Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф 18:7)

Тамара  Сокольская,

Проблемы семьи и брака / 08.12.2017


Значение праздничных традиций и обрядов в формировании духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения …

 

 

Для становления личности ребенка, подростка необходимо правильное духовно-нравственное воспитание, целью которого должны быть формирование целостной структуры личности, совершенствование человека в добродетели, приобщение его к Вышнему, Горнему миру.

В настоящее время наша страна оказалась в очередном непростом историческом периоде. Вспоминаются слова С.А. Нилуса из его известного произведения «Близ есть, при дверех»: Что-то грозное, стихийное, как тяжелые свинцовые тучи, навалилось непомерною тяжестью над некогда светлым горизонтом Православной России». Сегодня на наших глазах происходит страшное - разрушается человеческая личность. Становится очевидной доминанта материальных ценностей над духовными. Демонизация общества ныне принимает самые разные формы, ориентируясь буквально на все слои населения. Не вызывает споров тот факт, что у современных детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

С начала третьего тысячелетия мы видим возрождение диких языческих культов, проклятых еще нашими далекими предками, раз и навсегда избравшими Христа. Сюда можно отнести празднование масленицы с обязательным сжиганием чучела, знакомством детей с обрядовой куклой «Масленицей», песнями, двусмысленными частушками и разгульными плясками, когда в храмах после Литургии идет чин прощения; гадания; колядки с пожеланиями сытости и достатка; призвания весны; празднование Ивана Купалы с привлечением водяных и русалок; театральные постановки, в которых дети одеты в костюмы нечистой силы и прочее. К сожалению, подобные формы организации культурно-досуговой деятельности детей можно встретить как во многих образовательных программах духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, так и на деле при реализации данных программ.

Особая ответственность лежит на воспитателях подрастающего поколения. Надо не забывать про то, что Господь запрещает самим людям соблазнять, искушать друг друга, говоря «горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18, 7).

В настоящее время все чаще можно встретиться с обожествлением и романтизацией таких сказочных сверхъестественных антропоморфных персонажей, как баба-яга, ведьма, колдун, леший, домовой, водяной и.т.д. В народе довольно часто многообразную совокупность обитателей «инфернального мира» называют «нечистой силой» [7]. Сегодня наряду со старыми образами «нечистой силы» появляются новые, такие как тролли, орки, зомби и прочие [23].

Стоит отметить, что если для советских детей мистицизм был некоей условностью, сказкой, то сейчас мистика уже не воспринимается как некая выдумка. Не для кого не секрет, что колдуны, экстрасенсы открыто предлагают свои услуги, существуют курсы магии, почти все фильмы, литература, компьютерные игры сознательно формируют у людей оккультное мировоззрение. Сегодня мир пронизан мистицизмом, практическая сторона которого весьма доступна [1]. Кроме того, по выражению св. Антония Великого, «демоны не имеют видимых тел; но мы бываем для них телами» [2]. Дети, участвуя в языческих обрядах, примеряя на себя образ темных сущностей, которых изображают, в которые пытаются играть, надевая личины демонов, вампиров и прочей нечисти, просто открывают им ворота в свою душу. Стоит помнить, что интерес к инфернальной теме не проходит бесследно. В этом кроется основная опасность сознательного либо неосознанного контакта человека с духами злобы поднебесной (Мф.6:12).

 

Учение Православной церкви о контакте с духами

Установление контакта с невидимым миром в обход тех запретов, которые установил Сам Господь, православная церковь однозначно запрещает. Это можно осмыслить на основе библейского откровения о бытии духовного мира и разумных существ, его населяющих, а также анализа большого количества письменных свидетельств древних православных подвижников, имеющих опыт встречи с духовными существами иного мира.

Согласно учению Православной церкви, от начала бытия мира ведется борьба нечистых духов с родом человеческим. Эта борьба, итог которой - вечная блаженная жизнь, не на жизнь, а на смерть [18]. 

Библейские данные говорят о том, что Ангелы были созданы Богом по Его образу и потому являются сынами Божиими [Иов. 1, 6; 3]. Аналогично созданы и души человеческие [9].

