Программа организована по благословению и при поддержке Константинопольского Патриарха Варфоломея. Как заявляют разработчики, обучение по ней будет весомым вкладом в карьеру тех, кто трудится в академической сфере и церковно-административных структурах. Предполагается, что Поместные Церкви будут направлять на программу обучающихся и оплачивать за каждого 3000 евро.
Программа включает в себя ряд курсов, в том числе по истории Церкви, патристике, литургическому богословию, библеистике. Помимо этих вполне классических предметов, однако, есть и такие: миссиология, экуменическая теология, экология и межконфессиональный диалог, современные православные экуменические деятели (!!!), православная феминистическая герменевтика (!!!) и прочие.
Курс, посвящённый экуменическим деятелям, предполагает изучение их богословского наследия. Предмет миссиологии в числе прочего формирует «критическое осознание случаев, когда миссионерская деятельность используется как инструмент церковного соперничества и прозелитизма», помогает понять «современную (экуменическую) парадигму миссии». Здесь мы имеем дело с типично экуменическим подходом, когда фактически вводится запрет на проповедь Истины так называемым «инославным», а православным предлагается нечто ранее невообразимое - совместное с еретиками всемирное «свидетельство» о Христе.
Курс экуменического богословия вполне в духе «восточного папизма» предлагает «узнать о важной роли Вселенского Патриархата в межхристианских и межправославных отношениях».
Помимо многих тем программы примечателен состав её преподавателей. В академический совет (Academic Committee) программы помимо митрополита Волоколамского Илариона, который будет преподавать патристику, вошли такие ведущие экуменисты и модернисты Константинопольского Патриархата, как митрополиты Иоанн (Зизиулас) (будет преподавать экклезиологию - учение о Церкви!), Каллист (Уэр), Елпидифор (Ламбриниадис), а также митрополиты Макарий (Тиллиридис) из Александрийского Патриархата и Нифон (Михаита) из Румынской Церкви. Ещё один член совета - профессор Фессалоникского университета Петрос Василиадис.
Среди преподавателей программы - скандально известный архимандрит Кирилл (Говорун), советник Патриарха Варфоломея, апологет Критского собора архидиакон Иоанн Хриссавгис, сотрудник модернистской Свято-Владимирской православной академии (США) Пол Мейендорф и др.
Предметы, посвящённые межхристианским отношениям, будут вести в том числе бывший архиепископ Кентерберийский Роуэн Уильямс (Англиканская церковь) и англиканский епископ Том Райт.
Уже упомянутый профессор Василиадис является, вероятно, главным организатором образовательной программы. Что интересно, в 2017 и 2018 годах он приезжал в Россию и участвовал в конференциях «Свято-Филаретовского института» (СФИ), посвящённых православной экклезиологии[2], и даже вошёл в число попечителей СФИ. Во время последнего визита профессор Василиадис не преминул встретиться с митрополитом Иларионом (Алфеевым) и заручиться его поддержкой. По словам греческого учёного, участие в программе профессоров и студентов из Русской Православной Церкви имеет «исключительную важность».
Апологет Критского собора, Василиадис разрабатывает ряд богословских концепций откровенно модернистского характера. «Мы должны понять, - говорит, в частности, Василиадис, - что нам не следует сосредотачиваться на исключительности нашей веры, православной веры, которая нам дана, которая истинна. Ведь чрезмерно подчёркивать эту исключительность означает почти что отделить других»[3]. Следует ли подробно останавливаться на откровенно подрывном, противоречивом, антицерковном и антимиссионерском характере такого тезиса?..
Подобно упомянутому митрополиту Каллисту (Уэру), открыто выступившему в защиту содомского греха, Василиадис в своей статье «Ограничения и гендерные идентичности» предлагает «богословское переосмысление человеческой сексуальности» и, например, заявляет: «Делая обобщённый и насколько возможно нейтральный анализ, я недавно предположил, что святой апостол Павел осуждает не гомосексуальную наклонность (которая, основываясь на последних научных выводах, как доказано, является врождённой, не зависящей от человеческого выбора), но гомосексуальную активность»[4]. Со ссылками в том числе на митрополита Каллиста (Уэра) Василиадис призывает «помочь нашей Церкви однажды преодолеть «ограничения», не травмируя никого и не вредя подлинной Церкви»[5].
Под этими и тому подобными благозвучными, витиеватыми фразами скрывается лишь одно: в пространство законного и допустимого в церковной жизни модернисты хотят ввести и содомский грех. Между прочим, именно это неявно предполагается документом Критского собора «Таинство Брака и препятствия к нему», а в ходе предсоборного процесса митрополит Иоанн (Зизиулас) заявлял, что в число видов дискриминации, которые должна осудить Церковь, входят преследования гомосексуалистов.
Для понимания, к чему ведут такие тенденции, отметим, что такой путь уже прошла Англиканская церковь. На тринадцатой Ламбетской конференции в 1998 году англикане решили, что несовместимой с христианской верой является гомосексуальная «практика», а не «ориентация»[6]. При этом многие «епископы» ещё и извинялись перед содомитами за такую позицию... Это решение Ламбетской конференции (англиканского аналога всеправославного собора) усилило противостояние между либералами и консерваторами, усугубило кризис англиканства вплоть до невозможности созыва новой Ламбетской конференции. По яркой характеристике, которую дал англиканству русский богослов Алексей Хомяков, оно есть «узкая земляная насыпь, сомнительной устойчивости, о которую с двух сторон ударяют волны (...) и которая с обеих сторон быстро осыпается в неизмеримые глубины»[7].
