Дабы плод древа был чист

Слово о женском религиозном образовании и воспитании

Пастырская проповедь 
0
484
Время на чтение 7 минут
cover

Ровно 120 лет назад была опубликована эта статья, но проблемы, о которых писал священник в прошлом веке, за эти десятилетия многократно выросли и уже не стоят перед нами, а грозно нависают, угрожая, обрушившись, подобно лавине, смешать нас в грязь и кровь греха. И как же ясна становится та неразрывная связь времен, природа греха, методы оборения его, если то, что писано 120 лет назад, несущее в себе заряд добра, здравого смысла, глубокого знания жизненных реалий, имеющее в основании глубокую, искреннюю веру, высокую нравственную чистоту и твердое убеждение христианина в неизбежной победе добра над злом, совершенно без помарок и добавлений вполне может быть предложено как единственно правильное средство спасения наших женщин, наших семей, общества в целом!

Собственно, это и есть в прямом смысле слова духовное кормление от корней своих. И дай Бог, чтобы живительные соки мудрости прежних дней добежали до маленького зеленого листочка, молодой поросли нынешнего поколения, питая его своею силой, мудростью и опытом, который однажды был предложен, но по неразумению оказался невостребован, а от того стал еще более ценен, ибо нам-то хорошо известно, к чему привело неслушание доброго слова, отрицание путей праведных. Припадем же к источнику добрых поучений, струящемуся из прежних времен тонким ручейком в наше время. Вслед за автором прошлого века воскликнем: «Да будет так!» И хочется верить, что это уже не призыв, а утверждение!
Валерий Ярхо

...Вопрос о необходимости христианского образования для женщины находится у нас в некотором забвении, потому что сравнительно немногие из женского пола получают образование церковно-религиозное. Для многих же такое образование считается делом, без которого вполне можно обойтись, - едва ли не излишним. В дохристианском мире господствовало представление о роли женщины исключительно как жены и матери, самой природой и наставляемой и обучаемой, хозяйкой и во всем покорной мужу или отцу, - к чему же ей было образование. У иудеев этот взгляд был доведен до крайностей, раввин иудейский утверждал: «Лучше сжечь слова закона, чем научить им женщину!» Поэтому ученики Иисуса Христа удивились, когда нашли своего Учителя беседующим у колодца Иакова с женою самарянкой (Ин. 4:27). «О чем беседовать с женщиной?» - как бы думали они. Но Божественный Учитель Христос Спаситель не только указал на важность и необходимость христианского образования для женщины, но даже отдал предпочтение Марии, сидевшей у Его ног и слушавшей его слово, перед Марфой, хозяйкой, пекущейся и молившей о «мнозе службе».

Приготовление уроков в первом классе Елизаветинского института

Приготовление уроков в первом классе Елизаветинского института

Чем же вызывается необходимость христианского образования для женщин? Тем огромным значением, какое имеет в жизни христианского народа малозамечаемая в миру женщина.

Самой природой женщине предназначено быть прежде всего матерью. Как велико на самом деле значение матери? Несомненно, что младенец получает свою душу от Самого Бога с самого момента зачатия. Но дальнейшее развитие души его с первой минуты водворения в теле находится в прямой зависимости от свойств матери, которая еще во время чревоношения передает в наследство своему дитяти, вместе с соками и кровью, хорошее или плохое умственное и нравственное направление.

На этом, безусловно, основании Ангел Господень, предсказывая матери Самсона, судии израильского, о рождении от нее сына, заповедал ей, чтобы она в период чревоношения не пила вина и сикера и не ела ничего нечистого - дабы плод ее чрева был чист и свят.

Мы часто замечаем, что невоздержание, страсти и худые нравы матерей бывают причиной неразвитости, бессилия и дурных наклонностей детей.
Подлинно, только от благородного корня могут идти к детям добрые соки. Какой назидательный урок для матерей - воздерживаться во время чревоношения от всего, что оскверняет душу и тело: вина, табака и тому подобного! А меж тем как часто они забывают об этом! Как много матерей, которые совсем не соблюдают осторожность в это время! На матери лежит обязанность кормления новорожденного своим молоком - какая же при этом от матери требуется душевная и телесная чистота! Младенцы с молоком матери впитывают ее недуги, навыки и обычаи. Собирают ли с терновника виноград и с репейника смоквы? (Мф. 7:16). Дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые.

На матери же лежит и первоначальное воспитание детей. Она должна вложить доброе основание жизни его, чтобы сделать, так сказать, человеком. Кому как не матери естественнее заниматься первоначальной заботой о душе ребенка? В очах матери, как в зеркале, видит дитя нежность и любовь - те же чувства отражаются и в нем. Язык матери, язык нежного сердца, производит свой отклик и в детской душе. Мать более чем кто-либо другой способна пробудить и развить в мягком сердце ребенка все доброе. Несомненно, что святители Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов и другие святители Церкви никому другому более обязаны своим благочестивым настроением, как только своим благочестивым и богобоязненным матерям - Анфисе, Эмилии, Нонне!

Учащиеся женской гимназии города Сапожок с директором Анной Дмитриевной Носовой

Учащиеся женской гимназии города Сапожок с директором Анной Дмитриевной Носовой

Слезы матери, растворенные молитвой, чего не могут сделать! Что иное, как не слезы молитвенной матери блаженного Августина - благочестивой Моники, воздействовали на него так, что он из язычника сделался не только христианином, но и великим учителем Церкви!

Очевидно, сколь велика и священна обязанность матери: в ее руках участь целой жизни человека, по тому как человек будет пребывать в юности, таким он будет и в старости!

Только истинно религиозная мать может воспитать в душе ребенка твердое чувство веры и положить прочные начала христианской нравственности. Чтобы иметь христианско-благотворное влияние на дитя, женщины-матери сами прежде всего должны быть воспитаны в страхе Божием и благочестии.

Христиански воспитанные женщины могут иметь благотворное влияние и на весь строй жизни семейства, на образ жизни супругов, даже на неверующих: святится, по слову апостола Павла, - муж неверный о жене верной (Кор. 7:14). Известно, что богобоязненная Нонна, мать святителя Григория Богослова, так воздействовала на мужа своими убеждениями и примером своей благочестивой жизни, что он, несмотря на то, что был отраслью непохвального корня, принял святое крещение и так возлюбил истину, что в духовном совершенстве превзошел других. «Жена, данная Богом родителю моему, - говорит святитель Григорий Богослов, - была для него не только сотрудницей, что еще не очень удивительно, но и вразумительницей. Она словом и делом направляла его к превосходному. И хотя почитала для себя первым долгом, по закону супружества, покоряться мужу во всем другом, однако же не колебалась быть его наставницей в благочестии... Неутомимо действовала она на мужа, стараясь приобресть его разными способами, а более всего - своими правилами пламенной ревности к благочестию...»

Протоиерей Стахий Полянский с женой Елизаветой Лукиничной и детьми

Протоиерей Стахий Полянский с женой Елизаветой Лукиничной и детьми

Самый суровый характер мужчины под благотворным влиянием доброй и сердечной, нежной супруги становится мягким и добрым.

Кто нашел, говорит древний мудрец Соломон, добрую жену, тот нашел благо и получит благодать от Господа. Кто имеет добрую жену, тот имеет счастье (Притч. 18:22). Жена добродетельная, по словам сына Сирахова, радует своего мужа, так жена дар Господа и нет цены ее благовоспитанной душе (Сир. 26:17). Но что если пылкая душа женщины извращена сердцем? Лучше соглашусь жить со львом и драконом, нежели жить со злою женою, говорит сын Сирахов, всякая злость мала в сравнении со злостью жены (Сир. 25:18, 21).

Такое зримое значение имеют женщины как матери и первоначальные воспитательницы детей, будущих слуг государства и сыновей Церкви, как ближайшие помощницы мужей в их жизни и деятельности!

Великое значение женщины в христианском мире обязывает нас иметь особую заботливость о христианском воспитании и образовании женщин. Совершенно справедливо сказал один философ: «Если вы хотите, чтобы люди были велики и добродетельны, научите женщин, в чем состоит величие и добродетель». Так, пусть родители заботятся не о том, чтобы украшать своих дочерей щегольскими одеждами, модными нарядами и обложением золота (1 Петр. 3:3) или доставлять им имущественный капитал, но главным образом, о том, чтобы поселить с раннего детства страх Божий в их сердца, сделать их благоразумными и благонравными, кроткими и терпеливыми. Вот истинная красота, которая не увянет и в старости. Эти украшения, которые не только не разорительны для семейства, но и составляют наилучшее богатство его! Ибо как говорит Соломон: «Жена добрая дороже камня драгоценного!» (Притч. 31:10). Они могут быть и доброй матерью и верной семьянинкою и верной служительницей Церкви и Отечеству. Мы должны помнить, что основой счастья каждого семейства и благоденствием всякого общества служит Святая Вера и добрая приветливость их членов. Чтобы находить вернее эти нравственные силы, необходимо нам позаботиться об устройстве женского церковно-нравственного воспитания, чтобы молодое женское поколение могло проникнуться духом Святой Веры, благочестия и любви к благочестию. Тогда можно будет надеяться на прочность благоденствия - и семейного, и общественного. Да будет так!

Священник Стахий Полянский,
1898 г.

Справка
Стахий Сергеевич Полянский родился в семье священника 24.10.1847 в с. Кикино Ряжского уезда. В 1864 г. окончил Скопинское духовное училище, в 1871 г. - Рязанскую духовную семинарию. В 1875 г. рукоположен во священника Николаевской церкви с. Агламазово Ряжского уезда. В 1891 г. переведен в г. Скопин священником соборной церкви, где построил новое здание духовного училища и общежитие к нему. В 1899 г. возведен в сан соборного протоиерея. Скончался после 1909 г.

Покров

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Пастырская проповедь
Скоро все будут испытаны на верность Господу
Слово в Неделю жен-мироносиц
19.05.2024
Искупитель мой жив
19 мая — день рождения святого Царя-страстотерпца Николая II
18.05.2024
Ужасней всего, когда нет с нами Христа
Суббота (Ин, 19 зач., 6, 14—27)
18.05.2024
«То, что кажется земным раем, имеет все шансы быть Содомом»
Обиженный крысолов уже давно играет на дудочке, и дети реально идут за ним
17.05.2024
Христос — сокровище, сокрытое на поле Писаний
Евангелие пятницы (Ин, 17 зач., 5, 30—6, 1—2)
17.05.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Россия должна быть империей или национальным государством русских?
Новый комментарий от Анатолий Степанов
18.05.2024 20:00
Попытка заменить ленинизм ильинизмом провалилась
Новый комментарий от Анатолий Степанов
18.05.2024 19:36
«Осудить навязанное нам понятие "сергианство"»
Новый комментарий от С. Югов
18.05.2024 19:00
Ересь жидовствующих: что это было?
Новый комментарий от С. Югов
18.05.2024 18:55
Помазание на Царство Владимира Путина?
Новый комментарий от влдмр
18.05.2024 16:00
Иначе мы вымрем
Новый комментарий от Могилев на Днепре
18.05.2024 14:56
Нам нужна другая «зеркальность»
Новый комментарий от АБС
18.05.2024 14:54