«Царская тема находит меня всю жизнь...»

Протоиерей Аркадий Петровцев о подвиге св. Царственных Мучеников и проблемах монархического просвещения

Сегодня в рубрике «Год Царской голгофы» мы беседуем с настоятелем храмов Благовещения Пресвятой Богородицы и святых первоверховных апостолов Петра и Павла в поселке Ропша Ленинградской области протоиереем Аркадием Петровцевым. При знакомстве с батюшкой особенно приятно удивило, что, несмотря на далеко не пожилой возраст, отец Аркадий с матушкой Екатериной - родители 12 детей: шести мальчиков и шести девочек!

- Отец Аркадий, расскажите, пожалуйста, немного о себе - о Вашем пути к Богу и священническому служению, о том, как и почему Вам стала близка Царская тема.

- В Православие я пришел из протестантизма. Несколько лет был протестантом и даже собирался стать пастором. Ездил и на конференции протестантские в Москву, помогал им проводить их службы...

А Царская тема меня всю жизнь находила, а не я ее, если так можно сказать. Учился в сельхозинституте в Царском Селе. И иногда заходил в православные храмы, одним из которых был Феодоровский Государев собор, рядом с институтом. Близость Царских мест давала мне некий духовный ориентир, и эта тема привлекла мой ум.

А потом пришел к Православию - это уже на четвертом курсе, в 1993-1994-м - мой институтский друг помогал в алтаре Феодоровского собора у тогда еще игумена Маркелла, теперь владыки Царскосельского. Также через друзей я попал к отцу Николаю Гурьянову, а он был почитателем Царской Семьи и Григория Ефимовича Распутина. Мы к батюшке ездили регулярно по несколько раз в год в течение семи лет. Конечно, то, что мы слышали от Старца, подталкивало к сугубому проникновению Царской темой. Мы ходили и к Александровскому дворцу, который находился тогда на реставрации, смотрели на Царские огороды, которые Царственные Мученики возделывали, будучи в пленении. Мне показывали комнаты, где они жили. На свалке около дворца, когда еще этой темой никто не интересовался, мы даже нашли битую посуду тех времен, с Царскими вензелями.

Т. е. изначально так получилось, что из-за близости к Царским местам и благодаря окружавшим меня людям, с которыми мы ездили к отцу Николаю Гурьянову, я оказался в такой околоцарской среде, где все о Царской Семье свидетельствовало, где почитали и любили эту святую Семью.

 

- Но давайте вернемся к тому, как Вы пришли к Православию и что было потом.

 

- Моему приходу к Православию поспособствовали молитвы моей бабушки. Потому что она - единственная, наверное, кто за меня молился, когда я был еще некрещеный и ходил к протестантам. И вот однажды, приехав к ней, я почувствовал такую огромную тягу к Церкви Христовой, что даже ночью не смог уснуть. Тогда я осознал, что должен принять Крещение. Утром спрашиваю: «Бабушка, а у тебя есть крестик?» Она на меня изумленными глазами смотрит, не веря, что я, только недавно готовившийся стать протестантским пастором, обратился в Православие. И я буквально бегом побежал креститься!

Потом, когда я окончил институт и уже знал, что буду священником, батюшка Николай Гурьянов благословил меня переехать в Брянскую область. И мы из тех Царских мест приехали на Брянщину... тоже в Царское место!

Тогда Брянскую епархию возглавлял архиепископ Мелхиседек (Лебедев). Он глубоко почитал Царскую Семью, за что и пострадал. Это был один из старейших архиереев Русской Церкви, членов Священного Синода, очень грамотный. И вот, как только я стал молодым священником, мы туда перебрались, и он нас тоже в Царской теме воспитывал. Рассказывал, как из Германии в 70-е годы перевозил самиздатовские брошюры про Царя в чемоданах с архиерейскими облачениями. Интересно, что когда пограничники заходили их проверять, он молился Царственным Мученикам, потому что, если бы это нашли, его могли бы и от служения отстранить, и дело завести.

