«Пираты Карибского моря». Индустрия смыслов-перевёртышей

0
839
Время на чтение 6 минут



«Надоело говорить и спорить

И любить усталые глаза...

В флибустьерском дальнем синем море

Бригантина поднимает паруса».

Из советской песни

Представьте себе, что вы - испанский мореплаватель, одержимый не столько золотом, сколько открытием новых земель. Или же честный английский торговец (оксюморон, говорите?), везущий пряности из жарких стран. Моря-океаны, горизонт, муза дальних странствий, дневник путешественника. И вдруг на ваш кораблик нападают жестокие, бесчестные... ...годами немытые, скверно ругающиесяподонки. В стычке они убивают команду, а вас и попутчиков берут в плен, дабы продать куда-нибудь на плантацию. А быть может, в страны мусульманского востока. В любом случае судьба ваша весьма плачевна и далека от идиллии. Пиратов ненавидели, боялись и презирали. Вешали безо всякого сожаления. Но нет такой пакости, из которой человек разумный не создал бы легенду или костюмную феерию. Эстетизация преступного мира - давняя игра хомо-сапиенса. Пиратство как «вид предпринимательской деятельности» появилось одновременно с мореплаванием. Люди всегда были одинаковыми - даже в те времена, что именуются высоким ренессансом или ещё каким-нибудь галантным веком. Кто-то плывёт на своей посудине, а мы его - на абордаж и в расход. Всё отнять и поделить. Романтика!

Пиратство - интернациональное явление. Корсары, флибустьеры, ушкуйники и прочие джентльмены удачи. Звёздный час - Новое Время, эпоха географических открытий, когда европеец, ощутив тесноту своего замка, вырвался в море - за добычей, золотом и землями. За свежими впечатлениями. За туманом и за запахом тропических фруктов. Иногда пираты становились комильфотными персонами - если, конечно, их устремления совпадали с интересами короны. Взгляните на портреты Френсиса Дрейка. Сэра Френсиса Дрейка. Благообразное лицо, белый воротник, опрятная бородка. Пацан пришёл к успеху! Королева-девственница Бетси Тюдор была всем хороша - красива, образованна и вечно-невинна, однако же любила брать ворованное и украшать себя чужими бриллиантами. И - награждала ворующих, делая их сэрами. Таковы уж англосаксы - родоначальники business-a. Впрочем, литературно-художественное окультуривание пиратства - это уже XIX столетие, когда Чёрные Бороды и Генри Морганы канули в лету. Можно и поиграть в сундук мертвеца. Джон Сильвер уже не пугает, а интригует. Повесить на рее? Интересно, заманчиво, остро! Возникает и совсем уже немыслимый вариант: благородный морской дьявол, наказывающий сволочей и притеснителей. Капитан Питер Блад - честен и порядочен. Даже не без духовности: «Богу, конечно, известно, что я грешник, но я всё-таки надеюсь, что остался сыном истинной церкви». Безупречен и Рескатор - супруг Анжелики, маркизы ангелов. Топит исключительно корабли своего персонального врага - Людовика-Солнце. Помогает людям. Ищет смысл бытия...

В советской литературно-кинематографической традиции прослеживается образ мальчика, изображающего пирата или сражающегося с пиратами...из соседнего двора. Взято из тогдашней жизни, где царил культ книжности и начитанности. Владислав Крапивин в предисловии к одной из повестей чётко сформулировал: «Хочу только обратить твоё внимание, что в сибирском городке, где живёт герой, никакого моря нет. Но есть мечта о нём - о парусных кораблях и дальних плаваниях. Есть самодельный кораблик и старая карта, которые превращают одинокие вечера в холодном доме в чудесные морские приключения, сражения с пиратами и открытие новых земель». Они читали Стивенсона и Сабатини, сидя в коммунальных каморках, районных библиотеках, у друга на кухне, на голубятнях. Воображали себя «морскими волками», слали врагам «чёрную метку», искали сокровища на пустыре. Повзрослев, настраивали гитару: «Пьём за яростных, за непохожих, / За презревших грошовый уют. / Вьётся по ветру «Весёлый Роджер», / Люди Флинта песенку поют». Хрестоматийная «Бригантина», созданная в 1937 году на стихи Павла Когана, считается одной из первых бардовских песен. Советская парадигма по-своему обыгрывала пиратов: они презирали уют и грабили богачей. Остальное - детали и шелуха.

Пиратская тема будоражит и поныне. Пишутся книги - иной раз оправдывающие сие явление и приравнивающие многих известных пиратов к первооткрывателям. Снимается кино - талантливое и не очень. Масса халтуры. Однако некоторые из фильмов становятся классикой. «Пираты Карибского моря» - один из самых удачных проектов в истории кинематографа. Можно считать это легкомысленной пустышкой для детей среднего школьного возраста, но факт остаётся фактом: без качественной «попсы» не бывает собственно культуры. «Пираты», при всей их надуманности, рождают интерес к истории с географией. Высоконаучная и скучноватая передача вызовет состояние полудрёмы. «Пираты» пробуждают желание развернуть карту. Но подобных фильмов много, а волнует почему-то «карибский» случай. Случай? Здесь многое совпало: и приключенческий сценарий, и волшебные спецэффекты, и, конечно, актёрский состав. Джонни Депп играючи создал филигранный образ - балансировать на грани комизма и мужской привлекательности дано единицам. Его Джек Воробей - изумительный лузер. Он куда-то проваливается, что-то теряет, где-то вязнет. Ему не везёт в любви. В деньгах - тоже. Он смешон и жалок. Вместе с тем, он - прекрасен, в нём присутствует тот самый sex appeal, о котором больше говорят, чем имеют. И вот пятая часть «Пиратов» - в прокате (реж.Эспен Сандберг и Хоаким Роннинг). Отмечу, что в этой главе многое скомкано. Такое впечатление, что листаешь «краткое содержание». Отрывки. Ощущение урезанного сюжета или комикса.Может, авторы хотели поскорее закончить сверхпопулярную, но слишком уж долгую сагу? (Напомню, первые «Пираты» вышли в 2003 году). Чем сердце успокоится? Выход найден! Сварганить любимый в народе хэппи-энд и вздохнуть с облегчением.