Как пишет свт. Игнатий Брянчанинов, «производится лютая и непрерывная война на земле: с одной стороны сражаются святые Ангелы и православные благочестивые христиане, а с другой - ангелы тьмы и подчинившиеся им люди. Предмет брани - вечная участь людей в загробной жизни и истинное христианство на земле, то единственное средство, которым доставляется человеку вечное блаженство на небе» [16]. 

Святые Отцы хорошо изучили свойства демонов. Так, по мнению свт. Игнатия Брянчанинова, «духи в своих действиях гораздо свободнее, в способностях гораздо развитее, нежели люди» [15].

Общее мнение святых Отцов Православной Церкви о возможности контакта с духовными сферами наиболее полно выразил свт. Игнатий (Брянчанинов): «Святые духи уклонились от общения с человеками, как с недостойными такого общения; духи падшие, увлекшие нас в свое падение, смесились с нами, и чтобы удобнее содержать нас в плену, стараются соделать и себя и свои цепи для нас незаметными. Если же они и открывают себя, то открывают для того, чтоб укрепить свое владычество над нами. Всем нам, находящимся в рабстве у греха, надо знать, что общение с святыми Ангелами несвойственно нам по причине нашего отчуждения от них падением, что нам свойственно, по той же причине, общение с духами отверженными, к разряду которых мы принадлежим душою, - что чувственно являющиеся духи человекам, пребывающим в греховности и падении, суть демоны, а не как не святые Ангелы. «Душа оскверненная, - сказал святый Исаак Сирский, - не входит в чистое царство, и не сочетавается с духами святых». Святые Ангелы являются только святым человекам, возстановившим с Богом и с ними общение святою жизнию» [17].

Злобные духи способны вкладывать в нас помыслы, которые мы воспринимаем как свои собственные. Это все те мысли, которые ведут ко греху и не дают обратиться к Богу. Мрачные демоны пытаются воздействовать на волю, возбуждая в нас порочные желания, приглушают в нас голос совести, призывая наслаждаться всецело земными благами, а после безрассудного вкушения, когда вскрывается вся пустота безбожной жизни, они же наводят на душу отчаяние. Наивно думать, что демоны воздействуют на людей непременно в образе жутких призраков или в страшных формах одержимости. Влияние их на людей бывает самым разнообразным и не всегда внешне устрашающим. Например, подлинно страшное, что они делают, это то, что демоны препятствуют обращению человека к Богу, к жизни по заповедям Евангелия [19].

Опасность контакта с духами заключается в том, что сатана преобразуется во Ангела света и служители его преобразуются, яко служители правды, сказал святой Апостол Павел (2 Кор. ХI, 14, 15) [17]. «Общее правило для всех человеков состоит в том, чтобы никак не вверяться духам, когда они явятся чувственным образом, не входить в беседу с ними, не обращать на них никакого внимания, признавать явление их величайшим и опаснейшим искушением» [17]. Желание видеть духов, любопытство узнать что-нибудь о них и от них есть признак величайшего безрассудства и совершенного незнания нравственных и деятельных преданий Православной Церкви. Открытое общение с духами для неопытного есть величайшее бедствие или служит источником величайших бедствий [11].

По наблюдениям игумена Ефрема Виноградова-Лакербая (пишущего под псевдонимом игумен N), автора многих книг, посвященных острым вопросам бытия православного человека в современном обществе, дети (особенно некрещеные) весьма подвержены воздействию падших духов, их вывести на контакт с разумными существами параллельного мира можно очень легко [9]. 

 

Языческие обряды и праздники

Уже исторически, к сожалению, сложилось так, что христианство в нашей стране переплетено с различными языческими верованиями. Как многократно отмечалось историками, после принятия крещения в 988 году в Киевской Руси продолжала существовать народная культура, уходящая своими корнями в язычество, параллельно с этим утверждалось христианство.

По словам архимандрита Рафаила Карелина, наше время можно назвать ренессансом язычества, представляющего собой конгломерат различных учений, ритуалов, мифов и мистерий; но есть нечто общее, что лежит в их основе и объединяет в единое демоническое поле.