А в Брянск Владыка попал из Екатеринбурга, где активно содействовал прославлению Царской Семьи еще до ее канонизации. За это его в Синоде осторожно «притормозили», сказав, что пока соборно вопрос не решен. И за это, так сказать, рвение Владыку перевели на Брянскую кафедру. Вот, это был архиерей, который меня рукоположил и под омофором которого я служил с 1997 по 2002 год. Часто, когда мы встречались, он говорил что-то на Царскую тему.

Более того, он меня отправил в Брасовский район Брянской области служить. А Брасово - единственное Царское имение во всей округе! Это имение брата Царя - Михаила Александровича Романова, почему и супруге его дали фамилию Брасова. Там был его конный завод, где он выращивал лошадей для Дикой дивизии, которую возглавлял. Его дворец посещали разные композиторы, знатные люди. Был и станкостроительный завод, поставлявший продукцию в Петербург. И ветка железнодорожная, по которой осуществлялись поставки в Северную столицу. Вот как получилось - из Царского Села мы попали в Царское имение на Брянщине, да к такому Царскому архиерею!

- Еще и по благословению старца Николая Гурьянова, сугубого молитвенника Царственным мученикам! 

- Да, конечно. А через 18 лет мы вернулись в Петербург, тоже по благословению, как отец Николай и говорил: вы будете там (в Брянске)не всегда, переберетесь обратно в Питер. И здесь меня определили в Ропшу. И она тоже оказалась Царским местом!

- Надо же! Расскажите, пожалуйста, подробнее.

- Наш храм Благовещения Матери Божией был домовой церковью Петра I. Но еще раньше он был известен как храм покровителя воинов великомученика Димитрия Солунского на Княжьей горке, т. к. в новгородские времена здесь находились оборонительные крепости. И когда шведы завоевали на 100 лет земли новгородчины, они разрушили тот деревянный храм и поставили лютеранскую кирху. Но Царь Петр их победил, и вновь воссоздал на том месте православный храм. А приезжал он в Ропшу, потому что здесь есть минеральные радоновые источники, как на юге. У него тут была лечебная резиденция. Рядом с этим храмом построили дворец с подземной галереей.

После Петра I в нашем храме побывали практически все Цари. Особенно любили Ропшу Петр III, у которого тоже был здесь дворец; Павел I, который решил после гибели своего отца от рук убийц построить здесь Петропавловский храм - в честь его и своего Небесных покровителей. Но по причине кратковременности правления ему не удалось это завершить. А т. к. Павел I огласку этому проекту не давал, что это храм и в честь кого он возводился, то его переделали под манеж, дабы стереть память о мученической кончине этих двух Государей. Потом Ропшу очень любила и отстраивала, сделав генеральный план, Императрица Елисавета. А незадолго до революции Ропшу выкупила Царская Семья, устроив в ней охотничье имение. Здесь устраивались военные маневры, и Государь часто приезжал сюда, молился на Литургии в храме...

В целом наш храм Благовещения Пресвятой Богородицы с петровских времен относился к дворцовому ведомству и никогда не был приходским. Поэтому его содержали все без исключения Русские Цари. Вот, в такое место я попал после Брянска, хотя никаких личных усилий на всем этом пути не прикладывал - чтобы специально оказаться в Царском Селе, в Брасово или в Ропше. Поэтому я и говорю: Царская тема сама находит меня - всю жизнь!

- Но Царская тема весьма непростая - столько лжи и клеветы возводится на благочестивых Государей - Николая II, Павла I и на их окружение - того же Григория Ефимовича, которого Вы упомянули. Как бороться с этим?

 

- Да, тема эта непростая, даже внутри Церкви. Как с этим быть? Лично я пошел путем принятия точки зрения уважаемых мной людей. С первых лет своего священства я поставил отца Николая Гурьянова духовным образцом и впитывал все его наставления. Я боялся некое собственное мнение иметь, старался подстраиваться под духовных наставников, Святых Отцов и подвижников благочестия.

Но при этом помните, как старец Николай ответил на вопрос: «А Вы молитесь Григорию Ефимовичу?» Он сказал: «Дома - молюсь». Видите, мы как верные чада Церкви должны придерживаться церковного благочиния.

- Отец Аркадий, а как вообще Вы понимаете Царскую тему? Каким образом она связана с нашей современностью?

