Криптовалюты, вопреки распространенной точке зрения, не имеют прямого отношения к сфере финансов и экономики
От разрушения экономики к разрушению человека
На протяжении примерно четырех десятков лет мир находится в состоянии, которое можно назвать "разрушением экономики". В 70-е годы прошлого века мир перешел от золотодолларового стандарта к бумажно-долларовому (Ямайская валютно-финансовая система). Именно тогда стартовал процесс глобализации (финансовой, экономической). Его суть состоит в том, что производить (создавать) что-то действительно нужное людям становится невыгодно и неинтересно.
Мир вошел в эпоху, когда доминирующим стал процесс перераспределения уже созданного ранее общественного богатства. А инструментами такого перераспределения являются американские доллары (продукция "печатного станка" ФРС США), различные ценные бумаги (акции, облигации, векселя, ноты и т.п.), производные финансовые инструменты (деривативы).
И вот на арену выходят криптовалюты как новый инструмент перераспределения, проще говоря, ограбления. Они распространяются по миру со скоростью лесного пожара. Я уже неоднократно отмечал, что в этом году количество активных владельцев электронных кошельков криптовалют перевалило за 10 млн человек. А количество пассивных владельцев (они лишь открыли кошельки, последующих операций не совершали), вероятно, в несколько раз больше.
А вот прогнозы на 2018 год. Йонатан Села, первый зампред по развитию бизнеса в децентрализованной экосистеме видео приложений PROPS, предполагает, что к концу следующего года более 50 млн человек будут держателями хотя бы одной криптовалюты. А в исследовании британской компании London Block Exchange (LBX) отмечается, что к концу 2018 года каждый третий миллениал (родившийся в XXI веке) станет держателем криптовалюты или инвестором в инструменты, привязанные к криптовалютам.
Майк Путре, генеральный директор The Crypto Company, отметил, что пониженная волатильность биткоина повлияет на дальнейшее развитие альтернативных криптовалют, а также на рынке будет отмечен рост количества токенов как ценных бумаг. По мнению Путре, капитализация крипторынка к концу 2018 г. составит 5 трлн долларов (отмечу, что в конце 2017 года она была равна примерно 600 млрд). Перри Вудин, исполнительный директор компании по управлению блокчейном и криптовалютной налоговой отчетностью Node40, полагает, что нынешний год станет временем радикального изменения общественного мнения в пользу криптовалют:
В следующем году все ваши друзья и родственники будут не только знать о существовании различных криптовалют, но и захотят узнать, сколько их у вас и где вы их купили".
Можно бесконечно продолжать цитирование прогнозов, прочащих "великое будущее" криптовалютам.
Криптовалюты полностью "эмансипировались" от реальной экономики. Последняя своими активами служит лишь призом для любителей азартных игр. Эффективность любого подобного инструмента зависит, во многом, от того, насколько "хозяевам денег" (главным акционерам ФРС, они и придумывают все эти "инструменты") удается оболванить общество и втянуть людей в азартные игры на так называемых "финансовых рынках".
Таким образом, любой финансовый инструмент, в том числе криптовалюты, нуждается в активной поддержке со стороны СМИ, институтов образования и культуры. Они должны осуществлять "финансовое просвещение" людей, фактически проводить "перезагрузку сознания" методами геббельсовской пропаганды (сегодня это называется НЛП - нейролингвистическое программирование сознания).
Ни один "финансовый инструмент", включая криптовалюты, без такой "перезагрузки сознания" не работает. Увы, большинство тех, кто рассуждает о "финансовых инструментах", говорит лишь о каких-то формальных характеристиках этих "инструментов", но не о сопровождающей их "перезагрузке сознания". Это уже не только разрушение экономики. Это уже разрушение человека. Началась работа по превращению homo sapiens в homo-digital. На наших глазах рождается "цифровой человек".
