Сибирь и Дальний Восток - Божье благословение России

Новости Москвы 
0
482
Время на чтение 7 минут
Что основная масса жителей России сегодня знает о Сибири и Дальнем Востоке? Что знает об их стратегическом значении, их богатствах? Интересуется ли современная Россия историей освоения Сибири? Историей выхода русского народа к Тихому океану?

Вот московский оппозиционный блогер - молодой человек с профильным образованием по градостроительству, так говорит о Благовещенске: «Вообще, про Благовещенск мало что известно. Город небольшой, находится на отшибе, делать тут вообще нечего <...> В целом Благовещенск - это не тот город, в который хочется возвращаться». Ложь и безграмотность этого блогера читают тысячи людей и соглашаются с ним.

Конечно, проводники чьих-то антироссийских интересов не переживают за свою безграмотность. Они радеют за то, чтобы мы, жители России, наследники великого территориального богатства, сами оставались безграмотными и невежественными. Чтобы мы действительно думали, будто города Сибири и Дальнего Востока ничем не известны, и никакого значения в жизни России не имеют.

И здесь вспоминается поучительная история освоения Америки европейскими колонизаторами, когда местные народы за европейские безделушки - зеркальца и стеклянные бусы - променивали пришельцам свои природные богатства. Сегодня русское население может оказаться в роли таких аборигенов, которых обманывают всякие проходимцы и дельцы от массмедиа и блогосферы. А стекляшки и безделушки, ради которых мы покидаем свои великие и богатые территории (отток населения из Сибири и Дальнего Востока продолжается), - это жизнь в тесных мегаполисах. Мы оставляем то, что даровал нам Бог. Ради кредитов на тесные квартирки в Москве или Питере. Продаем себя в рабство на многие десятилетия и забываем, к чему мы исторически призваны Богом. Быть народом-хозяином, великим хлебопашцем и христианином-просветителем на великих территориях и среди природных богатств.

...Пришли мы на спасительные для нас земли давно. Люди из северных городов первыми осваивали Сибирь в XVII веке. Они вышли по северным рекам к Тихому океану. Север - Русская Фиваида, центр книжной духовной образованности, центр аскетического подвижничества.

После строительства Якутского острога и создания в 1639 году Якутского воеводства совершены экспедиции землепроходцев к Северному Ледовитому океану по рекам Лена, Яна, Индигирка, Колыма. Открыто два пути к Тихому океану. Один из них разведал отряд казаков Ивана Москвитина. По притокам Лены - Алдану и Мае. Местами волоком, вышли казаки к реке Улье. Они услышали от местных народов, что, сплавившись по Улье, можно попасть в море. Поплыли казаки, и на Покров 1 октября 1638 года увидели Охотское (Ламское) море.
Второй путь к Великому Океану пролегал по притоку Лены - Олекме - с выходом через водоразделы в бассейн реки Амур. Сплавившись по Амуру, русские в 1644 году достигли тихоокеанских берегов. Этот поход совершил отряд Василия Пояркова, направленный из Якутска в поисках плодородных земель вдоль, неведомых тогда русским, рек Шилки и Зеи.

Спутников Пояркова поразил своими природными богатствами этот край, именуемый Даурским. За годы странствий по тайге Сибири они позабыли вкус яблока, свежих огурцов. А здесь, на этой благословенной земле росли дыни и виноград. Сам Поярков, сплавляясь по Амуру, отмечал: «Те землицы людны и хлебны, и собольны, и всякого зверя много, ... и реки рыбны, и государевым ратным людям в той землице хлебной скудости ни в чем не будет».

Начало прочному закреплению русских на берегах Амура положили экспедиции Ерофея Хабарова (который был родом из Сольвычегодска). В 1649 и 1651 годах он, с позволения якутского воеводы, ходил на Амур. На реке были построены русские крепости-остроги: Албазинский, Ачанский, Кумарский, Косогорский. С этого момента началась длительная война сибирского казачества с манчжурами за Амур.

Центром российского расселения по Амуру стал Албазин. В 1684 году в Албазине проживало 120 служивых и около 500 промышленных и пашенных крестьян. Город был обнесен почти трехверстной крепостной стеной. Невдалеке возвышался Спасский монастырь. Вдоль Амура в слободках жили крестьяне, которые выращивали хлеб, поступавший в Якутское и Нерчинское воеводства.