- Царская тема для меня очень многое значит, я убежденный монархист с первого года, как пришел к Православию. Она меня трогает до глубины души. Когда 17 июля, в этом году, в 100-летие Русской Голгофы, после Литургии наш клирос запел Царский гимн «Боже, Царя храни», я прослезился.

Царская тема в России до сих пор находится фактически под запретом, табуирована. Потому что у нас, можно сказать, существует политическая конкуренция. Образы правления демократический и монархический - взаимоисключающие. И продвигать, «рекламировать» Царскую тему «наверху» никто не собирается, поскольку это подразумевает иную позицию и огромную ответственность. Поэтому сейчас большинство людей, живущих в России, важности этой темы не осознают.

При этом, к сожалению, порой монархические организации и мероприятия возглавляются не самыми подходящими людьми. И думается, большую роль здесь играет, может быть, даже государственная политика. Здравые силы притормаживаются, в чем-то дискредитируются, а когда люди экзальтированные занимаются Царской темой, то это может устраивать «политических конкурентов».

- Какой вывод отсюда необходимо сделать, как подходить к данной теме правильно?

- Важно, чтобы занимались Царским делом люди достойные. Например, когда говорил о Государе отец Николай Гурьянов или другие наши старцы и подвижники благочестия, - слова их имели безусловный авторитет.

Прежде всего, конечно, значительную роль в Царском деле играет то, чем вы занимаетесь, - просвещение. Это и издательская деятельность, и выпуск фильмов, передач правильных. Но важно, как я сказал, работать с опорой на слова и опыт реальных общественных и духовных авторитетов. Потому что за ними - люди. А для того чтобы проводить какое-то массовое мероприятие, акцию, или участвовать в чем-то, необходимо понимать, кто это возглавляет, кто благословил, за кем люди смогут пойти и пойдут ли. Иначе все наши усилия останутся малоэффективны, не затронут людей, не зацепят по-настоящему, а могут и вред принести. Сколько таких случаев - берутся возглавлять народное движение люди искренние, но неглубокие, либо экзальтированные, либо пафосные, - примеров этому много, не хочу их приводить, чтобы никого не обидеть. Но и не говорить об этом не могу, т. к. это немаловажно.

Царская тема очень важна по трем причинам: во-первых, потому что дает нам понятие справедливого государственного устройства. Многие законодательные начинания Царя - пример справедливой политики, в которую в наше время уже трудно поверить. Второе - личный пример Царской Семьи - образцовый для христиан. И третье, главное в плане осознания подвига Царя и по аналогии с подвигом особо чтимых на Руси святых Бориса и Глеба, - важность, стержневой характер этого подвига. Благоверные князья Борис и Глеб в течение столетий были знамением для Русских людей, постоянно пребывавших в условиях братоубийства и междоусобиц. Подвиг этих святых впечатлял десятки поколений и стал одним из центральных стержней души Русского человека. А в наш страшный богоборческий ХХ век, время преследования за веру и того же братоубийства, Царская Семья является стержнем никак не менее значимым, понимаете? Их подвиг для нашего времени - центральный и стержневой, потому что олицетворяет в себе подвиг всех Новомучеников и Исповедников, благодаря которым Россия не погибла и Русская Церковь сохранилась.

- Батюшка, а видя то, как мы провели 2017 и 2018 годы, можно ли сказать, что уроки столетия усвоены? И к чему нам готовиться в ближайшем будущем, на Ваш взгляд? 

- Говорить об этом трудно, потому что происходящее сегодня видится в основном глазами статистики. Согласно ее печальным итогам, например, лишь единицы процентов населения регулярно посещают храм. Стало быть, церковное самосознание очень низкое, и внутри самой Церкви далеко не все придерживаются правильного взгляда на Царскую Семью и монархическое устройство.

Но в то же время у старцев, которых я посещал, было другое видение состояния общества. Когда у батюшки Николая Гурьянова спрашивали: почему так тяжело в России, плохо и трудно, он говорил, что легко и хорошо; также на вопрос «как возродить Святую Русь?» Старец отвечал: «А она и не умирала!»

