Здесь не только труд, но и праздники

0
283
Время на чтение 5 минут
Первое, что мы увидели, въезжая в село Мордово Красноармейского района,- это крупная табличка на одном из домов с надписью «Помоги храму»... Храм, о котором идет речь, был возведен в селе в 1840-х годах - в честь победы над Наполеоном. Его построили на народные пожертвования и освятили во имя великомученика Димитрия Солунского, покровителя воинов. В 1937 году церковь была закрыта, но сегодня, спустя восемьдесят лет, здесь снова звучит молитва. 11 июня с прихожанами восстановленного храма встретился председатель саратовского православно-исторического общества «Возрождение» краевед Евгений Леонидович Лебедев.

Прихожане и настоятель храма святого Димитрия Солунского иерей Анатолий ФилоненкоХрам во имя святого Димитрия Солунского находится в удивительно живописном месте - на берегу Волги. В минувшем веке он пережил тяжелые времена. После того как в 1937 году его закрыли, в святых стенах был размещен сельский клуб, а чтобы веселящихся «не смущали» скорбные лики святых, взирающих на творящиеся непотребства, их грубо замазали красной краской. Потом в здании бывшей церкви хранили зерно и овощи. Последнего священника, который здесь служил, расстреляли без суда и следствия, и сейчас мы даже не знаем его имени. Евгений Леонидович Лебедев поделился с сельчанами той информацией об истории храма, которая нам доступна:

- С вашим храмом связана судьба Олимпа Яковлевича Дьяконова,- сказал он.  - Этот священник десять лет - с 1892 по 1902 год - служил в этом селе. Сейчас комиссия по канонизации святых готовит документы для прославления пастыря. Он принял мученическую кончину, когда был переведен в Саратов, там он служил в Крестовоздвиженской церкви. После того как отца Олимпа перевели в Саратов, в Мордове по удивительному совпадению служили тезки, но не родственники: Павел Васильевич и Павел Степанович Лебедевы. Оба священника похоронены на территории села. С этими краями связана судьба еще одного человека, отдавшего жизнь за Христа, - сына протоиерея Павла Степановича Лебедева - Николая Павловича. Он тоже стал священником и был расстрелян большевиками. Последнее место его служения - Троицкий храм города Царицына.

Власть большевиков сделала все, чтобы уничтожить саму память о том, что здесь когда-то был храм.

-  Когда мы сюда вошли в первый раз, - вспоминает настоятель храма иерей Анатолий Филоненко, - здесь были такие горы мусора, что его пришлось вывозить грузовиками. Не было ни крыши, ни окон. Дождь и снег уничтожили все убранство храма, только на двух фресках еще угадывалось изображение, и то с трудом.

Сейчас следы большевистского разбоя сохранились только снаружи: фасад здания нуждается в ремонте, разрушена колокольня. Но внутри церковь сияет идеальной чистотой и белизной. Прихожане села Мордово прежде всего были озабочены не возвращением былого величия этого здания, способного украсить волжский пейзаж, а тем, чтобы храм смог выполнять свою основную функцию - быть домом молитвы, удобным для пожилых людей, детей, достаточно теплым зимой. Здесь проведены все коммуникации: вода, газ, электричество. Прихожане общими усилиями сделали в храме полы с подогревом - явление исключительное даже для более благополучных материально городских соборов. Осталось восстановить колокольню.

Приход существует в Мордове с 2010 года. Вначале верующие собирались в молельной комнате, а потом решили восстанавливать родной храм. Инициатива в этом принадлежит местному фермеру Ирине Валерьевне Ампилоговой. Она взяла на себя большую часть материальных и административных забот, связанных с восстановлением поруганной святыни. Сельчане уважают ее безмерно и говорят о ней так: «Ирина Валерьевна как паровоз. А мы рядом с ней - как вагоны. Она договаривалась насчет всего, а мы ей помогали, каждый - чем может».

Ирина Валерьевна Ампилогова и Павел Викторович ПаращенкоНепосредственно строительными работами руководит староста храма Павел Викторович Паращенко. Все в храме сделано либо его руками, либо под его непосредственным руководством. Павел Викторович немногословен в рассказе о себе. На вопрос о том, как он пришел к вере, отвечает просто: «Я рожден православным человеком. Какая еще вера у меня может быть?». Местные жители отзываются о нем с большой теплотой и любовью: добрый, душевный человек, готовый прийти на помощь в любой ситуации.

