Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Борьба патриотических и либерально-прозападных сил в Белоруссии: в государственно-общественной сфере больше просвета, чем в церковной (Часть 5)

Пантелеимон  Филиппович,

Белорусский национализм / 26.12.2018

 Духовные просветы государственной политики: от семьи до Союза России и Беларуси

 

Благотворные веяния в духовно-нравственной жизни белорусского государства наблюдаются, разумеется, не в одной только области хранения исторической памяти и воспитания исторического самосознания народа, но в духовно-нравственном оздоровлении государственной жизни в целом в различных ее отраслях. Равным образом тут же открываются и большие недоработки и упущения, а, вместе с тем, и возможности для приложения сил патриотических сил и, прежде всего, православной Церкви. Приведем слова из очередного недавнего выступления А.Г.Лукашенко по вопросу церковного участия в общественной жизни, которые ему уж точно не было никакого смысла произносить на публике: «Знаю, что церковь является консервативным институтом в хорошем смысле слова. Это ваше величайшее достижение, что вы не бросаетесь на какие-то реформы, которые зачастую приводят к разрушению всех подобных институтов. Но это не значит, что мы должны остановиться. Я очень хочу, чтобы церковь и костел и в моей стране, и в других странах играли сегодня более значительную роль, чем даже они видят свою роль сами. Вы нам сегодня нужны как никогда... Слово представителей духовенства должно быть ярким, мощным и напористым, что, может быть, и не свойственно для церкви. Но сегодня надо, время такое. И я призываю вас, чтобы этот ваш голос из географического центра Европы прозвучал не только для европейцев, но и для всех народов мира».

Что еще должен сказать глава государства и какими одарить мандатами, которые бы открывали православным (и, прежде всего, священнослужителям) двери в разные учреждения и организации, а также давали апологию их «ярким, мощным и напористым словам», говорить которые, вообще-то, прямая обязанность Церкви? Заметим, однако, что сказаны были им эти слова на «пленарном заседании Совета епископских конференций Европы», которое западные элиты спешно, в условиях внешнеполитических колебаний руководства, направили в Белоруссию вместе с рядом других «престижных международных форумов» через своего товарища Макея. И к «консервативным институтам в хорошем смысле слова» он отнес равно Церковь и костел. Чья вина в том, что А.Г.Лукашенко не знает, а, может, даже не слышал о том, что католический Костел как раз символ «бросания на реформы, которые приводят к разрушению» самόй вечной Христовой Церкви, и, более того, перводвигатель всех европейских революций и самой революционной западной цивилизации? Чья вина в том, что не знает он, что «слово представителей католического духовенства» не только не является «ярким, мощным и напористым» в обличении греха и свидетельстве о правде, но, напротив, является авангардом и эталоном жаргона иезуитского туманнословия и эвфемизмации ради покрытия греха и, прежде всего, собственных преступлений? В том, что, соответственно, под разговоры о «невидении будущего без мира и безопасности во всем мире, и прежде всего на нашем европейском континенте, за который мы с вами отвечаем - и власти, и церковь», именно Ватикан, его агенты и спецслужбы и стоят за разжиганием вражды в основных точках Европы - от советских Чехословакии, Венгрии, Польши, Литвы и особенно Югославии до нынешней Украины (да и Белоруссии)? Ведь если бы постоянно звучала от Церкви чистая и прямая правда (совсем не обязательно враждебная), а не мантры (или хотя бы поддакивающее молчание) о «многоконфессиональной стране», «многовековой толерантности со времен ВКЛ и Речи Посполитой», «общехристианских ценностях», то не вводилось бы в заблуждение множество чиновников и ученых из хрущевско-горбачевской эпохи, не знавших никогда ни философии, ни религиоведения, ни истории за пределами «истмата», «научного атеизма» и истории СССР и КПСС.

Развенчанию мифа о «многоконфессиональности», а заодно и заострению проблемы большого запроса на церковное просвещение и одновременно его должного отсутствия послужили, как обычно, недруги. Долгое время белорусам сообщалось, что православными среди них считают себя около 80% от примерно половины населения, считающей себя людьми верующими, в то время как доля католиков колеблется около отметки 10%. Сам католический Костел, особо чувствительный к статистике, обижался и настаивал на цифрах от 15 и аж до 25%. Но вот, западное социологическое агентство MIA Research провело для содержащегося на гранты Евросоюза Исследовательского центра ИПМ опрос-исследование мировоззрения белорусов «в рамках проекта международной технической помощи "Развитие Кастрычніцкага эканамічнага форума" [белорусского эпигона российского гайдаровского форума], реализуемого при поддержке Европейского Союза». Исследование было весьма репрезентативным со строгими демографическими пропорциями (половыми, возрастными, региональными, профессиональными) и предоставило богатую пищу для умозаключений (к которым мы в свое время еще вернемся). В частности же, выяснились ценнейшие сведения о религиозности белорусов и, прежде всего, о том, что 79% от всего населения Белоруссии признают себя православными, что составляет 92,3% от всех относящих себя к определенному вероисповеданию, в то время как католиков набирается только 6,6% (т.е., в 15 раз меньше). Если же мы вспомним, что около 3,5% населения Белоруссии составляет польская диаспора и еще столько же - часть этой диаспоры, определяющих себя белорусами по гражданству, а также что почти все пока еще неверующие проживают по понятным причинам в основном в восточной части страны (не знающей католицизма), то «многоконфессиональность Беларуси» оказывается не более чем издевательством над правдой и народом. Не потому ли государственные статистические службы напрочь отказываются от включения графы «вероисповедание» (никак не противоречащей законодательству) в перепись населения, очередная из которых должна состояться в следующем году?

