Сегодня отмечает 90-летие священник, кому на веку довелось получать благословение пяти Патриархов: Сергия (Страгородского), Алексия (Симанского), Пимена (Извекова), Алексия (Ридигера) и нынешнего Кирилла, - митрофорный протоиерей Валентин Радугин, почетный настоятель храма преподобного Сергия Радонежского (Троицы Живоначальной) в Рогожской слободе.
На Рождество рожденный
На самом деле батюшка родился 7 января. Сам потом старался праздновать уже на Святках (так и память святых, выпадающую на великие праздники, переносят). Но по детству помнит: на Рождество всегда приходили гости, приносили ему много подарков.
- Вот ты, Валька, какой, - в шутку иногда насупится, разглядывая надаренное, самый младший брат, также ставший потом священником, ‒ отец Леонид Ролдугин[1].
На его день рождения, тоже совпадающий с церковным праздником - памятью первоверховных апостолов Петра и Павла, - столько гостей не собиралось...
Хотя мама Клавдия Андреевна, конечно, покупала на Рождество подарочки всем сыновьям. Всего их трое: еще средний брат Петр (он три года назад преставился ко Господу).
Раньше дарили самое нужное. Отец Валентин на всю жизнь запомнил, как ему вручили однажды детские красные ботиночки. С обувью тогда была напряженка. Бывало даже, - как отец Валериан Кречетов рассказывал про себя, - что они с братом в школу в одной паре ботинок ходили: один вернется с первой смены, другой обувает снятые штиблеты и идет учиться.
Сложное было время.
Отец Валентин, рожденный в самом начале 1928 года, привык своим годом рождения называть 1927-ой. Он всего-то 4 класса окончил, да война началась. Устроили его слесарем-лекальщиком на авиационный завод «Салют», где работали к тому времени уже мамины братья. По годам его, безусловно, принять не могли, тем более на такое ответственное предприятие, да, рассказывает, поймали какого-то прыщавого парня, дали ему на бутылку и завели в отдел кадров:
- О, - говорят, - уже лоб какой!
«Его» и приняли на работу, а на самом деле подростка Валентина, который даже до тисков не доставал, ему скамеечку подставляли...
Родился будущий отец Валентин в селе Калинино Липецкого района Воронежской области (ныне относится к Липецкой области - прим. Ред.) в самый разгар коллективизации.
Родня тогда разделилась. По отцу была семья Фомичей - все укоренены в традиции, верующие, зажиточные. А мама - из рода Максимовых, у нее уже все братья-сестры коммунисты да коммунистки были, одна она из младшего поколения твердо верующая. Фомичи с радостью приняли близкую по духу невестку в семью. Все дружно трудились. Дом свой был, и пахотная нива собственная, и коровка-кормилица, и лошадка, и овечки.
Да вот беда: глава материнской же семьи и вошел тогда в так называемый «Комитет бедноты». Все отобрали, сгоняя трудяг в колхоз. Дома, хозяйства разоряли...
Так и храмы в округе советская власть один за другим закрывать стала.
Хотя Валю еще успели окрестить в церкви Архангела Михаила, в наши дни уже восстановленной новыми поколениями Радугиных-Ролдугиных. Нарекли младенца Валентином в память учителя - из царских, дореволюционных, ‒ которого все очень любили. Восприемницей при Крещении стала глубоко верующая папина сестра Антонина, а вот крестным вызвался быть Николай, тоже из родни, но уже коммунист, даже, как тогда их называли, «насмешник».
- Слава Богу, не стал таким, - крестится отец Валентин. - Сам я вообще был человек антисоветский!
Ни октябренком, ни пионером, ни комсомольцем не был. Многие учителя в школе тоже были верующими. Свои своих знают, могли предупредить:
- Клавдия Андреевна, - шепнут при встрече в храме маме, - не отпускайте завтра Валю в школу, он же у вас на Рождество рожденный... В пионеры будут принимать.
Секреты уживчивости,
или Кому не воспрекословишь?
Протоиерей Валентин Радугин
В школе учился в Москве. Когда в родной округе закрыли последний храм, семья в 1930-м году, пока еще можно было, перебралась в столицу. Здесь обосновался к тому времени уже дальний родственник, трудившийся маляром. Так и папу Василия маляром работать устроили. Дедушка Сергей стал столярничать. Мама Клавдия пошла мыть посуду в больницу. Бабушка Таня присматривала за малышами.
Сначала жили в старом бараке в Даеве переулке. Потом случился пожар, это деревянное сооружение сгорело. Семье выделили комнату на Шоссе Энтузиастов: на 18 кв. м. ютились уже восемь человек (тогда в Москву также перебрались папины сестры, в том числе крестная). Да Радугины еще кого-то и приютят, как правило, на ночевку.
Валя однажды проснулся среди ночи от какого-то странного присвистывания... Присмотрелся в темноте: это Тоня, из нищих, земные поклоны кладет. Увечной была, в детстве ее напугал кто-то, так на всю жизнь у нее передергивание в теле и осталось. А звук какой-то неприятный, - раздражает!
- Как не стыдно, - стал самоукоряться маленький христианин, - человек молится, а я злюсь! Встану-ка и я молиться!
Перебрался через брата Петра (с которым все детство делили диванчик, отодвигая его еще и от стены, чтобы места чуть-чуть побольше было), - и давай: поклончик Тоня - поклончик Валя... Насчитал так 400 поклонов, упал от усталости и еле дополз обратно до дивана. А она продолжала бить поклоны...
- Вот какие люди были! - изумляется.
Могли же раньше жить в тесноте, да не в обиде.
- Обида - это непереваренная гордость, - подтрунивают закаленные испытаниями христиане над тем, как сейчас не то, что в коммунальной комнатке да в голодное время: в квартирах и при полном довольстве друг с другом поколения да родня не уживаются.
- Самоукорение да смирение, - подсказывают: вот, мол, и все секреты.
- Когда терпение не растворено смирением, человек не может долго выдержать: от терпения без смирения люди нередко сходят с ума, - пояснял приснопоминаемый владыка Алексий (Фролов).
Дома хранили христианские традиции. Весь быт был освящен
Дома чутко хранили христианские традиции. Весь быт был освящен. Всегда лампадка в красном углу теплилась. Все церковные праздники отмечали. Посты соблюдали. Бабушка или мама готовят пасху:
- Сынуль (или внучок), - говорят, - попробуй, хватит ли сахара?
- Ты что?! - возмутится несколько-годовалый знаток Устава. - Оскоромлюсь, нельзя!!
Теперь отец Валентин иронизирует:
- Формализм! Ну, можно же попробовать? Да ты возьми, хотя бы просто сделай вид, что попробовал, а сам скажи: «Хорошо!» Что, Матерь Божия записывает за нами каждую мелочь?
Хотя, пока было здоровье, сам строго постился. Однажды решил Великим постом вообще ничего не есть, и вот ему снится сковорода жареной картошки (любимая после цитрусовых еда), ест, а не может проглотить, - проснулся: угол подушки во рту. Тогда архиерей запретил все эти аскетические эксперименты.
А потом был у него постом обычай - каждый день съедать пять маслин: две утром, три днем и на вечер косточки, - так супруга Татьяна, как женился, пресекла:
- Хватит! Кончилась твоя власть. Будешь есть то, что я сготовлю!
- Послушание превыше поста и молитвы, - смеется отец Валентин, отмечая соблюдение семейной иерархии в качестве еще одного секрета уживчивости.
Хотя что-что, а вот молитву, о нем известно, всю жизнь держит железно: утренние и вечерние молитвы, Евангелие, Апостол, Псалтирь, правило ко Святому Причащению, которое служащий ежедневно священник и вычитывать должен каждый день.
По семинарии привык молиться вместе со всеми, так и молодым священникам в своем храме после всенощной предлагает:
- Давайте вместе помолимся. Если ты молишься, - наставляет иерейскую молодежь, - от тебя идет тепло и согревает всех вокруг. Молитва - это как дрова в топке. А если ты сам не согрелся келейной молитвой, что ты тогда прихожанам отдашь?!
Как использовать мешок с деньгами?
Валя с детства вырос при Церкви.
- Я был алтарным мальчиком, - говорит.
Хотя сам потом, будучи уже настоятелем, очень осторожно относился к введению в алтарь мальчишек, опасаясь их привыкания к святыне. Однажды даже разогнал всех - и малых, и взрослых - алтарников из Святая святых.
Самого его вводил в алтарь храма Петра и Павла в Лефортово (как его тогда еще называли: на Синичке, - по наименованию протекающей рядом реки - Ред.) протоиерей Димитрий Цветков.
Вале доверили одно из самых ответственных храмовых послушаний: разбирать записочки. Раньше подавали имена с пожертвованием: кто сколько положит - три рубля, пятерочку. Перебирая, денежку надо было складывать в чемоданчик, а записочки - отдельно.
Он потом и при учебе в Московской духовной семинарии и академии старостой храма был, а тогда, при тех купюрах, у него могли набираться просто мешки денежных знаков, - он на них спал.
- Вот ты устроился! - не давало его положение покоя однокурсникам.
- Но я эти кипы банкнот только складывал в чемоданы или ссыпал в мешки и отдавал дальше. Ни разу ни копейки не взял. Был совершенно неподвластен этим соблазнам. Слава Богу! - снова крестится, вспоминая, отец Валентин.
В Церковь тогда шли служить ради Иисуса, а не ради хлеба куса.
- А сейчас, - недоумевает, - только рукоположится, глядишь, а через год у него уже такой широкий пояс, расшит весь, он уже при машине, идет к ней важным гусем, а за ним прислуживающие алтарники несут две авоськи вина!..
- Не для того алтарь Богу возводится, чтобы кому-то сытно жилось, - напоминал недавно семинаристам митрополит Саратовский и Вольский Лонгин (Корчагин), - а для того, чтобы души спасались!
Маленькому Вале в алтаре даже большие частицы из просфор вырезать благословляли, а сам отец Димитрий уже маленькие поименные частички быстро-быстро вынимал. Тогда просфор целые мешки пекли, священники из сил выбивались, чтобы успеть всех помянуть, о ком просили помолиться.
Мало в Москве открытых церквей оставалось, - в тех, где богослужение не прерывалось и не орудовали обновленцы, и при советской власти было не протолкнуться. Особенно в войну: тогда не только внутри, но и далеко окрест храма люди во время службы стояли.
В одну из бомбежек, увидев благообразного отрока явно из церковных, девушки из советских краснокосынщиц в бомбоубежище невольно взмолились:
- Мальчик, ну, ты уж почитай, что знаешь...
Это был будущий отец Валентин Радугин. После войны он сразу же побежал поступать в богословский институт, в который были преобразованы открытые в 1943-м году по итогам встречи митрополитов со Сталиным богословские курсы.
Слезы над Евангелием и шалости семинаристов
Тогда, в 1946-м году, Валю в богословский институт не приняли, сказали:
- Мало годочков.
Здесь этот фокус с накручиванием лет не прошел. И слава Богу! Потому что, когда он настойчиво принес документы на следующий год, то оказался на одном курсе с Иваном Павловым - будущим всероссийским старцем архимандритом Кириллом, Василием Агриковым - архимандритом Тихоном, в схиме Пантелеимоном, и с будущим отцом Димитрием Акинфеевым. Легендарное поколение!
Правда, с авиационного завода поднаторевшего уже к тому моменту слесаря VI разряда все никак не отпускали. Благо, что тогда еще в Новодевичьем монастыре в Москве учились. Так и пришлось весь первый курс: работать в ночную смену, а наутро на занятия ехать.
- Я спал, где мог - в троллейбусе, автобусе, - вспоминал как-то годы учебы и нынешний Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий. - Только сел - и сплю...
