Побег от предопределенности

Новости Москвы 
0
124
Время на чтение 8 минут
Если посмотреть на историю, становится очевидно, что каждый раз, когда для территорий нынешней Украины на горизонте возникал очередной масштабный европейский проект, они расходились в разные стороны. Это повторялось и повторяется снова и снова.

24266 800x600 675 888

Прообразы Украины и Евросоюза в XVI веке

И знаменитый американский политолог Сэмюэль Хантингтон [1] и русский историк Сергей Соловьев [2] одинаково обращали внимание на значение Брестской церковной унии 1596 г. (переход ряда священнослужителей Киевской митрополии Константинопольской православной церкви в католичество) как важнейший фактор, определивший историческое развитие Центральной и Восточной Европы и последующий «цивилизационный» раскол.

Современниками она рассматривалась как переходное состояние, необходимое для обращения «упорных в своей старой вере русских» в католицизм. [3] Последовавшие активные действия государственной власти по поощрению сторонников Унии сыграли важную роль в обострении конфликта, который первоначально имел лишь внутриконфессиональный характер.

В итоге Уния привела к столкновению на территории нынешней Украины двух культур: западной, римско-католической (и, позднее, униатской), и восточной - православной, утвердившейся в Москве. Линия этого противостояния уже тогда проходила практически точно по Днепру. Если восточная часть, днепровское Левобережье вошла в состав Российского государства около 1500 г., а затем (после незначительного перерыва) - в 1667 г., то западная часть сохранялась до 1795 г. в составе Польши и подвергалась постоянному воздействию польской культуры.

Не следует забывать и о том, что Унии религиозной предшествовала Уния политическая, когда в Восточной Европе возникло новое государственное образование - Речь Посполитая. Инициатива этого объединения, также, как и в наши дни, исходила от западных соседей Украины и также опиралась на внутреннюю поддержку.

Ян Матейко, «Люблинская уния».

Собравшийся в Люблине в январе 1569 г. Сейм полгода рассуждал об Унии, но никак не мог договориться об условиях. Положение спасли настойчивость польского короля Сигизмунда II Августа и активная позиция дворянских депутатов Волыни, стремившихся как можно быстрее приобщиться к «польским ценностям». В итоге Волынь, Подолия, Киевщина и Подляшье напрямую вошли в состав Польского королевства.

На присоединенных территориях действовало польское право, польская судебная и административная система. Польский историк Кшиштоф Рак (Krzysztof Rak) в своей статье «Федерализм или насилие» считает Люблинскую унию 1569 г. наилучшим примером «мирной экспансии через федерализацию», проводимой Речью Посполитой в XVI в.

Не обращая внимания на насильственный характер самой унии, он утверждает, что она была прогрессивным и новым методом экспансии, впервые опробованным поляками на украинской территории.

«Исключительность Польши в раннее Новое время, - отмечает историк, - заключалась в частом использовании мирной федерализации, процесса, который начал практиковаться в Западной Европе только во второй половине XX в. с появлением Европейского союза». Проводя аналогию с современной евроинтеграцией, учёный определяет Люблинскую унию как некую предшественницу современного ЕС. [4]

Однако декларируемая властями Речи Посполитой толерантность по отношению к другим культурам и вероисповеданиям, во многом оставалась только на бумаге.

И образная характеристика Польши XVI-XVII вв., прозвучавшая из уст Киевского воеводы Адама Киселя ("Верно нет в целом свете другого государства, подобного нашему отечеству правами и свободою"), отражала скорее желаемое, чем реальное положение дел.

Восточные земли, вошедшие в начале XVI в. в состав Российского государства (Черниговская и Северская), развивались по совершенно иному пути. Они признавались частью юго-западных рубежей Москвы и по своему культурному облику, судя по воспоминаниям современников, мало чем отличались от соседних русских областей.

Изучение разрядных списков служилых людей Черниговской земли начала XVII в. показывает почти полное отсутствие в них украинских фамилий. [5] Говоря о жителях Чернигова в этот же период, один из церковных писателей XVII в. архимандрит Иоанникий Голятовский, использовал выражение "люди московские", [6] причём, аналогичные термины применяли и польские авторы. [7] Так, соратник Лжедмитрия I, польский ротмистр Станислав Борша рассказывал о взятии "московских крепостей" Северщины, отличая их жителей от выходцев с правого берега Днепра. [8]

Масштабная украинская колонизация Левобережья началась только в середине XVII столетия, когда здесь возникли новые украинские центры Нежин, Прилуки, Сумы, Харьков и Острогожск. По иронии судьбы, именно к этому времени относится официальное разделение украинских земель на российскую и польскую части, закрепленное Андрусовскими соглашениями 1667 г.

Евроинтеграция по-австрийски

Но, в дальнейшем, даже три раздела Речи Посполитой не обеспечили единства украинского народа. Галиция, или «Червонная Русь», отошла к Австрии. «Польща впала, та й нас задавила», - писал в XIX в. украинский поэт Тарас Шевченко. Подкарпатское население, оказавшееся в Венгрии, также на долгие годы было оторвано от остальной украинской территории.

Императрица Мария ТерезияВ Австрии для управления новыми территориями был создан особый Коронный край - Королевство Галиции и Лодомерии (Владимирии) с центром во Львове, в котором объединялись западноукраинские земли с этнически польскими, а религиозная политика императоров Марии-Терезии и Иосифа II еще больше отдалила западное население от восточного.

В 1774 г. императрица Мария Терезия официально запретила использование термина "униат", заменив его более благозвучным - "грекокатолик", а католическое и униатское духовенство были уравнены в правах. Позднее грекокатолики получили собственную семинарию во Львове, доступ во Львовский университет, восстановленный в 1784 г., а также в особый "Studium Ruthenum", с обучением на церковнославянском языке. В итоге, к началу XIX в. галицкое греко-католическое духовенство превратилось в мощную политическую силу, преданную Габсбургам и приняло активное участие в политической борьбе. Значимость этой силы в полной мере проявила себя в период неудачных польских восстаний первой половины XIX в., когда галицкие русины безоговорочно встали на сторону австрийских властей.

Одна из особенностей австрийской монархии, сумевшей просуществовать три века в качестве великой державы, заключалась в том, что австрийские власти старались использовать противоречия между отдельными народами, проживавшими в империи. "Мои народы чужды друг другу, и это хорошо - замечал австрийский император Франц I. Каждый народ присматривает за соседним". [9]

Древний принцип "divide et impera" на протяжении многих десятилетий господствовал в национальной политике государства Габсбургов. Поэтому в противовес польскому национальному движению в Галиции Вена периодически поддерживала русин. [10]

При своей относительной (для того времени) либеральности, имперский режим не препятствовал и самоорганизации различных этнических групп своего населения. В Австрийской империи положение русинов несколько улучшилось по сравнению с их прежним положением в Польше, а в Галиции, как коронной австрийской земле, их положение было даже лучше, чем в Венгрии.

Не удивительно, что именно Галиция стала метрополией идеи «украинства» - местом формирования новой украинской идентичности, альтернативной малороссийской. Основными признаками этой новой идеологии стали курс на построение единого независимого украинского государства, ориентация на Запад и противопоставление себя России.

В 1861 г. в Галиции был создан собственный парламент - краевой Сейм для решения вопросов внутренней жизни королевства. Он собирался на основании указа австрийского императора раз в год во Львове. Представительные органы существовали и на местном уровне - в поветах (уездах) и гминах. Украинские представители принимали участие в работе австрийского Рейхсрата в Вене, в который Галиция в конце века посылала 63 депутата.