О массовых беснованияхHomo-digital - тема социальной психологии и антропологии. А антропология, как знание о человеке, относится не только к науке, но также (и в первую очередь) к богословию. На протяжении последних двух лет я достаточно внимательно слежу за всеми серьезными публикациями по теме криптовалют. И вот что удивительно: до сих пор не нашел ни одной статьи или иного материала, где давалась бы духовная оценка феномена криптовалют. Про электронные чипы, которые могут имплантировать человеку, публикации в некоторых изданиях есть. Про персональные данные людей, которые попадают в сомнительные базы информации, также есть. Про биометрию, как угрозу свободе человека, также есть. А вот про криптовалюты - нет. Некоторые православные сайты и издания, правда, стараются быть в тренде, размещают некоторые материалы о криптовалютах, но все в традиционном стиле, без объяснения духовной природы феномена. Неужели нашим православным людям и богословам эта тема неинтересна?
Конечно, можно оценивать и описывать феномен криптовалют с позиций социальной психологии. Но картина, которую можно нарисовать с помощью инструментария социальной психологии, получается бледной и не очень понятной. Приходится пользоваться понятиями "коллективное бессознательное", "психологическое инфицирование", "психическая эпидемия", "коллективная душа" и т.п. Каждое из них родилось недавно, не прошло апробации жизнью, недостаточно понятно. А главное: наука боится (или не может) докопаться до первопричин цифровой лихорадки.
Криптовалютную лихорадку специалисты в области социальной психологии определяют, как "психическую эпидемию". А с позиций христианства, это явление можно квалифицировать как "массовое беснование". Апостол Павел говорит: "В последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся... Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь" (2 Тим. 3, 1-5, 13).
Скопление в последнее время такого гигантского количества грехов в отдельных людях приведет к тому, что человек будет все более утрачивать свойства творения Божия, имеющего образ и подобие Своего Творца. Святитель Николай Сербский не раз говорил, что в последние времена будет все больше звероподобных и бесоподобных людей. Чем больше будет в обществе таких существ, напоминающих зверей и бесов, тем чаще и масштабнее будут массовые беснования.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл не раз в своих речах и проповедях обращал внимание на то, что сегодня мы все чаще становимся свидетелями разного рода "массовых беснований". Во время воскресной проповеди в марте 2009 года в главном храме России - храме Христа Спасителя - патриарх рассказал о том, что есть неправильное понимание идеи свободы. По словам патриарха, ложно понятая идея свободы порождает в современном мире массовое беснование.
По словам предстоятеля Русской церкви, носители этой идеологии выступают под лозунгами: "Живи как хочешь! Ты свободен! Хочешь жить по закону инстинкта - живи!" "И идею жизни на основе инстинкта подхватывают литература, массовая информация. Стереотипы вкладываются в сознание людей с помощью СМИ, и миллионы людей порабощают свой разум дьявольскими мыслями, становясь бесноватыми", - сказал патриарх. "Задача дьявола заключается в том, чтобы весь мир стал бесноватым, чтобы каждый человек был в его власти. И эти действия осуществляются дьявольски тонко и разумно. Мы не увидим сейчас, за редчайшим исключением, тех бесноватых, которые кричат и на пол бросаются. Потому что таких людей в нынешних условиях сразу же заберут в психиатрическую клинику и изолируют. А для того, чтобы дьявольское действие в мире существовало, люди, подчиненные злой воле, не должны быть изолированы. Они, напротив, должны влиять на других". По мнению патриарха, "задача Церкви заключается в том, чтобы говорить людям об опасности беснования, о нежизнеспособности человеческого общества, подчиненного дьявольской силе".