Не этого ли «осыпания» в глубины и глубочайшего кризиса хотят и нынешние «друзья» Православия (как вне Церкви, так и - что страшнее - внутри Неё), навязывающие непорочной Невесте Христовой модернистско-экуменическую, секулярную, растлевающую повестку в духе мира сего? Не поучителен ли в данном отношении печальный пример англикан?..
Хочется подчеркнуть: речь идёт не просто о странных воззрениях отдельных маргинальных богословов, а о сознательном, целенаправленном, санкционированном церковной иерархией Константинополя процессе пересмотра православного вероучения, догматического и канонического Предания Матери-Церкви. Выстроена соответствующая организационная, академическая, информационная инфраструктура (в этой части православные традиционалисты очень отстают, хоть и не безнадёжно), работающая на инфицирование новых поколений верующих (прежде всего - пастырей и сотрудников духовных учебных заведений и церковно-административных структур) заразой модернизма и экуменизма, на ослабление догматического и канонического сознания верующих.
В область спорного и якобы не до конца ясного сегодня вводятся темы и вопросы, по которым давно дан ответ в Священном Писании и Священном Предании Церкви. Это то, что святой апостол Павел называет «философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол. 2:8). Делается это в духе технологии «окон Овертона» через создание многочисленных полутонов и оттенков, через напыщенно-неопределённую философскую терминологию, очень и очень далёкую от простого и строгого евангельского «да» или «нет».
Именно в этом русле сформирована описанная программа по «православной экуменической теологии». Она является органичной частью общего модернистско-экуменического курса Константинопольского Патриархата и его сателлитов, подготовлена тем же богословским сообществом, которое популяризует Критский собор и под эгидой Фанара разрабатывает повестку очередного «святого и великого собора» (наброски которой, в частности, были представлены на скандальной конференции в Фессалониках в мае 2018 г.). Неспроста упомянутый профессор Василиадис презентовал программу митрополиту Илариону в контексте идеи о том, что на очередном синаксисе предстоятелей поместных Церквей Патриарх Варфоломей планирует учредить межправославную Постоянную богословскую комиссию[8] - нечто вроде нашей Синодальной библейско-богословской комиссии, только на всеправославном уровне. В академическом совете программы видится прообраз такой комиссии.
В связи с этим, во-первых, верующим полезно знать, как осуществляется описанная работа по подрыву устоев Православия. Во-вторых, возникает закономерное недоумение, по какой причине высокопоставленный представитель Русской Православной Церкви участвует в этой псевдобогословской программе (не говоря уже об опасениях за то, что церковные деньги могут быть употреблены на оплату обучения, т. е. фактически на спонсирование весьма сомнительной инициативы). В-третьих, вновь приходится ставить вопрос о том, что на межправославном уровне должна быть выдвинута и реализована альтернативная созидательная традиционалистская инициатива, возможные контуры которой мы уже ранее обрисовали.
Полагаем, что за судьбу Церкви отвечает каждый верующий - от Патриарха до мирянина. Быть может, как никогда раньше сегодня важно «едиными усты и единым сердцем» исповедовать веру во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Ведь если споры прошлых тысячелетий в основном были связаны с пониманием природы, ипостасей и действий Бога, то сегодня, очевидно, скрытым и явным атакам подвержен прежде всего догмат о Церкви.
Будем надеяться, что нашему священноначалию хватит мудрости для принятия правильных решений в нынешних неспокойных условиях. А Господь, конечно, сохранит свою Церковь невредимой посреди бурных волн мира.
[1] Университет основан в 2005 г., преподавание и общение в нём ведётся на английском языке. Деятельность учебного заведения спонсируется Евросоюзом и Греческой Республикой.
[2] Тема последней конференции в мае 2018 г. - «Природа Церкви и её границы».
[3] Из других высказываний Василиадиса: «Мы должны быть очень благодарны новому Папе Римскому, который снова привнёс понимание Церкви не как крепости, которую мы должны защищать». Это высказано в контексте «миссионерского» понимания Церкви, которая якобы должна стать более открытой к миру.
[4] Василиадис также характерно пишет: «что касается вопроса гомосексуальности, сейчас у нас есть множество исследований высокого уровня (...). В них, как представляется, есть богословское единодушие в различении гомосексуального акта самого по себе и прав человека. (Молчаливая церковная поддержка российского законодательства и радикальный ислам - это исключения, подтверждающие правило.)».
[5] Профессор Василиадис также говорит: «Время для нас вернуться к антропологии. Антропология означает, что мы должны понять что такое человеческая природа и что собой представляют проблемы, с которыми мы сталкиваемся: роль женщин, гомосексуальность и т. д. Мы не имеем ответа. Мы пытаемся следовать тому, что говорят светские учёные. Так что мы должны разработать антропологические основания христианской веры или вернуться к ним».
[6] В последней на сегодняшний день 14-й Ламбетской конференции 2008 года в качестве наблюдателя принял участие тогдашний епископ Венский и Австрийский Иларион (Алфеев). Отметим здравомысленное приветствие, которое направил участникам конференции Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий: «Перед участниками конференции стоит очень серьёзная задача - сделать выбор между традиционным, библейским пониманием норм христианской морали и тенденцией, принимающей грех и вседозволенность за проявления любви и терпимости». От этого выбора зависит «будущее отношений многих христианских церквей и общин с Англиканским сообществом».
[7] Из письма А. С. Хомякова англиканину В. Пальмеру. См.: http://www.odinblago.ru/filosofiya/homakov/tom2/16/
[8] Предположительно её может возглавить архиепископ Тиранский и всея Албании Анастасий (Яннулатос).