Новые решения для экономического развития и безопасности Евразийского союза

0
355
Время на чтение 6 минут
Новые решения для экономического развития и безопасности Евразийского союза

В 2018 г. председательство в Евразийском экономическом союзе перешло к России. По итогам трех лет функционирования объединения можно зафиксировать первые интеграционные успехи, достигнутые ЕАЭС. Тем не менее потенциал, который был заложен в Договоре о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., еще не реализован в полной мере.

Унификация «правил игры» в экономической жизни «евразийской пятерки» остается сердцевиной всего проекта ЕАЭС. «Евразия.Эксперт» публикует статью профессора НИУ ВШЭ Дмитрия Евстафьева из совместного аналитического доклада «Точки роста ЕАЭС: экономика, безопасность, общество», подготовленного Российско-белорусским экспертным клубом и Центром изучения перспектив интеграции. Для укрепления ЕАЭС автор считает необходимым достижение следующих целей:

1. Качественно новый уровень экспертного сопровождения евразийской интеграции. Важно, чтобы целью было не просто «налаживание диалога» между экспертами, но получение значимого результата: не только научно-аналитического, но и «бюрократического», на основе которого могут приниматься решения.

Целесообразно пойти по пути создания «экспертных групп высокого уровня», которые имеют возможность и полномочия представлять результаты своей деятельности на высоком межправительственном уровне. Модели и механизмы деятельности таких групп были довольно хорошо отработаны в евроатлантических структурах, а также во взаимоотношениях США со своими ближайшими союзниками и Китаем.

2. Обеспечение как минимум среднесрочного, а желательно долгосрочного совместного экономического планирования в странах ЕАЭС на основе реалистической оценки экономических и политических процессов. Инструмент - межгосударственный, относительно независимый от внутриполитической конъюнктуры в различных постсоветских странах информационно-аналитический и прогностический центр. Цель - выработка нового консенсуса по стратегии интеграционных процессов.

3. Единый подход к развитию цифровой экономики, включая вопрос об обороте криптовалют на финансовых рынках региона. Формирование единых межстрановых подходов даст шанс распространить их на перспективные глобальные рынки - как минимум Среднего Востока и Южной Азии. Целесообразными представляются:

• организационная подготовка межгосударственного (первоначально в рамках ЕАЭС) проекта создания Евразийского технологического центра со специализацией на 3D‑печати;

• создание экспертной рабочей группы высокого уровня по вопросам безопасности и форматной конвергенции в цифровых технологиях.

4. Антидемпинговые соглашения по ключевым для стран ЕАЭС (возможно, и СНГ) видам экспортных товаров, прежде всего сырьевым (помимо углеводородов может регулироваться экспорт металлов, дерева, текстильного сырья и т. д.). Цель - исключить (как минимум временно) прямую конкуренцию товаров на внешних рынках, сохранение позиций на которых для стран ЕАЭС будет в ближайшее время крайне важным. Такое соглашение может стать элементом «нулевой фазы» расширенного соглашения о свободной торговле и инвестиционной интеграции. Такой шаг видится ближайшей фазой развития ЕАЭС.

При достижении подобных соглашений может быть использована переговорная модель, апробированная в ходе диалога ОПЕК - Россия о сокращении добычи нефти. Полученный опыт показывает, что подобные договоренности нельзя считать принципиально невозможными. В силу особенностей экспортных товаров и рынков, задачи перед странами ЕАЭС будут стоять менее масштабные, нежели в ходе сделки по нефти.

5. Выработка единой логистической стратегии стран ЕАЭС. Обострение конкуренции различных логистических проектов на пространстве ЕАЭС и СНГ представляется неизбежным. Единая стратегия может задать рамки взаимодействия с внерегиональными участниками логистических проектов (Китаем, Индией и др.), которые не будут наносить ущерб интересам других стран ЕАЭС.

Стратегия может закрепить приоритет компаний из стран ЕАЭС при осуществлении функций оператора в логистических проектах на постсоветском пространстве, а также и приоритет общеевразийского законодательства в логистике.

Логистическое пространство Евразии должно, безусловно, оставаться пространством конкуренции, но без цели разорения партнера-конкурента или создания экстерриториальных «логистических анклавов», подконтрольных игрокам за пределами региона.

