Правда и ложь фильма «Молчание»

0
661
Время на чтение 7 минут

Кадр из фильма Мартина Скорсезе «Молчание». Эту икону Христа должен попрать ногами главный герой

Кадр из фильма Мартина Скорсезе «Молчание». Эту икону Христа должен попрать ногами главный герой

Хотелось бы поделиться мыслями о фильме Мартина Скорсезе «Молчание». Я его посмотрел по двум причинам. Во-первых, увидел на некоторых православных сайтах положительные рецензии: мол, Скорсезе снял христианский фильм; ну а во-вторых, потому что он касается христианской миссии в Азии, к чему я имею некоторое отношение.

Сразу скажу, что фильм на самом деле не христианский. Он, без сомнения, выдающийся, но по своему месседжу не христианский вовсе. Тем не менее вопросы, которые в нем поднимаются, вполне серьезные и заслуживают разговора.

Итак, поговорим о сюжете. Действие фильма происходит в XVII веке, когда в Японии начались жесточайшие гонения на католиков. Христианство было под запретом, миссионеров изгнали, местных христиан заставляли отречься от веры и перейти в буддизм, несогласных убивали, и порой весьма жестоко.

Двое молодых католических священников - отец Родригес (блондин) и отец Гарупе (брюнет) - узнают, что их учитель, вдохновивший их на служение и отправившийся миссионером в Японию, теперь отрекся от Христа. Они отказываются в это верить и просят дозволения съездить и разобраться во всем самостоятельно. И епископ их отпускает. Честно говоря, выглядит данный момент весьма неестественно. Каждый священник где-то служит, у него есть его сфера ответственности. Отпустить его с этого места значит, что епископу нужно будет найти ему замену. А тут сразу два священника просятся поехать в Японию, откуда они совершенно очевидно не вернутся, и епископ соглашается. При этом еще можно было бы понять, если бы их нагрузили какими-то дополнительными поручениями, например позаботиться о тех христианах Японии, которые сохраняют веру, или же составить более полный отчет о происходящем в стране - ну хоть что-нибудь. Но нет, двое священников говорят начальству: «Мы не верим, что наш семинарский учитель отрекся. Можно, мы съездим в Японию, которая полностью закрыта для католиков, и сами все проверим?» И в ответ слышат: «Можно». Просто фантастика!

И вот двое католических священников отправляются в Японию. Без знания языка и местных реалий, доверившись первому попавшемуся японскому пьянчуге. Непонятно, каков был их план. Как они собирались найти своего учителя? Просто ходить по стране и каждого встречного японца спрашивать на латыни, не знает ли он, где сейчас отец Феррейро?

Как бы то ни было, они оказываются в Японии, и их провожатый знакомит их с местными католиками, тайно сохраняющими веру. Надо сказать, что та часть фильма, где священники служат для тайных христиан, меня тронула. Хотя в тех странах, куда мы ездим, нет подобных гонений, но нередко мы видим такую же искренность и простоту веры новообращенных, их усердие и радость от возможности помолиться, причаститься...

Но вот появляются гонители... В фильме есть несколько действительно сильных сцен, как, например, когда христиане решают, кто из них пойдет в заложники к гонителям. Возникает вопрос: можно ли ради спасения жизней наступить на икону Христа? И тут появляется сцена, которая показывает разницу между отцом Родригесом и отцом Гарупе. Первый говорит, что можно наступить, а второй - что нельзя.

Здесь хорошо показано отличие гуманизма от христианства. Для гуманизма человек, причем именно в его земной жизни, - это высшая ценность; для христианства выше Христа ничего нет. Но этот конфликт взглядов только обозначается и далее никак не развивается. Пути священников расходятся, и в итоге отец Гарупе, для которого выше Христа ничего нет, принимает смерть как христианин вместе со своей паствой, а отец Родригес отрекается от христианства, принимает буддизм и много лет работает на репрессивную машину буддистской Японии, подавляющую христианство. Но внимание режиссера и его симпатии - с отцом Родригесом. Именно он главный герой фильма, отца Гарупе Скорсезе изображает как человека явно несимпатичного и быстро убирает со сцены.

А вот Родригес его интересует. Оказавшись в репрессивной машине антихристианских буддистских гонений, католический священник ведет себя как последовательный гуманист и в итоге после колебаний и волнений соглашается отречься от Христа и наступить на Его икону под предлогом спасения жизни тех бывших христиан, которые уже отреклись, но которых будут пытать до смерти, если он не отречется. При этом в конце режиссер показывает, что Родригес даже после отречения в глубине души продолжал верить во Христа. И это то, что нам показывает режиссер как в принципе приемлемый выход: и жизни людей спас, и веру свою сохранил.