Пророк Давид в одном из своих псалмов пишет: «Боги язычников суть демоны, а Господь небеса сотворил». Святые отцы считали язычество духовной катастрофой человечества, ведущей к потере истинного Бога и поклонению демоническим силам [5]. Древняя Церковь считала участие или соучастие в языческих обрядах и поклонение языческим эмблемам изменой вере, отвержением Христа. Раньше таких людей называли «павшими» и на долгие годы отлучали от причастия, и даже не допускали в церковные собрания [5].

Библия неоднократно осуждает и запрещает подобное: «...не ворожите и не гадайте» (Левит. 19:26). Это мерзость в глазах Бога. А по отношению к самим гадателям и ворожеям Слово Божье выступает еще радикальней: Бог велел их истреблять в своей среде. «Ворожеи не оставляй в живых» (Исх. 22:18). Занимающийся колдовством по Закону подлежал смертной казни (Лев.20:6, 27).

Гадание - это ритуал, посредством которого человек входит в общение с демоном и таким образом получает ответ. Даже гадание в шутку делает человека в какой-то степени зависимым от демона и омрачает его душу. Есть силы, которые желают распространения оккультизма как альтернативы христианству. Святая Церковь приравнивает грех гадания к греху человекоубийства и отлучает совершивших его на 12 лет от Святого Причастия, а тех, кто ходит к гадалкам, отлучает на 6 лет, как пособников убийц [22]. Новозаветная Церковь приняла на VI Вселенском и других Соборах специальные правила, запрещающие все виды колдовства как сатанинское занятие.

Неважно какие гадания имеются в виду (в святочные дни или иное время года), по природе своей они не отличаются друг от друга. Слово имеет бытийную силу, поэтому даже если люди не сознают этого, а воспринимают как экзотические игры, безобидным это дело не является. Магическое слово привлекает демонов, если даже человек этого не желал. Существующая на Руси традиция гаданий в святочные дни говорит лишь о том, что некоторые греховные обычаи являются необыкновенно живучими, ибо имеют в качестве почвы падшее человеческое естество. Святая же Церковь настраивает своих чад и в эти дни жить духовной жизнью согласно святой тысячелетней традиции.

Многие знают, что народные гадания упоминаются во многих произведениях русской классической литературы: у В.А. Жуковского ("Светлана"), А.С. Пушкина («Евгений Онегин»), Н.В. Гоголя ("Ночь перед Рождеством", "Ночь накануне Ивана Купалы"), П. П. Бажова ("Голубая змейка"), Л.Н. Толстого («Война и мир»). Гадали такие известные русские литературные героини, как Татьяна Ларина в «Евгении Онегине» и Наташа Ростова в «Войне и мире». Тем не менее подобные описания языческих обрядов не является достаточным основанием в их возрождение. Все формы гаданий берут начало от древних языческих мистерий. Поэтому вопрос о гадании - это вопрос мистический, ибо гадание далеко не безобидно, это образ общения с падшими духами, то есть демонами. Поэтому при прочтении литературных произведения, где встречаются подобные сюжеты, следует говорить детям (подросткам) о страшных последствиях таких заигрываний (даже в шутку) с сатаной, которые нельзя.

Говоря о масленице, нужно заметить, что на сегодняшний день широкое распространение получила историософская версия о якобы имевшей место замене языческих праздников христианскими (это относится и к масленице). К сожалению, приверженцев данной версии можно встретить и среди православных людей. Зачастую масленичная неделя сопровождается обильным излиянием спиртного, языческими игрищами, то есть такими действиями, в которые люди вкладывают некий мистический антихристианский смысл), обрядом сжигания Масленицы (чучела или снопа соломы) [10]. В славянской мифологии Масленица - персонаж, воплощающий плодородие и вместе с тем зиму и смерть [21]. Как и западноевропейский карнавал, русская Масляница - наследие времен язычества. По Снегиреву, она имеет своим началом праздник в честь языческого бога Волоса [20].