Но, как говорилось ранее, данные, полученные прозападными организациями из социологического исследования о религиозности белорусов, не ограничиваются конфессиональным составом. Верующих в Бога (и столько же считающих себя религиозными) оказывается около 2/3 от всего населения страны при 1/3 туманно не верующих и только 4% убежденно неверующих (что лучше, чем долго официально державшиеся 50 на 50). Однако вспомним, что только «православных» в стране 80% или почти на 15% больше, чем хотя как-то верующих в бытие Бога вообще! Мало того: при 62,6% считающих себя религиозными людьми священные места (церкви) посещают 53,7%, притом, как минимум, несколько раза в месяц (постоянно) - только 6,3%. Чем занимается более половины всего населения страны, которая считает себя «религиозной», - остается только догадываться. А, в действительности, - ужасаться невежеству и непаханным полям для православных проповедников самых базовых понятий о человеке, его душе и смысле жизни. Впрочем, есть и еще кое-что: существует целых 10% населения страны, которые считает себя абсолютно нерелигиозной, но при этом все-таки порой навещает храмы. И что-то подсказывает, что все эти миллионные бродящие овцы принадлежат по происхождению отнюдь не к иудейскому, мусульманскому, протестантскому или даже католическому стаду. А также, что «прогрессивная» миссионерская политика Церкви в духе «Кураева-Лепина-Кухты» не только не сгладит указанные шизофренические парадоксы (религиозных без Церкви и молящихся без веры в Бога), но напротив - лишь увеличит их амплитуду.

Символом расположения белорусского государства к духовно-нравственному просвещению служит ежегодное рождественское награждение президентскими премиями «За духовное возрождение». При этом, нужно отметить, что духовность здесь понимается в здоровом христианском смысле, соединяющем религиозное благочестие и общественную добродетель, но исключающем многообразные нездоровые проявления, характерные для деятельности «творческой интеллигенции» (в том числе - из сферы развлечений), «достижения» которой в наше время охотно записываются в ранг «духовной продукции». В качестве примера можно привести одно из последних награждений, где честью и наградами отмечены: возрождение Свято-Елисеевского монастыря с «духовно-нравственным и патриотическим воспитанием молодежи» при нем, а также с реабилитацией лиц, порабощенных наркотической и алкогольной зависимостями; «комплексная работу по реабилитации детей-инвалидов в возрасте от 3 до 18 лет»; огромная добровольческо-благотворительная деятельность педагогического университета; восстановление одного из крупнейших памятников Победы в ВОВ, а также исследование и сохранение творений народного зодчества того самого начальника кафедры ведущего архитектурно-строительного ВУЗа страны, который научно обосновал значимость традиции повсеместного установления придорожных крестов и его учета при планировании градостроительства.

Всегда доброжелательным к Церкви являлось (во всяком случае на экране) государственное телевидение и, в меньшей степени, общественная печать, приструненная Павлом Якубовичем. Однако с точки зрения соблюдения духовно-нравственной чистоты белорусские государственные СМИ, хотя и близко не представляют такого жалкого зрелища, как российские, требуют порядочной банной пропарки и в зачастую сами отнюдь не против нее. В этом плане отрадной закономерностью стала публикация весьма избирательным на информацию новостным порталом Администрации Президента, с которого, правда, не сходит астрологический гороскоп, напоминаний о всех важнейших православных праздниках, постах и событиях, а главное - в церковном духе (вопреки распространенной ранее, как и во всем «прогрессивном» человечестве, склонности плодить суеверные глупости и обряды). К последнему сообщению о Рождественском посте добавилась и умилительная памятка, включая рекомендации народу «молиться, посещать храмы и другие святые места, читать духовную литературу, совершать добрые дела, давать милостыню, бескорыстно помогать людям, меньше ссориться, раздражаться, ругаться».

Сотрудничество Церкви с еще одной ключевой системой государственных органов - силовыми ведомствами - налажено едва ли не ранее и глубже всех, что, вероятно, и отражается на тех политических позициях, которые занимают в Белоруссии силовики. Однако следует сказать, что офицерство (армейское и милицейское), увы, по-прежнему, остается одной из самых неверующих общностей страны (в чем убеждают полковые храмы столицы). Особенно это касается вооруженных сил, руководство которых в последние годы было замечено в противлении возрождению института военного капелланства, попыткам призывать на службу семинаристов и в препятствовании строительству главного храма Вооруженных сил на территории Военной Академии Беларуси, планировавшегося гораздо раньше российского аналога-шедевра. Стоит добавить, что и величественное сооружение, в котором располагается белорусское Министерство обороны, вообще-то представляет собой не что иное, как здание православного Спасо-Вознесенского мужского монастыря XIV века, в котором до революции располагалось женское православное училище, лазарет и Вознесенская «Белая» церковь. Возможно, белорусскому офицерству (в котором по-прежнему обитает пьянство и матершинство) не хватает собственно военно-экзистенциального опыта, и ему весьма не помешали бы рабочие стажировки не на учебные полигоны, а, например, в Сирию, где проходит один из фронтов разворачивающейся войны против всего Русского мира. Примеры же того, как мужественно отстаивать и проповедовать православную веру среди офицерства, подает Церкви начальник управления Следственного комитета в весьма полонизированной пограничной Лиде полковник Александр Константинович Урбанович: «У нас уже стало доброй традицией в дни после праздника Крещения Господня совершать общую молитву и освящать кабинеты нашего отдела. Мне как руководителю необходимо заботиться не только о нормальном физическом состоянии личного состава, но и о духовном. Как человеку верующему, православному христианину, мне очень важно, чтобы мои подчиненные были нравственными людьми. И прежде чем учить кого-то и требовать исправления, надо начинать с самого себя. Это мое глубокое и осознанное убеждение!»

