Чтобы отменить оценки в школе, нужно быть Сталиным

Русская школа 
0
624
Время на чтение 5 минут

Министр просвещения России Ольга Васильева положила конец разговорам о переводе школьных оценок на 12-балльную систему. «Пятибалльная система у нас существует уже 75 лет. Она традиционна для нашей страны», - заявила она.

К аргументу можно придраться: мало ли что для нашей страны традиционно, от некоторых традиций иногда не грех и отказываться. Но в целом министр прав: нам не нужна 12-балльная система. И вот почему.

12-балльная система легко сводится к пятибалльной: новые «пятерка» и «шестерка» - это старое «три», ниже - «два» и так далее. А значит, дети по-прежнему будут разделяться на троечников и отличников, и дамоклов меч плохой оценки все так же будет висеть над их макушками. Смысл же многобалльной системы в том, чтобы убрать этот меч, эту угрозу, эту травму для детей и родителей.

Ничто так не мешает учебе и ничто так не противно детской психологии, как страх неудачи, или, говоря современным языком, «синдром выученной беспомощности». Но современной школе (я не имею в виду сверкающую верхушку айсберга - учителей-умниц, мастеров, самоотверженных энтузиастов, талантов, я говорю о подводной, чиновно-бюрократической части) наплевать на выученное бессилие.

Современная школа ориентирована на «успех» и «лидерство», ее интересуют только отличники, победители олимпиад и те, кто к ним поближе. Прочие же дети - «отходы производства». И какая кому разница, что там у них в душе. Это то, за что лично я школу не люблю и, будучи учителем по диплому, в ней не работаю. От учителя требуют «показателей», а не человечности.

Фото: Дмитрий Феоктистов/ТАСС

Что же делать, чтобы «выученной беспомощности» и сопутствующего ей «учебного стресса» (тоже официальный термин) избегнуть? Рецепт есть - и кое-где негласно применяется. Это... погодите, не смейтесь - 26-балльная система оценки.

Теоретически 26 баллов так же можно свести к «двойкам» и «пятеркам», но, как показывает практика (я с этой системой сталкивался), ни ученики, ни родители такими множествами оперировать оказываются не в состоянии. Не бывает «четырнадцатищиков» (три с плюсом). Бывает так: «За прошлый диктант Ваня получил 13 баллов. А за сегодняшний - 14! Давайте поздравим его, ребята, поаплодируем». И Ваня доволен, как удав.

А если наоборот - было четырнадцать, а стало тринадцать - Ваня закусит губу: «Эх, елки... чуть-чуть не повезло!» Возникает соревновательный, спортивный азарт, «борьба за показатели» превращается для ребенка в игру. На нем больше нет клейма неудачника, тупицы, троечника. Работает плавающая, динамичная система оценки. Оценки - но не приговора.

Конечно, если 26-балльная система станет обязательной и попадет в жернова бюрократии, изгадить можно и ее. Но вряд ли наш министр просвещения боится именно этого. Я, конечно, не могу залезть к ней в голову, разные у нас масштабы понимания проблемы, но думаю почему-то, что противится она вот какой простой вещи.

На эту тему

Переход с одной системы оценок на другую влечет за собой написание кучи бумажек, издание кучи циркуляров, новых руководств, методичек, пособий, даже учебников. А это - деньги, их нужно выделять и... можно пилить.

А если фантазировать дальше, то следует вспомнить, что деньги (в том числе казенные) - это ресурс, и тот, кому этот ресурс попадает в руки, становится сильнее. Может быть, министр боится, что эти деньги попадут не в те руки?

Отсюда, думается, туманность и обтекаемость аргументов: «Пятибалльная система традиционна». Министр не говорит, что отход от этой системы принесет вред. Она говорит: «пока не время».

Но оставим политику, вернемся к образованию. Закручивать гайки, делая ставку на «китайскую модель» (в Китае средняя школа напоминает детский концлагерь), или идти по условно «финскому» пути (в Финляндии детям вообще не задают домашних заданий)?

Отсеивать тонны «человечьей руды», чтобы выбирать крупицы золота (отличников, которые потом то ли уедут за границу, то ли будут работать на благо своей страны), или делать ставку на создание атмосферы свободы и творчества, в которой и далеко не «лидеры» смогут раскрыться?

Борьба этих двух концепций будет вечной. Я признаю логику и правоту первой - с точки зрения «результата», наверное, отсеивать эффективнее. Но мне жаль отсеянных, выбракованных, приговоренных. И по-человечески, и... м-м-м... рационально. Поэтому я вообще за то, чтобы отменить обязательные оценки.

Ну то есть надо сделать их факультативными. Все приходят в школу «за интерес», чтобы узнавать что-то необычное, удивительное, забавное, новое. (Дети это любят, им это легко дается - узнавать новое.) Так, а теперь попробуем этим знанием пользоваться... Получается или нет? Нравится или нет? Нравится? Тогда попробуем на оценку! Кто хочет попробовать на оценку?

Другие материалы автора

Те, кто хочет получать оценки по каждому конкретному предмету, - получают, а кто не хочет, тот нет. Получает по другим предметам. И тогда Ваня из нашего предыдущего примера, полный балбес в правописании, оказывается отличником по истории или по физкультуре.

Кстати, с физкультурой эта система негласно работает. Принципиальный физкультурник, заваливший прилежную, но толстенькую и неуклюжую отличницу, которая «идет на медаль», - часто мы встречаем такое? Если и встречаем, то считаем такого физкультурника чудаком на букву «м» и уродом.

А что же остальные предметы?..

Поймите, каждый ребенок - «идет на медаль». А мы их заваливаем... Как правило, уже в начальной школе. В погоне за двумя-тремя школьными «гениями» (кстати, настоящие гении из школьных отличников почему-то получаются не так уж часто) выбрасываем еще человек двадцать гениев нераскрывшихся, не верящих в себя и не знающих своих сил, загнобленных и затурканных!

А причина одна - система оценок. Вот ее и надо отменить. Но для этого недостаточно быть министром Васильевой. Для этого надо быть Сталиным, Петром Первым и Иваном Грозным.

Как часто мы понимаем, что нужно делать, но сделать этого не можем! Кому-то надо бросить курить. Кому-то - похудеть. Кому-то (вот как мне) и то и другое. А кому-то - отменить систему школьных оценок или ввести налог «на богатство».

Все мы знаем, как должна быть устроена жизнь. Но между «знаю» и «делаю» дистанция большого размера. Так же как между «делаю» и «получается». Некоторым иногда удается эту дистанцию пройти. Немногим. Но именно они и оплодотворяют жизнь.

Дай Бог сил и здоровья всем участникам забега!

Источник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Лев Пирогов
Все статьи Лев Пирогов
Русская школа
Специальная военная операция в сфере образования
В Общественной палате обсудили соработничество государства и общества в деле воспитания личности на основе традиционных духовно-нравственных ценностей
25.04.2024
Росс непобедимый
Святой праведный воин Феодор Ушаков и писатель Валерий Ганичев – 50 лет рядом!
22.04.2024
Стодвадцатый пленэр Русской Атлантиды
Проект давно приобрёл все формальные черты настоящего общественного движения
19.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от E.O.
26.04.2024 09:12
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
26.04.2024 07:52
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 02:37
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44