Особая теплота и благоговение

К 80-летию со дня рождения архимандрита Матфея (Мормыля; 1938-2009) публикуем его статью «О литургическом почитании Божией Матери в Троице-Сергиевой Лавре»

0
485
Время на чтение 4 минуты
cover

Особое почитание Матери Божией, особая теплота и благоговение перед Всемилостивой Заступницей - одна из самых характерных и вместе с тем глубоко сокровенных черт русского православного благочестия. Свидетельством этого является то, что ни одна другая Православная Церковь, кроме Русской, не имеет такого числа служб, совершаемых в честь Приснодевы. В этой области русское литургическое творчество наиболее самостоятельно по форме и богато по содержанию. Непосредственная близость Пречистой Девы, Ее участие в судьбе Русской Церкви открылись очень рано, что с необычайной силой проявилось уже во время создания Киево-Печерской Лавры. Но особое участие Матерь Божия приняла в жизни Троицкой обители. Она Сама Своими Пречистыми стопами освятила обитель Преподобного Сергия - первого русского святого, удостоившегося посещения Богоматери. Житие повествует, что Рождественским постом, глубокой ночью с пятницы на субботу, после пения акафиста Божией Матери преподобный Сергий услышал: «Се, Пречистая грядет!», и в сиянии необыкновенного света в келию вошла Матерь Божия с апостолами Петром и Иоанном. Она обратилась к Преподобному, назвав его Своим «избранником», и сказала, что услышана его молитва об учениках, обещая обители Свой неотступный покров и заступление. Житие не указывает точного года явления Богоматери Преподобному. Предполагают, что это было в 1379 г., менее чем за год до Куликовской битвы.

Это чудесное событие навсегда запечатлелось в литургической традиции Сергиевой Лавры. В память посещения Божией Матери, в пятницу вечером еженедельно в Троицком соборе поется акафист Пресвятой Богородице, а с Фоминой недели до отдания Пасхи за акафистом поется особый канон Божией Матери, составленный по подобию пасхального канона Иоанна Дамаскина одним из иноков Лавры.

В 70-е гг. нашего столетия иноками Лавры была написана служба в честь явления Пречистой Девы Преподобному Сергию. Она совершается 24 августа, на второй день после отдания Успения - престольного праздника центрального храма Троицкой обители - Успенского собора. Успенский собор, заложенный в 1559 г. по велению царя Иоанна Грозного, был освящен 14 августа 1585 г. (Знаменательно, что накануне дня освящения было совершено переложение мощей Преподобного Сергия. В память об этом установлено литургическое празднование.)

Архимандрит Матфей (Мормыль)

Архимандрит Матфей (Мормыль)

Но самое торжественное и величественное лаврское богослужение в честь Пресвятой Богородицы совершается 15/28 августа, в самый день Успения. В это день собравшиеся в Успенский собор монахи и миряне поют тропарь праздника, веря, что преставление Божией Матери не лишило нас Ее заступления: «...во успении мира не оставила еси, Богородице...» Пречистая Дева, став Царицей Небесной, с особым дерзновением умоляет сына Своего и Бога о помиловании людей. Святой Андрей Критский, чье «Слово» читается на праздничной всенощной, радостно восклицает: «Пока Ты жила с людьми, Тебя имела малая часть земли. С тех же пор, как Ты преложилась, весь мир имеет Тебя общей Заступницей».

Лаврская служба Успению отмечается особым последованием, которое теперь называется «погребение Божией Матери». Ее история такова.

Первоначально служба Успению с чином литании - перенесением святой плащаницы Матери Божией - совершалась только в самой Гефсимании, во Святой Земле. В первой половине прошлого века по благословению митрополита Филарета (Дроздова) греческая служба с чтением 17-й кафизмы и припевами, составленными профессором Холмогоровым, была переведена на славянский язык, и чин погребения Божией Матери стал совершаться (с 1844 г.) в Гефсиманском скиту и в самой Лавре. (В Иерусалиме чин погребения совершается накануне праздника, в России - вечером в самый день Успения.)
В годы Второй мировой войны русский народ с особой силой ощущал благодатный Покров Матери Божией, распростертый Ею над Россией. В первые послевоенные годы Русская Церковь переживала период особого внутреннего подъема. После открытия Лавры в 1946 г. чин погребения Божией Матери возродился. В 1950 г., по благословению Святейшего Патриарха Алексия (Симанского), была издана служба Успению Пресвятой Богородицы с чином погребения, и этим было положено начало ее повсеместному отправлению. Так литургическая традиция, возникшая, а затем вновь возродившаяся в Троице-Сергиевой Лавре, стала общерусской церковной традицией.

Архимандрит Матфей (Мормыль)

СПРАВКА
Архимандрит Матфей (Лев Васильевич Мормыль) родился 5 марта 1938 г. в станице Архонской Северо-Осетинской АССР. Церковный композитор, аранжировщик, заслуженный профессор МДА, кандидат богословия, член Синодальной богослужебной комиссии, главный регент Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. С 1961 г. руководил объединенным хором Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Московских духовных академии и семинарии. В 1968 г. возведен в сан игумена, в 1971 г. - в сан архимандрита. В 1988 г. утвержден в звании профессора, в 2004 г. ему присвоено звание заслуженного профессора МДА. Скончался 15 сентября 2009 г., похоронен за алтарем Церкви Святого Духа в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

Покров

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Архимандрит Матфей (Мормыль)
«Что Церковь, то и я».
Беседа с архимандритом Матфеем (Мормылем)
26.05.2009
Все статьи Архимандрит Матфей (Мормыль)
Последние комментарии
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
23.11.2024 08:21
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от Андрей Садовский
23.11.2024 02:15
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Vladislav
23.11.2024 01:05
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от учитель
22.11.2024 23:46
Судьи между Сциллой и Харибдой
Новый комментарий от Рабочий
22.11.2024 18:50
О поездке в Белоруссию и обстановке на её
Новый комментарий от Владимир С.М.
22.11.2024 18:00