- Валентин Юрьевич, на вопрос, как будет отмечаться в России 100-летие Октябрьской революции 1917 года, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, удивлённо вскинув бровь, ответил вопросом на вопрос: «А в связи с чем это нужно праздновать?» И добавил, что в Кремле каких-то мероприятий по этому поводу не планируется. Тут вспоминаются, конечно, слова Пушкина о том, что «неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности». И Песков стал ретранслятором такого неуважения от лица власти к событию, которое стало переломным не только для отечественной, но и для всемирной истории. Мы, конечно, обойти такую важную дату не можем, поскольку история имеет тенденцию к повторению, и важно знать и понимать истоки и последствия Октябрьской революции. Ясно, что без внутренних причин ни одна революция не происходит. Какие экономические предпосылки сложились в России к осени 1917 года? Можно ли сказать, что реформы Витте и Столыпина, которых стало модно в последнее время восхвалять, стали бикфордовым шнуром к Октябрьской революции?
- Вспоминать об Октябрьской революции нужно, прежде всего, для того, чтобы извлечь уроки из этого события - и отрицательные, и положительные.
Экономические причины любых потрясений есть проявление более глубоких причин - причин духовного порядка. Прежде чем говорить о столыпинской реформе или о реформе Витте, стоит обратиться к реформам Александра II. Обычно его называют царём-освободителем, имея в виду, что он подписал указ об освобождении крестьянства. Но при Александре II была проведена и финансовая реформа, и реформа судебной системы, и реформа образования, и земская реформа, и военная реформа. Можно сказать, что при нём произошла бескровная, не совсем типичная, буржуазная революция. То есть никаких «Бастилий» не брали, королю голову не рубили, как в Англии, но эти реформы привели миллионы людей к полному отчаянию. Россия стала разворачиваться в сторону капитализма. А капитализм - не только некая модель социально-экономической системы, он имеет и духовное измерение. Капитализм - это, по сути дела, отход от христианства, это поклонение чужим идолам и кумирам, это духовный переворот, такая форма общественной жизни, которая ведёт человечество к пропасти. Вспомните слова Спасителя:«Не можете служить Богу и мамоне». Но духовный переворот имел начало не при Александре II, а, скорее, при Петре I. Некоторые историки говорят, что это было уже во времена царя Алексея Михайловича - «Тишайшего». Но как бы там ни было, духовный переворот исподволь готовился задолго до середины XIX века.
Рассматривая середину XIXвека как разворот России в сторону капитализма, уместно вспомнить эпоху Реформации. 500 лет назад, в последних числах октября 1517 года, доктор богословия Виттенбергского университета Мартин Лютер подписал свои 95 тезисов, давшие толчок к началу Реформации, которая, в свою очередь, привела к тому, что христианство начало быстро мутировать, появился протестантизм в разных вариациях: лютеранство, кальвинизм, англиканство, баптизм и так далее. А это уже - не христианство, это мимикрия, подделка под христианство. Как писал в начале ХХ века немецкий социолог Макс Вебер в работе «Протестантская этика и дух капитализма»: протестантская этика и стала той самой питательной почвой, на которой стал развиваться капитализм. Элементы капитализма существовали даже в Древнем Риме, и Европа в рамках Римской Империи две тысячи лет назад уже готовилась пойти по пути капитализма. Явление Христа, появление христианства резко изменило вектор и духовного, и социального, и экономического развития всей Европы, которая стала отходить от этого обрыва, пропасти под названием «капитализм». Но через полторы тысячи лет опять вернулась на круги своя - как говорил апостол, как та самая «вымытая свинья, которая идёт валяться в грязи».
Прокатились буржуазные революции.Считается, что первой была голландская, потом английская революция, французская. Они, кстати, очень мало осмыслены. Почему-то в учебниках по истории пишут, что главным достижением этих революций стало создание парламентов. Ну, это, знаете, некий социальный заказ «вашингтонской обкома», или «хозяев денег»! На самом деле главный результат революций - создание центральных банков. Если смотреть под таким углом зрения на мировую историю, то будет понятно, что сегодня из себя представляет Центральный банк Российской Федерации, и почему мы оказались примерно на уровне России времён Александра II. Крепостное право отменили в феврале 1861 года, а Государственный банк Российской Империи был создан за полгода до этого - в 1860 году. И это неслучайное совпадение.