На всем пространстве Сибири и Дальнего Востока от Амура до реки Камчатки, где русскими строились остроги, зазвучало Слово Божие, стала служиться Божественная Литургия. Есть сведения о более чем 40 храмах и 37 монастырях, построенных тогда за Уральским хребтом.

Священники и первые миссионеры Сибири пришли с Севера. Еще первый царь из династии Романовых Михаил Федорович в 1635 году указывал Вологодскому и Великопермскому архиепископу Варлааму выбрать в его епархии архимандрита, пять иеромонахов, десять священников «людей добрых, крепкорожденных, духовных учителей, которые б были по преданию и по правилам святых апостол и святых отец, а не бражников». Для отправки по церковным нуждам в сибирские поселения.

После открытия новых земель и речных путей, строительства в тех землях острогов, в 1681 году в Москве состоялся церковный собор. На нем обращалось внимание на необходимость духовной миссии в Сибири.
Утверждение Православия и становление русских на Амуре особо связаны с Албазинским образом Божией Матери. Икону доставил на великую реку проповедник христианской веры иеромонах Гермоген Киренский. Священник пришел на Амур вместе с казаками и принес с собой этот храмовый образ Богородицы. В Албазинском остроге он заложил Воскресенскую церковь, в 1671 году неподалеку от острога основал Спасский мужской монастырь с небольшим числом насельников. Главной святыней монастыря стала чудотворная икона Божией Матери Албазинская «Слово плоть бысть».

О духовной жизни русского населения на Амуре в те годы свидетельствует чудо явления святых благоверных князей псковских чудотворцев Всеволода и Довмонта. Святые явились отряду албазинских казаков Гаврилы Фролова летом 1679 года. Об этом они официально поведали позже в Якутске в 1687 году. Казаки, собиравшие ясак, встретили двух всадников «на белых лошадях и в брони, в сайдаках и с копии». Это были святые Всеволод и Довмонт. Святые воины поинтересовались, откуда казаки, и узнав, что они из Албазина, предрекли будущее вторжение китайских войск на Амур, трудную оборону крепости, и конечное торжество русского оружия. «И паки придут китайцы, будут приступы и бои великие, и мы в тех боях будем в помощь русским людям. А града китайцы не возьмут».

Предсказание сбылось, Албазин пережил две героических обороны. Появление в этих далеких краях именно псковских святых указывает на то, что в Сибири они почитались. Культ этих святых был принесен на Амур священниками или самими казаками из северных торговых городов, опосредованно связанных с Псковом.
Да и древняя Албазинская икона, по искусствоведческому анализу, написанная в конце XVI - начале XVII веков, происходит с Севера (об этом свидетельствует специфика письма). Иконография ее схожа с особо чтимым в Новгороде древним образом «Знамение». Но Албазинская икона называется «Слово плоть бысть» (слова из Евангелия Иоанна Богослова), отражая и факт чревоношения Богородицей Богомладенца, указывая и на догмат о Боговоплощении. Икона свидетельствует о высоте Божией Матери, рядом с которой изображены херувим и серафим. На руках у Богородицы плат, как символ служения Церкви и Богу.

Но эта икона связана, и с воинским делом, и с духовной бранью каждого христианина. В Византии образы Божией Матери, держащей перед собой по центру композиции Богомладенца, назывались Никопея. То есть, Победоносная. Христос есть Победитель смерти, и на эту победу особенно указывает иконография Албазинской иконы «Слово плоть бысть». Спас Эммануил изображен стоящим у лона Своей Пречистой Матери без одеяния в лентионе (повязке) - в том образе, в котором Он, достигнув 33 лет, взойдет на спасительный для человечества Крест и совершит величайшую в мире Победу.

Эта икона, покинув вместе с иеромонахом Гермогеном Албазин в 1685 году, сохранилась до наших дней. Сегодня она находится в кафедральном соборе Благовещенска.

С Албазинской иконой казаки-христиане связывали чудотворную помощь Божией Матери перед лицом язычников. Во время первой осады крепости Албазин в 1685 году нападавшие на русских манчжуры, имевшие значительное превосходство в силе, вынудили казаков покинуть крепость. Но враги не смогли уничтожить посевы. В предании говорится, что им препятствовала «белая Жена с Младенцем на лошади». После ухода манчжуров казаки вернулись в Албазин, чтобы заново отстроить и серьезнее укрепить острог. Следующую многомесячную осаду 1686 года они героически выдержали.

Битва за Амур была завершена дипломатами. Был заключен невыгодный для России Нерчинский договор с Китаем в 1689 году. После вынужденного оставления русскими Албазина и Амура чудотворная икона пребывала вплоть до 1868 года в Забайкалье, в Сретенске. Из Сретенска она была перенесена в Благовещенск - город на Амуре, только что основанный святителем Иннокентием (Вениаминовым) и генерал-губернатором Муравьевым-Амурским. На Амур русские вернулись как полноправные хозяева своих территорий в результате Айгуньского и Пекинского договоров 1858 и 1860 годов.

Перед Албазинской иконой молился Николай Николаевич Муравьев-Амурский, собираясь совершить великие Амурские сплавы. Тогда предстояло сражение на Камчатке в Петропавловске, где готовилась высадка англо-французского десанта во время Крымской войны. Была угроза захвата дальневосточных территорий англичанами и французами. Как известно, русские войска с честью отбили вылазку неприятельского десанта. И подвиг защитников Петропавловска вошел в историю.

В 1900 году Албазинская икона защитила жителей Благовещенска от разгрома и сожжения города восставшими китайцами-ихэтуанями, которых отделял от незащищенного города только Амур. Все дни, пока над городом витала смертельная опасность, перед чудотворной иконой Божией Матери Албазинской читались акафисты и шла молитва. По свидетельству китайцев, некая Женщина мешала им целиться из пушек по зданиям Благовещенска, не давала нанести урон кафедральному собору. Заступничеством Божией Матери Благовещенск был спасен.

5 октября 1916 года Албазинской иконой был освящен Амурский железнодорожный мост, которым окончательно завершалось строительство Транссибирской железнодорожной магистрали. Мост был назван Алексеевским - в честь Цесаревича Алексия.

В 1919 году Матерь Божия еще раз явила чудо, защитив православных от смертельной угрозы. Шла Гражданская война на Дальнем Востоке. Вблизи Благовещенска, в селе Ивановка, которое было центром большевизма в округе, 22 марта, в день празднования памяти Албазинской иконы, собрались христиане. В тот день японские интервенты попытались уничтожить село пожаром. Они вели прицельный огонь по храму, но невидимая сила словно отводила снаряды в сторону от Дома Божьего. Село выгорело, в нем погибло около трехсот человек. Однако храм и молившиеся в нем остались невредимы. Событие явилось свидетельством истинности Православия. В назидание иноплеменникам и богоборцам.

По сию пору чудотворная святыня - Албазинский образ Матери Божией - пребывает на границе с Китаем в городе Благовещенске. Эта икона присутствует практически во всех дальневосточных храмах. Она есть обращение Господа к язычникам Азии, указующее на тайну Боговоплощения.

Да уразумеют азиатские и многие русские души, величие того события, что произошло две тысячи лет назад - пришествия Бога в мир. И пусть обратятся души человеческие к Истинному Богу и к своему Спасителю!

Романова Владислава Николаевна,
Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»


Русь Державная
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владислава Романова
Божественный свет с таежных дальневосточных сопок
К 30-летию восстановления Рождество-Богородицкого женского монастыря близ села Линевичи в южном Приморье и 25-летию игуменства настоятельницы обители матушки Варвары (Волгиной)
13.01.2024
Кому нужен «левый поворот» в советское прошлое?
Здравомыслящей части русского народа он не нужен
03.01.2024
Жизнь и подвиг архиепископа Вениамина (Новицкого)
Глава VI. Служение архиепископа Вениамина в Чувашии (1973 – 1976 годы)
16.11.2023
Жива Русь Православная! И будет жить во веки веков!
Поздравление с 85-летием митрополита Вениамина (Пушкаря)
07.11.2023
Все статьи Владислава Романова
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Россия должна быть империей или национальным государством русских?
Новый комментарий от Анатолий Степанов
18.05.2024 20:00
Попытка заменить ленинизм ильинизмом провалилась
Новый комментарий от Анатолий Степанов
18.05.2024 19:36
«Осудить навязанное нам понятие "сергианство"»
Новый комментарий от С. Югов
18.05.2024 19:00
Ересь жидовствующих: что это было?
Новый комментарий от С. Югов
18.05.2024 18:55
Помазание на Царство Владимира Путина?
Новый комментарий от влдмр
18.05.2024 16:00
Иначе мы вымрем
Новый комментарий от Могилев на Днепре
18.05.2024 14:56
Нам нужна другая «зеркальность»
Новый комментарий от АБС
18.05.2024 14:54