Еще раз к теме современных массовых беснований патриарх обратился в проповеди после Божественной литургии в Новоспасском монастыре Москвы в августе 2011 года. По его словам, сегодня многие люди отдают душу дьяволу, попадая под влияние мыслей, моделей поведения, "которые с навязчивостью предлагаются сегодня современному человеку, не говоря уже о полном порабощении чувственного начала". Патриарх Кирилл также сказал:
Этим людям кажется, что они герои, что они сильные - ведь у них может быть власть, у них могут быть деньги и могущество, они могут удовлетворять любые свои похоти и прихоти, чувствуя свою автономию от всех, в том числе от Бога, свое "могущество", не сознавая при этом, что они являются жалкими рабами, марионетками диавола. И только тогда, когда разбиваются жизни, когда человек в какой-то момент вдруг сознает, что ничего не удалось, что все рушится, что нет ни друзей, ни любимых, ни семьи - нет ничего, кроме страстей, - лишь тогда кто-то, да и то не каждый, может оценить свое состояние духа".
Конечно, многим православным не надо объяснять, что такое массовые беснования. Самым ярким примером являются революции. Как буржуазные, так и социалистические. Но в последние десятилетия, слава Богу, мир отдыхает от революций. Но зато появляются другие виды массовых беснований: телевизионные шоу, футбольные и иные спортивные матчи, рок-концерты, стихийные волнения типа украинского майдана и т.п.
Но есть и другого рода события, о которых много говорят и пишут. Но которые почему-то никто не называет массовыми беснованиями. Например, горячки на фондовых биржах. А сегодня это и спекулятивная горячка вокруг криптовалют.
Цифровая горячка как массовое беснование
Господь показывает нам в Евангелии, что человек не может остаться нейтральным - он либо с Богом, либо с диаволом. А когда он с диаволом, то перестает быть человеком. "Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне" (Мф. 6:24). Всецелое погружение человека в мир криптовалют - самое что ни на есть служение маммоне. Человек лишается помощи и защиты Бога и попадает в цепкие лапы дьявола. Он многолик, одно из его проявлений - маммона - божество у древних сирийцев, олицетворявшее богатство, земные блага.
Лично мне нынешняя горячка вокруг криптовалют напоминает историю, когда ветхозаветные евреи во время путешествия по пустыне под руководством Моисея неожиданно впали в безумие. Пока Моисей на горе беседовал с Богом и получал от Него скрижали с заповедями, евреи сделали себе золотого тельца и устроили вокруг него ритуальные языческие пляски. Это сцена массового беснования евреев, добровольно поклонившихся дьяволу и попавших в его подчинение. Как мы знаем, золотой телец был уничтожен, кроме того, по приказу Моисея многие зачинщики этого беснования были преданы смерти - всего было убито около трех тысяч человек (Книга Исход, глава 32). Некоторым кажется, что Моисей поступил слишком жестоко. Но если бы не были убиты зачинщики, то погиб бы весь народ. Если сегодня не найдется современного "Моисея", который бы пресек "цифровое" беснование, уничтожил "цифрового тельца" и наказал зачинщиков, то погибнуть могут если не все, то очень многие.
Итак, дьявол пытается перетянуть человека на свою сторону. Если ему это удается сделать, то человек перестает быть человеком. Он превращается в зверя, животное. Криптовалюты - та приманка, с помощью которой дьявол завлекает человека в свои сети. Сегодня мы видим этого человека постхристианской эры (эпохи так называемого трансгуманизма). Это существо, которое лишено свойств нормального человека, выстраивающего свою жизнь, исходя из высших смыслов. "Новый человек" опускается до уровня животного, поведение которого построено исключительно на рефлексах. Такими рефлексами (правильнее их назвать страстями) являются страсть к богатству, получению плотских удовольствий и страх. Трудно придумать более эффективный инструмент превращения homo sapiens в животное, чем биткойны и другие частные цифровые валюты. После такой подготовки человеку (вернее существу эпохи трансгуманизма) не трудно заменить крючок биткойнов на крючок глобальной цифровой валюты "феникс" (я об этом проекте уже несколько раз писал). Этот крючок повесят в клетке под названием "электронно-банковский концлагерь". Человекообразное существо, движимое рефлексами (страстями), заходит в эту клетку, дверь захлопывается. Никакого принципиального отличия человекообразного существа, воспитанного на биткойнах, от кошки или иного домашнего животного нет. Кусочком мяса животное можно выманить из самого потаенного места. Можно сравнить человекообразное животное также с мышью. В мышеловку вкладывается кусочек сыра (цифровая валюта), мышь хватает приманку, устройство захлопывается."Цифровой человек" - порождение капитализма