Россия двигалась по пути капитализма немногим более полувека: от середины XIX века до начала ХХ - и оказалась опасно близко к краю пропасти. Я совершенно не согласен с ностальгическими оценками некоторых историков-экономистов, что Россия тогда была экономически мощной, здоровой страной. Нет, она развивалась фактически как полуколониальная страна.
- Странно называть аграрную страну экономически мощной, когда ведущие государства в те времена были индустриально развитыми?
- Полуколония обязана иметь ограниченный набор отраслей. Если у страны создан весь набор отраслей, она самодостаточна и экономически независима, а это создаёт угрозу для «хозяев денег».В дореволюционное время в России была добывающая промышленность, производство чёрных металлов, железные дороги, имелись зачатки пищевой промышленности. Но серьёзного машиностроения или производства средств производства - то, что называется отраслями группы А, у нас почти не было. Только по одному показателю Российская империя находилась на первом или на первом и втором местах - по внешней задолженности. Здесь мы делили «призовые» места с США, только у Соединённых Штатов это была частная внешняя задолженность, а у нас - государственная, или, выражаясь современным языком, суверенная задолженность. Эта очень серьёзная долговая зависимость была обусловлена денежной реформой, которую провели обманным путём в 1897-1899 годах. Автором её был министр финансов Сергей Юльевич Витте, а суть реформы заключалась в создании золотого рубля. Золотой рубль - это разновидность золотого стандарта, а любой золотой стандарт - это эмиссия банкнот под обеспечение золотым запасом. Существовали свои варианты золотого стандарта в Европе, Соединённых Штатах, даже в Японии, но у нас был самый жёсткий стандарт, то есть «золотая удавка» была очень жёсткой. Поскольку Россия не могла обеспечить денежное обращение без адекватного количества золота, его можно было добыть только тремя путями. Первый путь - собственная добыча золота, второй - активное сальдо торгово-платёжного баланса, третий -золотые займы. Россия пошла по третьему варианту, стала в основном прибегать к иностранным золотым займам, затягиваявсё сильнее «золотую удавку» на собственной шее.
- Для чего нужно было вводить золотой рубль?
- Объясняли его появление необходимостью обеспечить стабильность нашей национальной денежной единицы. Поскольку во времена Александра II ввели конвертируемость рубля, рубль стал свободно «ходить» через границу. Он стал игрушкой в руках биржевиков, рублём стали играть на берлинской, парижской, лондонской биржах, его курс стал «скакать» по отношению к другим валютам, поэтому возникла необходимость его как-то стабилизировать. Так и была «подброшена» идея сделать рубль золотым - как раз то, что и хотели Ротшильды. Это, конечно, повысило гарантии для инвесторов, которые стали активно «осваивать» Россию, особенно добывающие отрасли, то есть фактически страна накануне Первой мировой войны оказалась в руках иностранных инвесторов и иностранных кредиторов.
- Какой процент российской экономики «покрывали» иностранцы?Находились ли мы в фатальной зависимости от иностранного капитала или нет?
- Оценки разные. Кто-то говорит: в некоторых отраслях доля иностранного капитала была менее 50%. Но дело в том, что в России была «уникальная» банковская система: де-юре банки были российскими, а по акционерному капиталу - преимущественно иностранными. Может, только Волжско-Камский банк, принадлежавший Василию Кокареву и его потомкам, был действительно русским банком. Большинство других банков по капиталу были иностранными. То есть иностранный капитал управлял российской экономикой через «российские» банки. Даже знаменитые Путиловские заводы, которые производили в том числе оружие, принадлежали иностранному капиталу - сначала французам, а потом немцам.
- Октябрьская революция в корне изменила ситуацию. Каковы были первые шаги новой власти?
- Для меня история - прежде всего Промысл Божий. Каких-то симпатий к тем людям, которые перехватили власть в 1917 году, я абсолютно не разделяю. Но другое дело, что они промыслительно действительно стали осуществлять те действия, которые отодвинули нашу страну от пропасти. Среди таких действий, например, Декрет Совета народных комиссаров от 22 апреля 1918 года о национализации внешней торговли. Фактически это - государственная монополия внешней торговли, совершенно новый институт, который до того не только нигде в мире не применялся, но даже не был никому известен. Далее: в январе 1918-го были аннулированы внешние займы, взятые до революции в период Первой мировой войны. На тот момент наш суммарный долг составлял вместе с процентами около 18 миллиардов золотых рублей. Но в двадцатые годы «бесы революции» начали мутить воду: ввели Новую экономическую политику - НЭП, которая нас чуть не сгубила. Тогда велась очень напряжённая внутриполитическая борьба. Закончилась она тем, что оппозиция: бухаринская, зиновьевская, рыковская и пр. - была сломлена и появились политические предпосылки для того, чтобы можно было заняться экономическим строительством в стране.Впервые термин «индустриализация» прозвучал на декабрьском на XIV съезде ВКП(б)в 1925 году. Астартовала она в первой год первой Пятилетки - в 1928-м. Начался период нашей экономической истории, которую называют «сталинской экономикой», который продлился до середины 50-х годов. А после начались различного рода экономические эксперименты, что постепенно привело к нашему ослаблению и, в конечном счёте, к краху Советского Союза.
- На днях бизнес-омбудсмен Борис Титов призвал прекратить ментально жить в СССР. Он считает, что «образы из Советского Союза влияют на общественное поведение»: он привёл как пример «обвинительный уклон» правосудия и неуважение к частной собственности. То есть предлагается ментально переделать русского человека, и тогда наступит экономическое процветание. Между тем всё большее количество людей всего мира видит в России бастион традиционных ценностей, которые у нас ещё всё-таки сохраняются. На Ваш взгляд, связана ментальность народа и экономика страны, или это абсолютно разные вещи?
- Экономика - это очень тонкий индикатор, лакмусовая бумажка, которая сигнализирует о духовном состоянии общества. Для меня экономика интересна именно в этом плане, а не сама по себе. В конце концов, если у страны здоровые «клетки», будет здоровый и её «организм». «Клетки» - это отдельно взятый человек. Но мы очень мало говорим о его здоровье, да ещё пытаемся осуществить в больном«организме»всякого рода преобразования - революции, «коренные» реформы. При этом «организм» продолжает болеть, мучиться. Если посмотреть с этой точки зрения, то становится ясно, что мы сегодня «одичали»до крайней степени, живём без руля и без ветрил. При этом обсуждаем «инфляционное таргетирование», научно-технический прогресс... А «клетками-то» никто не занимается,как должно.Это, к сожалению, очень печально. И поэтому есть достаточно много признаков того, что опять «пациент» может попасть на «операционный стол», получить новые потрясения.
- Валентин Юрьевич, почему либералы, которые сейчас правят страной, так ненавидят Октябрьскую революцию?
- Это просто некие биороботы, совершенно не имеющие никаких собственных взглядов на историю, на мир, абсолютно необразованные, бесцветные и неинтересные - просто живут и передают управляющие сигналы от «хозяев денег». «Работают» в России вахтовым методом, и никаких идеалов не имеют, кроме того, чтобы получать вовремя корм из рук своих хозяев. Поэтому обсуждать их мировоззрение -слишком много им чести.
- Иначе спрошу: почему «хозяева денег» так ненавидят социалистический строй?
- Нет, «хозяева денег» масштабнее мыслят. Дело не в социалистическом строе, а в том, что социализм у них ассоциируется с государством, а «хозяева денег», они ведь хотят стать хозяевами Мира. А для этого надо, чтобы исчез национальный суверенитет, чтобы исчезло государство. Существует тесная корреляция между социализмом и государственностью, потому что социализм требует достаточно крепкого, мощного государства. А оно им просто не нужно. Если присмотреться к сегодняшней России, то видно, что все управляющие сигналы идут отнюдь не из правительства, не от президента. Они идут совершенно по другим траекториям, извне, идут через Центральный банк.
- Что сегодня для нас, для нашей страны и для всего мира Октябрьская революция?
- Предупреждение! Серьёзный звоночек: ребята, если вы по-прежнему будете служить не Богу, а мамоне или каким-то своим материалистическим идолам, то дальше будет всё хуже и хуже. Как мы уже говорили вначале беседы: без внутренних причин ни одна революция не происходит. И уже сегодня мы имеем шанс получить ещё более серьёзное потрясение, чем было даже в 1917 году. Мне очень не хотелось бы, чтобы этот мой не очень приятный прогноз сбылся.
Беседовала Галина Вишневская