Для христианина главное - остаться верным Христу, а не продление земной жизни любой ценой

Надо ли объяснять, насколько далек взгляд Скорсезе от христианского понимания мученичества? Пожалуй, надо. Если не верить в загробную жизнь и в то, что Христос тебя в ней встретит и утешит, то тогда, конечно, продление земной жизни любой ценой становится логичным поведением. Но тогда человек и не является христианином, а просто неверующим. Если же ты веришь, что все не кончается этой земной жизнью и что главная жизнь не эта, а та, что будет после смерти, то тогда для тебя становится главным не как долго протянется твоя земная жизнь, а как ты ее проживешь. Проживешь ли ты ее так, чтобы встретиться со Христом, или нет. Если в это верить, то понимаешь настоящих христианских мучеников и вообще настоящих верующих, как, например, мать одного из Севастийских мучеников, которая отказалась забирать его, еще живого, чтобы не лишить мученического венца, или мать Маккавейских мучеников, которая ободряла своих детей, убиваемых на ее глазах: она говорила им, что лучше умереть, чем нарушить верность Богу. Настоящих христиан не получалось «разводить» так, как «разводят» Родригеса: мол, отрекись не ради себя, а ради других, которых мы убьем, если ты не отречешься. Ведь это, получается, именно ты тогда будешь виноват в их мучениях и смерти. Настоящие христиане отвечали: нет. Виноват тот, кто мучает и убивает, а не тот, кого шантажируют этим.

Здесь стоит сказать, почему я в названии отзыва сказал про ложь фильма. В чем именно ложь? Давайте посмотрим. Мог ли оказаться в Японии во время гонений католический священник-гуманист? Мог, конечно. Мог ли он быть таким священником, который сразу после ареста, вместо того чтобы ободрить арестованных мирян, впадает в истерику? Да, мог. Мог ли он отречься, оправдывая себя тем, что делает это для спасения жизней незнакомых ему японцев? Мог. В общем, все это я не могу назвать ложью.

Ложь в самом центральном эпизоде фильма. Родригес по ходу своего заключения и пыток жалуется на то, что почему-то не слышит голос Бога, голос Христа. Только молчание. И вот в тот момент, когда его ставят перед положенной на землю иконой, он, а вместе с ним и мы, зрители, вдруг слышим как бы голос Христа: «Наступи на Меня. Я понимаю твою боль. Твоя жизнь сейчас со Мной. Наступи».

Вот это и есть самая большая ложь фильма. Потому что настоящий Христос говорил прямо противоположное:

  • «Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10: 32-33);
  • «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2: 10);
  • «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10: 37).

А те речи, которые Скорсезе пускает как якобы слова Христа, настоящие мученики на самом деле часто слышали - но это был голос диавола. Иногда он говорил даже через палачей: «Да отрекись ты чисто внешне, никто ведь не требует от тебя на самом деле перестать верить, верь себе в душе в своего Христа сколько хочешь, вот просто сейчас отрекись, и все. И жизнь сохранишь, и веру. Покаешься потом». Настоящие мученики отвечали: нет. И победили мир.

Скорсезе представляет слова диавола как слова Христа и оправдывает путь отступников

А Скорсезе представляет слова диавола как слова Христа и оправдывает путь отступников. Фильм во многих отношениях очень талантливый, но вот эта чудовищная ложь - а большую ложь и представить сложно - отравляет, как яд, все хорошее, что есть в этой кинокартине.

Хорошего много. Я даже сейчас не о прекрасной операторской работе или очень ярких, живых образах японских христиан... То, что фильм показывает, насколько уродливо выглядят гонители христианства, - это хорошо. То, что фильм показывает историческую несостоятельность мифа о таком якобы мирном и пушистом буддизме, будто бы никогда никого не преследовавшем, - это тоже хорошо. Это правда. Буддистские монахи писали трактаты об оправдании гонений на христиан, чиновники-буддисты пытали и убивали массово христиан-католиков, это все исторические факты, и кроме Скорсезе никто не решился об этом снять фильм. Много что можно еще хорошего сказать, но ложь, которую продвигает режиссер, нивелирует всё. И фактически это разубеждение христиан идти на мученичество. Очень наглядно и со многих сторон показано, почему стоит отречься. Вот почему я не могу рекомендовать этот фильм к просмотру и очень удивлен тем похвальным рецензиям, что появились в его адрес на некоторых христианских сайтах.

Последнее, о чем еще стоит сказать. Во время встречи Родригеса с бывшим отцом Феррейро, который, как оказалось, действительно отрекся и убеждает его сделать то же, есть один аргумент. Феррейро говорит: «А с чего ты решил, что эти японцы-христиане страдают за Христа? Что они вообще правильно поняли наши христианские концепции? Да они на самом деле что-то свое там напридумывали и назвали это именами из нашего лексикона». Я не знаю про японцев-католиков XVII века, что они себе думали. Но если говорить вообще про народы Азии, то искренне воспринимать, понимать и исповедовать Христа вплоть до смерти они могут. Чтобы убедиться, достаточно прочитать описание мученичества 222 православных китайцев, убитых во время восстания ихэтуаней в 1900 году. Это не так далеко от нас. Все описано со слов непосредственных очевидцев. Прочитайте. Это мученичество, которое ничем не отличается от уровня мучеников раннего христианства. И это так потому, что настоящие мученики слышат не молчание Христа, а получают от Него мужество, силу и подлинное знание.

Священник Георгий Максимов

Источник: Православие.Ru

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Георгий Максимов
Все статьи Священник Георгий Максимов
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:33
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 20:13
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 20:06
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Hyuga
19.04.2024 19:58
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35
«Не умеет разговаривать по-русски? Домой!»
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 18:56