Наиболее сложным и наиболее важным направлением в церковно-государственной синергии является, несомненно, сфера образовательная, находящаяся в Белоруссии в не таком плачевном, как у братских государств, но в достаточно хвором состоянии, обусловленном как состоянием молодежи, попадающей в школы и университеты из пространства современного интернета, музыкально-кинематографических субкультур и преимущественно неверующих семей, так и неприемлемым отношением к сфере образования со стороны государственного руководства, выражающимся в зачастую унизительных зарплатах с колоссальными нагрузками и жесткими требованиями, что, в свою очередь, выливается в резкое снижение уровня поступающих в педагогические ВУЗы страны. Многое еще держится на старых советских кадрах и впитанном ими чувстве долга, за которыми показываются весьма туманные перспективы. К этим бедам добавились еще и убийственно-дебилизирующие болонские реформы последних двух «прогрессивных» министров образования. Поэтому ныне у Церкви здесь непочатый край работы со всеми сторонами, имеющим отношение к образовательной деятельности.

Одновременно нужно признать, что и уровень сотрудничества Церкви и Министерства образования, вероятно, - самый высокий из всех государственных направлений: совместные заседания проходят на самом высоком министерско-экзархальном уровне, на которых обсуждаются насыщенные пятилетние программы сотрудничества. На одном из таковых в городе-символе просвещения Полоцке прозвучали смелые слова митрополита в присутствии министра-руководителя белорусской Компартии, которым нужно отдать должное: «100 лет назад произошла Октябрьская революция, которая обернулась для нашего народа братоубийственной гражданской войной и подрывом векового традиционного уклада народной жизни. Нашему поколению представляется возможность извлечь уроки из событий столетней давности и поразмышлять об их последствиях для того, чтобы не повторить страшных ошибок в будущем.  Мы должны сделать всё возможное, чтобы в сердцах будущих поколений никогда не угасали богооткровенные и традиционные духовно-нравственные ценности, которые являются твердой основой гражданского мира и согласия в нашем обществе». Впрочем, вполне уместно было бы сказать и о богатом положительном опыте советской системы образования, о его превосходстве над западной (особенно англо-саксонской) системой «получения знаний» и особенно над ее современной версией «инвестиций в человеческий капитал». Это позволило бы не только заручиться большей симпатией министра, но и укрепить его самого в противостоянии Болонской заразе, а, выделив подробности благотворного опыта советской образовательной системы, одновременно, сличив их с христианскими понятиями, - указать и на ее недостатки, которые, собственно и формируют почву под внедрение западных стандартов.

Между тем, и сама образовательная программа, а также и содержание воспитательной и культурной работы СУЗов, ССУЗов и ВУЗов по-прежнему находятся в глубоком плену западных доктрин, концепций, персональных авторитетов и даже самих терминов (речь идет, прежде всего, о фундаментальных и гуманитарных дисциплинах и специальностях). Вот о чем, в первую очередь, должна безпокоиться Церковь, ратуя, по возможности, за совместную с государством (чиновниками и учеными) «книжную справу», которая позволила бы изжить из учебников и умов учащихся образ (или, точнее, безобразие) человека как потомственной обезьяны, либерального социально-биологического существа, движимого потребительскими инстинктами и ограниченного только юридическими нормами и некими неясными абстрактными «традициями»! Скорее приятной редкостью служит такой пример одухотворения образовательной программы, как «выбор второкурсниками Белорусской государственной академии искусств в качестве курсовых работ икон» - да каких: преподобного хазаробойца Ильи Муромца, преподобного низвергателя чужеземного ига Сергия Радонежского, обличителя богоборчества святителя Тихона Московского, грозы экуменизма святителя Нектария Эгинского!

Отрадно, что в этом направлении появляются такие зиждения, как крупнейший «Республиканский рождественский фестиваль педагогического мастерства», собирающий педагогов со всей страны и «каждый год выбирающий наиболее актуальную тему, волнующую педагогическую общественность»: VI фестиваль был посвящен самому важному - «единству обучения и воспитания - одному из самых приоритетных направлений в белорусской системе образования». Весьма странно только то, что среди организаторов Рождественского педагогического фестиваля не обретается места для самой Церкви. Быть может, и поэтому такие прекрасные частные инициативы педагогов-чиновников, как вызвавшая бешенство у «пятой колонны» «настоятельная просьба воздержаться от популяризации праздников "Хеллоуин" и "День святого Валентина", убрав всякую информацию о них, расположенную на Интернет-сайтах, и исключив их из планов воспитательной работы учреждений образования» в особо истерзанной атеистической пропагандой, но получившей (не без молитв преподобной Евфросинии) духоносных архиереев Витебской области, не становятся всеобщим достоянием и общеобязательной практикой в стране (в частности, в Брестской области, где сложно вообще найти неверующего педагога, да и чиновника). Между тем, текст методического указания областных властей и его смысл был бы вполне полезен не только для светских чиновников и учителей, но и для немалого числа современных священнослужителей, например, в составе «Черной синодальной тройки» заведующей церковным просвещением: «Будучи обеспокоенными укоренением в сознании учащихся учреждений образования...деструктивных основ современной массовой культуры, настоятельно просим...запретить в учебных заведениях Витебской области проведение таких  чуждых нашей традиционной культуре "новейших праздников", как "Хэллоуин" и "День святого Валентина". Являясь продуктом современной массовой культуры Запада, эти так называемые "праздники" наиболее активно распространяются в молодежной среде. По содержанию и по форме они не относятся ни к религиозным праздникам какой-либо из конфессий, зарегистрированных на территории Республики Беларусь, ни к светским праздникам нашего государства..., носят деструктивный характер, подрывают основы морали, семьи и национальных традиций белорусского народа.

Так, основным содержанием праздника "Хэллоуин", зародившегося в древней Англии и Ирландии, является языческий оккультизм (колдовство), получивший в настоящее время новое содержание в массовой культуре. Его главными темами выступают смерть, зло, устрашающие монстры, а главными атрибутами - зловещие маски и костюмы "нечисти", вампиров, ведьм. Современная молодежь, облачаясь в одеяния разной "нечисти", ассоциирует себя со злом, раскрепощает животные инстинкты, проповедует агрессию. Не случайно данный "праздник" особенно широко отмечается в ночных клубах, где посетителям предлагают многообразные виды "темных" удовольствий, начиная от алкоголя, табака и заканчивая наркотиками. Не менее известным и популярным в последние годы в молодежной среде стал и "День святого Валентина", зародившийся в древнем Риме в период его нравственного и политического разложения и упадка. Данный "праздник" в настоящее время отмечается уже столь широко, что большинство учреждений образования фактически оказались вовлеченными в гигантскую массовую индустрию информационно-идеологического и экономического характера». Еще раз напомним, - это текст не «Почаевского листка», но распорядительного документа внутри вертикали исполнительной власти. С которым, буди к тому усердие, Церковь вполне могла бы добиваться продвижения аналогичных поручений и, более того, заложенной в них идеологии и управленческой практики.

О смертельной борьбе в Белоруссии за семью, семейственность и связанную с ними добродетель целомудрия, в которой не проявляет должного рвения и непреклонности ни государственное, ни церковное руководство, мы подробно поведали год назад. «Радужный рейтинг» содомитов, составляемый «Международной ассоциацией лесбиянок, геев, бисексуалов, трансгендеров и интерсексуалов» (ILGA) и отражающий степень уважения в европейских странах их «прав», за которые без удержи ратует революционно-иудейский портал Тут-бай Зиссера-Чернявской, показывает, что запас охранительного чувства и духа в Белоруссии пока имеется. Однако и 13% - показатель немалый (в 2 раза больший, чем у России), хотя он и почти полностью сформирован «категорией "Признание пола"», - «благодаря» налаженным министром здравоохранения Жарко сложным операциям по «смене пола» за счет казны, а также неописуемой пассивности церковного начальства в обличении этого сатанинского ритуала (как, впрочем, и «суррогатного материнства» или трансплантации стволовых клеток, получаемых из тел убитых младенцев). Сам же график призван заставить задуматься, куда ведет такое попустительское бездействие (и общее потакание западному влиянию): огромный уровень содомизации населения, казалось бы, религиозных Сербии, Кипра, Грузии, Боснии, Черногории и особенно Греции. Потрясающе высокий уровень содомизации крайне религиозных католических Хорватии, Ирландии, заметной доли Польши и Венгрии удивлять не должен - Ватикан, с которым высокопоставленные пастыри Русской церкви надеются защитить «общие ценности», уже устойчиво превратился в одного из главных апологетов содомии: достаточно обратить внимание, что самой мужеложной страной Европы является Мальта (88%) - государство католического ордена госпитальеров, с которых, вместе с их братьями тамплиерами, и началась содомизация в католицизме 1000 лет назад. Насколько осязаемо понимание в этом вопросе Церкви со стороны государства - можно судить, например, по официальным (хоть и наивным) заявлениям его представителей в Генассамблее ООН или в одном из главных глобальных центров по подрыву семьи и целомудрия - в Детском фонде ЮНИСЕФ, «заместителем председателя бюро Исполнительного совета» которого Беларусь и является: о том, что «поддержка семьи и семейных ценностей должна пронизывать все направления работы фонда».

Такой, миссионерской и исповеднической, должна быть подлинная политика Белоруссии на международном уровне. Однако, разумеется, добиться постоянства и успехов в ней - в отстаивании, для начала, смутных «традиционных», а потом и непосредственно христианских ценностей-заповедей, даже в сохранении верности этим идеалам у себя дома для Белоруссии - возможно только в единстве со своим единокровным братом, Россией. Собственно говоря, сама ориентация на сближение с Россией либо с Западом с некоторыми погрешностями и поправками совпадает и с ориентацией на христианские или антихристианские (либерально-антропоцентрические) ценности. Причем это симметричное разделение характерно не только для мирян и светских людей, но и для самих священнослужителей Церкви. Сама же белорусская (и вся русская) Церковь отнюдь не может относиться к вопросу сближения и объединения России и Белоруссии (впрочем, и Украины с ними) как к «церковно-» и «духовно нейтральному», - как в этом пытается всех убедить то самое «прогрессивное священство».

Единство Русского православного мира - это, прежде всего, воля Божья и Его предопределение; далее, это - условие для противостояния объединенному и все более усиливающемуся всемирному злу, сосредоточенному в объединенном Западе, но захватывающему весь языческий мiр, в то время как разделение трех частей единого русского народа не просто облегчает, но ведет к подавлению православной духовности в каждой из них. Происходит это диалектически: с одной стороны, политическое, военное, экономическое ослабление разобщенных частей облегчает действие западных врагов Церкви, нравственного и физического здравия народа; с другой стороны, в условиях раздробления даже у «нейтральных» сил (особенно во власти) возникает потребность в «своей уникальной» идентичности, отличной от брата, а с ней - культуры и, наконец, религии. Напротив, сближение России и Белоруссии (и Украины) как таковое требует от стремящихся к нему общественных сил внутри трех стран опоры на православное духовное наследие, поскольку ни на чем ином самом по себе прочного единства построить невозможно - ни на экономике, ни на общих законах, ни даже на межгосударственных органах и общей армии, служащих лишь следствием духовно-идеологического единства и его дополнительным укреплением. Сближение же государств и народов на духовно-идеологических скрепах влечет к ним (и к самой вере) даже отдаленных от них сторонников такого сближения. Для Белоруссии этот диалектический принцип имеет и сугубое значение: создание нерусской «национальной белорусской» идентичности, - а вместе с ней и «нейтральной, многовекторной» государственности, - возможно только на отрицании и отторжении русско-православного наследия; напротив, российско-белорусское сближение само по себе утверждает это наследие.

Здесь у белорусов (особенно невоцерковленных) может возникнуть законный вопрос. Но как же сближаться с Россией на основе православной духовности и чуть ли не использовать ее как источник собственного духовного подъема, когда в самой России русско-православное наследие и дух в целом отнюдь не утверждены, большинство населения носит его в разорванно-мозаичном виде подсознательных «советских» склонностей и убеждений, а уж правящий класс и руководство - так и вообще часто враждебно этому наследию и духу и даже противостоит ему? Более того, они откровенно, по глупости или прямому предательству, делают все, чтобы подорвать сам белорусско-российский союз? Прежде всего, нужно помнить, что речь идет именно о России в ее историческом образе, как носителе Русского мира, свой вклад в которую (который) сделали в разном виде (едва ли сравнимом между собой) все три основные ветви русского народа, да и ряд иных народов, участвовавших в русской государственности в разные эпохи. Отсюда, во-вторых, и объединительную деятельность нужно направлять не столько на государственную власть Российской Федерации и влиятельные силы в ней вне зависимости от их ценностной идеологии, сколько на духовно и идейно близкие общественные силы. Собственно говоря, Церковь, которая и призвана быть локомотивом всего российско-белорусского сближения, должна начинать такое сближение именно с усиленного взаимодействия (молитвенного, паломнического, просветительского, образовательного, научного) между российскими и белорусскими епархиями.

Но, прежде чем обратиться к примерам достижений в виде совместных мероприятий, направленных на белорусско-российское народное и государственное сплочение (тут же открывающих перед Церковью огромное пространство возможностей для духовного созидания - одновременно проповеднического и организационного), взглянем на некоторые показательные данные социологии, касающиеся самой темы белорусско-российского единства. Прежде всего, обратим внимание на опрос двухлетней давности (в разгар белорусско-российского кризиса) на центральном телеканале в авторитетной программе В.Ф.Гигина «Дело принципа» об отношении к распаду СССР: при общем числе высказавшихся в 36 тысяч человек 85% заявили, что с распадом СССР «мы больше потеряли, чем приобрели». В это же самое время опрос с простым выбором между Россией и Западом (Евросоюзом) провела явно недружественная к Русскому миру варшавская «Белорусская аналитическая мастерская Андрея Вардомацкого». Результаты говорят сами за себя: 65% за союз с Россией против 19% за Евросоюз, что грантососное агентство объясняет «экономической зависимостью Беларуси от России, отсутствием четкого сигнала от Брюсселя о желании видеть Беларусь членом ЕС, а также доминированием в стране российских СМИ..., пользующихся у белорусов большим доверием, чем белорусские - как официальные, так и независимые». Стоит заметить, что по содержанию и его добротности (особенно нравственной) государственное белорусское телевидение несомненно стоит на порядок выше российского, поэтому (да и по самому смыслу вопроса) ответы респондентов касались отношения к новостям (и, преимущественно, внешнеполитическим). Это должно заставить государственное руководство задуматься о последствиях «многовекторно-нейтрального» отношения к нацистскому режиму и террору на Украине и прочим принципиальным мировым вопросам, где нахождение сторон добра и зла никак не зависит от пропаганды «Кисилева и Соловьева».

Несколько позже «варшавские партнеры» поделились более подробными наблюдениями, согласно которым за союз России и Белоруссии выступает аж 90% (!) белорусов, а принципиально против - только 7%. При этом политическое углубление союза (до союзного государства или даже вхождения в состав РФ) желанно только для 12-20% опрошенных, что вполне мудро, учитывая тот жалкий вид, который представляет собою Российская Федерация, и отсутствие идеологии союзного государства как таковой, отличной от набора западных потребительских стандартов с неуверенным внесением некой неразборчивой «национальной самобытности». Нельзя не отметить и неизменное одобрение белорусами (66% опрошенных) воссоединения с Россией Крыма при 13,5% осуждающих. Не менее красноречивы и данные об отношении белорусов к руководству иностранных государств, преимущественно, конечно, - к их внешней политике: В.Путин (Россия) заслужил поддержку 66% белорусов при лишь 11% негатива, в то время как А.Меркель (Евросоюз) и Д.Трамп (США) - лишь чуть более 11-14% одобрения (видимо, из числа предыдущих 11%), а пан Порошенко-Вальцман - тотальное отвращение.

Казалось бы, беспокоиться особенно нечему: несмотря на все усилия западных спецслужб, их местных агентов из открытой оппозиции и «шестой колонны» лоялистов во власти, белорусы крепко удерживают в уме базовые понятия, а приход к власти прозападных сил на данный момент возможен только в результате эффектного дворцового переворота или эффективного наследования власти в «нужные руки»: самого А.Г.Лукашенко перевербовать Запад уже отчаялся, рассчитывая лишь подталкивать его к ошибочным и самоубийственным поступкам. Угроза, конечно, исходит от поколенческо-возрастного фактора, который совместными усилиями более подробно изучили Российско-белорусский экспертный клуб и Институт социологии НАН Беларуси: белорусская молодежь, погруженная в напористый информационный поток западной бездуховности при отсутствии внятной государственной идеологии и воспитательной политики, закономерно имеет более заметное либерально-западное притяжение, впрочем, не столь критичное. Подтвердив общий устойчивый расклад (примерно 75% за союз с Россией и сближение с Китаем, 15% за евроинтеграцию и 10% за «нейтралитет», до недавнего времени доминировавший в «политике партии», с теми же лишь 6% принципиальных противников российско-белорусского союза), ученые отметили снижение ориентированности на Россию по мере движения от пожилого возраста (55%) к молодому (36%) и обратный рост (с 10 до 25%) мечты о Еврорае. Впрочем, идейных противников Союзного государства среди молодежи еще меньше, чем у взрослых, что обусловлено более ассоциативно-прикладным восприятием молодежи внешней политики, углубление которого с возрастом само по себе приведет часть «европейской» молодежи к Русскому миру. Особое же внимание эксперты обратили на то, что в глазах белорусов «наука и образование выступают одними из наиболее приоритетных направлений сотрудничества Беларуси и России в Союзном государстве. Причем, запрос на сотрудничество по данным сферам превышает аналогичный показатель у более старших поколений белорусов».

Какой вывод из этого следует? Государство и особенно Церковь (как несущая за это священную ответственность со времен Крещения Руси) явно недорабатывают в деле именно духовного, идеологического и образовательно-научного сплочения Восточной (Великой) и Западной (Белой) Руси и особенно их молодого поколения, с другой стороны, на это сплочение несомненный запрос есть - и немалый. И в идеале исполняться он должен в церковно-государственной симфонии сотрудничества. Есть ли на это благоволение со стороны государственного руководства? Дадим в ответ слово самому Александру Григорьевичу (которого к конкретике никто не принуждал), сказанное им на последнем Форуме регионов Беларуси и России: «Эти форумы сближают, объединяют наши народы, делают единым целым, которое разорвать практически никому невозможно... Предлагаю вам, уважаемые участники пленарного заседания, следующий Форум регионов посвятить рассмотрению вопросов, связанных с молодежной тематикой. Это очень важно. Следует обсудить реальные аспекты образования, культуры, творческого развития, патриотического воспитания и формирования здорового образа жизни молодых людей. Нашему подрастающему поколению необходимо прививать желание жить и работать на родной земле. Ведь именно от молодежи зависит будущее наших двух стран. Мы должны сделать все, чтобы наша молодежь, Беларуси и России, смотрела прежде всего друг на друга, а не так, как порой бывает: россияне смотрят через Беларусь дальше на Запад, и белорусы. Я недавно встречался с послом России в Беларуси Михаилом Бабичем, и он мне назвал цифру: около 50 белорусов поступают в российские вузы, а на Запад уехали две тысячи для того, чтобы получить образование... Мы должны сделать так, чтобы наши молодые учились в России и в Беларуси. Будущее - за молодыми. Подумайте, может быть, действительно мы смогли бы организовать солидный форум и посвятить его молодежи... И для белорусов, и для россиян свято все, что связано с Великой Отечественной войной. На примере подвига советских солдат, которые защищали тогда нашу общую Родину, мы должны воспитывать новое поколение граждан Беларуси и России настоящими патриотами». Какие еще нужны общее благословение, повод и намеченный конкретный проект (форум) для окунания в совместный труд Церкви, патриотических чиновников и общественных деятелей?

Далее необходимо перейти к тем организационным инициативам, направленным на сближение, сплочение и объединение Белоруссии и России, которые были созданы или обнаружили себя за последние несколько лет. И которые, конечно, в конечном счете, требуют объединения своих усилий, создание единого центра (начиная с координационного совета), продумывание взаимной поддержки и согласованного планирования, а, впоследствии, - и единой идеологии. Кто же может стать, в частности, в Белоруссии такой организующей силой, которая могла бы и которой, несомненно, придется примирить множество частных противоречий, остудить пыл горячащихся, обличить неизбежные идеологические, психологические, юридические и иные диверсии и провокации противников, соблюсти становление единой союзной идеологии от разных ложных посылов, противоречий христианскому русскому духу и ценностям Русского мира? Не православная ли Церковь! Которую в этом деле должен представлять в лице главы Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества, уж конечно, не прот. Н.Коржич.

Следует признать, что до недавнего времени прорусское и, в частности, просоюзное общественное движение (главным образом, часть православно-патриотической общественности) в Белоруссии было в зачаточном состоянии. Частично по той причине, что явной угрозы российско-белорусскому единству на межгосударственном уровне не виделось; частично - по причине нежелания самого руководства государства во главе с А.Г.Лукашенко давать волю организациям, которые бы затемняли его образ главного сторонника интеграции в стране и на всем постсоветском пространстве и которые могли бы стать критиками его отступлений от союзного курса; частично - по беспримерной беспечности и безразличию к Союзу со стороны Российской Федерации, соответствующих управлений Администрации Президента и МИДа, комитетов обеих палат Федерального Собрания, Россотрудничества, наконец, российского посольства и самого посла А.Сурикова; частично - по исторически сложившейся несклонности самих белорусов к повышенной «социальной активности». Однако украинские события, обнаружившиеся симпатизирующие им и Западу достаточно мощные силы внутри белорусской власти и гуманитарной интеллигенции, освобождение от иллюзий патриотической части российского руководства и влиятельной общественности, наконец, упорство и доселе пытавшейся действовать патриотической белорусской общественности вкупе привели к началу пробуждения просоюзного общественного движения в Белоруссии и в России, в которой до сих пор (в отличие от первой) никак не отмечается апрельский День единения народов России и Беларуси. Единственный, кто за это время проявил едва ли не безразличие к сплочению русско-православного мира перед лицом явной духовной и политической угрозы ему, - тот, кто должен был бы и должен это движение возглавить и напитать, - православная Церковь (конечно, в лице высшего экзархально-синодального начальства, а не епархиально-приходского священства и мирян).

19 июля 2017 года, после почти 15 лет провала в виде прекращения деятельности «Союзной общественной палаты, существовавшей в конце 1990-х - начале 2000-х в форме международного союза общественных объединений, и общественных советов содействия Союзу Беларуси и России, результаты и формат работы которых высоко оценивались Президентами Российской Федерации и Республики Беларусь», была, наконец, «по инициативе деятелей народной дипломатии, культуры, науки, образования, здравоохранения, экспертов на 1-м организационном Съезде, прошедшем в г. Минске (Республика Беларусь) сформирована» Общественная Палата Союзного государства - «международная экспертная и коммуникационная площадка, созданная с целью служить укреплению равноправного и взаимоуважительного российско-белорусского сотрудничества». В состав «основных целей и задач» Палаты входят: «Консолидация усилий значимых деятелей, общественных сил и экспертного сообщества в интересах укрепления Союзного государства, развития его институтов; популяризация Союзного государства, его идеологии, ценностей и достижений на различных уровнях общества, среди широких слоев населения Республики Беларусь и Российской Федерации; повышение эффективности продвижения имиджа Союзного государства, его экономических, социальных и гуманитарных интересов инструментами народной дипломатии; расширение присутствия Союзного государства в информационном поле; стимулирование общественных проектов и инициатив интеграционной направленности на пространстве Союзного государства, помощь в их методическом и информационном обеспечении, координации, привлечении ресурсов, повышении эффективности...; общественное и экспертное содействие в работе органов Союзного государства, ведомств Беларуси и России».

В составе же самой Общественной Палаты Союзного государства - «200 человек из числа авторитетных деятелей культуры, науки, здравоохранения, образования, спорта, государственных и общественных деятелей, экспертов, имеющих значительный опыт и наработки в своих сферах». Неясно только, почему снова не находим мы в ней первых лиц Церкви, епископов хотя бы пограничных областей, авторитетных священнослужителей. Наверняка, вслед за включением таковых последовало бы сотрудничество фондов и соответствующих комиссий Палаты с «Координационным комитетом по поощрению социальных, образовательных, информационных, культурных и иных инициатив под эгидой Русской Православной Церкви», «фонда поддержки гуманитарных и просветительских инициатив "Соработничество"» и проводимого ими масштабного грантового конкурса «Православная инициатива», нацеленного на «поддержку гражданских инициатив на основе масштабного и разностороннего сотрудничества между Церковью, православной общественностью, предпринимателями и государственными структурами», работающих в «следующих проектных направлениях: «образование и воспитание; социальное служение; культура; информационная деятельность». Духовное, идеологическое и информационное обеспечение строительства российско-белорусского Союза - как его главное условие вообще - могло и должно было бы стать главным предметом совместной организационной деятельности Палаты Союзного государства и данных (если не всех вообще) церковных органов.

Одним из первых начинаний Общественной Палаты Союзного государства стало совместное с Институтом социологии НАН Беларуси «проведение исследовательских проектов, связанных с развитием взаимовыгодной и равноправной белорусско-российской интеграции» на основе «подписанного в Минске соглашения о сотрудничестве». А ведь исследование психологии и статистических показателей расположений, ожиданий, пожеланий и даже заблуждений людей относительно российско-белорусского Союза - важнейшая задача! Как и в целом научное внимание и способствование становлению Союза и особенно - вовлечение в служение делу российско-белорусского сплочения самόй академической и университетской гуманитарной науки, которая в самой России (и в немалой степени и в Беларуси) многие годы всеми средствами подталкивалась (в том числе грантами, в том числе бюджетными) к работе против Союза и Русского мира в целом. Преизрядную же заботу здесь представляет ныне и должна представлять в любом случае историческая наука и транслируемая ею идеология исторического самосознания, исключительную ответственность за которой Церкви мы уже не раз вспоминали. И здесь - даже к некоторому удивлению - наблюдаются добрые симптомы.

Программную статью высших должностных ученых-историков «Союзное государство: культурное единство, разнообразие и общая историческая память» и ее духовно-политическое значение мы уже подробно разбирали. Еще ранее, «во время международного круглого стола "Актуальные вопросы новейшей истории России и Беларуси", организованного фондом "Историческая память" (Россия) и Институтом истории НАН Беларуси, участие в котором приняли представители академической и вузовской науки Беларуси и России, архивисты, общественные деятели», они объявили (естественно, не без одобрения высшего руководства) о «намерении создать ассоциацию "Союзная инициатива памяти и согласия", под эгидой которой планируется проведение конференций, семинаров, выставок, публикация научных работ», для «активизации совместной работы над исторической проблематикой», требующейся для «развития интеграционных процессов в Союзном государстве». Как заявил директор Института истории НАН Беларуси Вячеслав Данилович: «Нам бы хотелось, чтобы сотрудничество российских и белорусских историков вышло на качественно новый уровень: чтобы расширялась тематика, количество ученых, вовлеченных в совместные проекты, чтобы мы вместе противостояли попыткам фальсификации истории наших стран». Созданная Ассоциация замечательна по замыслу и уже начала деятельность, однако в своей борьбе за историческую правду сосредоточена пока на одной теме ВОВ. Выход за ее пределы снова же требует вливания в данную организацию православной научной струи (западноруссистов). А без ее поддержки даже российский «Фонд президентских грантов» «неожиданно» решил, что совместная заявка Ассоциации с участием Института истории НАН Беларуси с задачами «противодействия формированию конфронтационной версии совместной российско-белорусской истории, противодействия фальсификации совместной российско-белорусской истории и донесения до белорусской и российской аудитории научно апробированных данных по ключевым эпизодам совместной истории», оказывается, недостойна даже «допуска до экспертизы».

Следует отметить (а Церкви взять на заметку) и «гражданскую инициативу "Союз"», возникшую в результате объединения усилий общественных организаций и экспертов, нацеленных на просветительское продвижение белорусско-российского союза. Причем данная гражданская инициатива явно готова к работе в регионах, где пройти согласования и особенно найти отклик у местной общественности всегда легче, чем в столичном мегаполисе. В качестве яркого примера можно отметить проведенный ею «на базе территориального центра социального обслуживания населения Московского района г. Бреста семинар "Союзное Государство - строим будущее вместе", собравший более 70 участников, среди которых военнослужащие-десантники, студенты Брестского государственного университета имени А.С. Пушкина». Еще более представительский семинар под названием «Союзное государство - образ будущего» был собран уже в Гродно - на базе Гродненского государственного университета им. Янки Купалы, получив, как видим, освещение уже со стороны БЕЛТА Администрации Президента Беларуси: «Основные вопросы, которые затрагивались во время встречи, касались перспективного образа будущего Союзного государства, гражданского общества, гуманитарного и духовного пространства Беларуси и России... Подобные тематические семинары направлены на повышение узнаваемости бренда Союзного государства, увеличение вовлеченности граждан наших стран и, в первую очередь, молодежи в процесс союзного строительства... С молодыми людьми преимущества и перспективы белорусско-российской интеграции обсуждал» ряд авторитетных лиц, начиная с начальника отдела управления воспитательной работы Гродненского государственного университета А.К.Гецевича до известного писателя и историка-западноруссиста В.В. Бондаренко.

Для деятельности подобной гражданской инициативы и иных патриотических объединений (в том числе межгосударственных) с прекрасными условиями для сотрудничества с ними Церкви замечательным событием стало открытие в Гомеле третьего (после минского и брестского) Российского центра науки и культуры: «Руководитель Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству Любовью Глебовой было обозначено приоритетное направление нового отделения - прежде всего, это тесное сотрудничество в гуманитарной сфере». Осталось пожелать, чтобы такие центры были созданы и в остальных белорусских областных центрах Витебске, Гродно и Могилеве, и все вкупе приступили бы к соборному труду над проектом по превращению этих центров в центры совместного российского-белорусского просвещения и сплочения, с активным участием Церкви.

 

 

Примечание РНЛ

Напоминаем, запрещёнными являются следующие организации:

Украинская организация «Правый сектор» (решение Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2014)

Украинская организация «Украинская национальная ассамблея - Украинская народная самооборона» (УНА-УНСО) (решение Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2014)

Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА) (решение Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2014)

Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры» (решение Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2014)

Украинская организация «Братство» (решение Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2014)

 



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме