О сгоревшей церкви Успения Пресвятой Богородицы в Кондопоге

«Лебединая песня» русского деревянного зодчества сгорела

0
614
Время на чтение 12 минут
У
пенская церковь в Кондопоге. Фотография: wikipedia.

Когда мы учились в МАРХИ, на обложке одного их наших пособий по начертательной геометрии был чертёж церкви, до боли напоминавшей ту, которой теперь нет. Кондопожская церковь Успения Пресвятой Богородицы - это знаковый объект не только для нас - архитекторов - но и для всей русской культуры.

10 августа 2018 года она сгорела. И это единственное, что сегодня заставило наши сми хоть слово сказать о том, в каком состоянии пребывают памятники культуры нашего народа. Мы попросили прокомментировать случившееся ведущих специалистов по русскому деревянному зодчеству.

Михаил Мильчик: «...не надо строить 42-х метровый макет Кондопожской церкви! Надо тщательно законсервировать то, что осталось и поставить стелу с таким текстом, как предлагает Константин Михайлов: „Здесь стояла церковь Успения в Кондопоге, объект культурного наследия федерального значения, один из последних шедевров русского деревянного зодчества. Построена в 1774 году. Сгорела 10 августа 2018 года при министре культуры Российской Федерации Владимире Мединском, губернаторе Республики Карелия Артуре Парфенчикове, начальнике Управления по охране объектов культурного наследия Республики Карелия Юлии Алиповой, мэре города Кондопоги Валерии Анхимове"».

Первое упоминание об Успенской церкви на этом месте относится к 1563 году. Последний деревянный храм - четвёртый, был построен в 1774 году. Это храм прионежской школы шатрового зодчества, которой присущи характерные особенности: фронтонный пояс на восьмерике и расширение центрального столпа к верху. Она была самым высоким деревянным сооружением в Карелии (42 метра высотой). Церковь была построена на закате северного деревянного зодчества в память о погибших крестьянах во время Кижского восстания 1769-1771 годов.

Упенская церковь в Кондопоге. Фотография: <a mce_thref="https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C_(%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D0%B4%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%B3%D0%B0)">wikipedia</a>.

Упенская церковь в Кондопоге. Фотография: wikipedia.

По Декрету 1918 года «Об отделении церкви от государства» и инструкции 1920 года Наркомюста и отдела по делам музеев «по его применению», всё церковное имущество передавалось в ведение отдела по делам музеев, охраны памятников искусства и старины Наркомпроса.

В августе 1926 года церковь была осмотрена Онежской экспедицией под руководством известнейшего русского реставратора И. Э. Грабаря, в которой участвовали такие глыбы нашей реставрации, как архитектор П. Д. Барановский, реставратор Г. О. Чириков, Н. Н. Померанцев и фотограф А. В. Лядов. Церковь реставрировалась в 1927 году, в 1950-х годах и в 1999 году.

Упенская церковь в Кондопоге. Фотография: <a mce_thref="https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C_(%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D0%B4%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%B3%D0%B0)">wikipedia</a>.

Упенская церковь в Кондопоге. Фотография: wikipedia.

В 1960 году решением Совета Министров РСФСР церковь была поставлена на государственную охрану. Была филиалом Кондопожского городского краеведческого музея. В 2000-е годы во время православных праздников в церкви проводились службы, в основном в летнее время.

Упенская церковь в Кондопоге. Фотография: <a mce_thref="https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C_(%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D0%B4%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%B3%D0%B0)">wikipedia</a>.

Упенская церковь в Кондопоге. Фотография: wikipedia.

«Нет ей равных среди деревянных шатровых церквей, хотя и нет коренных отличий от них. Удивительная и единственная в своем роде, эта церковь - лебединая песня народного зодчества, пропетая с такой глубокой силой, что после неё любой звук кажется и слабее, и немощнее.»
- академик, доктор архитектуры А. В. Ополовников.

В церкви был иконостас в стиле барокко и иконописный потолок-небо. Небо кондопожской церкви Успения - единственный образец композиции «Божественная литургия» в действующей церкви. В центральном медальоне неба - образ «Христос Великий Архиерей». Непосредственно вокруг Христа, на рамке центрального кольца, и на 16 гранях, херувимы с серафимами и ангелы в дьяконском облачении с литургическими атрибутами в руках, движущиеся по кругу с запада на восток.

Упенская церковь в Кондопоге. Фотография: wikipedia.

Упенская церковь в Кондопоге. Фотография: wikipedia.

«Успенская Церковь в г. Кондопога является памятником федерального значения 1774 года постройки, а так же является памятником заонежской деревянной архитектуры и филиалом Кондопожского городского краеведческого музея. В настоящее время здание церкви не является собственностью Русской православной церкви, богослужения в ней не совершаются, последний священник - о. Иоанн Лядинский был расстрелян в 1937 году.» - говорится в заявлении Петрозаводской и Карельской епархии.

Упенская церковь в Кондопоге. Фотография: wikipedia.

Упенская церковь в Кондопоге. Фотография: wikipedia.

Упенская церковь в Кондопоге. Фотография: wikipedia.

Упенская церковь в Кондопоге. Фотография: wikipedia.

В 2014 году она уже была в плохом состоянии, из-за прогнивших нижних венцов храм накренился на целый метр.

10 августа 2018 года церковь, вместе со всеми иконами, среди которых были особенно ценные, полностью сгорела. По предварительным данным, пожар возник из-за неосторожного обращения с огнём туристов. Власти Карелии не исключают восстановление памятника, поскольку на ближайшие годы его реставрация стояла в планах, были подготовлены все необходимые архивные данные и чертежи, однако средства так и не были выделены. Следственным комитетом РФ по Республике Карелия 10 августа 2018 года принято к производству уголовное дело по факту уничтожения церкви Успения Пресвятой Богородицы, возбужденное по ч. 1 ст. 243 УК РФ (уничтожение объекта культурного наследия), включённого в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, взятого под охрану государства.

Мы задали вопрос о произошедшем ведущим специалистам по русскому деревянному зодчеству в нашей стране.

Сергей Куликов, главный архитектор ФГУП «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские», председатель Технического комитета «Культурное наследие» при Федеральном агентстве по нормативному регулированию и стандартизации:
Нужна система сохранения, именно сохранения, а не система финансирования как сейчас. Ведь деньги увы качество не определяют. Пока не будет внятной государственной политики в этой сфере, пока не будет целевого отраслевого департамента или иной государственной институции в данной сфере, так оно и будет. Должен быть национальный план сохранения, а не ежегодная программа на тему: «а давайте чего-нибудь сохраним». Должен быть мониторинг, критерии вмешательства на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу, нужна ответственность регионов и сохранение реставрационного сообщества и т.п. и т.д. Говорено много, но реальность она в факеле Кондопоги.
Необходимость рассматривать культурное наследие как один из факторов устойчивого развития территорий, социально-общественной стабильности. Тогда и деревянным, и не только, памятникам место в этом развитии найдётся.

Упенская церковь в Кондопоге. Фотография: wikipedia.

Упенская церковь в Кондопоге. Фотография: wikipedia.

Ольга Севан, кандидат архитектуры, президент Российского Комитета по сёлам и малым городам:
Невероятная потеря, церковь Успения Божией Матери, расположенная на территории города Кондопога. Нет такого храма, не было в России в сравнении с этим. Храм был построен в 1774 году на небольшом мысе, вдающемся в Онежское озеро, и является одним из самых высоких деревянных церквей на территории республики. Это мирового уровня сооружение, пропорции, красота, которую нельзя было трогать, только осторожно реставрировать и поддерживать. Эта Церковь стояла первая в списке деревянных памятников на включение в ЮНЕСКО. Это трагический день для русского деревянного зодчества, которое и так уже столько потеряло за последние десятилетия...

Игорь Шургин, реставратор, исследователь русского деревянного зодчества, управляющий фонда «Поддержка памятников деревянного зодчества»:
Пожар и гибель в огне Успенской церкви в Кондопоге - КАТАСТРОФА! И не только в области деревянной архитектуры, но в целом культуры России. Потеря этого памятника подрывает корни национального культурного своеобразия России среди народов других стран: нигде в мире нет деревянных храмов, подобных Успенскому, стоявшему почти 250 лет в Кондопоге до 10 августа.
Уникальная в архитектурно-художественном и конструктивном отношении Успенская церковь выделялась сохранностью первоначального вида снаружи и внутри. В отличие от абсолютного большинства других деревянных храмов России она никогда не перестраивалась, не обшивалась досками, в интерьере не заменялся иконостас, не закрывались поздней отделкой «небеса» с росписью и резные детали.
Гибель Успенской церкви в Кондопоге - это действительно КАТАСТРОФА, то есть, согласно толковым словарям, «крупное неблагоприятное событие (авария, стихийное бедствие и др.), влекущее за собой трагические последствия».

Михаил Мильчик, член Советов по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга и министерстве культуры РФ:
Гибель Успенской церкви в Кондопоге - невосполнимая утрата не только для нашего архитектурного наследия. Россия лишилась одной из самых гармоничных церквей, которую часто - и справедливо называли лебединой песней русского деревянного зодчества. Удивительное дело: она пережила войны ХХ века, за время гонений на религию потеряла лишь рядом стоявшую колокольню, не была перестроена и сохранила в целости интерьер - замечательный иконостас, расписной потолок -«небо», огромные резные столбы в трапезной... Погиб последний подлинный интерьер деревянных храмов России! С горечью должен сказать, что это не случайность, не рок: сгорели в 1985 г. ансамбль погоста в Усть-Коже, в 1997-м в Верхней Мудьюге, в 2002-м уникальная церковь Спас-Вёжи в Костромском музее-заповеднике, в 2013-м Покрово-Власиевская церковь с не менее ценным интерьером в Лядинах, недалеко от Каргополя. И это далеко не полный список наших скорбных потерь только за последние десятилетия.

Пожар Успенской церкви в Кондопоге.

Пожар Успенской церкви в Кондопоге.

Вне зависимости от того, что послужило конкретной причиной пожара в Кондопоге, этого следовало ожидать: десятилетия мы говорим и пишем о необходимости оснащения всех памятников деревянной архитектуры, стоящих на государственной охране, средствами автоматического пожаротушения. И что? И ничего! Два года назад разработана Концепция сохранения деревянного зодчества России. И что? И ничего! Власть не беспокоит исчезновение культурного наследия России. Она не понимает, что так подрубаются корни национальной идентичности.

И вот мы уже слышим от Министерства культуры Карелии: сохранились обмеры, а потому церковь можно восстановить. Были бы деньги! Там искренне не понимают, что подлинный памятник не восстановим в принципе. Он погиб навсегда. Можно лишь построить макет, как это десять лет назад под моим руководством было сделано с многоглавой Анхимовской церковью. Там были не только обмеры, но и неосуществленный проект реставрации. Тем не менее, мы получили лишь напоминание о погибшем шедевре.

Пожар Успенской церкви в Кондопоге.

Пожар Успенской церкви в Кондопоге.

Даже добросовестная копия не может быть точной, не может стать источником наших знаний о прошлом. А потому не надо строить 42-х метровый макет Кондопожской церкви! Надо тщательно законсервировать то, что осталось и поставить стелу с таким текстом, как предлагает Константин Михайлов: «Здесь стояла церковь Успения в Кондопоге, объект культурного наследия федерального значения, один из последних шедевров русского деревянного зодчества. Построена в 1774 году. Сгорела 10 августа 2018 года при министре культуры Российской Федерации Владимире Мединском, губернаторе Республики Карелия Артуре Парфенчикове, начальнике Управления по охране объектов культурного наследия Республики Карелия Юлии Алиповой, мэре города Кондопоги Валерии Анхимове».



ANASTASIS.ME
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Нравственный раскол Русского мира и его цивилизационные перспективы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.05.2024 10:56
«Осудить навязанное нам понятие "сергианство"»
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
21.05.2024 10:54
Левые патриоты России, остановитесь!
Новый комментарий от С. Югов
21.05.2024 10:00
Россия должна быть империей или национальным государством русских?
Новый комментарий от Игорь Бондарев
21.05.2024 07:44
Зеленский будет только «закручивать гайки»
Новый комментарий от Владимир Николаев
21.05.2024 07:39
Не крестный ход, а ход Креста
Новый комментарий от Игорь Ал
21.05.2024 05:11
Ересь жидовствующих: что это было?
Новый комментарий от учитель
21.05.2024 04:29