Так и отец Валентин. А Катехизис выучил, когда ходил пешком из дома в Петропавловский храм, - другого времени не было.
Потом, на третьем курсе, богословский институт преобразовали в семинарию и перевели в Свято-Троицкую Сергиеву лавру. Тут уж и с завода удалось уволиться.
На курсе у них за главного был будущий архимандрит Кирилл (Павлов), пришедший в семинарию поступать в гимнастерке с фронта, ‒ он и постарше был всех сокурсников. Когда они галдящей толпой вваливались по утрам в класс, часто замирали: Иван уже сидел за партой, читал Евангелие и плакал.
Если все скидывались на спиртное, лепту смиренно, чтобы не выделяться, вносил, а вот в самих развеселых попойках не участвовал.
Однажды молодежь только коньяк по стаканам разлила, как стук в дверь, и на пороге - ректор, протоиерей Константин Ружицкий, и инспектор Николай Петрович Доктусов.
- Ребята, ложки по стаканам, - шепнул, не растерявшись, Валя и заботливо предложил «чай» вошедшим...
Спасло то, что те отказались: уж слишком мало в стаканчиках было «заварки».
Или, вспоминает, должен начаться урок английского. Многие не готовы.
- Иван Иванович, давайте фотографию сделаем на память? - встречают на пороге преподавателя.
- Давайте, - соглашается: как тут откажешь?
И вот уже отодвигают столы, рассаживаются-выстраиваются - кто-то встает и старательно щелкает кадр за кадром, деловито просит встать покучнее и т. д. А фотоаппарат-то пустой, без пленки.
- Мы об этом знаем, - совестливо признается теперь отец Валентин, - а преподаватель сидит, позирует.
Урок сорван.
Ночные искушения
Потом Валентину Васильевичу и самому «доставалось» от его учеников, тем более что он, выписанный властями из родительской московской жилплощади, спасаем был тем, что его вписали в число студентов Одесской духовной семинарии, хотя он на самом деле вел у них Каноническое право.
Но прежде его Священноначалие распределило в Беларусь. «Ничего не проси и не от чего не отказывайся», - этого принципа отец Валентин старался придерживаться всю жизнь, поэтому, как только предложили назначение, - сразу поехал.
Преподавал там в Жировицкой духовной семинарии, а когда ее власти стали закрывать, сохранил, по крайней мере, здание за Церковью, благодаря тому, что смекнул переселить туда монахинь разоренного в Гродно Рождество-Богородичного монастыря. Наутро приходит уполномоченный осмотреть владение ‒ и в шоке выскакивает обратно на улицу:
- Там же люди!!
- Но они здесь живут, - невозмутимо комментирует тот, кто всю ночь перетаскивал узлы и тюфяки матушек.
- Кто это сделал?! - набросился на него чиновник.
- Не знаю, сами завелись...
А уже холодно, не выселишь. Так и не оттяпали здание семинарии.
30-летнего Валентина Васильевича тогда в отместку в армию призвали и там поставили над ним командиром - семинариста.
- Валентин Васильевич, - командует тот, - по-пластунски надо ползти.
- Ну, ты же командир, приказывай, - отвечает, - буду ползать по-пластунски, отдавать честь березе, ходить. Все, что надо делать, буду делать.
Главная проблема: мат не мог терпеть. У них там был такой Аксенов - капитан. Построил он как-то по просьбе рядового Радугина всю роту и обратился:
- Что это за безобразие! Стоит такой мат...
Солдаты все: ха-ха-ха.
- Преследовать будем! - солдаты опять в смех.
А тот:
- Мать вашу... - махнул рукой и ушел.
Дембеля-христианина приютил потом у себя учившийся некогда на несколько курсов старше его в Московской духовной академии впоследствии митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Антоний (Мельников), тогда он был наместником Жировицкого Успенского монастыря.
- Слушай, ну что ты все один болтаешься? - сказал он как-то. - Давай, участвуй в жизни монастыря! Заведем чтение Неусыпающей Псалтири.