В начале XX в. в австрийском парламенте уже действовала отдельная украинская фракция. Украинцы имели собственную печать, благотворительные, культурные и научно-просветительские организации. По мнению украинского историка М. С. Грушевского, Галиция выполняла роль «культурного арсенала, где создавались и совершенствовались средства национального, культурного и политико-общественного возрождения украинского народа». [11] Мифы, национальные герои и даже язык будущей независимой Украины формировались именно здесь. Галиции отводилась особая, почти мессианская роль, так как она объявлялась «передовой частью украинского народа, которая давно обогнала бедную российскую Украину». [12]

Однако мнение львовского профессора разделяли далеко не все жители Галичины. Внутренний конфликт, спровоцированный австрийскими властями между представителями "москвофилов" и "украинофилов", имел для региона катастрофические последствия. Он сопровождался целой серией политических процессов и преследований, а закончился Талергофом, неудачной попыткой федерализации и распадом австрийского государства осенью 1918 г.

Эпилог

С одной стороны, цивилизационный конфликт, впервые охвативший территорию современной Украины в XVI в., до сих пор определяет особенности ее развития и влияет на мотивы поведения людей, живущих в различных регионах страны. Как показал опыт Речи Посполитой и Австро-Венгрии, игнорирование культурных различий среди собственного населения способно привести к непредсказуемым для государства последствиям. Очевидно, что нынешняя попытка построить соборное, национальное украинское государство и провести своеобразное «очищение национальной идентичности» путем отказа от имперского и советского прошлого будет наталкиваться на объективные трудности, связанные с многочисленными историческими особенностями всей украинской территории.

С другой стороны, многообразие культур, их мирное взаимодействие можно было бы использовать во благо - для развития государства, по крайней мере, не отказываясь от тех позитивных достижений, которые были как в имперский, так и в советский периоды украинской истории. И возможно, как раз это - в противовес исторической дилемме о том, в каком направлении двигаться, - наконец избавит страну от раскола.

Антон Алексеевич Крутиков

Расширенный вариант статьи, опубликованной на сайте Исследовательской компании Europe Insight
предоставлен автором специально для проекта "Западная Русь".

--------------------------------

[1] Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. Электронный ресурс: http://intelligence.arbat.name/?p=102&page=9

[2] Соловьёв С. М. История России с древнейших времен. 1613-1657. Кн.V, М., 2001. С. 487.

[3] Там же. С. 493

[4] Rak, Krzysztof. Federalism or Force. A Sixteenth-Century Project for Eastern and Central Europe. Электронный ресурс: http://www.ruf.rice.edu/~sarmatia/106/261rak.html

[5] Белокуров С. А. Разрядные записи за смутное время (7113-7121 гг.). М., 1907. С. 69-72.

[6] Иоанникий (Голятовский). Скарбница потребная и пожитечная всему свету. Новгород-Северский, 1676. Л. 27.

[7] Дневная записка похода Лжедмитрия I // СГГД. СПб., 1819. Ч. 2. С. 167-173.

[8] Борша С. Поход Московского царя Димитрия в Москву. Электронный ресурс: http://www.vostlit.info/Texts/rus11/Borscha/text.phtml?id=193

[9] Травин, Д., Маргания, О. Европейская модернизация: в 2 т. Т. 1. М., 2004. С. 599.

[10] Лебедев С. В. Галиция: этническая история. Электронный ресурс: http://ruskline.ru/analitika/2014/01/17/galiciya_etnicheskaya_istoriya/

[11] Бахтурина А. Ю. Политика Российской Империи в Восточной Галиции в годы Первой мировой войны. М., 2000. С. 39.

[12] Гринин Л. Е., Коротаев А. В., Исаев Л.М. Системный мониторинг глобальных и региональных рисков: Украинский разлом. М. 2015. С. 112.

Источник: Западная Русь

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Кому и зачем понадобилась истерика вокруг Ивана Ильина
Новый комментарий от Константин В.
06.05.2024 16:20
Жизнь жительствует
Новый комментарий от Серега с Малой Бронной
06.05.2024 15:29
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от светлый
06.05.2024 14:03