В результате самоотверженного труда жителей села 27 апреля 2013 года храм снова обрел купол и крест. В этом же году - в день памяти святого Димитрия Солунского - в стенах восстановленной церкви отслужили первую после долгих лет запустения Литургию.

Пока храм открыт только во время богослужения или ремонтных работ. Но в прошлом году прихожане на некоторое время устанавливали дежурство, чтобы церковь была открыта каждый день хотя бы два часа. Ведь мимо едут люди - на дачу, на турбазу, и они, увидев храм, заходят купить свечи, помолиться, порой задают вопросы сотруднику свечной лавки.

- Я тут работаю совсем недавно, - рассказывает прихожанка Надежда Анатольевна Ткачева, - убираюсь в храме, стою за свечным ящиком. Мне, конечно, больше нравилось просто где-нибудь в уголке молиться, но раз надо - значит надо. Многие спрашивают о вере, о богослужении. Я стараюсь им объяснить, что знаю. В связи с этим приходится больше читать самой, восполнять пробелы в знаниях.

В восстановительных работах принимали участие все прихожане. И так же практически все они участвуют в жизни прихода сейчас. Свои послушания охотно несут даже дети: помогают в уборке, чистят подсвечники. Они знают: здесь не только труд, но и праздники. На Рождество для ребят поставили большую елку и приготовили подарки. А они, в свою очередь, устроили для прихожан и отца Анатолия концерт и выставку, посвященную истории Русской Православной Церкви.

- Историю храма нельзя отделить от истории села, - считает библиотекарь и краевед Наталья Ивановна Косицына. - Наше село когда-то было высокообразованным: при Свято-Димитриевском храме существовала не только церковно­приходская школа, но и приходская библиотека с очень хорошим библиотечным фондом. В какой-то момент детей на селе стало так много, что возникла необходимость открыть еще одну школу - земскую. Обе школы работали одновременно. Эти строения сохранились до наших дней.

В здании церковно-приходской школы некоторое время - до того, как восстановили храм, - располагалась молитвенная комната. А в помещении земской школы сейчас находится дом культуры. В нем есть маленький краеведческий уголок, которым заведует Наталья Ивановна. Здесь собраны предметы быта: старая люлька, в которой лежит кукла времен наших прабабушек, вышитая мужская рубаха, старинный сундук, самовар. А вот старинных книг из уникального фонда храмовой библиотеки здесь, увы, нет. Большинство их - как и большая часть икон - было уничтожено. Но одну из этих книг Наталья Ивановна держала в руках. Она датирована 1830 годом и представляет собой подшивку из нескольких дореволюционных журналов религиозной направленности. Книга эта хранится у самой старой жительницы села Анны Ивановны Костроминой, в марте этого года ей исполнилось 92 года.

Жители села Мордово сделали почти невозможное: всего за три года собственными силами и с Божьей помощью возвели здание церкви из руин. Конечно, многое еще предстоит сделать: заполнить белые пятна истории храма, установить, каким был первоначальный вид разрушенной колокольни, благоустроить территорию вокруг. Но главное уже сделано: сельчане действительно помогли храму всем миром, а это значит, что и храм поможет им в их жизненном пути к Царствию Небесному.


Материал подготовлен в рамках проекта «Духовные скрепы Отечества - история и современность». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68 рп и на основании конкурса, проведенного Фондом поддержки гражданской активности в малых городах и сельских территориях «Перспектива».

Фото Евгения Лебедева

Газета «Православная вера» № 13 (585)

Екатерина Иванова

Источник: Православие и современность

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Екатерина Иванова
Все статьи Екатерина Иванова
Последние комментарии
К столетию Ю. Друниной
Новый комментарий от Владимир Николаев
08.05.2024 19:38
«Почему-то существовали иллюзии»
Новый комментарий от Владим
08.05.2024 18:59
«Народ взирает на власть и ждёт очищения»
Новый комментарий от Владимир Николаев
08.05.2024 17:48
«Инкубаторные дети» цивилизацию не спасут
Новый комментарий от Русский человек
08.05.2024 17:33
Я лично испытал на себе нетварную суть Благодатного Огня
Новый комментарий от Владимир С.М.
08.05.2024 17:28