Умер автор «Русофобии», знаменитый академик-математик Игорь Шафаревич

Вечная память  Бывший СССР 
0
1060
Время на чтение 9 минут

Игорь Шафаревич в 1994 г. Фото Роберта Нетелева /ИТАР-ТАСС/.Игорь Шафаревич в 1994 г. Фото Роберта Нетелева (ТАСС)

Игорь Ростиславович родился 3 июня 1923 года в Житомире. С детства увлекался математикой. Еще в школе экстерном сдавал экзамены на механико-математическом факультете МГУ. Поступил сразу на последний курс и окончил МГУ в 17 лет! Кандидатскую диссертацию защитил в 19, докторскую - в 23 года. В 36 лет получил Ленинскую премию за цикл работ по решению обратной задачи теории Галуа над полями алгебраических чисел. К тому времени он уже был членом-корреспондентом Академии наук СССР. Академиком РАН его избрали в 1991 г. Член Лондонского Королевского общества, Американской академии искусств и наук, Германской академии естествоиспытателей «Леопольдина», Национальной академии деи Линчеи (Италия) и др.

Однако широкую известность ученый получил как советский правозащитник, в одном ряду с Солженицыным и Сахаровым. С конца 1960-х открыто выступал в защиту Русской православной церкви, жертв политических репрессий, против использования КГБ психиатрии как метода борьбы с инакомыслящими. В 1968 г подписал знаменитое «письмо 99» генеральному прокурору СССР и министру здравоохранения СССР в защиту насильственно помещённого в психушку математика А.С.Есенина-Вольпина, сына поэта.

Вместе с Солженицыным выпустил самиздатовский сборник диссидентских статей «Из-под глыб». Александра Исаевича на его глазах и арестовали.

«12 февраля 1974 г я пришел к нему с рукописями сборника в Козицкий переулок, - вспоминал Игорь Ростиславович в интервью «Комсомолке». - Звонок в дверь. Он пошел открывать. Слышу его гневный возглас: «Ах, вот вы как!» Вся прихожая заполнилась людьми в форме и в штатском. Он протестует. Какой-то человек представляется следователем по особо важным делам Зверевым. Солженицына уводят. Я мигом рукописи запихал в портфель, считая, что должен быть специальный ордер на мой личный обыск. Его жена заперлась в туалете, оттуда пошел запах гари». Супруга писателя Наталья Дмитриевна ранее была студенткой Шафаревича в МГУ.

Лауреат Ленинской премии по горячим следам написал открытые письма «Арест Солженицына» и «Изгнание Солженицына». Всемирно известного математика уволили из МГУ.

Позже он также открыто выступил в защиту другого коллеги-диссидента - академика Сахарова. Но пути двух ученых-правозащитников разошлись в 1982 г., когда Игорь Ростиславович опубликовал в самиздате свою знаменитую «Русофобию». Где обвинил либералов в неприятии всего русского - истории, литературы, менталитета... С подачи Шафаревича этот термин стал широко известен. Такая патриотическая позиция не понравилась Сахарову и ряду других либеральных диссидентов в СССР. Игорь Ростиславович стал для них «нерукопожатным». Поднялась против него кампания и на Западе. Ученому предложили выйти из членов Национальной академии наук США, поскольку исключать из нее нельзя. Французский математик Жан-Пьер Серр метко назвал это «поликорректной охотой на ведьм». Впрочем, в 2003 году Шафаревич сам покинул Американскую Академию после агрессии США в Ираке.

Перу Шафаревича принадлежат и другие известные работы: «Две дороги - к одному обрыву» (с критикой как социализма, так и западной демократии), «Социализм как явление мировой истории», «Русофобия: десять лет спустя», «Россия и мировая катастрофа», «Духовные основы российского кризиса XX века», «Будущее России», «Русский народ в битве цивилизаций».

... Мы познакомились еще в перестройку. Я приехал к Шафаревичу брать интервью для "Комсомолки" о Русском вопросе. В квартире было много книг. В углу - иконы.