А отец Валентин с детства с бабушкой над покойниками Псалтирь читать ходил. Поставили его на кафизмы с часу ночи. Закрылся в храме изнутри, никого нет. Устроился у аналоя и начал со свечкой читать псалом за псалмом. Вдруг слышит:
- У-у-у.
Читает громче. «Хоть круг мелом, - думает, - очерчивай!»
Опять:
- У-у-у-у.
Боится оглянуться, - и вдруг: ших-ших-ших-ших - шаги приближаются! Не оборачивается! Они все громче-ближе...
- Ивана, - раздается, - Сидора! Петра...
«Боже, что это?» А это Агафия, - выяснилось тут же. - Царствие ей уже ныне Небесное, бабушка такая тогда прихожанкой обители была. В этом храме имели обыкновение вычитывать молитвы на сон грядущим, и по старости лет она возьми да и усни на лавочках у пономарки.
Или еще было испытание: читает Псалтирь, ночь, - вдруг грохот: настежь открываются царские врата! И занавеска поднялась...
«Господи, помилуй! - убыстрил чтение псалмов. - Что же это такое?..»
Оказывается, кто-то из братии просто проходил через пономарку и забыл закрыть дверь, сквозняк - и это от ветра.
Страсть к цитрусам как алиби для бесов
Митрополит Антоний (Мельников)
Или однажды: Великий пост, он уже монастырский алтарник. Прислали ему посылку из Москвы, а в ней апельсины... В белорусском селе советских времен какие могут быть апельсины?! Взял он один с собой в кармашек, и вот читаются на службе кафизмы - тогда долго все вычитывалось...
Отцу Антонию в алтаре поставили стульчик. А на тот момент еще светский Валентин Васильевич, которому никто стульчика тогда и не думал предлагать, забился за алтарную печку, уперся в нее коленями, спиной - в стенку, ‒ и, ничего не подозревая, чистит апельсин. Съел. После службы отец Антоний, наместник, также ничего не подозревая, подзывает его:
- Пойдем пообедаем.
Идут, а тот и разоткровенничался:
- Слушай, ты читал Киево-Печерский патерик?
- Читал. А что?
- Как там бес искушал монахов запахами пищи, помнишь?
- Помню! - начинает догадываться...
- Сегодня! Ну, свежий апельсин!
- Отец Антоний, этим бесом был я, - тут же исповедовал неудержимую тягу к цитрусовым.
Или был такой случай. Это в детстве. Приехала как-то в гости из Челябинска бабушкина сестра тетя Настя. Спали тогда кто где, и на полу стелили. И вот все улеглись, уставшие родители уснули, а Валя в это время еще за столом обычно Псалтирь читал или дневник писал...
А время Рождества, и вот перед ним на столе - ёлочка. А на ней - мандарины! А это - его слабость...
«Как, - думает, - хочется полакомиться...». Решил вот что: положил потихонечку ножницы под подушку, чтобы ночью, когда все уж точно уснут, мандаринчик себе срезать и съесть.
Все задремали, тетя Настя на полу похрапывает, - жарко, отодвинула одеяло. Он берет ножницы и хотел было на ощупь срезать в темноте сочное украшение... Как вдруг видит, что отец смотрит на него, дернулся: ножницы и упали! Но главное - ёлка завалилась, и именно на тетю Настю. Та, ощутив на себе сквозь сон что-то холодное, лохматое и колючее, возопила:
- На меня бес напал!
Мама проснулась:
- Что случилось?.. Вот ты безрукий! - тут же набросилась на отца. - Ёлку не мог прикрутить?!
- Отец смиренно выслушал все упреки, - вспоминает потрясенный этим уроком отец Валентин. - А меня не выдал.
Живущий ныне с батюшкой по соседству прихожанин храма преподобного Сергия Радонежского в Рогожской слободе Игорь Кортуков, который, когда требовалось, подвозил его на машине, - однажды подвел... (Супруга, зная, что завтра у него выходной, подумала, что муж случайно завел будильник, и отключила: пусть выспится).
- Что мы делаем, когда мы с кем-нибудь договорились, а человека нет?! Мы звоним ему! Меня больше всего поразило, - признается Игорь, - что отец Валентин даже не позвонил. Когда я, проснувшись, примчался по адресу назначения, он там уже служил. Но ничего мне тогда так и не сказал, как и после ни разу не припомнил...
Отсутствие замечаний создает атмосферу любви.
«Девка нужна?»
Потом Валентин Васильевич после Жировиц и Одессы вернулся в Москву, преподавал в Московской духовной академии. Женился. Его рукоположили. Поставили вторым священником в храме за Клином, при чудотворной иконе Божией Матери «Владимирская».
Так как он к тому времени уже был доцентом академии, своего храма ему тогда еще, соизмеряя нагрузку, не давали. Он и так, помимо лекций студентам и заведывания кафедрой Канонического права, служил четыре раза в неделю, а добираться было далековато: в один конец более двух часов ехать. Зимой вставать надо было в 5 утра, чтобы успеть на первый троллейбус, потом спешить-бежать на первую электричку и т. д. Но все - слава Богу!
Никуда не ходил, ничего не просил, - через год в отпуск идти, а его вдруг переводят в другой храм - Николо-Архангельский в селе Никольское, к протоиерею Евгению Сидорычеву. Когда там служил, в семье Радугиных родилась дочка Варенька.
Всего трое деток, еще дочь Ольга да сын Вася был - потом, в 15 лет, он трагически погиб от несчастного случая. Это горе еще больше сроднило отца Валентина с его самым близким еще по годам учебы в семинарии другом, протоиереем Димитрием Акинфиевым, также рано потерявшим сына.
- Митька мой! - задумается, бывало, при разговоре отец Валентин.
Сам Митя был сыном расстрелянного еще совсем молодым, в 34 года, священника. Отца арестовали, когда он ходил на праздник Покрова Пресвятой Богородицы в соседнее село причащать. Пришедшей к нему в тюрьму через несколько дней, когда разрешили, матушке он передал дароносицу со Святым Причастием:
- Пусть Дима поставит на престол.
Восьмилетний сын сделал то, что по канонам может только священник. Потом, когда достиг совершеннолетия, он тут же подал документы для поступления в семинарию. Там они с Валей Радугиным и встретились, и дружили потом всю жизнь. Отец Димитрий преставился в 2008-м году.
- Никого из моих сокурсников уже не осталось, - воздохнет иногда отец Валентин.
А через год опять, - продолжаю записывать за ним рассказ о том, как его в начале служения по храмам перемещали, - только в отпуск идти, снова указ: переводят в Москву, в храм святителя Николая, что на Преображенском кладбище, он был в сослужении со старообрядцами, к отцу Димитрию Дудко. Там отец Валентин тоже прослужил всего год.
Следующее место назначения - храм иконы Божией Матери «Троеручица» на Таганке. Здесь ему дали послужить 17 лет.
Когда Святейший Патриарх Пимен награждал потом отца Валентина протоиерейством, палицей и крестом с украшениями, он снял с себя крест и надел на батюшку.
Разные тогда битвы выдерживать доводилось духовенству. Предстоятель, как опытный военачальник, знал ратные заслуги своих воинов.
Однажды, уже в бытность священником, отправили отца Валентина вместе с митрополитом Одесским Сергием (Петровым) за границу - на юбилей Болгарской Церкви. При встрече там архиерея сразу же забрали куда-то на прием, а батюшку усадили в «Волгу», и вот шофер его повез куда-то и по дороге вдруг спрашивает:
- Вам девка нужна?
- Гм... Да нет...
- Нужна же, наверно? - улыбается, глядя на него через водительское зеркальце, тот.
Батюшка запаниковал.
- Мне девка нужна! - внезапно останавливает машину сопровождающий, выходит из нее...
- Я верчу головой, кого он сейчас приведет сюда в салон?! - вспоминает отец Валентин. - Смотрю, а он к ларьку подходит...
По-болгарски, оказывается, «дъвка» - это жвачка. Догадался и так развеселился, что высунул голову в окошко и кричит:
- Нужна, нужна!
Как вернулся в страну Советов, его донимать стали, чтобы отчет для уполномоченного по делам религий написал.
- А что я ему напишу? Про «девку», что ли?
Отец Валентин и так однажды, вызванный на Лубянку, на вопрос:
- Какие разговоры между семинаристами, какие настроения?
- Все ребята молодые, о бабах все разговоры, - доверительно сообщил.
Его и выгнали, как чересчур откровенного.
«Всё в жизни надо зааминить»
Храм преподобного Сергия Радонежского в Рогожской слободе. 1982 год
Когда отцу Валентину исполнилось уже 70, ему дали на восстановление храм преподобного Сергия Радонежского в Рогожской слободе. Разрушенный, внутри занавешенный паутиной, закопченный: здесь плавили статую Гагарина...
Перевели батюшку сюда в феврале, холодно. Первый алтарь соорудил из оргалита. Всего-то тогда было две иконы: Спаситель и Божия Матерь. Плиточку установил в алтаре, чтобы руки можно было отогреть, когда закоченеют. Так и начал здесь служение.
Здесь маленький семилетний Валя бывал, кстати, с дедушкой Сергеем еще до закрытия и запустения.
- Я помню этот храм - это была лазурь и золото в убранстве! - вспоминает. - Всё здесь блистало! Возвышенным и красивым было и пение: пел хор слепых, для них звуки ‒ единственная реальность богообщения, они очень старались. Мы здесь с дедушкой два-три раза в начале прошлого века были. Так промыслительно Господь устроил: впервые я здесь был семилетним мальчиком, сюда же вернулся семидесятилетним стариком.
Храм преподобного Сергия Радонежского в Рогожской слободе
Как наставляет отец Валентин:
- Всё надо в жизни зааминить.
Пусть всё происходит размеренно, чинно, в свое время. На всё нужно испрашивать благословение. Каждое дело довести до конца. И по завершении сказать: Аминь.
Отец Валентин потихонечку восстановил ранее виденный во всей красе храм, собрал общину.
Многим памятны его исповеди. Если раньше человек мог не понимать: как это, например, отец Иоанн Кронштадтский мог исповедовать полный храм?! - то, побывав на общей исповеди у отца Валентина, таких вопросов уже не ставил.
Протоиерей Валентин Радугин
...Вот сидит батюшка (по немощи уже ему ставили стульчик на солее или около) и беседует. Всего-то полчаса от силы поговорит, а за это время каждому предстоящему в храме о нем все расскажет. Все стоят красные, сквозь землю готовые провалиться. Так что, когда потом подходят к батюшке, им и сказать уже нечего, только склонят голову - иные рыдая, - и он, накрыв епитрахилью, разрешительную молитву прочтет...
И на душе - Пасха.
Бог Сам приведет-уведет, Сам рассудит, а ты - не руби с плеча
Когда слушает индивидуальные исповеди, умеет как-то так развернуть речь говорящего, что по отношению к другим - только мягкость! Бог Сам приведет-уведет, Сам рассудит, а ты - не руби с плеча. К собственной персоне можешь сколь угодно быть жесток: лупи себя, бей, отжимай, выворачивай наизнанку - это пожалуйста. Давай! А вот к ближним будь добр снисходительным быть и милосердным.
- Я все время молюсь: Боже, милостив буди мне, грешному, - свидетельствует отец Валентин. - Если я прошу милости у Бога для себя, я же на каждом шагу сам буду милостив к другим! Без милости ни одну заповедь не выполнишь - Богу угодить без милости невозможно.
- Отец Валентин, что в жизни главное? - спросишь.
- Доверие Богу. И милосердие к ближнему, - отвечает.
Подготовила Ольга Орлова
[1]Митрофорные протоиереи Валентин Радугин и Леонид Ролдугин - родные братья, в паспортах им просто по-разному записали фамилии.Источник: Православие.Ru