«Не стоит село без праведника», - говорили на Руси. Большое количество крестьян, монахов и священников Кашинской земли причислено Русской Православной Церковью к лику святых. А сколько имен праведников еще сокрыто от нас!
На Руси всегда было особенное, трепетное отношение к святыням. Люди пытались сохранить все, что было связано с жизнью святых угодников. Так, в Кашинском Николаевском Клобуковом монастыре для того, чтобы сберечь от осадков келью преподобного Макария Калязинского, построили над ней специальную кирпичную часовню. И мы хотим сберечь память о святых, подвизавшихся на Кашинской земле, сохранить устные рассказы кашинских старожилов. Хочется верить, что православное благочестие наших предков послужит примером для будущих поколений, а любовь к истории родного края научит создавать красоту вокруг себя, уважать людей и приносить пользу близким.
Преподобномученик
В небольшой веси, расположенной на старом торговом Бежецком тракте в Савцынской волости, 26 сентября 1866 г. родился святой Божий угодник. Его родители были крестьянами деревни Сумино. Их звали Иосифом Иоакимовичем и Матроной Ивановной Петушковыми. Мы не знаем, как они жили и как воспитывали своего сына Дениса, которого в последствие нарекут при постриге Ефимием. Они учили его крестьянскому ремеслу, любили и прожили с ним около 40 лет.
Схимонах Дионисий (Петушков) в Бутырской тюрьме, 1931 г.
В 1905 г. сорокалетний крестьянин стал послушником Нило-Столобенской пустыни Осташковской волости, в 1910 г. был пострижен в монахи с именем Евфимий (в схиме - Дионисий). Он подвизался в монастыре до 1927 г., когда обитель была закрыта властями. Следующие четыре года схимник проживал в домах набожных церковных людей. Так, бывший благотворитель Ниловой пустыни, зажиточный крестьянин Сергей Федорович Комаров приютил инока в избе в хуторе Черенчиха. Преподобномученик поставил в своей молельной комнате сделанный для себя гроб. Люди прознали, что неподалеку от них поселился схимонах и стали приходить испрашивать у него совета. В народе стали почитать его как прозорливого старца. В начале 1930 г. при участии колхозников и сельских властей был произведен обыск в доме, где жил инок. Долго здесь оставаться было невозможно, и старец перебрался жить в соседний хутор.
Бакланово, церковь Спаса Нерукотворного образа
Ровно через год сотрудники ОГПУ прибыли в Черенчиху с целью ареста старца Дионисия. Они стали пытать крестьян Комаровых, где пребывает схимник. Сергей Федорович отказывался помогать безбожникам. «Не знаю, где он, и какое вам до него дело. Лучше берите вместо него меня, я хочу пострадать за старца» - таков был ответ благочестивого крестьянина. Тогда чекисты стали мучить жену Сергея Комарова. Она согласилась отправиться вместе с ними на поиски схимонаха Дионисия. Вскоре инока арестовали и оправили в Бутырскую тюрьму в Москве.
Преподобномученик Дионисий (Петушков), икона
Во время допроса старец говорил, что к нему действительно приходило много женщин «за получением благословения и совета по многим вопросам, на что я им всегда давал ответ. Лично я считаю, что настало последнее время перед Страшным Судом, то есть время - антихристово и существующая советская власть есть власть антихриста, а поскольку ее организатором является Ленин, то последнего считаю антихристом. Советскую власть признаю лишь постольку, поскольку эта власть послана Богом, и считаю, что она послана нам за наши грехи в наказание. Колхозы я считаю богопротивными, антихристовыми организациями, и как верующий человек сам в них не пойду и обязан удерживать других, так как в колхозах верующему нельзя быть, потому что там молиться нельзя, следовательно, должны отрешиться от Бога. Приходившим ко мне я говорил вышеуказанные свои мнения, но не навязывал им, а кто хочет, слушает и как хочет, так и поступает» (ГАРФ. Ф. 10035. Д. П-60406. Т. 1. Л. 452).
Церковь Спаса Нерукотворного образа в Бакланово
10 июня 1931 г. схимонаха Дионисия (Петушкова) расстреляли. Его похоронили в общей безвестной могиле на Ваганьковском кладбище в Москве. Причислен к лику святых Архиерейским собором 13-16 августа 2000 г. как преподобномученик. День памяти - 10 июня в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
В Сумино еще живут несколько семей
Святой родник
Мало сохранилось до наших дней из того, что окружало старца в те годы, когда он жил вместе с родителями в деревне Сумино. Несколько деревянных избушек в самой деревне и обезглавленный Спасский храм в соседнем селе Бакланове, куда ходил святой в первой половине своей жизни - вот и все, что осталось от того времени.
Но есть еще одно место, которое, бесспорно, связано со старцем Дионисием. Это роща Карасик (ударение на последнем слоге) и замечательный источник в ней. На этот родник приходил преподобномученик Дионисий.
Роща Карасик известна с незапамятных времен, расположена между деревнями Грядино (Грядинка?) и Клепцово. По словам местных старожилов, в ней произрастали ели и сосны. Даже во время Великой Отечественной войны, когда не хватало дров, жители берегли от вырубки Карасик. Люди приходили сюда, собирали грибы, голубику и клюкву, пили чистую холодную воду из источника. Даже в самые засушливые годы, когда пересыхали пруды, в роднике всегда была вода. Так, по словам местного жителя И.Ф. Копылова, в конце 1940-х гг. две деревни, по тысяче человек каждая, на протяжении многих дней брали из источника воду для своей скотины. Вычерпанный за день, источник за ночь снова наполнялся чистейшей водой.
Деревня Сумино Кашинского района
В 2013 г. родник посетила тверская экспедиция по поиску источников в нашем регионе. Журналист М.Ю. Батасова и историк А.Ю. Сорочан описали состояние ключа: «Нашли мы на этом месте в лесу только лужу. Вода в ней была теплая, не родниковая. Земля вокруг уже начала заболачиваться. Но стоило немного очистить и углубить лужу, как вода запузырилась, и на поверхность поднялись холодные струи из глубины. А глубина осталась неизмеренной». Один из местных жителей, участвовавших в поисках родников, погрузил в воду семиметровую жердь, которая полностью ушла в воду, так и не достигнув дна. Жердь уперлась в бревна, из которых был сделан сруб источника, но это было не дно.
Местные жители во главе с администрацией Уницкого сельского поселения планируют благоустроить источник и территорию вокруг него.
Николай Рычков, ученик 9 класса Уницкого филиала СОШ №1 г. Кашина.
Работа подготовлена для XVIII ученических краеведческих чтений
«Кашинский край: история, природа, традиции, культура». Руководители:
учитель географии Т.Н. Лохова, краевед А. Рычков.
Наличники в деревне Сумино
Использованные материалы:
«Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Составленные
игуменом Дамаскиным (Орловским). Май». Тверь. 2007. С. 252-255.
БД ПСТГУ «Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века».
Из экспедиционных материалов/ Ред. О.С. Карандашова; сост. А.Ю. Сорочан. - Тверь: Изд-во Марины Батасовой, 2013.