6. Единая политика страхования экономической деятельности и возмещения ущерба от неэкономических рисков. Прозрачная наднациональная система страхования экономических рисков и частичного хеджирования рисков портфельных инвесторов в привязке к региону ЕАЭС может дать мощный толчок развитию страхового и инвестиционного бизнеса на местной основе. Разработка и принятие на законодательном уровне таких мер станет важным шагом к укреплению экономического единства ЕАЭС, предотвращению «растаскивания» региона. Это будет более эффективным инструментом обеспечения инвестиционной привлекательности Евразии, нежели информационные кампании.

Целесообразно проработать создание межгосударственной рабочей группы по выработке единой методологии (модели) оценки инвестиционных рисков в ЕАЭС (бизнес, страховые компании, регуляторы, законодатели, эксперты). Это важно не только для решения страховых вопросов, но и для формирования единого инвестиционного пространства в Евразии, которое необходимо для запуска новых промышленных проектов.

7. Запуск совместных информационных проектов с использованием новых коммуникационных платформ. Важен перехват экспертной повестки дня по проблематике геоэкономического развития («образа будущего») в целом ряде регионов, которые приоритетны для стран ЕАЭС.

Целесообразно также:

• создать рабочую группу высокого уровня по противодействию деструктивному информационному воздействию на детей и подростков, в том числе и с целью противодействия вовлечению молодежи в деструктивные секты и экстремистские круги;

• сформировать межпарламентскую экспертную группу по обеспечению свободы распространения информации и противодействию информационным манипуляциям; проводить ежегодный информационный форум, на котором будут презентоваться результаты мониторинга и анализа информационной среды.

В сфере безопасности представляется целесообразным рассмотреть следующие предложения:

1. Легализация частных военных компаний (ЧВК) путем формирования единого в своей методологической основе общеевразийского законодательства. Важно не допустить, чтобы этот процесс шел в неуправляемом режиме, учитывая значимость ЧВК в современном мире, в т. ч. для безопасности крупных корпоративных структур. Необходимо обеспечить максимальную прозрачность процессов формирования и деятельности ЧВК среди партнеров по ЕАЭС.

2. Обеспечение безопасности глобально значимых логистических проектов. Это может и не потребовать создания специфического военного потенциала, но точно потребует нового уровня политического взаимодействия и обмена информацией между спецслужбами и правоохранительными органами.

3. Создание совместных операционных и аналитических центров по борьбе с терроризмом, включая и усовершенствованную систему мониторинга рисков.

4. Сближение законодательств по борьбе с политическим экстремизмом и религиозным радикализмом, включая методологическую отработку критериев для признания факта экстремистской деятельности. Важно предотвратить ситуации, когда вопросы борьбы с конкретными экстремистскими группировками и отдельными политиками становятся источником дестабилизации политических отношений между партнерами.

5. Развитие практики совместных международных гражданских мониторинговых миссий в дополнение к официальным структурам мониторинга, действующим на национальной основе. Особенно в странах ЕАЭС (ОДКБ), граничащих с очагами международной напряженности (Афганистан, Иран, Турция, при определенных условиях - Балканы и др.).

Участники - представители государственных экспертных структур, гражданское общество, возможно, международные эксперты. Цель - мониторинг и прогноз ситуации в сопредельных со странами ЕАЭС (ОДКБ) государствах и регионах, а также гражданское модерирование конфликтов на ранней стадии развития.

Следует сфокусировать работу на конкретных проблемах, ключевых для стран ЕАЭС (ОДКБ), исключая тем самым манипулятивный характер деятельности финансируемых из-за пределов региона НПО. В рамках деятельности такой системы целесообразна подготовка ежегодного доклада главам государств-участников ЕАЭС (ОДКБ). Актуальным представляется адаптивное тиражирование опыта работы российского Центра по примирению враждующих сторон в Сирии.


Дмитрий Евстафьев, профессор НИУ ВШЭ

Источник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Евстафьев
Все статьи Дмитрий Евстафьев
Последние комментарии
Христос Воскресе!
Новый комментарий от Человек
04.05.2024 11:43
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
04.05.2024 01:32
Россию превращают в пародию…
Новый комментарий от kudesnik
03.05.2024 16:48
Зачем ждать неминуемого финансового краха?
Новый комментарий от kudesnik
03.05.2024 15:40
Почему рядом с Николаем II было мало выдающихся государственных людей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
03.05.2024 15:31
Подвиг священника о. Стефана Щербаковского
Новый комментарий от Могилев на Днепре
03.05.2024 09:08