- Вы верующий? - спрашиваю нерешительно.

- Да, - спокойно ответил он.

Я, каюсь, был поражен и не смог этого скрыть. Рожденный и воспитанный в стране "научного атеизма", где еще в 60-х взрывали церкви (такое было и на моих глазах рядом с родной десятилетней школой в липецком селе Колыбельское) не мог представить, что известный на весь мир ученый точных наук, математик, лауреат Ленинской премии и прочих престижных наград - православный. Я тогда считал религию уделом старушек. А тут - член-корр Академии наук СССР!

Царствия Вам Небесного, Игорь Ростиславович!

Из беседы с членом-корреспондентом АН СССР Игорем Шафаревичем «Русский вопрос», опубликованной в «Комсомольской правде» 14 февраля 1990 г.

Необходимое пояснение: СССР в тот момент явно шел к развалу. По национальному признаку. Национальный вопрос оказался главной неожиданностью перестройки.(Е. Черных)

Хотя еще в 1973 г, когда, казалось бы, даже намека не было на межнациональные конфликты в СССР, лауреат Ленинской премии И. Шафаревич предупреждал: «Изо всех жгучих проблем, скопившихся в нашей жизни, вопрос об отношениях между нациями, кажется, самый больной. Слишком много здесь наболело, и слишком мало времени, может быть, осталось, чтобы исправить содеянное...» Статья «Обособление или сближение (национальный вопрос в СССР.) вышла в самиздатовском сборнике «Из-под глыб». Голос одинокого человека власти не услышали. Сборник был запрещен.

БОЛЬНОЙ ВОПРОС ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

- Как мог математик в ту застойную счастливую пору предвидеть главную перестроечную проблему «Союза нерушимых республик свободных...» ? - спросил я Игоря Ростиславовича.

- Первое - мои личные наблюдения. Я в молодости любил много путешествовать, бродил по горам, встречался с людьми разных национальностей. Накопились наблюдения.

Второе - опыт других стран. Это меня поражало. Весь Х1Х век, по крайней мере, Запад, во всем течении западной мысли, от крайних революционеров до либералов был уверен, что вопрос о национализме - отживший. Что это пережиток феодализма, варварства. Одни считали, что к этому светлому будущему постепенно приведет «смягчение нравов», прогресс. Другие заявляли, что новое общество, в котором национальные идеи исчезнут, будет создано в результате революции. В «Коммунистическом манифесте» о пролетариях говорилось: «Современный промышленный труд, современное иго капитала... стерли с него всякий национальный характер.» Или - «Рабочие не имеют отечества. Национальная обособленность и противоположности народов все более и более исчезают уже с развитием буржуазии. Господство пролетариата еще более ускорит их исчезновение. »

Первая мировая война для многих была в этом смысле шоком. Как такой колоссальный кризис расколол мир на разные нации? Но национальное унижение, которое было потом направлено в русло национальной агрессивности в Германии, стало причиной Второй мировой войны. После нее национальный кризис еще более обострился на всей планете. В результате национально-освободительного движения появился целый ряд новых государств в Африке, Азии, Латинской Америке. Но и в этих государствах, казалось бы, узконациональных, этот вопрос остался очень болезненным. Начались необычайно жестокие межплеменные войны... Появились совершенно новые виды национализма в Европе. Бакский, бретонский, валлийский...

Третье - в 70-х годах в СССР появился националистический «самиздат» - западноукраинский, эстонский, грузинский...

Национальные чувства, стремления, чаяния, от умеренных до самых крайних, оказались одной из основных движущих сил современного мира. В каком-то смысле это вообще больной вопрос человечества.

«ОККУПАНТЫ» ВИНОВАТЫ

- Во всяком случае, в СССР катастрофические размеры приобретают межнациональные конфликты, которые нередко проявляются в самых уродливых формах (Советскому Союзу на момент интервью оставалось жить менее двух лет.- Авт.) Виной всему, дескать, русские. Их называют оккупантами, колонизаторами.

