Давно мир не ожидал с таким нетерпением встречи президентов!
Обозреватели, да и простая публика изгрызли себе ногти от беспокойства. Советов надавали президентам — как в Стране Советов.
Но вот встреча прошла. Прошла хорошо. Лучше ожидавшегося. Гораздо лучше прогнозов реалистов, а тем паче пессимистов.
Западные комментаторы уже провозгласили Путина победителем — и по очкам, и по результатам. Мол, мастер дзюдо показал, что он контролирует ситуацию, и вышел upper dog — хозяином положения. Это в основном по языку жестов и телодвижений.
Мы не поддадимся на провокации и не согласимся с ними. Тут не было победителей и побеждённых, но два лидера великих держав встретились и провели первую конструктивную встречу.
Несмотря на большую симпатию, которую испытывали друг к другу даже не Путин и Трамп, а путинисты и трамписты, патриоты России и Америки, оба президента должны были преодолеть серьёзное препятствие. Трампа атакуют его политические противники, а они контролируют прессу, секретные службы, занимают серьёзные позиции в конгрессе и органах юстиции. Эти противники утверждают, что Путин поставил Трампа на пост президента, что Трамп — марионетка Путина. Конечно, дай бог нашему телёнку волка съесть, но эти утверждения — совершенный бред и измышляются только для того, чтобы Путину и Трампу было труднее договориться. И это было реальной проблемой. Американская пресса взвинтила себя до такого градуса истерии, что, казалось, только ядерный удар по Москве её бы успокоил. Трамп — новичок в политике, на краю импичмента — не мог пойти так далеко, как ему хотелось, даже если и хотелось.
Но и президенту Путину было нелегко. Он принял власть после полного разорения, обнищания, разоружения. Россия всё ещё слаба по сравнению с США — её военный бюджет на порядок меньше, чем американский; от прежнего режима в России осталась хорошо укоренившаяся пятая колонна; геополитическая позиция оставляет желать лучшего. Поэтому и отступать Путину некуда. Даже тактическая уступка могла оказаться роковой для России.
Оба президента понимали свои ограничения. Вместо получаса, как планировалось, они проговорили два часа. С ними постоянно были их министры иностранных дел и переводчики, встречи с глазу на глаз не произошло. Да и то, что было, — хороший результат. Газеты — и советники Трампа — требовали привести на встречу самых отчаянных врагов Путина из кругов американских спецслужб, чтобы не дать президентам шанса договориться. От этой беды Господь упас.
Судя по рукопожатиям и улыбкам, встреча прошла хорошо, будут ещё встречи, и русско-американский диалог начинает налаживаться.
Президенты договорились по Сирии — точнее, они подтвердили соглашение, над которым работали уже месяц русские, американские и иорданские специалисты в Аммане. Соглашение вступит в силу в воскресенье, оно покроет юго-запад Сирии, территории, прилегающие к иорданской границе и линии прекращения огня с Израилем на Голанских высотах, области Дараа и Кунейтра.
Эта договорённость была достигнута вопреки позиции Израиля, который настаивал, чтобы никаких русских вооружённых сил не было в районе Кунейтры. Израильские представители, которые были в курсе возникающего соглашения, хотели, чтобы в Сирии, с сирийской стороны линии прекращения огня, были только американцы, а никак не русские. Но вот, судя по всему, победила русская точка зрения.
Особенно важно то, что американцы и иорданцы согласились с русской позицией о важности сохранения единой и независимой Сирии — и это в первый раз. До сих пор они тяготели к сценариям раздела многострадальной Сирии.
Это, конечно, не первая попытка установить прекращение огня в Сирии, и нет сомнений, что боевики постараются сорвать и эту попытку, как они срывали предыдущие. Но всё же, несмотря на их подлые приёмы вроде газовых атак под фальшивыми флагами, пока ход войны внушает оптимизм.
Поговорили президенты и о Корее. Позиция России ясна: не допустить никакого военного давления на соседку России, Корейскую Народно-Демократическую Республику. Россия не только резко против американского военного давления, она также против усиления санкций по отношению к КНДР и против попыток поставить народную Корею на колени экономическими мерами. Надо сказать, что в этой области позиция России сдвинулась в пользу КНДР. Было время, когда Россия поддерживала санкции против Пхеньяна, хотя и в ограниченных пределах, но сейчас произошла настоящая подвижка. Россия против военных и экономических мер по КНДР, против внедрения американской системы ПРО на юге Корейского полуострова, за прямые переговоры и сближение Севера и Юга. Эта чёткая позиция России стала основой обсуждения на встрече двух президентов.
По Украине Трамп подтвердил своё намерение направить спецпредставителя, который займётся украинским кризисом. Президенты договорились открыть специальный канал между русским и американским спецпредставителями по Украине. Основа — всё те же Минские соглашения, которые были большой дипломатической победой Москвы, но так и не переросли в реальность. Может быть, сейчас это получится.
И наконец, президенты обсудили тему кибербезопасности, особенно важную в свете утверждений врагов Трампа о «русских хакерах». Путин напомнил Трампу, что Россия ещё несколько лет назад предложила США заключить всесторонний договор о том, что можно и что нельзя делать в киберпространстве. Администрация Обамы отказалась. Сейчас эта позиция России начинает побеждать. Президенты договорились создать комиссию, которая подготовит соглашение. Надо не только о хакерах договариваться, но и о совершенно неограниченном электронном шпионаже американского АНБ — его пора ограничить.
В целом два часа — это очень немного времени, но сделано много. Президент Путин был в отличной форме, прекрасно справился с тяжелейшим вызовом, президент Трамп показал себя хорошо, не поддался страшному давлению у себя дома. В целом встреча прошла по гамбургскому счёту отлично. И она наверняка не будет последней.