В христианстве Масленица вообще не относится к сугубо церковным праздникам. Она приходится на неделю перед Великим постом и, следовательно, не имеет четкой даты в календаре. Таким образом, время, на которое приходится масленичная неделя, может колебаться в пределах месяца и более). Для христиан это время подготовки к посту, касающейся не только пищи, но также и духовной стороны жизни. Эта неделя называется сырной или мясопустной. Проводить ее надо в настрое на покаяние. И готовиться к встрече со Христом в данном случае нужно, свершая шесть дел евангельского милосердия: жаждущего напоить, голодного накормить, странника ввести в дом, нагого одеть, посетить больного и навестить томящегося в темнице. Святитель Тихон Задонский говорил: «Кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина. Самое празднование масленицы есть дело языческое... Если и всегда худо и грешно проводить время в бесчиниях, то наипаче грешно так провожать седмицу сырную, как преддверие святого поста» [25].

Таким образом, особый смысл масленицы состоит в том, чтобы люди в течение недели, предшествующей Прощеному воскресенью и Великому посту, успели съездить и сходить к своим близким и дальним знакомым и родным, попросить друг у друга прощения. Верующим на масленицу недопустимо участвовать во всеобщем разгуле, объедении и пьянстве. Святитель Тихон Задонский говорил: «Стыд лицо мое покрывает, когда говорю о том, как православные христиане празднуют масленицу».

 

Современное искусство

В искусстве отражается общее состояние человечества. По мнению исихаста, богослова, духовного писателя архимандрита Рафаила (Карелина), даже нерелигиозное искусство может быть барометром религиозной жизни человека. Если можно охарактеризовать современное искусство в нескольких словах, то мы назвали бы его бегством от Бога к диаволу. Это жажда к демоноуподоблению. Следует заметить, что искусство XX- XXI столетий пропитано духом демонизма [4]. Известно, что писатель моделирует и создает образы на основе своих собственных чувств и переживаний, он сам живет в своих героях [6].

В среде детей и подростков сейчас весьма популярен такой жанр литературы, как фэнтези, (начиная с Р. Толкиена и кончая «Гарри Поттером»), в кино, в компьютерных играх. По мнению монаха Иоанна (Адливанкина), руководителя миссионерского отдела Центра, специалист по проблемам сект и оккультизма, этот жанр значительно затрудняет формирование традиционных ценностных ориентиров у человека, который еще не имеет своего культурного опыта [1]. Через литературу такого рода очень активно продвигается тонкая, лукавая подмена добра и зла. В силу того, что эта подмена далеко не всегда легко опознаваема, она наиболее опасна. Как считают православные психологи, человек, увлекавшийся романами Толкиена, вовсе не обязательно становится сатанистом. Однако следует заметить, что нет ни одного сатаниста, который бы в свое время не увлекался романами Толкиена! Быстрое и стойкое повреждение личности от прочтения литературы такого жанра происходит, как выяснилось, потому, что в этих романах используются имена героев демонических миров, которые Толкиен запретил переводить на другие языки с требованием сохранить такое же их произношение и написание, как в оригинале. Можно из этого заключить, что этот автор создавал космогонию, не являющуюся однако простым плодом авторской фантазии. Толкиен был профессиональным историком и лингвистом-исследователем, в связи с чем он многое черпал из древних культов, что позволила ему использовать демонических существ из древних культов в своих романах. Многие его герои носят имена древних богов, то есть, с точки зрения Православия, демонических существ. Всем понятно при этом, что устремление человека в ту или иную духовную область образует некие связи, позволяющие активизироваться темной духовности [1].

Принципы, на которых зиждутся представления о добре и зле, в жанре фэнтези сильно отличаются от традиционных сказочных представлений. И еще более они разнятся с христианскими представлениями. Кроме того, сказки всегда воспринимались всеми, даже детьми, как нечто условное, а фэнтези часто становятся реальностью для тех, кто ими увлекаются. 

Существа параллельного мира охотно сотрудничали с крупными и менее известными литераторами [9]. Так, например, один из столпов немецкой литературы Иоганн Вольфганг Гёте по поводу своего романа «Страдания юного Вертера» вполне откровенно говорил: «Так как я написал эту книжку почти бессознательно, точно лунатик, то я сам удивился, прочтя ее» [13].