Небольшое "лирическое" отступление. Европа более трех столетий живет при капитализме. Вот и Россия делает вторую попытку выйти на этот "магистральный" путь развития человечества (первая попытка была начата в эпоху Александра II и закончилась полным фиаско в 1917 году). Но задумаемся на минутку: что такое капитализм? Многие скажут: капитализм - общество, запрограммированное на получение и приумножение капитала. По крайней мере, так было написано в советских учебниках по политической экономии и историческому материализму. С таким определением можно согласиться, но оно не раскрывает до конца сути данной модели общественного устройства. Ответ спрятан в самом слове. Слово "капитал" происходит от латинского caputa - голова. В Римской империи воплощением богатства был скот, символом богатства являлась голова крупного рогатого скота. Удивительно, но именно понимание этимологии слова "капитал" позволяет лучше постичь смысл современного общества. Это общество, формирующее скотоподобных (звероподобных) существ. Криптовалюты - лишь один из инструментов, способствующих решению такой задачи.
"Финансы по Катасонову" №15. На ваши вопросы отвечает доктор экономических наук Валентин КатасоновКриптовалюта и христианство
Сегодня дьявол настолько обнаглел, что в своих целях в качестве примаки использует сплошь и рядом христианскую символику и слова "православный", "христианский", "церковный" и т.п. Этой осенью прошла новость, что американская компания Life Change запустила криптовалюту под названием "Монета Христа" (Christ Coin). Об этом сообщил информационный ресурс World Religion News. Утверждается, что при ее помощи люди смогут заработать через благотворительность и религиозные практики. Так, преумножать капитал якобы можно будет на чтении Библии, добровольческих акциях и участии в церковных мероприятиях. "Мы решили вкладывать наши деньги и веру в математическую основу, свободную от политики и человеческих ошибок", - приводит портал слова одного из создателей криптовалюты Тайлера Винклевссоса. По его планам, Christ Coin должен стать "новаторским способом создания глобального христианского сообщества". "Оставьте свой след в мире, поддерживая гуманитарную деятельность, инвестируйте в криптовалюту свою духовную жизнь, получите дополнительный доход, поддержите свою церковь через десятины и пожертвования", - цитирует издание Т. Винклевссоса.
Правда, на фоне такого духовного "негатива" иногда возникают проблески христианского "позитива". Когда начинает "поджаривать". Вот, один из таких случаев. 8 июля 2017 года в городе Ефремов (Тульская область) на территории Свято-Троицкого храма был совершен молебен о прекращении майнинга. Что такое майнинг, наверное, знают далеко не все православные. А вот многочисленные верующие из Ефремова, обратившиеся для проведения молебна против бесовщины, в ходе которой "кибершахтеры" добывают криптовалюту, знают. Видимо, "чума" XXI века дошла и до этого провинциального города. Здесь закрываются последние предприятия, нет достойных рабочих мест, молодежь почти поголовно ушла в майнинг - создание криптовалюты. Занятие опасное. Такое же, как наркотики - возникает привыкание. Даже если бы вдруг появились рабочие места, то молодежь уже на что-то созидательное и реально полезное не заманишь. Ведь майнинг - дело более прибыльное!
Некоторые православные, услышав о такой новости, покрутили пальцем около виска. Мол, зачем доводить молебны и молитвы до такого абсурда? А я думаю, что никакого перегиба тут нет. Угроза очень серьезная. Речь идет даже не о возможной потере денег, а о потере людей. Может быть, целого поколения. Кстати, никто же не удивляется, что во многих наших приходах служат молебны против пьянства и наркомании. А святитель Николай Сербский предлагал даже читать в Церкви и дома молитву против так называемой "европейской культуры", которая подобно вредоносному вирусу разрушала (и продолжает разрушать) христианство.