Нельзя сказать, что фильм пустой и не заслуживающий внимания. В нём каждый отыщет свою правду. Публицист и общественный деятель Егор Холмогоров разглядел совсем уж диковинное: «Этот фильм - настоящий гимн семье. Главные герои - Генри Тёрнер (сын героя Орландо Блума-Уилла Тёрнера) и Карина Смит (чья она дочь - станет понятно в самом конце) ищут своих отцов, готовы на любые жертвы ради любви к ним, но и родители готовы ради них на подвиг». Или, например: «...торжествует милая демократичная и дружелюбная патриархальность...».Всяк видит родное-близкое. Лично меня в этом фильме взволновало совсем другое. Одним из главных и отрицательных персонажей пятой части является капитан Армандо Салазар (Хавьер Бардем). Знатный дон, у которого всё было отнято именно пиратами, а потому он мстит всем, кто хоть как-то связан с этим промыслом. Его цель - капитан Джек Воробей. «Пираты веками отравляли морские просторы. И я поклялся истребить их всех. Но однажды мне встретился юнец. Джек Воробей. Он отнял у меня всё... Оставив только ярость!» То бишь давным-давно, когда Воробей ещё только начинал свою карьеру, что-то пошло не так - для Салазара. Именно этот молоденький, но уже гнусно прославленный пират заманил дона Армандо в Дьявольский Треугольник. Салазар показан кровожадным и беспощадным - просто Бармалей какой-то. Кличка - Морской Мясник. И действительно: его расправы даны со всей голливудской страстью к эффектно-алой кровище.

Что смущает? Человек, чья цель - искоренение преступности, явлен как чудовище, а маргиналы, с детства промышляющие грабежом, - как жертвы, заслуживающие сострадания. Если в предыдущих частях пиратам противостоял то малосимпатичный губернатор, то жульническая Компания (напоминающая современных бизнес-монстров), то здесь - очевидный смысл-перевёртыш. Такое мы называем «расширением окна Овертона»: сначала говорим, что преступник - тоже человек, потом - изображаем его симпатягой... Тем паче если в образе разрушителя - чарующий Джонни Депп. Мне могут возразить: Салазар боролся со злом его же методами - с пиратами поступал ровно по-пиратски. В истории кино есть много сюжетов, когда супермен выходил на борьбу с гадами и принимался резать-кромсать. В их же гадском стиле. И проигрывал. Потому что, мол, нельзя - надо как-то иначе. Вопрос - как? Непротивлением? Просветительской деятельностью? Бежать за помощью к губернаторам или королям? Из диалога: «Слыхал я про славного испанского капитана, он сослал на тот свет тысячи людей. - Нет-нет, пиратов...». То есть не вполне людей. Отвлекитесь от романтического чтива и яркого зрелища. Пиратство - мерзость. Хотя и привлекательная.

Но в данном случае всё глубже и сложнее. Англосаксонская цивилизация (деньги и удача) когда-то столкнулась с испанской цивилизацией (служение и аристократизм - как в стихотворении Михаила Светлова: «Красивое имя. Высокая честь»). Идальго владели половиной мира, а постились и носили чёрное (что характерно, англосаксы впоследствии переняли эти внешние атрибуты правильного «господского» бытия). Противостояние завершилось победой англосаксов - эти были хитрее, ловчее, подлее. Прямодушная испанская честь-и-верность не выдержала конкуренции. Вместе с тем, осадочек-то остался: Голливуд, обслуживающий мир «чистогана и наживы», (так говорили в наши советские времена) транслирует заодно уж вечные англосаксонские добродетели. И - тему победы над испанским миром. Поэтому Армандо Салазар - отрицательный герой, Мистер Зло, чёрная смерть, а Джек Воробей и Гектор Барбосса - милые парни. Им сочувствуешь. Их любишь. И финал - оптимистический. Проклятие снято. Уилл Тёрнер обнимает неувядающую Элизабет Суонн. Их сын обретает счастье в объятиях умненькой мисс Карины Смит, которая - о, сюрприз! - оказывается родной дочкой одного из пиратов. «Моя фамилия - Барбосса!»- гордо констатирует девушка, знающая толк в астрономии и математике. Все радостны, а Джек Воробей уплывает за горизонт навстречу новым приключениям...

Источник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Галина Иванкина
Спецэффекты без эффектов
О фильме «Сто лет тому вперёд»
04.05.2024
«Город принял» – детектив о советской стабильности
Своеобразная квинтэссенция всех милицейских детективов, снятых в СССР
17.04.2024
«Мёртвый сезон» как пример грамотной пропаганды
Все советские детективы повествовали о человечности
01.04.2024
Почему Наташа так любит «папу»?
Фильм о доброте и вере в Человека
29.01.2024
Все статьи Галина Иванкина
Последние комментарии
Уроки двух лет операции на Украине
Новый комментарий от Павел Тихомиров
10.05.2024 02:26
«Если женщина не хочет рожать, никакие деньги не помогут»
Новый комментарий от Русский Иван
09.05.2024 20:26
«Дружба народов»: Россия и Средняя Азия
Новый комментарий от Русский Иван
09.05.2024 19:54
Царская Семья и Распутин
Новый комментарий от Русский Иван
09.05.2024 19:19