До сих пор в молодежной среде модным является роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». По сути Михаил Афанасьевич в «Мастере и Маргарите» вернулся к теме, поднятой немецким писателем И.В. Гёте [7], который поэтизировал образ человека (крупного мага, некроманта и астролога доктора Иоганна Фауста, реальной исторической личности, жившей в Германии в XVI веке), решившегося на контакт с существами параллельного мира ради приобретения паранормальных способностей. Кстати, судьбы этих двух писателей удивительно похожи. И тот, и другой прошли инициацию в Орден тамплиеров. Судя по всему, и Гёте, и Булгаков сумели так ярко и детально раскрыть тему взаимоотношений человека, озабоченного поиском «тайного знания» и потусторонним миром, поскольку сами были вовлечены в общение с тем миром. Драма «Фауст» Гёте и роман «Мастер и Маргарита» Булгакова - наглядные пособия по теме гностицизма. Однако в них много недосказанного, даже по-своему привлекательного (оба произведения обладают определенным магизмом, способным воздействовать на неподготовленные души). Сами авторы с симпатией относятся к своим героям [7], проповедуя идею того, что между добром и злом нет резкого разграничения.

Как ни странно, современные ценители поэзии в большинстве случаев в наше время называют среди любимых поэтов, без стихов которых трудно было бы жить Блока и Бодлера, а затем Есенина и Цветаеву. По словам архимандрита Рафаила (Карелина), около всех этих поэтов стоит некто «черный, черный», которого в припадке поэтического визионерства увидел Есенин. Как известно, Блок умер в припадке буйного помешательства, Бодлер отравил себя наркотиками, для Есенина и Цветаевой их «черный спутник» приготовил петлю и любезно предложил одеть на шею свое роковое «ожерелье» [4]. Известный факт, что советские писатели Валерий Брюсов и Федор Сологуб были откровенными сатанистами и контактерами [9].

Как в истории о бесах, которые обитали в стране Гадаринской и вселились в стадо свиней, бросившихся затем с обрыва в море (Мк. 5: 1-14; Лк. 8:26-33; Мф. 8: 28-32), так и бесовские идеи многих писателей, философов и прочих «мыслителей», порвавших с Богом, вселились в нынешние народы [7]. К этим идеям вполне применимы слова Евангелия: «Имя - им легион» [«Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека. И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много» (Мк. 5:8-9)].

В нашей стране уже давно через целый ряд телепрограмм распространяется безнравственность, пропагандируется насилие, чересчур легкое отношение к человеческим трагедиям, к святости семьи, к общественной морали. О театре даже не стоило бы особенно говорить. Еще святитель Иоанн Златоуст называл его «школой страстей». Более того, современный театр стал более примитивным и вульгарным, чем ранее. Более того, в погоне за модой театр захотел имитировать церковь и показывать пьесы и балеты на библейские темы, то есть профанировать и опошлять саму религию. Воины Пилата, издеваясь над Христом, надели на Него багряную хламиду - плащ полководца. Современные театралы идут гораздо дальше: они хотят представить Христа в роли паяца, танцующего на сцене [6]. Стоит только вспомнить богохульную картину М. Скорсезе «Последнее искушение Христа», которая безусловно оскорбляет Господа Иисуса Христа и является экстремистской. Как известно, против показа этой киноленты выступила в свое время практически вся Греция; в акции протеста принимал участие и приснопамятный старец, ныне преподобный Паисий Святогорец. Еще примеры - кощунственное глумление над святынями в спектаклях одиозного ЛГБТ-режиссера К. Серебренникова и вышедший недавно в прокат фильм «Матильда», в котором путем чудовищней клеветы вновь очернен, теперь уже на экране, светлый образ страстотерпца Царя Николая II, а также предстоящая премьера спектакля «Нечистая сила» театра «Содружество актеров Таганки» по клеветническому роману В. Пикуля и много другое.

 

Заключение

Для приобщения детей и подростков к духовно-нравственным ценностям необходимо создание необходимых для этого условий. При организации культурно-досуговой деятельности важно совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал человека; воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения; воспитывать любовь к родному краю; формировать представления о таких понятиях, как добро и зло, стыд, совесть, прощение, примирение, милосердие, честность, доброта, любовь; формировать правильные представления о духовном мире; знакомить с произведениями иконописи, церковным пением, колокольным звоном, художественной литературой духовно-нравственного содержания.