Конечно, старцы говорят, что Царя в России может и не быть, потому что его надо заслужить, а в нашем современном состоянии государства до изменений еще далеко. Но закваска есть. Она заложена нашими святыми и подвижниками благочестия, которые много потрудились. И, повторюсь, в Царском деле, в просвещении действовать необходимо прежде всего качественно и от души. Есть же у нас вера, надежда и любовь. Человек должен жить надеждой, сам быть достойным ожидаемого и прикладывать к исполнению ее все усилия. Мы вкладываем свою душу, свою жизнь в эту Царскую копилку, - ну, а что будет - увидим!

- Последний вопрос, батюшка: что наиболее важно для спасения в современном мире?

- Думаю, иметь духовного наставника с правильными взглядами и устроением. Потому что дерево познается по плодам, а когда один слепой ведет другого, в яму упадут оба. Чтобы люди задумывались, я спрашиваю не просто «есть ли у Вас духовник?», а «кто духовник Вашего духовника?» Так истоки духовные можно проследить. Что проистекает от духоносных наставников, то и плоды имеет добрые. Окормление и послушание очень важно, особенно сегодня.

Беседовала Анастасия Державина

Чудо Царского Друга: свидетельство батюшки о помощи Г. Е. Распутина в исцелении от беснования

В дополнение к беседе с протоиереем Аркадием Петровцевым - замечательное свидетельство батюшки о помощи почитаемого им Царского Друга, убиенного сибирского крестьянина Григория Ефимовича Распутина - Григория Нового - в исцелении от беснования. 

Царская тема - особая, с ней связано многое в жизни. И без фигуры Григория Ефимовича Распутина Царская тема не будет полной. Знаете же пословицу: «Скажи мне, кто твой друг - и я скажу, кто ты». А сейчас пытаются доказать, что Царская Семья - святая, а Григорий Ефимович - грешный и особый злодей. Удивляешься, т. к. никакой логики в этом нет. Если Царская Семья - святая только по своей мученической кончине, то предположения разные можно делать. Но мы-то считаем их образцом. Сейчас книги издаются, одобренные Издатсоветом (записки Императрицы и проч.), - и оказывается, что эта Семья - святая и по жизни.

Григорий Ефимович чем поразил Царя? Мы знаем слова Государя: «Везде измена, трусость и обман», и видел он это, думается, еще до того пресловутого события с мнимым «отречением». Царь видел, что многие люди - неискренние. И есть слова Императрицы: «Если бы ты знал, Григорий, сколько красивым почерком гадостей и всяких подлостей пишется, ты бы тогда понял, как мне милы твои каракули». Вот, Григорий Ефимович был характерен своей простотой, максимальной искренностью, откровенностью и честностью, потому что это сейчас - да и в любое время - все-таки редкость. Почему люди тянутся к старцам? Они видят воплощенный идеал Христианства в конкретном человеке. Думаю, что подобный идеал простого человека и старца Царская Семья увидела в Григории Ефимовиче. В этом - его неоценимая заслуга. И влияние он оказал огромное. Устроенная на него травля имела целью дискредитировать Царскую Семью, любые способы шли в дело - и двойники, и клевета...

В моей жизни было несколько явных чудес, связанных с Григорием Ефимовичем Распутиным. Расскажу об одном. Когда мы жили на Брянщине, у моего старшего сына был друг-одноклассник, но на год постарше. Они уже практически заканчивали школу, дело шло к армии. Конечно, это был юный возраст, и зачастую, как многие старшеклассники, они занимались ерундой, но все-таки и в храм приходили.

И вот произошел такой случай. Второй сын звонит и говорит: «Папа, приезжай в деревню, я не знаю почему, но Леше (его другу) плохо, он умирает - наверное, его надо причастить». Степа - сам испуганный и меня напугал, ничего толком не мог объяснить, был в панике. Я поехал. По дороге предполагал, что у парня что-то с сердцем случилось или нечто подобное.

Приезжаю, а дом весь побитый. Друг сына, Алексей, вне себя, в каком-то жутком состоянии одержимости, беснования, разворотил весь дом - двери, окна разбиты, все перевернуто, сам порезанный. Там сидит и его мать, дрожа от ужаса, а он бегает, что-то кричит. И там же участковый врач-терапевт, который к тому времени успел приехать и вызвать по мобильному телефону скорую помощь - психиатрическую. Вот, в этот момент я захожу туда, и мы все понимаем, что это беснование. Конечно, какое уже там Причащение или что-то подобное? Надо как-то помолиться, чтобы облегчить ему это состояние.

Мы все встали на коленки, чтоб усердно помолиться, и я стал читать акафист святым Киприану и Иустине. И вот во время чтения тот бес, что был в мальчике, нам говорит: «Все равно я не выйду». Опять он бегает, снова подходит и сообщает: «Для меня эта молитва - слабая». Потом говорит: «Я вошел в него через самогонку, которой его поили в соседнем доме». Меня жуть пробирает от того, что он разговаривает не своим голосом, произносит такие вещи, пытаясь сбить молитву.

Мы прочли акафист - и никаких последствий. А т. к. я почитаю Григория Ефимовича, - потому что знаю, что старец Николай Гурьянов его почитал, а я к нему ездил семь лет, - то начал читать акафист Григорию Ефимовичу Распутину. И вот, после первого кондака и икоса бес вышел! Причем без «театрального» какого-либо сопровождения, вроде: «Ой, выхожу, выхожу», а просто друг моего сына, Алексей, очнулся и с крайним удивлением смотрит вокруг, недоумевая: а что тут творится?

Этот случай - из наиболее ярких, и для нас в том числе. Все это оказало влияние и на врача участкового. Мы его убедили не отдавать мальчика в психиатрическую больницу, потому что про него неизвестно что бы после такого говорили, и вся жизнь была бы искорежена. И когда я ехал обратно, по дороге пересекся со скорой помощью, объяснил им ситуацию и написал бумагу, что беру парня под свою ответственность. На другой день мы на службу пошли, причастил его...

Моего сына Степана и других детей так это впечатлило - они все чтят Григория Ефимовича теперь. А сын мой поступал недавно в Питерскую семинарию. Конечно, подготовился он слабовато, а там и сильные ребята не поступали. Но пришел домой радостный - его приняли, и сказал: «Пап, я молился Григорию Ефимовичу!» Вот, настоящие чудеса!

До сих пор происходят подобные вещи с нами, среди наших прихожан. Например, у одного был серьезный суд, его здорово подставили. Все знали, кому молиться.

По молитвам к Григорию Новому решаются любые вопросы. Не только какие-то мелочи, но и жизненно важные случаи.

Сейчас Григорию Ефимовичу и акафисты можно найти, и книги о нем есть в продаже. Известны замечательные творения Царского Друга (книга «Вериги любви»). Любой здравый человек, который прочтет воспоминания Григория Ефимовича о торжествах в Киеве, например, или о паломничестве на Святую Землю, душу автора почувствует. А понять Григория Ефимовича, не соприкоснувшись с его воспоминаниями, едва ли возможно. Потом уже - когда человека полюбишь, почувствуешь, поймешь, - то, конечно, начнешь и молиться ему. Общение людей на этом и строится - это разговор с Богом и душами Его святых.

Протоиерей Аркадий Петровцев

Источник: газета «Православный Крест», № 16 (208) (от 15 августа 2018 г.)

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Аркадий Петровцев:
«Детство большинства из них было сложным»
Протоиерей Аркадий Петровцев призывает финансово помочь приюту для девочек «Маша», пребывающему в трудном положении
20.11.2019
Всенародно любимый старец
Священник Аркадий Петровцев о настоятеле храма во имя иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» на заводе АТИ протоиерее Иоанне Миронове, которому исполняется 92 года
24.11.2018
Все статьи автора
"100-летие Царской Голгофы"
Участниками и зрителями было написано покаянное послание
В Москве прошел Царский вечер с Жанной Бичевской и Геннадием Пономаревым «Царь — наша сила»
24.12.2019
Николай II: несостоявшаяся реставрация Самодержавия
Размышления о смысле служения Царя-Мученика
21.11.2019
Хождение по искушениям за благодатью
Посвящается 125-летию присяги Николая II
31.10.2019
Все статьи темы