Особое почитание Матери Божией, особая теплота и благоговение перед Всемилостивой Заступницей - одна из самых характерных и вместе с тем глубоко сокровенных черт русского православного благочестия. Свидетельством этого является то, что ни одна другая Православная Церковь, кроме Русской, не имеет такого числа служб, совершаемых в честь Приснодевы. В этой области русское литургическое творчество наиболее самостоятельно по форме и богато по содержанию. Непосредственная близость Пречистой Девы, Ее участие в судьбе Русской Церкви открылись очень рано, что с необычайной силой проявилось уже во время создания Киево-Печерской Лавры. Но особое участие Матерь Божия приняла в жизни Троицкой обители. Она Сама Своими Пречистыми стопами освятила обитель Преподобного Сергия - первого русского святого, удостоившегося посещения Богоматери. Житие повествует, что Рождественским постом, глубокой ночью с пятницы на субботу, после пения акафиста Божией Матери преподобный Сергий услышал: «Се, Пречистая грядет!», и в сиянии необыкновенного света в келию вошла Матерь Божия с апостолами Петром и Иоанном. Она обратилась к Преподобному, назвав его Своим «избранником», и сказала, что услышана его молитва об учениках, обещая обители Свой неотступный покров и заступление. Житие не указывает точного года явления Богоматери Преподобному. Предполагают, что это было в 1379 г., менее чем за год до Куликовской битвы.
Это чудесное событие навсегда запечатлелось в литургической традиции Сергиевой Лавры. В память посещения Божией Матери, в пятницу вечером еженедельно в Троицком соборе поется акафист Пресвятой Богородице, а с Фоминой недели до отдания Пасхи за акафистом поется особый канон Божией Матери, составленный по подобию пасхального канона Иоанна Дамаскина одним из иноков Лавры.
В 70-е гг. нашего столетия иноками Лавры была написана служба в честь явления Пречистой Девы Преподобному Сергию. Она совершается 24 августа, на второй день после отдания Успения - престольного праздника центрального храма Троицкой обители - Успенского собора. Успенский собор, заложенный в 1559 г. по велению царя Иоанна Грозного, был освящен 14 августа 1585 г. (Знаменательно, что накануне дня освящения было совершено переложение мощей Преподобного Сергия. В память об этом установлено литургическое празднование.)
Архимандрит Матфей (Мормыль)
Но самое торжественное и величественное лаврское богослужение в честь Пресвятой Богородицы совершается 15/28 августа, в самый день Успения. В это день собравшиеся в Успенский собор монахи и миряне поют тропарь праздника, веря, что преставление Божией Матери не лишило нас Ее заступления: «...во успении мира не оставила еси, Богородице...» Пречистая Дева, став Царицей Небесной, с особым дерзновением умоляет сына Своего и Бога о помиловании людей. Святой Андрей Критский, чье «Слово» читается на праздничной всенощной, радостно восклицает: «Пока Ты жила с людьми, Тебя имела малая часть земли. С тех же пор, как Ты преложилась, весь мир имеет Тебя общей Заступницей».
Лаврская служба Успению отмечается особым последованием, которое теперь называется «погребение Божией Матери». Ее история такова.
Первоначально служба Успению с чином литании - перенесением святой
плащаницы Матери Божией - совершалась только в самой Гефсимании, во
Святой Земле. В первой половине прошлого века по благословению
митрополита Филарета (Дроздова) греческая служба с чтением 17-й кафизмы и
припевами, составленными профессором Холмогоровым, была переведена на
славянский язык, и чин погребения Божией Матери стал совершаться (с 1844
г.) в Гефсиманском скиту и в самой Лавре. (В Иерусалиме чин погребения
совершается накануне праздника, в России - вечером в самый день
Успения.)
В годы Второй мировой войны русский народ с особой силой ощущал
благодатный Покров Матери Божией, распростертый Ею над Россией. В первые
послевоенные годы Русская Церковь переживала период особого внутреннего
подъема. После открытия Лавры в 1946 г. чин погребения Божией Матери
возродился. В 1950 г., по благословению Святейшего Патриарха Алексия
(Симанского), была издана служба Успению Пресвятой Богородицы с чином
погребения, и этим было положено начало ее повсеместному отправлению.
Так литургическая традиция, возникшая, а затем вновь возродившаяся в
Троице-Сергиевой Лавре, стала общерусской церковной традицией.
Архимандрит Матфей (Мормыль)
СПРАВКА
Архимандрит Матфей (Лев Васильевич Мормыль) родился 5 марта 1938 г. в
станице Архонской Северо-Осетинской АССР. Церковный композитор,
аранжировщик, заслуженный профессор МДА, кандидат богословия, член
Синодальной богослужебной комиссии, главный регент Свято-Троицкой
Сергиевой Лавры. С 1961 г. руководил объединенным хором Свято-Троицкой
Сергиевой Лавры и Московских духовных академии и семинарии. В 1968 г.
возведен в сан игумена, в 1971 г. - в сан архимандрита. В 1988 г.
утвержден в звании профессора, в 2004 г. ему присвоено звание
заслуженного профессора МДА. Скончался 15 сентября 2009 г., похоронен за
алтарем Церкви Святого Духа в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.