- Такой лозунг об оккупантах - мобилизующая сила для крайних национальных течений. Он упрощает все проблемы, объявляя русских единственными виновниками всех несчастий. Этот лозунг, как им кажется, объединяет и помогает решить национальные проблемы. Но это совершенно неверно. Озлобление никогда не помогает. Оно ослепит, вызовет обратную реакцию.

- Странную оккупацию вели русские в СССР, подобную вряд ли встретишь еще где в истории. Парадокс: никакими благами, преимуществами «оккупанты» не пользуются, живут подчас хуже «оккупируемых» народов...

- В этом вопросе нам опасно впасть в субъективизм. По пословице «чужие слезы - вода». Например, полемизируя с Солженицыным, академик Сахаров упрекал его именно в односторонней оценке: «Ведь все мы знаем, что ужасы гражданской войны, раскулачивания, голода, террора, Отечественной войны, неслыханных в истории антинародных жестоких репрессий миллионов вернувшихся из плена, преследования верующих, что все это в равной мере коснулось и русских и нерусских подданных Советской державы.»

Мне кажется, что этот вопрос требует внимательного рассмотрения. Недостаточно такого аргумента «Все мы знаем.» Действительно, этот период тяжело ударил по всем народам. Я это знаю по поездкам в Средней Азии, Кавказе... Но в трагическом положении очутились три народа, когда-то вместе называвшиеся Русь: русские, белорусы, украинцы. И причины этого лежат глубоко. Вспомним коллективизацию. Ей предшествовала идеологическая кампания создания озлобления, ненависти к деревне, деревенской культуре. Эта враждебная деревня объединялась термином «Расеюшка-Русь». Поэты писали, что это «растреклятое слово», что она «повешена», ей объявляли смертельную войну. Клялись в ненависти и т.д. Все-таки сам термин, хотя и подразумевалась любая деревня, как-то особо выделял Россию.

Эта идеология имеет и более глубокие корни. Например, Сталин в своих выступлениях по национальному вопросу на 10, 12, 14. 16 съездах партии всегда утверждал, что главной опасностью в национальных отношениях является великодержавный, или, как он иногда говорил, великорусский шовинизм. Особое положение в этом вопросе занимал 12 съезд РКП (б). Он дружно выступил против того, что делегаты называли словом «русотяп». Говорилось о «подлом великодержавном русском шовинизме». Звучали призывы «подсекать головку нашего русского шовинизма» или «прижигать его огнем». Утверждалось, что русским «нужно себя искусственно поставить в положение более низкое по сравнению с другими народами.» Даже слова Сталина, что у нас имеется, кроме великодержавного шовинизма, и национализм в других нациях, хотя основной опасностью является великодержавный шовинизм, были встречены в штыки. «Эта точка зрения не наша, на этом съезде нечего говорить о местном шовинизме». Весь съезд проходил в атмосфере деликатной озабоченности национальными чувствами всех наций, кроме русской. И никому не приходило в голову подумать, что и у русских есть национальные чувства, которые также могут быть поранены.

- Но ведь на том съезде впервые не было Ленина! (Я тогда еще верил в доброго Ильича. - Е.Ч.)

- Это верно. Выступавшие основывались на неопубликованных тогда широко, но сообщенных всем делегатам документах В.И.Ленина. Теперь они известны. Там говорилось, что «интернационализм со стороны угнетающей или так называемой «великой» нации (хотя великой только так, как велик держиморда,) должен состоять не только в соблюдении формального равенства наций, но и в таком неравенстве, которое возмещалось бы со стороны нации угнетающей, нации большой, то неравенство, которое складывается в жизни фактически.»

ГЛАВНАЯ КОНТРРЕВОЛЮЦИОННАЯ НАЦИЯ

- А как же теория классовой борьбы - основа коммунистического движения, ее идеологии? Ведь среди русских тоже были угнетенные. Пролетиариат, крестьяне.

-Традиция эта еще более старинная. Уходит далеко в дореволюционную историю. Западная мысль в 19 веке стояла на такой точке зрения, что Россия - это некоторое препятствие, которое загораживает дорогу для прогресса, как бы кто ни понимал слово «прогресс».

Или вот статья Маркса и Энгельса в «Новой Рейнской газете»: « На сентиментальные фразы о братстве, обращенные к нам от имени самых контрреволюционных наций Европы, мы отвечаем: ненависть к русским была и продолжает еще быть у немцев их первой революционной страстью.»

Руководители СССР были воспитаны в такой традиции.

- Вспомним целину, на которую были брошены громадные средства. Хотя совершенно рядом, за околицей Москвы - гибла деревня.

- Мало того, что Нечерноземье не поднимали. Его разрушали. Последний удар деревне был нанесен не коллективизацией, даже не войной. А хрущевско-брежневской политикой.

Сначала скот отнимали, отдавали в колхоз. Потом продавали обратно. Разрешали накосить в лесу сено на корову с тем, чтобы взять себе одну десятую часть, а остальное - в колхоз. Во всех учебниках истории средних веков говорится, что церковь грабила трудящихся, беря с них десятину, т.е. десятую часть. Здесь же одну десятую часть оставляли.

Так от деревенского труда отучали. Все эти слияния, разлияния колхозов, ликвидация тысяч и тысяч «неперспективных деревень». Это была политика Последнего удара. Как сказал Солженицын, брежневского катка, прокатившегося по деревне. Бедственным является положение с медицинской помощью и школами в русской, белорусской и украинской деревне. Тяжелейшие демографические последствия. Население почти не растет, в Нечерноземье оно сокращается. Такая политика рубит корень, из которого растет вся страна. Это вопрос не просто о личных обидах русских. Это вопрос разумного отношения к будущему всей страны.»

У Советской страны уже не было будущего. В декабре 1991 г СССР приказал долго жить.

Источник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Евгений Черных
Все статьи Евгений Черных
Вечная память
Со святыми упокой
3. Записки о поминовении старших братьев
17.12.2024
С вечностью наедине
Размышления о лирике Н. Коновского (22.11.1955 - 8.12.2024)
15.12.2024
Добрый юмор и сердечность
Памяти Н.К.Старшинова (6.12.1924 – 5.02.1998). К столетию
10.12.2024
Все статьи темы
Бывший СССР
Труд должен быть внесён в Конституцию как высшая ценность
Трудами создаётся великая Россия с её мечтой об идеальном государстве, в котором живёт самый счастливый, просветлённый, добрый, трудолюбивый народ
19.12.2024
День памяти Святителя Николая Чудотворца
Также сегодня мы чтим память павших при обороне Киева от монголо-татарских полчищ
19.12.2024
День памяти русского первопечатника диакона Ивана Фёдорова
Сегодня мы также вспоминаем Великого князя Михаила Николаевича и героя-танкиста Дмитрия Лавриненко
18.12.2024
День памяти святителя Геннадия Новгородского
Сегодня мы также вспоминаем графа А.Р.Воронцова и графа С.Д.Шереметева
17.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от Бузина Олесь
18.12.2024 21:53
Это вопрос о судьбах России и русской души
Новый комментарий от Ил76
18.12.2024 20:40
«Мы можем и должны остановить своё вымирание»
Новый комментарий от prot
18.12.2024 20:23
Очередной «удар по Самодержавию»?
Новый комментарий от ipopov
18.12.2024 20:21
Суд да дела Василия Бойко-Великого и Божий Суд
Новый комментарий от Леонид Болотин
18.12.2024 20:10
О либерализме
Новый комментарий от Игорь Бондарев
18.12.2024 19:48
Если России не будет – на Земле будет ад
Новый комментарий от Игорь Бондарев
18.12.2024 19:36