Беглый хулиган от искусства в свойственной ему манере «отблагодарил» страну, давшую ему политическое убежище - поджег Банк Франции
Есть пословица, описывающая судьбу «художника» не умеющего рисовать: «Дураков и в церкви бьют». То есть, для пресечения глумления и неадекватного поведения деструктивной человеческой особи место, обстоятельства и средства неважны. Главное - пресечь. И никто не осудит.
Но сейчас на дворе постмодернизм. Любая особь с девиантным поведением получает индульгенцию, назвав себя «художником-акционером». Иногда бездушные полицейские не понимают нового искусства и вяжут «акционеров». Но в целом в «окошко Овертона» может пролезть любой желающий, отделываясь лишь легким испугом. Вот как господин Павленский. Его все наше общество и государство упустили. В 70-х он прошел бы курс интенсивной терапии препаратами, подавляющими мозговую активность и работал бы кочегаром или дворником. В 2000-х, вместо условно-здорового труженика, возвращенного обществу, мы получили букет зажигательных перформансов.
Акция Павленского с зашитым ртом.Фото: REUTERS
Первую акцию Павленский устроил летом 2012-го, зашив рот суровой ниткой - поддерживая участниц панк-молебна из «Пусси Риот».
Через год художника, замотанного в колючую проволоку принесли в Заксобрание Питера. Но, настоящую славу Павленскому принесла акция «Фиксация». В «День полиции» он прибил свою мошонку к брусчатке Красной площади.
Павленский, "приковавший" себя к брусчатке Красной площади.Фото: REUTERS
Против него впервые было возбуждено дело о мелком хулиганстве - но оно закончилось ничем.
Происходившее с Павленским дальше не укладывается в голове. И необъяснима доброта российских властей. 23 февраля 2014 года, группа «художников-акционеров» притащила к месту убийства народовольцами Александра Второго кучу покрышек и подожгла их. Собравшиеся били в железные листы, махали украинскими флагами. Уголовное дело возбудили спустя месяц, а прокуратура Центрального района Санкт-Петербурга вдруг поддержала отказ от психического освидетельствования Павленского. Последний шанс на излечение был упущен. И уже в октябре, сидя на заборе института психиатрии им.Сербского, Павленский отрезает себе мочку уха. В ноябре 2015 года Павленский поджигает дверь здания ФСБ на Лубянке и наконец-то попадает на 21 день к врачам-психиатрам, а потом и в суд.
Там Павленский просил переквалифицировать дело со статьи «вандализм» на «терроризм». Но художника не услышали - вчинили ему иск в миллион рублей и... освободили.
В январе 2017-го Следственное управление начало доследственную проверку по заявлению некой актрисы: Павленского обвинили в насильственных действиях сексуального характера. В мае Петр вместе с гражданской женой и двумя детьми бежал во Францию. Добрая Франция дала ему политическое убежище. Павленский дал циничное интервью западной прессе, где рассказал, как ему хорошо живется на новом месте - «как французу». Он не работает, ни за что не платит - продукты ворует, ездит «зайцем», живет в чужой квартире, которую занял самовольно. После чего Павленский запалил здание Банка Франции. Чтобы, по его словам, «разжечь пожар революции по всему миру». Если Франция решит разбираться с беспокойным беженцем-акционером по закону и сочтет этот перформанс «посягательством на госвласть», Павленскому светит штраф в 100 тысяч евро, поражение в гражданских, политических и семейных правах на срок до 10 лет или тюрьма.
Петр Павленский поджег здание Банка Франции.
Но, судя по травоядности французской госмашины, бедный сумасшедший опять отделается легким испугом, и помочь ему в этом мире некому.