ирмос канона Великой пятницы; «К Тебе утренюю, благоутробия ради Себе истощившему непреложно, и зрак раба от Девы носившему...» - а это ирмос канона 5 января, накануне Рождественского сочельника. Почему такое почти полное соответствие текста? Потому, что Рождение было лишь началом того добровольного пути истощания, о котором мы с вами говорили, умаления Божества - кенозиса. А завершением крестного жертвенного пути стала Голгофа. Христос рождается, чтобы пострадать за весь человеческий род.

Фото из открытых интернет-источников

Газета «Православная вера» № 24 (596)

Иеромонах Серафим (Баранов), Беседовала Марина Бирюкова

Источник: Православие и современность
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Марина Бирюкова
Все статьи Марина Бирюкова
Иеромонах Серафим (Баранов)
Все статьи Иеромонах Серафим (Баранов)
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
05.05.2024 23:22
Жизнь жительствует
Новый комментарий от С. Югов
05.05.2024 21:04
Александрийский папа или Александрийская мама?
Новый комментарий от Вадим И. Шаров
05.05.2024 16:52
Христос Воскресе!
Новый комментарий от Игорь Ал
05.05.2024 13:00