К формам работы с детьми и подростками при организации культурно-досуговой деятельности можно отнести беседы с православными священниками, факультативные занятия по духовному воспитания, лектории для родителей с участием священника, детскую благотворительность (подарки для сирот), конкурсы рисунков к православным праздникам, чтение художественных произведений духовно-нравственного содержания, посещение музеев патриотической и нравственной направленности, продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликации, конструирование без использования языческих элементов).

Таким образом, в медленном и постепенном процессе создания в наши дни бесочеловека учреждения культуры могут и должны своей деятельностью способствовать противоположному процессу, формируя правильные традиционные ценностные ориентиры у человека, духовные созидательные начала, свободные от влияния ренессанса язычества.

 

Конец и Богу слава!

 

Источники

1.  Адливанкин И. Не участвуйте в делах тьмы. Беседа с психологом /http://verapravoslavnaya.ru/?Izyaslav_Adlivankin_Subkulmztury

2.  Антоний Великий. Духовные наставления. М., «Ковчег», 1998, С. 45.

3.  Архиеп. Макарий. Православно-догматическое богословие (репринт). М., 1993, т. 1, с. 393.

4.  Архимандрит Рафаил (Карелин). О вечном и преходящем. Москва, 2007. 208 с.

5.  Архимандрит Рафаил (Карелин). О теософии // Электронный ресурс: http://karelin-r.ru/books/info/3/index.html

6.  Архимандрит Рафаил (Карелин). Церковь и мир на пороге апокалипсиса. М., Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1999. 1999. 132 с.

7.  В.Ю. Катасонов. Знание - сила...нечистая. Часть IV. Нечистая сила как «источник знания» // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.22493, 10.09.2016 // Электронный ресурс: http://www.odigitria.by/2016/09/08/znanie-sila-nechistaya-chast-iv/

8.  Иеродиакон Иоанн (Курмояров). Как христианину праздновать Масленицу? // Электронный ресурс: http://pravlife.org/content/kak-hristianinu-prazdnovat-maslenicu

9.  Игумен N. От чего нас хотят спасти? М., Даниловский благовестник, 2001. 380 с.

10.      «Язычество в православной обертке...» // Электронный ресурс: http://pravlife.org/node/2876

11.       Иеромонах Серафим (Роуз).Воздушное царство духов // Электронный ресурс: http://simvol-veri.ru/xp/ieromonax-serafim-rouz.vozdushnoe-carstvo-duxov.html

12.      Иеродиакон Иоанн (Курмояров). Как христианину праздновать масленицу? // Электронный ресурс: http://pravlife.org/content/kak-hristianinu-prazdnovat-maslenicu

13.      Проф. Г. Гефдинг. Очерки психологии, СПб, 1898, с. 151.

14.      Св. Исаак Сирский. Слово 2

15.      Cвт. Григорий. 150 глав физических, богословских, нравственных и практических», глава 27.

16.      Святитель Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолвствующих. III, 1, 8. М., «Канон», 1995, с. 274.

17.      Святитель Игнатий Брянчанинов. Прибавление к слову о смерти. СПб., 1881, с. 182.

18.      Святитель Игнатий Брянчанинов. Слово о ангелах // Богословские труды. № 30. М., 1990. С. 305.

19.      Святитель Игнатий Брянчанинов. Собрание сочинений. Т. 3, Слово о смерти. М., 1993. С. 8-9.

20.      Свящ. Родион. Люди и демоны. Киев, 2003. 124 с.

21.      Священник Валерий Духанин. О злых духах и их влиянии на людей // Электронный ресурс: http://www.pravoslavie.ru/86755.html

22.      Статья «Масляница» // Энциклопедический словарь Брокгауза-Эфрона. Электронная версия. М.: ООО «ИДДК», 2002.

23.      Статья «Масляница» // Энциклопедия «Мифы народов мира». М.: Советская энциклопедия, 1992. Т. 2. С. 122.

24.      Статья о. Рафаила (Карелина) Оживший зверь // Электронный ресурс: http://stbasil.center/2017/03/01/ozhivshii-zver/

25.      Масленица по учению свт. Тихона Задонского // Православная Русь. 1992. №3 с.1.

 

 

Тамара Игоревна Сокольская, канд. биолог. наук, доцент, г. Липецк

Источник




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме